Fear Factory Сказ о том, как не надо иногда делать

Мы обязаны FF очень многим. А уж сколько пива и водки должны проставить команде некоторые ныне чрезвычайно модные коллективы, ое-е-ей... Группа, собранная еще в 1990-м году, не то чтобы сделала там какую-нибудь революцию, переворот или стала рупором поколения -- все это удел мертвых. А FF живы, пусть и в покоцанном виде. Команда заслужила себе памятник за то, что смогла изменить отношение масс к тяжелой музыке, пусть и в отдельно взятом случае. Конек FF -- цифра, цифровой саунд, но без «соплей», какие присущи, порой, таким группам, как RAMMSTEIN (хотя той «цифры» у немцев кот наплакал...). FF могут себе позволить сделать откровенно коммерческий ход -- сыграть нарочито предсказуемо, т.е. дать возможность себя обвинить в угодничестве мэйнстриму. Но при этом на следующей песне дать волю рукам и задать металического жару, тем самым вызвав недоумение -- неужели это та же группа? Отличительный вокал фронтмена Бартона Си Белла, человека, который действительно знает, как петь (при всем моем уважении, скажем, к Чино Морено и, м-м-м, Кавалере -- список можно очень долго продолжать -- их орательные способности стоят на порядок ниже), плюс пресловутое совмещение индастриэла-нойза-метала-кора поставили коллектив на отдельное место в иерархии современных тяжелых банд. Теперь же о том, почему я озаглавил статью как «Сказ о том, как не надо делать».
Напечатанный выше абзац глаголет о том, насколько потрясны FF в любое время суток (даже в дневное). Но мы не хотим знать о наших любимцах только хорошее, нам же нужно еще и правду знать, не так ли? Как это часто бывает в музыке (и не обязательно в тяжметале), достаточно музыкантам после релиза сказать -- «вы записали самый чумовой альбом в истории музыки с тех времен, как австралопитек пропукал что-то мелодичное» – и дать денег, как для этих самых музыкантов все и кончается. Точнее, кончается для нас, слушателей. Музыканты до последнего момента ни о чем не подозревают -- а че? Бабло дали, гитары сменили, группиз помыли, да и наркоту теперь можно не прятать в сливном бачке -- звезды ведь. Как вы понимаете, все это я говорю по поводу того же «Obsolete», который до сих пор для одних -- Библия, а для других -- эпитафия замечательной лос-анджелесской группы.
В истории каждой тяжелой группы бывает момент, когда приходится (хочется?) записать что-нибудь такое, что можно будет без проблем втюхнуть. Что-нибудь такое, что можно будет каким-нибудь юнцом сыграно для восторженной прыщавой аудитории во дворике. До «Obsolete» у группы был уже диск «Soul Of New Machine», EP «Fear Is The Mind Killer» (переделка, по большому счету, дебютника) и второй номерной альбом, «Demanufacture». Все это хоть и не было в чистом видел дэзом, но, по крайней мере, на тот момент все участники группы считали себя приверженцами оного стиля. Этому способствовали корни музыкантов: Бартон ранее работал в тяжелейшей формации HATE FACE, а Дино Казарес (гитарист FF) в не жалующейся на недостаток рева группы DOUCHE LORD. Кроме этих двух у истоков создания были Рэймонд Херрера (драммер) и бас-гитарист Эндрю Шивес (последний не участвовал собственно в создании банды, он понадобился позднее, для записи «Soul Of New Machine»), также сведущие в «мясе».
Итак, они начинали тяжело. Тяжело музыкально. Это потом уже были первые попытки «выбиться в люди», иными словами говоря, -- найти свой собственный звук. Сие есть добро, конечно. Но в итоге группа поменялась в корне. В новое тысячелетие FF были уже «мультиплатиновыми», «ути-пути-миллионными». Черт его знает. Мне лично намного больше симпатизируют именно такие, «тяж-мет-электронные» FF, нежели долбежные демоны, выворачивающие до предела ручку «громкость». Но, к сожалению (?), Бартону ситуация вокруг «звездности» FF перестала нравиться. И началось, хотя, поначалу ничто не предвещало беды.
Первые отзвуки грядущих «внутрибандовых» войн стали появляться где-то в конце 2000-го года. Бартон ходил хмурый, на концертах «пел для себя любимого» (к примеру, мало прислушивался к тому, в каком темпе играют музыканты, иногда пропускал строчки, в общем, делал все, чтобы позлить своих коллег)... но мало кто понимал, насколько все это серьезно. «Дурака валяет, елки-палки», -- думали фэны. Елки и, тем паче, палки, закончились тогда, когда в марте 2002-го года Бартон заявил о своем нежелании более работать с FF. Известно, что сам Бартон не является в полном смысле слова центральной фигурой в группе. Костяк -- это Казарес и Херрера. И именно они стояли как у истоков создания коллектива, так и у его, как бы это сказать, «звуковой переориентации», и именно они стояли у истоков фактического развала FF. Бартон до последнего момента был в стороне, наблюдая за тем, как грызутся между собой Казарес и Херрера. Но, в конце концов, дошла очередь и до него -- Дино вдруг ополчился и на вокалиста группы. К тому времени Бартон сам мучительно думал насчет того, что же ему не нравится в команде – вроде, как и долгожданная слава, и общемировое уважение и почитание... но все равно что-то не то. Но когда Казарес стал «доставать» его самого, все стало на свои места -- «ребята зажрались и с жиру бесятся» (последнее в первую очередь относится в Дино, чей вес давно стал притчей во языцех). Короче, Бартон взял да и ушел к GEEZER (правда, зачем он это сделал, до сих пор непонятно). Что до остальных, то грызня продолжалась. Что было дальше? А дальше подключилась пресса.
Естественно, всех интересовало, что же случилось с такой перспективной, корректной, форматной, не скандальной (в общем-то), командой. Точки расставлять пришлось мсье Бартону, которой отпостил на официальном сайте коллектива истинные причины его ухода из группы. Дословно: «В субботу, второго марта 2002 года, я встретился со всеми членами FEAR FACTORY. На этой встрече я рассказал о своих личных ощущениях, касающихся нынешней ситуации в группе. Довольно долгое время меня не устраивали как взаимоотношения в группе, так и наши финансовые дела, и это ограничивало меня в творчестве. После долгих размышлений я решил, что лучшим возможным вариантом, который бы меня устроил, будет уход из группы. Это не капризный уход в неизвестное, это то, о чем я долго думал. Я держал свои чувства и мысли внутри, пока не стало очевидным, что эти отношения бесполезны для меня как для артиста. Это решение было неожиданным для большинства моих знакомых. Мы пережили вместе много хорошего и много плохого за эти 12 лет, но я ни о чем не жалею. Я искал в себе всевозможные варианты, решаясь на это, и я чувствую, что для меня и моего роста как артиста продвижение вперед -- лучшее возможное решение. Я хотел бы пожелать ребятам удачи во всех их будущих начинаниях. Я буду скучать по фанатам и хочу поблагодарить их за поддержку в течение всех этих лет». Если коллеги по металу отнеслись к словам своего сокашника довольно болезненно (больше всех сокрушался Макс Кавалера, который являлся давнишним поклонником FF), то остальные «фабриканты» даже бровью не повели. Да это и понятно -- в последние месяцы Бартон давал прекрасно понять, что он вряд ли захочет продолжать работу в FF. Дальше начинается самое интересное.
Прошло время. Развал FF перестал быть в центре внимания прессы. Журналистов теперь больше интересовало, что же будет дальше с участниками группы, смогут ли они найти общий язык и отыскать замену Беллу. Некоторое время все оставалось как есть. Дино Казарес занимался тем, что судился с Реймондом Херрерой за право называть свою группу FEAR FACTORY, Кристиан Олд Уолберс (басист) куда-то пропал, так и не добившись результатов от сотрудничества с Реймондом в проекте KUSH. Что же до Белла, то тот стал работать с различными коллективами, впрочем, нигде особенно не задерживаясь. Словно ждал чего-то. И, как выяснилось, кое-чего он дождался.
Несмотря на все разлады в группе, руководству лейбла Roadrunner плевать было на все. Команда «задолжала» один номерной альбом, и этот факт висел над музыкантами как Дамоклов меч. Как ни странно, но в итоге бывшие смертельные враги нашли в себе силы примириться. Как бы на время. В итоге в июне 2002-го выходит «Concrete», набор песен группы еще 1991-го года разлива. Этот релиз доказал младым фэнам банды, что на самом-то деле FF начинали с жестокого дэза, а вся сладость и форматность нынешних FF пришла значительно позже. Все архивные песни требовали перезаписи и вообще довольно внушительной работы, дабы не выглядеть архаично в нынешнее время. И Бартон Си Белл (вокал), Раймонд Херрера (барабаны) и Кристиан Олд Уолберс смогли выполнить свои обязательства перед лейблом. И даже больше того -- вновь стать полноценным коллективом. Как видите, в списке участвовавших в записи «Concrete» нет Казареса -- но это и не удивительно, т.к. парниша умудрился поссориться вообще со всеми, включая даже Roadrunner. В конечном итоге Дино был послан нах, и сейчас даже непонятно, где эта рожа играет. Пути его затерялись, короче.
После выхода «Concrete», казалось, что теперь-то «фф»’цам можно со спокойной совестью нагавкать друг на друга и разбежаться. Не тут-то было! Музыканты неожиданно поняли, что могут работать и дальше. Результат -- новый (правда, ремиксовый) альбом «Archetype». И если все будет хорошо, и погода будет благоприятствовать, FEAR FACTORY продолжат свое нелегкое дело. Но, конечно, в том случае, ежели они не надумают вернуть к себе Казареса.
НОТ7. Статья была опубликована в номере 03 за 2004 год в рубрике НОТ7