Софикс, Александр
лечение музой

Имя этого человека сейчас хорошо известно, главным образом потому, что Софикс из тех творческих личностей, которые привлекают к себе внимание в первую очередь уникальностью своего таланта. О дебютном сольном альбоме музыканта, о его планах, о роли медицины в музыке и пойдет речь в предлагаемом вам интервью.
— На вашем сайте много говорится о том, что ваша музыка обладает психотерапевтическими свойствами. Можете ли вы пояснить читателям "Музыкальной газеты", к каким результатам приведет прослушивание вашего альбома "Музыка для размышлений"? В последнее время СМИ учат нас не доверять нетрадиционной медицине...
— Я думаю, вы согласитесь со мной, если я скажу, что вся музыка обладает психотерапевтическими свойствами, только от одной музыки человек сходит с ума и саморазрушается, а от другой — наоборот, способен исцеляться и самовосстанавливаться.
Что касается доверия к нетрадиционной медицине, то, как раз-таки и наоборот: миллионы алкоголиков и наркоманов прибегают к услугам представителей нетрадиционных методов лечения, так как традиционная медицина бессильна!
Ну а если по существу, действительно, сейчас в мире получило очень сильное развитие такое направление в психологии, как музыкотерапия, хотя существует оно уже давно. Еще в древних Египте и Греции люди использовали звуки музыки в целебных целях. Современные ученые подтвердили тот факт, что 90% сердечно-сосудистых заболеваний, расстройств психики и депрессию можно излечить с помощью музыки, что с успехом практикуется сейчас в мире. Я же делю музыку, используемую врачами, на две части — это художественная и специальная. Художественная — та, которая создавалась на протяжении веков и в наше время непредвзято и откровенно, что называется от души, разными людьми и народностями. Специальная — это та, которая создается в современных лабораториях на современном оборудовании, где учитывается множество всевозможных факторов и особенностей. С опаской можно относиться к специальной музыке, что вполне естественно для логики любого человека. Но как можно бояться слушать музыкальные шедевры Моцарта, Баха, Бетховена или Чайковского, произведения которых используют те же самые врачи. И, конечно же, существуют современные композиторы, музыка которых тоже признана многими слушателями.
Мой альбом "Музыка для размышлений" также является художественным, и для меня было большим сюрпризом известие о том, что мою музыку используют врачи-психотерапевты. Сейчас мы сотрудничаем со многими медицинскими центрами и центрами здоровья в Беларуси и России, в том числе и такими известными, как центр "Разумный путь" Александра Свияша и "Институт самовосстановления человека" академика Норбекова. Так что — слушайте на здоровье.

— Молодым барабанщикам (да и не только молодым), конечно, будет очень любопытно узнать, что собой представляет ваша "Система насыщенной игры"? Можете ли вы назвать главные плюсы и отличия вашей системы по сравнению с другими школами?
— "Система насыщенной игры" на ударной установке позволяет в максимальной степени развить исполнительские возможности барабанщиков и сделать игру на барабанах наиболее красочной и привлекательной. Естественно, в мире есть множество школ и пособий, призванных осуществлять то же самое. Но наиболее яркие школы отличаются своей оригинальностью и индивидуальной манерой исполнения музыканта. Именно манерность исполнения, выраженная всевозможными характерными приемами игры, определяет оригинальность каждого музыканта. В этом, на мой взгляд, и есть основная причина такого многообразия.
Моя система игры также имеет свои особенности и индивидуальные качества, что и позволяет мне дальше развивать ее и показывать людям.

— Если человек является ударником, логично предположить, что его проекты так или иначе будут связаны с барабанной установкой. Вы уже выпустили музыкальный видеофильм "Музыка гор и водопадов" — своеобразное наглядное пособие для начинающих — планируется ли к выходу продолжение?
— Да, сейчас готовятся к изданию сразу два альбома исключительно барабанной музыки, и, надеюсь, скоро вы их услышите. На этих альбомах слушатели смогут услышать игру на ударной установке и в частности мою "Систему насыщенной игры".
Кроме этого готовится к изданию книга о барабанном искусстве, которую можно охарактеризовать как "философские размышления о том, как рождается музыка и какие ощущения переживает человек в такие моменты". Думаю, книга будет интересна не только барабанщикам.
И самое главное это то, что сейчас мы разрабатываем проект создания стационарной школы игры на барабанах под моим руководством, где все желающие смогут обучаться игре на ударной установке. Располагаться она будет в трех городах — Москва, Минск и Гомель.

— Как случилось так, что вы, профессиональный барабанщик, автор уникальной в своем роде школы игры на ударной установке, записали альбом инструментальной музыки в духе Жана-Мишеля Жарра и Вангелиса?
— Такое часто случается. Например, Фил Коллинз, очень уважаемый барабанщик, или Чик Кориа, всем известный композитор, клавишник, но одновременно и неплохой барабанщик. Музыка Майкла Джексона на 70% состоит из ритма, и пишут ее сразу несколько барабанщиков, а легенда гитарного мира Стив Ваи, будучи неизвестным, сочинял для Фрэнка Заппы барабанные полиритмические ритм-секции.
Да, я начинал с изучения барабанной техники и должен сказать, что ритм мне очень помог и лично я сам могу рассматривать ритм отдельно, как отдельный урок, например, это для меня целый мир, относительно другой. Ну а если спроецировать данный вопрос на музыку вообще, то я уже не склонен делить ее на ритм и аккорды, настоящая музыка — это настолько тонкий механизм, где просто невозможно взять и написать аккорды, а потом подставить туда ритм или барабаны. Я так не считаю, все сочиняется практически одновременно, все может поддерживать друг друга, ритм мелодию или наоборот. Скажем, если условно поделить композицию на ритм и мелодию с гармонией, то все это должно рождаться уже изначально одновременно, друг друга учитывая, в тесном переплетении и взаимодействии, подобно сложному организму, где все учтено и самые маленькие мелочи имеют очень большое значение. И, конечно же, данные конфигурации звуков должны подразумевать естественным образом внутренний подсознательный базис, который сконцентрирован у конкретного композитора, пишущего музыку.

— Альбом "Музыка для размышлений" является вашим первым опытом работы в стиле new age?
— Да, это моя первая работа подобного рода, так называемый дебютный сольный альбом.

— Говоря о барабанных изысках, сразу вспоминаются DRUM ECSTASY. Что вы можете сказать об этих популярных в Беларуси (и не только) музыкантах?
— Да, я слышал об этой группе, но, к сожалению не знаком толком с их творчеством, как-то видел небольшой сюжет о них. Очень приятно, что есть люди, которые популяризируют барабанное искусство.

— В чем заключалась роль вашего коллеги из Дании, Майкла Скотта, при подготовке альбома?
— Моя жизнь полна всяческих случайных закономерностей, и знакомство с Майклом Скоттом одна из них. Мы познакомились как раз в тот момент, когда альбом был готов, и Майкл очень проникся этой музыкой, после чего предложил выпустить партию компакт-дисков у себя дома в Дании. Так и получилось, но самое главное то, что он сильно меня вдохновил на дальнейшие действия, мне было, конечно же, очень приятно. По сути, это было первое признание моего творчества совсем посторонним человеком.

— Раньше вас можно было заметить в рядах рок-групп. К примеру, в ГАЛЕРЕИ СНОВ, однако сейчас вы известны как сольный артист. Тем не менее, сотрудничаете ли вы сейчас с кем-либо? Продолжаете ли работу с тем же КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ? И оставили ли вы рок-музыку в целом?
— Я много работал с людьми, но всегда уделял время и своим индивидуальным занятиям. Сейчас в основном тружусь сольно, и это вполне устраивает меня. Нравится то, что я сам все контролирую, за все отвечаю и, самое главное, синтезаторы никогда не опаздывают на занятия и не напиваются. Что же касается продвижения моей продукции в мир, тут помогает краси-вая и обаятельная девушка Татьяна Казубанова, она выполняет роль моего представителя и специалиста по связям с общественностью.
Если говорить о рок-музыке, то я не стремлюсь ее играть целенаправленно, но и не исключаю такой возможности, если это будет действительно красиво. Что касается группы КНЯЗЬ МЫШКИН, то мы поддерживаем самые дружеские отношения и даже кое-что замышляем…

— И последнее. Ваши планы на будущее? К примеру, можно ли будет услышать вашу программу непосредственно на концерте?
— Как я уже говорил, готовится к изданию серия барабанной музыки и книга о барабанном искусстве. Но кроме этого идет работа над записью очередного клавишного альбома, причем это будет акустический альбом фортепианной музыки собственного сочинения и исполнения. Этим альбомом мы хотим также открыть своего рода серию работ, сыгранных исключительно на фортепиано и, конечно же, без слов.
Идет работа над созданием нового сайта. Сайт www.sophiex.narod.ru будет заменен на более информативный и, надеюсь, привлекательный, где будет множество самой разной информации обо мне и моих работах, а также полезной информации из мира психологии и музыки.
О концертах пока ничего сказать не могу, хотя желание такое, конечно же, есть.
Больше всего на свете хочу сделать здесь у нас в Беларуси шикарный, потрясающий концерт. Сделать то, чего еще не делал никто. Хочу показать нашим людям другой мир, то, чего они не знают. У меня даже есть несколько вариантов того, как это будет проходить — в зависимости от средств, потребностей. С этим концертом, шоу, своей музыкой я бы объехал все города нашей замечательной, красивой европейской страны, и всем-всем людям мы бы показали то, о чем они сами где-то в глубине души мечтают, даже не осознавая того. Хочу, чтобы все люди были по-настоящему счастливы. И очень хочу сделать все, что только можно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета