…И Друг Мой Грузовик
ГРУЗОВИК полный йогурта

Для меня знакомство с украинскими хлопцами из Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК началась с маленькой заметки в одном ведущем музыкальном издании, в котором говорилось о проведении в клубе "Вермель" фестиваля молодых коллективов, который организовывала "Рок-Держава". В конце статьи были перечислены те команды, которые примут в нем участие. И среди разных представителей флоры в лице ЧЕРЕМУХИ, АЛОЭ в глаза сразу же бросилось длинное название незнакомого мне украинского коллектива. Название показалось мне жутко оригинальным (я до сих пор так считаю), и меня стало грызть изнутри любопытство, что это за коллектив такой. Любопытство с каждым днем возрастало и переросло в какую-то манию. Признаюсь, что поначалу я, как и многие другие, ошибочно называл группу Я И МОЙ ДРУГ ГРУЗОВИК. Не знаю, почему-то в таком виде оно больше ложилось на слух. В будущем я исправился, т.к. прочитал в одном интервью, что музыкантам это жутко не нравится. Ну, представьте реакцию Энтони Кидиса, если бы на каждом углу RED HOT CHILI PEPPERS называли, например CHILI RED PEPPERS HOT (вот же закрутил). Ему явно бы такая перестановка слов не понравилась, и он обратил бы на обидчика весь свой гнев. Да еще бы Фли на помощь позвал. Тот бы точно о чью-то голову свою бас-гитару сломал.
Славу Богу, вокалист "грузовиков", Антон, добрый человек и за все время существования группы никто не пострадал от своей неграмотности. Но я отвлекся. Спустя какое-то время в том же издании я читаю, что эта украинская группа с длиннющим названием берет первое место на фестивале и получает в качестве приза — бесплатную съемку клипа. Вот тогда у меня появились сомнение насчет того, что группа такая же оригинальная, как и ее название. Перед глазами были прилизанные выходцы с берегов Днепра: ОКЕАН ЕЛЬЗЫ, GREEN GREY. Тут-то я и вспомнил об одной очень хорошей вещи, а именно об Интернете. Так я попал на официальный сайт группы, выдержанный в кислотно-желтом цвете, где, скачав выложенные там композиции с еще не вышедшего дебютника, понял, что группа не просто оригинальна, она супероригинальна (правда, сам я не могу объяснить данную формулировку, но звучит круто). Потом были поиски первого альбома "грузовиков" по всему Питеру. Диск я нашел через неделю на оптовом складе "Петродиск" за "полтинник". Не помню, как довез диск до дома, но пока ехал, выучил наизусть слова всех песен. До сих пор в памяти всплывают моменты первого прослушивания диска, как я скакал до потолка, крича слова из композиции "Урок", после чего сосед подумал, что я хорошо знаю древний язык одного африканского племени, которого уже в помине нет, и просил открыть ему тайну, откуда я знаю их наречие. И пошло-поехало. В общем, незаметно для себя, я стал большим поклонником коллектива под названием Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК.

…Сентябрьская поездка в Днепропетровск к родственникам подарила встречу с Антоном и директором группы Еленой прямо на вокзале их родного города, куда я пришел с большими сумками, забитыми всякими фруктами и овощами, т.к. через час у меня был поезд, который должен был отвезти назад в родной Кенигсберг. За шестьдесят минут я расспросил Антона обо всем, что меня интересовало. Он пил чай, принесенный длинноногой официанткой, и спокойно отвечал на мои вопросы. В летней кафешке гремел какой-то шансон, но я его не слышал (зато мой диктофон слышал). Тогда я даже предположить не мог, что через год увижу Антона скачущим на сцене фестиваля "Нашествие" и услышу их "живой" концерт на "Нашем Радио". Для меня тогда это было что-то из области фантастики. Но время все расставило на свои места.
Ребята выпустили собственными силами второй альбом, "Воланчик", который еще больше убедил меня в том, что этот коллектив супероригинальный, и навел на мысль о том, что давно я не видел самих "грузовиков". Тем более что вопросов с последней нашей встречи накопилось много. На этот раз мы встретились с Антоном в Питере.
"Мы довольны "Воланчиком"
— Антон, "Воланчик" вы выпустили своими силами потому, что вас не устраивали те условия, которые предлагали лейблы. А что выпускающая компания должна предложить группе Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК, чтобы вы согласились подписать контракт на выпуск альбома?
— Дело в том, что после того, как мы выпустили "Воланчик", мы решили для себя, что ни с какими лейблами больше связываться не будем. Мы перестали тешить себе розовыми мечтами, что это осуществимо, что наша музыка кому-то нужна на этих лейблах. Поэтому, если бы у нас сейчас была возможность записать новый альбом и выпустить его, я бы очень хотел, чтобы мы снова сами все делали. С "Воланчиком" у нас не было никаких проблем, что хотели, то и делали. Как хотели, так и оформили его. Сами установили порядок песен и их число. По десять раз не меняли срок выхода альбома. Не было таких проблем, которые обычно сопутствуют выходу диска на лейбле. Мы остались довольны полученным результатом.
— А как же Мистерия звука, где вы выпустили свой дебютник?
— Знаешь, мы не любим ворошить старое… Они нам поставили условия: либо мы соглашаемся на их обложку, либо альбома не будет. Нам ничего не оставалось, как согласиться. В то же время альбом вышел разухабистый, несколько ляповатый, там есть некоторые элементы наивности, и, в принципе, обложка получилась под стать содержанию альбома.
— Какие отношения у вас с украинскими лейблами? Они не изъявляли желание выпустить "Воланчик"?
— Выпустить альбом — это такое абстрактное понятие. В нем есть некий элемент шарлатанства, поскольку — что такое промоушн диска молодой группы? Это всегда какая-то ложь. Появляются приставки супер-, мега-. Что является очень большим и очень серьезным обманом, а в то же время написать тихо и скромно, чем и является зачастую музыка групп, смелости хватает не у всех. Поскольку раскрутить молодую группу другими способами у нас никто не может или не хочет. Например, АУКЦЫОН может позволить себе как угодно оформлять свои диски. А новые команды надо громко обозначить, но даже этого зачастую не делается.
— А что же происходило с "Воланчиком"?
— Многие хотели его забрать и заработать на нем денег. Но мы отказали всем. Нам это не надо. Мы теперь знаем всю эту "кухню" под названием шоу-бизнес. При любом раскладе артист остается в дураках. Основная прибыль идет к людям с рекорд-лейблов. Поэтому неудивительно, что сейчас все больше групп стараются выпускать свои альбомы собственными силами или создают маленькие лейблы. Единственный минус в нашем "самопале" — это то, что о нем мало узнало людей, которые не увлекаются такой музыкой, так сказать, людей со стороны. Они могли бы увлечься нашей музыкой, случайно увидев где-то в магазине наш диск или рекламу по телевизору. Поэтому мы никогда не отказываемся от участия в каких-то шоу. Если это не противоречит нашим принципам. Например, мы довольны "живым" концертом в программе "Воздух" на "Нашем Радио". Изначально мы знали, что там будет плохой звук, что восприятие будет абсолютно не то, которое нам надо. Но мы знали, что это единственный мостик между нами и людьми из какого-нибудь далекого сибирского городка. Поэтому, когда нас приглашают на что-то подобное, мы всегда "за". Естественно, мы никогда не будем участвовать в шоу типа "Большая стирка" или в другом каком-то похабном шоу. Хотя нам уже предлагали что-то типа этого. Но пятнадцать минут побыть самим собой на волне какого-нибудь хорошего радио всегда приятно, а главное полезно. Мы делаем на это ставку.
— Если не коммерческая тайна, каким тиражом разошелся "Воланчик"?
