Ministry
Министерство индустриальных дел

1983. Тот год, в котором министерские двери открылись для каждого желающего. Это уже позже, в незабвенном 1984-м, по сценарию Джорджа Оруэлла, Министерство Правды начало заведовать всей информацией, руководить образованием и искусством, Министерство Мира -- заниматься войной, Министерство Любви -- поддерживать закон и порядок, а Министерство Изобилия -- отвечать за экономику. А до всех этих «миниправд, минимиров, минилюбов, минимного» существовало только одно министерство (с маленькой буквы, но стремительно превращавшейся в огромную заглавную) -- Министерство Индастриэл, оно же просто MINISTRY. Если вы до сих пор не поняли, о чем идет речь… Именно в 1983 году вышел первый из официальных двенадцати альбомов индастриэл-метал-группы MINISTRY. Новый альбом под счастливым номером 13 под названием «Houses Of The Mole» собрался появиться на свет уже в мае этого года.
Еще не успели приутихнуть страсти по поводу «Animositisomina», выпущенного на 20-летие группы, еще не забылись выступления на фестивалях и насыщенное турне прошлого года по Европе, а Al Jourgensen и его коллега Paul Barker -- оплот MINISTRY с самого основания группы -- обрадовали поклонников выходом нового альбома.

Каждый, кто следит за развитием музыки, не станет отрицать влияние, которое MINISTRY оказали на многих современных исполнителей независимой музыкальной сцены. Мощнейший ритм, жесткий металический саунд, сэмплы, риффованная молотящая гитара, брутальный вокал… В определенный момент даже начало казаться, что они просто растворились в работах своих же последователей, в сольных проектах, включая нашумевшие NAILBOMB, LARD, THE REVOLTING COCKS и др.

Сами отцы-основатели Jourgensen и Barker с готовностью признают, что многое из их творчества стало общественным достоянием. И тем не менее, как гласит запись в автобиографии на главном официальном сайте группы, «мы не останавливаемся потому, что еще можем сделать музыку, которая kicks ass. MINISTRY заслужила немало внимания от немалого количества людей, и это дает нам свободу делать вещи, которые кажутся выходящими за рамки, но которые до сих пор способны захватывать».

И вся фишка тут в том, что MINISTRY способны не только каждый раз делать абсолютно непохожие альбомы, но также открывать новые формы индастриэла. Они -- единственные, кто не боится рисковать. В общем, кто не рискует, тот сачкует. Именно поэтому сегодня в США перетягивание «одеяла» индастриэла между раскрученными MARILYN MANSON и Rob Zombie продолжается, как правило, до выхода очередного альбома MINISTRY.

А начиналось все с увлечения «постпанк-дэнсом», английской «новой волной» (WIRE, KILLING JOKE, THE SLITS и др.). На первых альбомах Эл Йоргенсен еще более-менее играл по правилам звуковой индустрии, и даже в 1986, когда вышел альбом «Twitch», гремучая звуковая смесь его стремилась быть похожей на электро-дэнс-музыку. Ситуация изменилась, как только произошла «встреча на Эльбе» с Полом Баркером.

Заглавная песня следующего альбома «The Land Of Rape And Honey» «Stigmata» по звуку не была похожа ни на что из предыдущего творчества MINISTRY, хотя лирика, вроде бы, осталась вполне неоромантической («Я смотрю в твои глаза, твои глаза пусты»). Весь же альбом звучал так, словно кто-то забивает гвозди, и не куда-нибудь, а в твою голову. Резкий голос Йоргенсена, пропущенный через эффект-процессоры, был чудовищно искажен, а монотонная ритм-секция напоминала гусеничный танк, двигающийся по линии фронта. Именно этот альбом окончательно сформировал фирменное звучание и стал сенсацией в среде любителей неортодоксального индастриэла.

Далее последовал «The Mind Is A Terrible Thing To Taste», который просто утвердил их статус. При этом нужно заметить, что и тексты, и звучание как на этом альбоме, так и на следующих, постоянно ужесточались -- дошло до того, что невозможность разобрать, о чем же они поют, что они там хотят донести миру, стала их «уникальным торговым предложением». Сам Jourgensen предлагал самостоятельно интерпретировать свою лирику, похороненную в коррозийном студийном дисторшне. Однако все это только привлекало новых сторонников.

И настоящая слава пришла с альбомом «Psalm 69». Он не имел никакого отношения к христианскому индастриэл-металу и сути псалма 69, «мы просто хотели записать альбом с гитарой, басом и ударными, мы хотели использовать разрешенное оружие для «массового уничтожения», -- говорил в свое время Jourgensen. Сингл же «Jesus Built My Hotrod», еще до выхода этого монументального проекта, стал главной клубной песней 1990 года. После чего сам альбом -- платиновым: в одной только Америке был распродан рекордный для индустриальной группы тираж в полмиллиона экземпляров.

После этого оставалось только пожинать плоды славы. Что и произошло. За десять лет группа выпустила два альбома, в принципе не открывших ничего нового, бестовый сборник и live-концерт -- в общем, занялась неспешным, размеренным шоу-бизнесом, поддержкой других проектов, появилась в фильме Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» («A.I.») и т.д. И все бы так и продолжалось, но -- «I got pissed off again!», -- объяснил Al Jourgensen. Что примерно значит: «Меня все за…ло». И тут понеслось… Альбом «Animositisomina» все вернул на круги своя. Политическая и социальная активность группы спровоцировала творческую, что в итоге вылилось в свежий, задорный, хлесткий альбом, выдержанный в настроении с трудом сдерживаемой ярости и плохо скрытого презрения. Снова сильнейший звуковой «импульс», сэмплированные гитары и бурлящий вокал. Но кроме того -- несвойственный ранее своеобразный мелодизм (!) и впервые за всю историю группы включенные в релиз тексты.

Пол Баркер в одном из интервью высказался так: «Больше всего меня интересует дурацкая политика, дурацкая ситуация, в которой мы все живем… Говоря о своей стране, я чувствую, что самое ближайшее время принесет много изменений: они назрели, наболели и сейчас грозят принести существенные сдвиги и перемены в жизнь нашего общества». На обложку поставить мертвую овцу с арабской, израильской и христианской символикой рядом -- что бы это значило? Открытое письмо в «Urban Outfitters» с заголовком «Прекратите попытки давления на активную и голосующую молодежь» -- о чем это говорит?

Вероятно, о том, что под грузом десятка альбомов Jourgensen и Paul Barker оставили кучу шрамов на куче музыкальных стилей. Но вместо того, чтобы показать всем горечь и усталость, «дуэт» нашел новую музу и снова доказал -- Министерство издает законы, оно же их может и изменить. Если захочет. Чего мы и ждем в мае 2004-го.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 03 за 2004 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета