Primal Scream
невезуха и облом

Сегодня в мировой паутине насчитывается чуть ли не тысяча сайтов и сотня тысяч отдельных страниц, на которых можно найти словосочетание PRIMAL SCREAM. С одной стороны, убеждаешься, что Интернет -- просто большая помойка, на которой лишь изредка встречаются бриллианты. С другой, возникает подозрение, что британская группа на самом деле популярна у слушателей. Что ж, сразу разберемся с популярностью англичан. Тысячи ссылок, цитат и новостей про команду -- это не обязательно показатель любви и дань уважения талантам. Мы ведь не забыли, что речь идет о PRIMAL SCREAM, чье имя в равной степени ассоциируется с эпатажем, неустанными экспериментами, бунтарством, успехом и провалами. Как еще можно назвать низкие рейтинги и отсутствие стабильной ротации на радио и музыкальных телеканалах? Невезуха и облом -- жизненное кредо коллектива с нездоровыми амбициями и тягой к новизне.
Поводом для очередного упоминания британцев стал их новый релиз. Лето 2004 года для них ознаменовалось выходом концертного DVD “Later… Cool Britannia”. Что-то мне подсказывает, что шума вокруг нового видео много не будет. Само собой, на диск попадут лучшие песни за всю историю группы, но мало что из новых вещей способно поднять волну ажиотажа выше, чем оно случилось в начале 90-х.

Ничто не предвещало сенсации. Бывший участник JESUS & MARY CHAIN Бобби Гиллеспи собрал единомышленников и начал наяривать панк-рок. Охарактеризовать статус команды на то время можно одним словом -- бесперспективняк. Хотя Британию уже не пугала подобная музыка, а даже притягивала, коллектив Бобби влачил жалкое существование.

Немного подумав над саморазвитием, музыканты не стали изобретать велосипед и нарулили запись в стиле «роллингзов». Кому это было надо? Вопрос так и остался без ответа.

Когда до музыкантов дошло, что с таким заурядным материалом в Англии им ничего не доказать, они неожиданно обрушили на слушателей один из лучших поп-альбомов не только того времени, но чуть ли не на все времена. «Screamadelica».

Это был фурор! Альбом заставил описаться кипятком всех критиков, но вот что любопытно -- музыканты по-прежнему были не в фаворе у журналистов. Авторитетная пишущая братия с претензией на неоспоримую правоту категорично заявила, мол, этот альбом стал редким удачным исключением из заурядного творчества группы. На Бобби и его товарищей по оружию критика не возымела никакого действия. Группа развивалась уже на автопилоте, выбрав за свой главный путь -- смешение попсы и электроники, с приправой из безумных идей и анархистских наклонностей.

Далее, в свойственной для себя манере, команда решила выпустить альбом похуже, чтобы не баловать слушателя шедеврами. Выпустив диск под названием "Give Out, But Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Give Up" группа спровоцировала общественность на критику в свою сторону, а сама же проигнорировала все нападки. Можно сказать, что с той поры PRIMAL SCREAM и забили здоровый болт на всех, кроме себя любимых. Команда существовала в стороне от центральных магистралей музыкального мира, и такой расклад, по сути, никого не напрягал.

Хотя… Несмотря на то, что многие меломаны разных стран и слыхом не слышали о PRIMAL SCREAM, некоторые их превозносили, а кое-кто поносил на чем свет стоит. Восхищенные визги и снисходительные усмешки чередовались и сменяли друг друга на всем протяжении творческого генезиса банды Гиллеспи. Работы “Vanishing Point” и “Xtrmntr” кто-то привык считать лучшими после “Screamadelica”, а кое-кого они неслабо разочаровали, да так, что на группе чуть ли не поставили крест. Эх, а надо было бы… Поскольку все еще верящих в талант своих любимцев фанатов вскоре подстерег очень неприятный сюрприз под названием “Evil Heat”. PRIMAL SCREAM не прыгнули выше головы. Они не прыгнули в половину своего роста. Они плавно съехали на уровень чуть-ниже-плинтуса. Очередную пластинку музыканты разрекламировали как самую безумную, самую безудержную, самую бескомпромиссную, беспощадную и еще много «без-» и «бес-». Реклама -- двигатель торговли, поэтому диск все-таки купили. Покупатели остались обескуражены, мягко говоря… Не спасли диск ни новые идеи, ни такие личности, как: Роберт Плант, Кейт Мосс, Шилдс, Кунер, а также Уотеролл, работавший над непревзойденным компактом «Скримаделика». Снова облом? Нет, это был обломище! PRIMAL SCREAM, будто бы мало до этого утюжившие Американские Штаты, умудрились исполнить заводную песенку «Bomb The Pentagon» аккурат накануне 11 сентября, в результате чего выпуск диска в США стал так же маловероятен, как и всемирная победа коммунизма. Группу продинамили в самой денежной стране мирового шоу-биза.

Конечно, последовательности ради, надо было бы упомянуть и “Echo Dek”, фактически ре-релиз треков с альбома “Vanishing Point”… Но больше ничего примечательного по поводу сего творения сказать вряд ли удастся.

Шаг за шагом, а, может, и ползком, но группа подошла к невидимой глазу черте, когда пришла пора заработать денег на своем имени и прошлых подвигах. Собрав много песен, хороших и разных, PRIMAL SCREAM выпустили «бэст-офф-альбом» под названием «Dirty Hits». На пластинке были представлены треки, начиная от “Screamadelica” и заканчивая “Evil Heat”, но что-то не понравилось народу в этом сборнике. Какие-то нехитовые хиты, видать, попались. Группа же в очередной раз сказала, что им плевать на всех и вся, поэтому бурю в стакане поднимать не стоит. Этим релизом команда не добилась большей популярности, но явно дала понять, что никто больше в Англии не делал настолько разнообразную музыку и никто не был более смелым в экспериментах. «Мы все еще живы и мы вас достанем!» -- примерно так можно охарактеризовать смысл выпуска “Dirty Hits”.

Лето 2004 года. В ногу со временем, на волне глобальной дигитализации англичане выпускают DVD “Later… Cool Britania”. В основу видео положен концерт годичной давности, как это принято, с песнями разных лет. В некотором роде, диск можно считать вторым изданием-антологией, вроде “Dirty Hits”, но с тем существенным отличием, что теперь поклонники группы в разных частях света смогут увидеть своих кумиров на сцене (пусть даже с помощью экрана монитора или кретиноскопа). К слову, беспредельщики PRIMAL SCREAM сразу же распланировали и тур в поддержку релиза, который охватывает собой Великобританию и Испанию. Учитывая то, что кроме родных пенатов музыканты любят выступать разве что в Японии да в Штатах (если пустят), то остальному миру придется пока что довольствоваться свежеиспеченным DVD.

Подводя итог, история PRIMAL SCREAM -- одна из самых непонятых страниц в энциклопедии мировой музыки. Это страница, где в одном абзаце описаны восторг и поклонение альбому “Screamadelica” и песне “Swastika Eyes”. Во втором абзаце причудливым образом переплетены такие, отчасти малосинтезируемые, слова, как: брит-поп, рок, панк, альтернатива и эйсид-хаус. Ну а в третьем, среди потока матерщины изредка встречаются имена тех, кого именно и как далеко послал Бобби Гиллеспи с друзьями.

Несколько фактов из истории PRIMAL SCREAM:

-- Бобби Гиллеспи очень гордился своими грязными немытыми волосами… Пока не постригся;

-- Британская партия лейбористов всерьез рассматривала одну из песен PRIMAL SCREAM в качестве своего предвыборного гимна. Если бы не скандалы вокруг аполитичных (если не сказать асоциальных) музыкантов, к тому же положительно относящихся к наркотикам, то быть Гиллеспи и Ко политиками;

-- У PRIMAL SCREAM очень много друзей, начиная от Кейт Мосс, близкой подруги Бобби, заканчивая CHEMICAL BROTHERS и Робертом Плантом;

-- Книгу «Транспоттинг» написал ни кто иной, как Ирвин Уэлш, некогда участник все тех же PRIMAL SCREAM;

-- Получив «Mercury Music Prize» за альбом «Screamadelica», музыканты умудрились потерять призовой чек на 20 тысяч стерлинговых фунтов (это такие доллары, только в Англии);

-- Однажды канадские хип-хопперы SPEK решили записать трек с сэмплом из “Loaded” в исполнении PRIMAL SCREAM. Решали- решали, но так и не решились. Хотя речь и шла только о трех аккордах и одной фразе, но Бобби Гиллеспи дал отказ и канадцам и их лейблу. А потому что нефиг!


НОТ7. Статья была опубликована в номере 04 за 2004 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета