Войтюшкевич, Дмитрий “Главное, Жить В… Хайфе!”
Белорусский музыкант Дмитрий Войтюшкевич уверен в том, что один голос услышат быстрее, чем миллион голосов. Подтверждением тому можно считать полный аншлаг на презентации его нового альбома "Паравiны году" на стихи белорусского поэта Алеся Камоцкого. Песни из него уже исполнялись на концертах WZ-ORKIESTRA, и они нашли своего слушателя еще до официального выхода альбома. Такого эстетского и чувственного современного альбома у нас не было. Войтюшкевич сумел в очередной раз сделать эксклюзивный проект. С чем нас всех можно поздравить. В данном случае Дмитрий попробовал себя и в качестве продюсера альбома. Еще один новый опыт для музыканта, судя по всему, оказался успешным.
— Дима, ты доволен своим продюсерством этого альбома?
— Мое продюсерство локальное. Оно меня вполне устраивает в рамках нашей страны. Пока нет такого человека, с которым я мог бы работать в этом направлении. Нет такого продюсера, как Женя Колмыков… и чтобы он меня любил, как Михалка.
— Какие интересные творческие события происходили у тебя в этом году, может, были открытия?
— Ощущается какой-то момент подъема, прогрессии. Есть ощущение того, что на меня что-то сваливается… не знаю, что это — популярность, массовость. Пока я в это не верю, может быть, никогда не поверю. Год сложился удачно, дико трудно, он очень тяжелый во всех отношениях, и по творческим нюансам, и каким-то внутренним. Но все, что я хотел сделать, я сделал. Вышел альбом, он получился таким, как я хотел. Работа над "Маяковским" уже закончена. Это тема вечная, и здесь торопиться не стоит. Будут задействованы прогрессивные московские силы, соответственно — паблик релейшн на уровне. Нужна подготовленная команда для того, чтобы его продвинуть, продать и раскрутить, нужна какая-то команда идеологизированная в этой культуре. Нужно создать моду или хотя бы определить нашего слушателя. И мне нравится "Маяковский", он такой солидный получается, мне стыдно за него не будет…
Есть сложившийся образ, как Гарик Сукачев или Баширов, который говорит: "Да ложил я на вас всех с прибором". В Польше есть Казик, у нас Лявон Вольский. Эти персонажи уже как-то определили свою позицию. Или, например, Саша Куллинкович — это сложившийся персонаж, со своей позицией, со своей грустью, меланхолией, неприятием чего-то. Так же Маяковский. Кстати, Куллинкович очень хорошо подошел бы на роль Маяковского, он такой мод, транжир… (смеется) Вот Баширов по образу — он такой придурок, но придурок веселый, оторванный от мира.
Главное, чтобы человек чувствовал, что ты что-то хочешь сказать, чтобы ты знал больше, чем зритель, шел на несколько шагов вперед. Тогда зритель тебе поверит, он будет провоцировать тебя на эти ответы, говорить: ну, вообще, мне альбом не понравился, но что-то в этих песнях есть.
Я связался с Маяковским и пришел к проблеме одиночества. Про нее мало говорят, хотя тысячи лет пишутся стихи о любви, об одиночестве, о ненужности, о бренности всего, о бессмысленности жизни человека, о бессмысленности выпуска новых пластинок, новых машин. И все равно люди пишут новые песни. Это закон жизни. Просто нужно научится владеть гармонией внутри себя. Искать.
— И ты тоже размышляешь на такие грустные темы: о бессмысленности выпуска альбомов?
— Я думаю об этом. Потому что, естественно, хочется большего. Но я понимаю, что если ты что-то выпускаешь, это хорошо. Есть исторические примеры, тот же Маяковский: после полных залов, интереса молодежи друзья и соратники постепенно начали от него отказываться, потому что он где-то перегибал палку. Есть масса примеров, когда человек боится популярности, потом он ее достигает, и она становится на фиг ему не нужна. Ему, оказывается, было нужно не то. Потому что "все меньше любится, все меньше дерзается, лоб мой время с разбега крушит, приходит старейшая из амортизаций, амортизация сердца и души". На каждом этапе нужно найти нужное положение, чтобы не было этого постоянного чувства депрессии. А это работа, сам процесс. Не финал — концерт.
— "Паравiны году" можно считать альбомом авторской песни?
— Нет, ну если я автор, то естественно, но Юрий Антонов тоже автор, понимаешь. Мне вообще странно это… я в "МГ" под рубрикой авторская песня… И я не пишу сейчас проекты под "Коронацию", последний альбом "Паравiны году" совершенно не для нее по принятым критериям. "Баллады" я не писал под "Коронацию". Конечно же, тешит мое самолюбие то, что я пишу свое, отличающееся от многих музыкантов. Направление такое в музыке, естественно, есть. Но есть где-то независимо наблюдательное состояние сверху, оно меня тешит. Вообще, глупо писать проект под какую-то награду. Есть свои слушатели, на последнем концерте был полный зал. Мне было жутко волнительно. Почему? Я боялся забыть слова… Слово в стихотворении — это немножко другой смысл. В фольклорном направлении, нисколько не занижая значения слова, но там есть много других символов. Поэтому можно за счет оригинальности и каких-то других нюансов выкрутиться. А тут, кроме того, что есть стихотворение, есть отношение к этому стихотворению. И очень важно показать и донести его правильно. Поэтому сейчас я не пью пятьдесят грамм перед выходом на сцену... Лучше пусть у меня связки сядут, чем я буду думать, вспоминать слова... Но есть масса артистов, например, Бутусов, который выступает с пюпитром, все думают, что там ноты, а там тексты.
— Тебе уже говорили о том, что этот альбом и "Маяковский" в чем-то очень напоминают Пьяцолу…
— Мне тоже напоминают. Но это естественно. Потому что Саша Шувалов, хороший аккордеонист, баянист, он любит Пьяцолу. И естественно, что какие-то нюансы могут быть. Это часто бывает в музыке, когда ты пользуешься разными средствами в разных стилях и направлениях. В литературе тоже это бывает, просто про нее мало кто может сказать на высоком уровне. А про футбол и про музыку у нас любят говорить все. А это плагиат!! Хотя композитор иногда специально идет на этот шаг. Я очень не люблю музыкальные цитаты. За что мне не нравится КРАМБАМБУЛЯ, там очень много конкретных цитат. При всей моей любви и уважении к Лявону Вольскому и всем остальным. Я считаю, что если ты пишешь музыку, то можно на это настроение написать свои мелодии. На "Утомленные солнцем" или "Бессаме мучо" — запросто. Это творчество.
— Премьера нового альбома была в Польше?
— Была премьера в Польше, и не одна, а три. Был прямой эфир на "Радио Белосток". Потом был концерт на фестивале "Бардовская осень". И был концерт в Черемше. У них государство выделяет деньги на развитие их национальных меньшинств, развитие культуры, для того, чтобы народ, грубо говоря, не спился, был при деле.
— Не пора ли сделать тебе, как исполнителю, промо-кампанию?
— Я старый стал, наверное, раньше дико хотелось. Думаю об этом сейчас. Иногда я в это не верю. Есть несколько подходов. Можно просто найти деньги и сделать промо-кампанию. Но даже если она будет красивой, зритель все равно тебе не поверит, значит — есть какая-то маленькая проблема в тебе. Последний концерт был практически без промо, не было рекламы. А были только эфиры, любовь зрителей. Меня больше привлекает закрытость пока. Всему свое время. Я знаю, кто может сделать качественные снимки, качественный дизайн, я пока не знаю, кто в Беларуси может сделать качественную промо-кампанию.
— Новых задумок много?
— Есть идеи двух совместных белорусско-польских проектов. Один — цыганский, "Падарожжа из Познани в Крым" с квартетом ЙОРГИ — это известная польская группа, уже двадцать лет на сцене. Они играют инструментальную музыку, этно, от Балкан — до цыганщины, очень хорошие персонажи. Еще есть недавно родившийся совместный проект с коллективом ЧЕРЕМШИНА из Польши. Они играют веселую народную музыку, только по-своему. Они считаются единственным коллективом из деревни, который выбился в эту польскую world-music-культуру. Есть еще идея сделать еврейский альбом на стихи поэтов-евреев из Беларуси с коллективом КРОКИ (они делали саундтрек к фильму "Список Шиндлера"). Но я не собираюсь делать пять проектов сразу, это точно. С ЧЕРЕМШИНОЙ есть вариант частично повторить "Баллады", что-то, что было написано для KRIWI. Я выступаю в роли исполнителя, а они выступают в роли такого веселого бэнда.
Белорусский проект будет на прозу-поэзию одного белорусского авторитетного писателя. Он даже об этом не знает. Он отец известного белорусского продюсера.
— Орлов..?
— …Да. Я прочитал книжечку, и мне очень понравилось. Не знаю, что из этого получится. Конечно, хочется сделать что-то тяжелое. Но опять же — свое, с отличительным звуком. Есть идея сделать бардовский альбом, перепеть по две песни шести известных белорусских бардов. Или — как совместный музыкальный проект, чтобы сильно не напрягаться.
Написаны стихи к "Цацачнай краме-2" — блокбастер. Я думаю над образами, над исполнителями. Может быть, нужно отойти в сторону и выступить в роли артистического опекуна, продюсера… Но мне Глобус сказал, что проекты писать нужно десятилетиями. Но это очень тяжело, потому что если ты уж задумаешь какую-то идею, то она нужна сейчас. Есть проекты, которые формируются и формируются, а потом складываются.
Если говорить про проект "Маяковский", то мне кажется, основная его заслуга в том, что он сломал штампы. Если будет сломан штамп по отдельным эстрадным белорусским исполнителям — это замечательно. Главное, жить в... Хайфе, как говорит мой друг Попов.
— Открытия какие-то были для тебя в этом году?
— Я рад за Славу Кореня. Последний альбом ULIS мне очень понравился.
— Пожелай, пожалуйста, нам всем чего-нибудь хорошего…
— Оптимизма и позитива желаю всем. Слушать много разной музыки, не зацикливаться только на КИШ и N.R.M., ведь очень много хорошей музыки есть везде, нужно только поискать…Читать много хорошей литературы, не носить серую одежду, носить разноцветную, одеваться в яркие цвета…
— Дима, ты доволен своим продюсерством этого альбома?
— Мое продюсерство локальное. Оно меня вполне устраивает в рамках нашей страны. Пока нет такого человека, с которым я мог бы работать в этом направлении. Нет такого продюсера, как Женя Колмыков… и чтобы он меня любил, как Михалка.
— Какие интересные творческие события происходили у тебя в этом году, может, были открытия?
— Ощущается какой-то момент подъема, прогрессии. Есть ощущение того, что на меня что-то сваливается… не знаю, что это — популярность, массовость. Пока я в это не верю, может быть, никогда не поверю. Год сложился удачно, дико трудно, он очень тяжелый во всех отношениях, и по творческим нюансам, и каким-то внутренним. Но все, что я хотел сделать, я сделал. Вышел альбом, он получился таким, как я хотел. Работа над "Маяковским" уже закончена. Это тема вечная, и здесь торопиться не стоит. Будут задействованы прогрессивные московские силы, соответственно — паблик релейшн на уровне. Нужна подготовленная команда для того, чтобы его продвинуть, продать и раскрутить, нужна какая-то команда идеологизированная в этой культуре. Нужно создать моду или хотя бы определить нашего слушателя. И мне нравится "Маяковский", он такой солидный получается, мне стыдно за него не будет…
Есть сложившийся образ, как Гарик Сукачев или Баширов, который говорит: "Да ложил я на вас всех с прибором". В Польше есть Казик, у нас Лявон Вольский. Эти персонажи уже как-то определили свою позицию. Или, например, Саша Куллинкович — это сложившийся персонаж, со своей позицией, со своей грустью, меланхолией, неприятием чего-то. Так же Маяковский. Кстати, Куллинкович очень хорошо подошел бы на роль Маяковского, он такой мод, транжир… (смеется) Вот Баширов по образу — он такой придурок, но придурок веселый, оторванный от мира.
Главное, чтобы человек чувствовал, что ты что-то хочешь сказать, чтобы ты знал больше, чем зритель, шел на несколько шагов вперед. Тогда зритель тебе поверит, он будет провоцировать тебя на эти ответы, говорить: ну, вообще, мне альбом не понравился, но что-то в этих песнях есть.
Я связался с Маяковским и пришел к проблеме одиночества. Про нее мало говорят, хотя тысячи лет пишутся стихи о любви, об одиночестве, о ненужности, о бренности всего, о бессмысленности жизни человека, о бессмысленности выпуска новых пластинок, новых машин. И все равно люди пишут новые песни. Это закон жизни. Просто нужно научится владеть гармонией внутри себя. Искать.
— И ты тоже размышляешь на такие грустные темы: о бессмысленности выпуска альбомов?
— Я думаю об этом. Потому что, естественно, хочется большего. Но я понимаю, что если ты что-то выпускаешь, это хорошо. Есть исторические примеры, тот же Маяковский: после полных залов, интереса молодежи друзья и соратники постепенно начали от него отказываться, потому что он где-то перегибал палку. Есть масса примеров, когда человек боится популярности, потом он ее достигает, и она становится на фиг ему не нужна. Ему, оказывается, было нужно не то. Потому что "все меньше любится, все меньше дерзается, лоб мой время с разбега крушит, приходит старейшая из амортизаций, амортизация сердца и души". На каждом этапе нужно найти нужное положение, чтобы не было этого постоянного чувства депрессии. А это работа, сам процесс. Не финал — концерт.
— "Паравiны году" можно считать альбомом авторской песни?
— Нет, ну если я автор, то естественно, но Юрий Антонов тоже автор, понимаешь. Мне вообще странно это… я в "МГ" под рубрикой авторская песня… И я не пишу сейчас проекты под "Коронацию", последний альбом "Паравiны году" совершенно не для нее по принятым критериям. "Баллады" я не писал под "Коронацию". Конечно же, тешит мое самолюбие то, что я пишу свое, отличающееся от многих музыкантов. Направление такое в музыке, естественно, есть. Но есть где-то независимо наблюдательное состояние сверху, оно меня тешит. Вообще, глупо писать проект под какую-то награду. Есть свои слушатели, на последнем концерте был полный зал. Мне было жутко волнительно. Почему? Я боялся забыть слова… Слово в стихотворении — это немножко другой смысл. В фольклорном направлении, нисколько не занижая значения слова, но там есть много других символов. Поэтому можно за счет оригинальности и каких-то других нюансов выкрутиться. А тут, кроме того, что есть стихотворение, есть отношение к этому стихотворению. И очень важно показать и донести его правильно. Поэтому сейчас я не пью пятьдесят грамм перед выходом на сцену... Лучше пусть у меня связки сядут, чем я буду думать, вспоминать слова... Но есть масса артистов, например, Бутусов, который выступает с пюпитром, все думают, что там ноты, а там тексты.
— Тебе уже говорили о том, что этот альбом и "Маяковский" в чем-то очень напоминают Пьяцолу…
— Мне тоже напоминают. Но это естественно. Потому что Саша Шувалов, хороший аккордеонист, баянист, он любит Пьяцолу. И естественно, что какие-то нюансы могут быть. Это часто бывает в музыке, когда ты пользуешься разными средствами в разных стилях и направлениях. В литературе тоже это бывает, просто про нее мало кто может сказать на высоком уровне. А про футбол и про музыку у нас любят говорить все. А это плагиат!! Хотя композитор иногда специально идет на этот шаг. Я очень не люблю музыкальные цитаты. За что мне не нравится КРАМБАМБУЛЯ, там очень много конкретных цитат. При всей моей любви и уважении к Лявону Вольскому и всем остальным. Я считаю, что если ты пишешь музыку, то можно на это настроение написать свои мелодии. На "Утомленные солнцем" или "Бессаме мучо" — запросто. Это творчество.
— Премьера нового альбома была в Польше?
— Была премьера в Польше, и не одна, а три. Был прямой эфир на "Радио Белосток". Потом был концерт на фестивале "Бардовская осень". И был концерт в Черемше. У них государство выделяет деньги на развитие их национальных меньшинств, развитие культуры, для того, чтобы народ, грубо говоря, не спился, был при деле.
— Не пора ли сделать тебе, как исполнителю, промо-кампанию?
— Я старый стал, наверное, раньше дико хотелось. Думаю об этом сейчас. Иногда я в это не верю. Есть несколько подходов. Можно просто найти деньги и сделать промо-кампанию. Но даже если она будет красивой, зритель все равно тебе не поверит, значит — есть какая-то маленькая проблема в тебе. Последний концерт был практически без промо, не было рекламы. А были только эфиры, любовь зрителей. Меня больше привлекает закрытость пока. Всему свое время. Я знаю, кто может сделать качественные снимки, качественный дизайн, я пока не знаю, кто в Беларуси может сделать качественную промо-кампанию.
— Новых задумок много?
— Есть идеи двух совместных белорусско-польских проектов. Один — цыганский, "Падарожжа из Познани в Крым" с квартетом ЙОРГИ — это известная польская группа, уже двадцать лет на сцене. Они играют инструментальную музыку, этно, от Балкан — до цыганщины, очень хорошие персонажи. Еще есть недавно родившийся совместный проект с коллективом ЧЕРЕМШИНА из Польши. Они играют веселую народную музыку, только по-своему. Они считаются единственным коллективом из деревни, который выбился в эту польскую world-music-культуру. Есть еще идея сделать еврейский альбом на стихи поэтов-евреев из Беларуси с коллективом КРОКИ (они делали саундтрек к фильму "Список Шиндлера"). Но я не собираюсь делать пять проектов сразу, это точно. С ЧЕРЕМШИНОЙ есть вариант частично повторить "Баллады", что-то, что было написано для KRIWI. Я выступаю в роли исполнителя, а они выступают в роли такого веселого бэнда.
Белорусский проект будет на прозу-поэзию одного белорусского авторитетного писателя. Он даже об этом не знает. Он отец известного белорусского продюсера.
— Орлов..?
— …Да. Я прочитал книжечку, и мне очень понравилось. Не знаю, что из этого получится. Конечно, хочется сделать что-то тяжелое. Но опять же — свое, с отличительным звуком. Есть идея сделать бардовский альбом, перепеть по две песни шести известных белорусских бардов. Или — как совместный музыкальный проект, чтобы сильно не напрягаться.
Написаны стихи к "Цацачнай краме-2" — блокбастер. Я думаю над образами, над исполнителями. Может быть, нужно отойти в сторону и выступить в роли артистического опекуна, продюсера… Но мне Глобус сказал, что проекты писать нужно десятилетиями. Но это очень тяжело, потому что если ты уж задумаешь какую-то идею, то она нужна сейчас. Есть проекты, которые формируются и формируются, а потом складываются.
Если говорить про проект "Маяковский", то мне кажется, основная его заслуга в том, что он сломал штампы. Если будет сломан штамп по отдельным эстрадным белорусским исполнителям — это замечательно. Главное, жить в... Хайфе, как говорит мой друг Попов.
— Открытия какие-то были для тебя в этом году?
— Я рад за Славу Кореня. Последний альбом ULIS мне очень понравился.
— Пожелай, пожалуйста, нам всем чего-нибудь хорошего…
— Оптимизма и позитива желаю всем. Слушать много разной музыки, не зацикливаться только на КИШ и N.R.M., ведь очень много хорошей музыки есть везде, нужно только поискать…Читать много хорошей литературы, не носить серую одежду, носить разноцветную, одеваться в яркие цвета…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике музыкальная газета