Белорусский Видеоклип КЛИПЕР: Белорусский видеоклип: дискуссия
КЛИПЕР: Белорусский видеоклип: дискуссия1. Видеоклип — это видеоряд. Об остальном не углубляясь
Видеоклип — один из молодых жанров искусства, в котором каждый пишет законы сам для себя. Те, кого слово "ротация" не греет, могут даже не равняться на всякие там форматы и общественное мнение. Но все остальные — будьте добры наполнять клипы тем, чем принято. "Кем принято?!" — спросите вы. Ведь не так давно мы заметили, что в узкой области клипмейкерства каждый сам себе Государственная дума. Здравым смыслом, ответим мы, вдумываясь в понятие видеоклипа. Здесь мы попытаемся дать белорусскому клипу определение. Определим, что в клипе обязательно есть, а чего быть не должно. Результат не будет длинным и нудным (вот увидите, в следующем абзаце мы вообще уложимся в три слова!). Ведь чем определение короче, тем легче дышится режиссеру, тем меньше правил ему приходится соблюдать. А режиссеры — практики клипмейкерства — любят дышать легко. Значит, длинных и нудных определений не используют.
Более общим по отношению к видеоклипу является понятие видеоряда. Это набор последовательно сменяющихся кадров. Видеоклип — это видеоряд. Разовьем это лаконичное определение: видеоклип — это короткометражный видеоряд, сопровождающий звуковую дорожку. Теперь клип легко можно отличить от кинофильма. Но дальше возможны варианты.
Уже с тем, что клип — это видеоряд, направленный от начала к концу, можно спорить. Линейная структура проста и оптимальна для восприятия не отягченного излишним интеллектом человека. Называя ее простой, мы не утверждаем, что такой клип снять проще, чем ролик с более сложной (нелинейной) структурой. Потому, что линейность не отрицает ни идейности, ни сюжета, ни спецэффектов, ни режиссерского таланта.
Начала и концы обязательно есть у сюжетных клипов, в основе которых лежат истории. К примеру, "Ласточки" ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО и "П.И.О.Т.К.У.К.У.К" НЕЙРО ДЮБЕЛЯ рассказывают историю одного взлета, а ролик "Имей в виду" группы ТЯНИ-ТОЛКАЙ повествует о том, как нехорошие парни похитили невесту.
Не проходит мода на то, чтобы в конце истории напомнить зрителям, с чего все начиналось. Последние кадры клипа "Март" группы POSTSCRIPTUM просто совпадают с первыми. "Кивок" в сторону начала клипа есть в "Белой реке" Василисы: танцы в песках пустыни среди странных, псевдогреческих развалин, богатый шейх... Все это происходит во сне девочки. Соответственно, клип начинается и заканчивается в школьном классе. Здесь нельзя не упомянуть клип ТТ-34 "Джек", в котором музыканты, нанизывая кольца на фразу "В доме, который построил Джек", переосмысливают стихи Роберта Бернса в переводе С. Я. Маршака.
Цикличный клип сложнее линейного. Сразу вспоминаются БЕЗ БИЛЕТА, под депрессивный саунд нарезающие круги по минской Площади Победы. "Любой дурак может это снять, — сказал как-то Виталик "Артист", — но таких дураков найдется немного". Клип БЕЗ БИЛЕТА "Нарисована" не относится к разряду сюжетных. Он, как и многие другие музыкальные ролики, построен не на развитии сюжета, а на реализации интересной идеи.
В клипе "Лед и солнце" группы ЛЮБОВЬ И СПОРТ — два телевизора, один — М, второй — Ж. Это сюжет? Нет. Это идея? Еще бы! Снято искренне, смотрится легко. Из не слишком оригинальной идеи — снимать редкую желтую машину в кругу более попсовых механических собратьев — вырос клип "Ламбретта и Мини" группы ЧЕХОВ. Построили человекоподобных снеговиков и тут же объявили им войну музыканты из ДАЙ ДОРОГУ! — так снят клип "Она не знала..." Нужно признать: среди белорусских клипов идейные преобладают. Даже древний ролик БОНДЫ, название которого стерли годы (не тот, который "На станцыі Койданава", а еще раньше...), построен на идее: там люди с радостными лицами (нас снимают в клипе!!!) выпрыгивают из окон...
Мнение, лежащее на поверхности: идейность клипа обратно пропорциональна его бюджету — несправедливо в случае дорогих клипов. Малобюджетный клип действительно должен содержать идею — иначе в нем нет ничего. Клип, в который вложены деньги, содержит идею часто, но не всегда. В клипе Александра Босса "Пачка сигарет", к примеру, незамысловатый новорусский сюжетец, а в "Абсенте" группы КРАМБАМБУЛЯ видеоряд подчинен настроению песни. Эффектные клипы отбрасывают и сюжет, и идею за ненадобностью. Таких мы в Беларуси еще не видели.
Все вышеизложенное можно применить к рисованным клипам. Клип САШИ И СИРОЖИ "Калыханка" — идейный, а в "Stop Buisness" группы БЕЗ БИЛЕТА есть сюжет (даже несколько). При этом ни тот, ни другой ролик не относятся к разряду дорогих.
Особняком стоят клипы-live: КУКЛЫ, ДИ БРОНКС И НАТАЛИ, КРАСКИ в разное время обзавелись концертными записями, из которых были смонтированы клипы разной степени энергетичности.
В процессе написания статьи мы таки отвлеклись от того, чтобы серьезно расширить определение клипа. Отбросив спорные моменты, можно было бы написать о целях, которые преследуют клипмейкеры, о тех, для кого снимаются клипы, об универсальных функциях роликов. Мы будем проще: да будет видеоряд видеоклипом! С деньгами или без, сюжетный или идейный, для толпы восторженных зрителей или для фестиваля киноискусства. Выбор зависит от многого. Главное, чтобы он был, этот выбор. Чтобы ОНИ выбирали, что снимать, а МЫ — что посмотреть; что полюбить, а что — возненавидеть.
Смотритель Hattiphnat
2. Видеоклип — это маленькое кино
Представьте себе! Не будем брать определений с потолка, просто откроем толковый словарик и найдем: "Кино — один из видов искусства: воспроизведение на экране изображений, создающих впечатление живой действительности". Музыкальные видеоклипы идеально вписываются в это широкое определение: есть экран, есть изображения, есть действительность. На провокацию "есть ли искусство?" реагировать не будем.
Если абстрагироваться от обыкновенного представления о кино как двухчасовом сидении в зале с "поп-кормом" и герлфрэндом, наблюдении дешевых страстей и дорогих спецэффектов, то определение подходит. Почти.
"Кино" у нас какое-то слишком широкое понятие получается: там и "Титаник", и реклама "Aquafresh", и клип БЕЗ БИЛЕТА. Для того, чтобы отличить видеоклипы от остального — большого, серьезного, или кассового, популярного, или заумно-документального, или, наконец, от детско-мультипликационного, просто необходимо добавить два прилагательных: "маленькое и музыкальное". Хотя бы потому что есть большое музыкальное и маленькое немузыкальное.
Даже исторически трудно определить, когда музыкальный видеоклип выделился из кино в качестве самостоятельного жанра. Музыка сопровождала кино даже тогда, когда оно было немым. Как только у Великого Немого прорезался голос, роли начали меняться. Этот процесс продолжается и сегодня, когда на мировой клубной сцене визуальные композиции ви-джеев сопровождают дискотечные фонограммы их коллег ди-джеев. Что нам это дает? Это определение позволяет нам судить о видеоклипах так же, как и о кино. Вся кинотерминология от "параллельного монтажа" (Эйзенштейн (с)) до "догмы" (Триер (с)) подходит так же и к видеотворениям Эминема и Робби Уилльямса. Методология оценки та же самая: раскладываем синтетическое искусство на составляющие, а потом синтезируем общее впечатление. Определенная свобода творчества в полном распоряжении. Но соответственно требования к видеоклипу тоже возрастают: цельность, концептуальность, грамотность необязательны (потому как свобода), но крайне желательны.
Итог: так же, как большое кино влияет на маленькие клипы, может и должно происходить наоборот. В частности белорусское кино, лежащее в руинах, может возродиться на фундаменте, который создадут белорусские клипмейкеры. Но для этого самих клипмейкеров надо стимулировать на настоящий поиск, на производство продукта, способного завоевывать не только отечественные рынки. Иными словами — планка оценки белорусских клипов должна быть поднята.
Клип — это кино, но никто не говорил, что это всегда хорошее кино.
Смотритель okupant
3. Белорусский клип — такой, каким он не был никогда
По сути дела, белорусское клипмейкерство высосано из пальца людьми вроде создателей сайта Смотритель. Потому что его нет. Как нет белорусского шоу-бизнеса, как нет белорусского кинематографа, как нет белорусского рок-н-ролла. Потому что мало открыть сеть магазинов, два лейбла и назвать это бизнесом, нужно начать на этом зарабатывать. Потому что мало за союзные деньги оборудовать студию, в столице чужой страны обучить специалистов и снимать по одному "блокбастеру" в пятнадцать лет, необходим гений, который все и начнет. И, наконец, мало десяти музыкантов, поющих на одном языке для одной и той же публики, хотя достаточно только одного, получившего "Грэмми".
Белорусского клипа нет по совокупности вышеозначенных причин. Нет шоу-бизнеса, и клип — один из главных инструментов продвижения продукта в массы — теряет всякий смысл. Без отлаженного шоу-биза — это дорогое и ненужное удовольствие. Ротация на радио, десяток статей и концертный тур по стране сделают больше, чем сделанный за те же деньги хорошего уровня видеоклип.
Нет кинематографа и нет базы для создания тех самых клипов. Потому что единственное, что клип и кино роднит — это технология. А если она отсутствует, а она отсутствует, то то же новаторство, эксперимент и т.д. невозможны. Для них тоже нужна база, а ее нет! То, что делали Болик и Лелик раньше и "Дети Солнца" сейчас — это непригодно для возрождения кино, хотя является экспериментом. Это яркий пример того, как можно делать кашу из топора, при отсутствии даже топора! Это уже искусство, но это уже не кино. Отсутствие минимальной материальной базы не делает из фильма "Догму-95"...
Отсутствие реально признанных миром звезд — общая болезнь белорусской культуры. То, чем мы восхищаемся, о чем мы спорим, чем болеем, устарело "там" от десяти до бесконечности лет назад. Самой популярной группой у нас является поп-грандж-проект — факт, способный удручить любого, кроме нас самих. В то время как реально ценимые артефакты валяются у нас под ногами и мы их не замечаем вместе со всем миром. Белорусский клип, даже желая родиться, спотыкается об отсутствие причин собственного бытия. Я имею в виду то, что белорусская музыка, сколько не прыгай вокруг нее реверансами, просто недостойна иметь свое видеовоплощение.
Все вышенаписанное выглядит зло и неправильно. Но, к сожалению, тут очень мало авторских эмоций. Хотя бы потому, что автору нравятся белорусские клипы, нравится убожество белорусской музыки, устраивает отсутствие нормальной шоу-биз-инфраструктуры и по фигу вторичность отечественных гитарных шедевров. Вот только любя что-то плохое, нельзя называть это хорошим... Потому что тут-то и начинается лицемерие. Можно любить белорусские клипы, но хвалить их пока не за что.
Видеоклип — один из молодых жанров искусства, в котором каждый пишет законы сам для себя. Те, кого слово "ротация" не греет, могут даже не равняться на всякие там форматы и общественное мнение. Но все остальные — будьте добры наполнять клипы тем, чем принято. "Кем принято?!" — спросите вы. Ведь не так давно мы заметили, что в узкой области клипмейкерства каждый сам себе Государственная дума. Здравым смыслом, ответим мы, вдумываясь в понятие видеоклипа. Здесь мы попытаемся дать белорусскому клипу определение. Определим, что в клипе обязательно есть, а чего быть не должно. Результат не будет длинным и нудным (вот увидите, в следующем абзаце мы вообще уложимся в три слова!). Ведь чем определение короче, тем легче дышится режиссеру, тем меньше правил ему приходится соблюдать. А режиссеры — практики клипмейкерства — любят дышать легко. Значит, длинных и нудных определений не используют.
Более общим по отношению к видеоклипу является понятие видеоряда. Это набор последовательно сменяющихся кадров. Видеоклип — это видеоряд. Разовьем это лаконичное определение: видеоклип — это короткометражный видеоряд, сопровождающий звуковую дорожку. Теперь клип легко можно отличить от кинофильма. Но дальше возможны варианты.
Уже с тем, что клип — это видеоряд, направленный от начала к концу, можно спорить. Линейная структура проста и оптимальна для восприятия не отягченного излишним интеллектом человека. Называя ее простой, мы не утверждаем, что такой клип снять проще, чем ролик с более сложной (нелинейной) структурой. Потому, что линейность не отрицает ни идейности, ни сюжета, ни спецэффектов, ни режиссерского таланта.
Начала и концы обязательно есть у сюжетных клипов, в основе которых лежат истории. К примеру, "Ласточки" ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО и "П.И.О.Т.К.У.К.У.К" НЕЙРО ДЮБЕЛЯ рассказывают историю одного взлета, а ролик "Имей в виду" группы ТЯНИ-ТОЛКАЙ повествует о том, как нехорошие парни похитили невесту.
Не проходит мода на то, чтобы в конце истории напомнить зрителям, с чего все начиналось. Последние кадры клипа "Март" группы POSTSCRIPTUM просто совпадают с первыми. "Кивок" в сторону начала клипа есть в "Белой реке" Василисы: танцы в песках пустыни среди странных, псевдогреческих развалин, богатый шейх... Все это происходит во сне девочки. Соответственно, клип начинается и заканчивается в школьном классе. Здесь нельзя не упомянуть клип ТТ-34 "Джек", в котором музыканты, нанизывая кольца на фразу "В доме, который построил Джек", переосмысливают стихи Роберта Бернса в переводе С. Я. Маршака.
Цикличный клип сложнее линейного. Сразу вспоминаются БЕЗ БИЛЕТА, под депрессивный саунд нарезающие круги по минской Площади Победы. "Любой дурак может это снять, — сказал как-то Виталик "Артист", — но таких дураков найдется немного". Клип БЕЗ БИЛЕТА "Нарисована" не относится к разряду сюжетных. Он, как и многие другие музыкальные ролики, построен не на развитии сюжета, а на реализации интересной идеи.
В клипе "Лед и солнце" группы ЛЮБОВЬ И СПОРТ — два телевизора, один — М, второй — Ж. Это сюжет? Нет. Это идея? Еще бы! Снято искренне, смотрится легко. Из не слишком оригинальной идеи — снимать редкую желтую машину в кругу более попсовых механических собратьев — вырос клип "Ламбретта и Мини" группы ЧЕХОВ. Построили человекоподобных снеговиков и тут же объявили им войну музыканты из ДАЙ ДОРОГУ! — так снят клип "Она не знала..." Нужно признать: среди белорусских клипов идейные преобладают. Даже древний ролик БОНДЫ, название которого стерли годы (не тот, который "На станцыі Койданава", а еще раньше...), построен на идее: там люди с радостными лицами (нас снимают в клипе!!!) выпрыгивают из окон...
Мнение, лежащее на поверхности: идейность клипа обратно пропорциональна его бюджету — несправедливо в случае дорогих клипов. Малобюджетный клип действительно должен содержать идею — иначе в нем нет ничего. Клип, в который вложены деньги, содержит идею часто, но не всегда. В клипе Александра Босса "Пачка сигарет", к примеру, незамысловатый новорусский сюжетец, а в "Абсенте" группы КРАМБАМБУЛЯ видеоряд подчинен настроению песни. Эффектные клипы отбрасывают и сюжет, и идею за ненадобностью. Таких мы в Беларуси еще не видели.
Все вышеизложенное можно применить к рисованным клипам. Клип САШИ И СИРОЖИ "Калыханка" — идейный, а в "Stop Buisness" группы БЕЗ БИЛЕТА есть сюжет (даже несколько). При этом ни тот, ни другой ролик не относятся к разряду дорогих.
Особняком стоят клипы-live: КУКЛЫ, ДИ БРОНКС И НАТАЛИ, КРАСКИ в разное время обзавелись концертными записями, из которых были смонтированы клипы разной степени энергетичности.
В процессе написания статьи мы таки отвлеклись от того, чтобы серьезно расширить определение клипа. Отбросив спорные моменты, можно было бы написать о целях, которые преследуют клипмейкеры, о тех, для кого снимаются клипы, об универсальных функциях роликов. Мы будем проще: да будет видеоряд видеоклипом! С деньгами или без, сюжетный или идейный, для толпы восторженных зрителей или для фестиваля киноискусства. Выбор зависит от многого. Главное, чтобы он был, этот выбор. Чтобы ОНИ выбирали, что снимать, а МЫ — что посмотреть; что полюбить, а что — возненавидеть.
Смотритель Hattiphnat
2. Видеоклип — это маленькое кино
Представьте себе! Не будем брать определений с потолка, просто откроем толковый словарик и найдем: "Кино — один из видов искусства: воспроизведение на экране изображений, создающих впечатление живой действительности". Музыкальные видеоклипы идеально вписываются в это широкое определение: есть экран, есть изображения, есть действительность. На провокацию "есть ли искусство?" реагировать не будем.
Если абстрагироваться от обыкновенного представления о кино как двухчасовом сидении в зале с "поп-кормом" и герлфрэндом, наблюдении дешевых страстей и дорогих спецэффектов, то определение подходит. Почти.
"Кино" у нас какое-то слишком широкое понятие получается: там и "Титаник", и реклама "Aquafresh", и клип БЕЗ БИЛЕТА. Для того, чтобы отличить видеоклипы от остального — большого, серьезного, или кассового, популярного, или заумно-документального, или, наконец, от детско-мультипликационного, просто необходимо добавить два прилагательных: "маленькое и музыкальное". Хотя бы потому что есть большое музыкальное и маленькое немузыкальное.
Даже исторически трудно определить, когда музыкальный видеоклип выделился из кино в качестве самостоятельного жанра. Музыка сопровождала кино даже тогда, когда оно было немым. Как только у Великого Немого прорезался голос, роли начали меняться. Этот процесс продолжается и сегодня, когда на мировой клубной сцене визуальные композиции ви-джеев сопровождают дискотечные фонограммы их коллег ди-джеев. Что нам это дает? Это определение позволяет нам судить о видеоклипах так же, как и о кино. Вся кинотерминология от "параллельного монтажа" (Эйзенштейн (с)) до "догмы" (Триер (с)) подходит так же и к видеотворениям Эминема и Робби Уилльямса. Методология оценки та же самая: раскладываем синтетическое искусство на составляющие, а потом синтезируем общее впечатление. Определенная свобода творчества в полном распоряжении. Но соответственно требования к видеоклипу тоже возрастают: цельность, концептуальность, грамотность необязательны (потому как свобода), но крайне желательны.
Итог: так же, как большое кино влияет на маленькие клипы, может и должно происходить наоборот. В частности белорусское кино, лежащее в руинах, может возродиться на фундаменте, который создадут белорусские клипмейкеры. Но для этого самих клипмейкеров надо стимулировать на настоящий поиск, на производство продукта, способного завоевывать не только отечественные рынки. Иными словами — планка оценки белорусских клипов должна быть поднята.
Клип — это кино, но никто не говорил, что это всегда хорошее кино.
Смотритель okupant
3. Белорусский клип — такой, каким он не был никогда
По сути дела, белорусское клипмейкерство высосано из пальца людьми вроде создателей сайта Смотритель. Потому что его нет. Как нет белорусского шоу-бизнеса, как нет белорусского кинематографа, как нет белорусского рок-н-ролла. Потому что мало открыть сеть магазинов, два лейбла и назвать это бизнесом, нужно начать на этом зарабатывать. Потому что мало за союзные деньги оборудовать студию, в столице чужой страны обучить специалистов и снимать по одному "блокбастеру" в пятнадцать лет, необходим гений, который все и начнет. И, наконец, мало десяти музыкантов, поющих на одном языке для одной и той же публики, хотя достаточно только одного, получившего "Грэмми".
Белорусского клипа нет по совокупности вышеозначенных причин. Нет шоу-бизнеса, и клип — один из главных инструментов продвижения продукта в массы — теряет всякий смысл. Без отлаженного шоу-биза — это дорогое и ненужное удовольствие. Ротация на радио, десяток статей и концертный тур по стране сделают больше, чем сделанный за те же деньги хорошего уровня видеоклип.
Нет кинематографа и нет базы для создания тех самых клипов. Потому что единственное, что клип и кино роднит — это технология. А если она отсутствует, а она отсутствует, то то же новаторство, эксперимент и т.д. невозможны. Для них тоже нужна база, а ее нет! То, что делали Болик и Лелик раньше и "Дети Солнца" сейчас — это непригодно для возрождения кино, хотя является экспериментом. Это яркий пример того, как можно делать кашу из топора, при отсутствии даже топора! Это уже искусство, но это уже не кино. Отсутствие минимальной материальной базы не делает из фильма "Догму-95"...
Отсутствие реально признанных миром звезд — общая болезнь белорусской культуры. То, чем мы восхищаемся, о чем мы спорим, чем болеем, устарело "там" от десяти до бесконечности лет назад. Самой популярной группой у нас является поп-грандж-проект — факт, способный удручить любого, кроме нас самих. В то время как реально ценимые артефакты валяются у нас под ногами и мы их не замечаем вместе со всем миром. Белорусский клип, даже желая родиться, спотыкается об отсутствие причин собственного бытия. Я имею в виду то, что белорусская музыка, сколько не прыгай вокруг нее реверансами, просто недостойна иметь свое видеовоплощение.
Все вышенаписанное выглядит зло и неправильно. Но, к сожалению, тут очень мало авторских эмоций. Хотя бы потому, что автору нравятся белорусские клипы, нравится убожество белорусской музыки, устраивает отсутствие нормальной шоу-биз-инфраструктуры и по фигу вторичность отечественных гитарных шедевров. Вот только любя что-то плохое, нельзя называть это хорошим... Потому что тут-то и начинается лицемерие. Можно любить белорусские клипы, но хвалить их пока не за что.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике музыкальная газета