— Тираж — это спорный вопрос. По меркам больших рекорд-лейблов — это плевок в море. По меркам независимых структур — это довольно прилично. Мы довольны его продажами. Уже отбили все те деньги, что в него были вложены, и теперь работаем "на плюс".
— В начале вашей карьеры различные деятели шоу-бизнеса предлагали вам свои услуги по раскрутке группы. Как сейчас обстоят дела с этим? Предложения до сих пор поступают?
— Когда они предлагали, они думали, что мы молодые, что они из нас смогут вылепить что-то свое. А сейчас они уже привыкли к тому, что мы такие независимые. Но мы по-прежнему молодой коллектив. Нам смешно, когда разогревающая группа подходит и говорит, что мы звезды. Все забывают о том, что два года назад мы так же были никому не нужными и неизвестными. До сих пор, когда наш директор Лена пишет письмо в какой-нибудь далекий город, ей отвечают, что никто у них в городе не знает нашу группу — в каком стиле вы играете? и вообще, у вас странное название. И я всегда ей говорю, чтобы она осторожно относилась к людям, которые не знают группу Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК. По крайней мере, люди, которые заняты в шоу-бизнесе, должны быть наслышаны о нас. Они могли не слышать нас, наших записей, но о том, что такая группа есть, каким составом мы играем, знают, мне кажется, многие. А у промоутеров прямая обязанность знать все новые команды, в том числе и нас.
"Снимать клипы невыгодно"
— Антон, в одном из своих интервью ты сказал, что группа больше не будет снимать клипы. С чем это связанно?
— Если появятся творческие люди, энтузиасты, которые захотят нам снять клип бесплатно, то ради Бога. А если заработать денег, то это не к нам. Вот Виктор Придувалов, который снимал нам два ролика, мало брал с нас денег. Клип на "Урок" он вообще смонтировал бесплатно. Мы заплатили только за перегонку. Клипы снимать невыгодно. Нет такой структуры, где их будут показывать. Единственный канал — это киевский "Enter". Но это очень мало. Съемка клипов — это неоправданная трата денег, которых и так нет.
— А российские телеканалы что говорят по поводу ваших клипов?
— Неформат и все тут. MTV крутили раза два "Урок" в каких-то специальных программах. А насчет "Otto Sander" они честно сказали, что многие сотрудники переписали себе этот клип, как знак качества, но в эфире они поставить его не могут. Даже извинились.
— Насколько я помню, у вас четыре клипа.
— Клип на песню "Колеса" мы не считаем за клип. Это была демо-запись. Так что клипа у нас три: "Урок", "Otto Sander" и "Мотогонки". Всеми роликами мы довольны по-разному. Даже в тех "Колесах" сейчас что-то смотрится как поп-арт, который тогда там не угадывался. Очень тяжело делать клипы на грани, чтобы это было искусством, а не промо-роликом. Понятно, что и Придувалов хотел бы несколько по-другому все сделать, но из того бюджета, который он мог себе позволить, он выжал все. Однажды был такой случай. В Донецке на концерте к нам подошел парень (он побывал на фестивале "Рок-Точка", посмотрел впервые наше выступление и решил подойти). До этого он видел все наши клипы, слышал два альбома, и мы ему не нравились. Я запомнил его фразу: "Я считаю, что еще ни один человек вас не понял точно и правильно, так, как вы выступаете. Все клипы, записи — это абсолютно не то. Вас снимают и записывают под другим ракурсом". И посоветовал послать всех к черту. Отчасти я с ним согласен. Еще никто не смог нас раскрыть правильно. Никто еще из того пластилина, которым мы являемся, не смог вылепить что-то действительно стоящее. Причина тут, как всегда, в нехватке времени и финансов: аренда студии, аренда камеры. Особо не повозишься. Когда режиссер снимает фильм, он долго работает с актером, разговаривает с ним, вывозит его на природу. Актер постепенно входит в образ. То же самое должна представлять собой работа в студии. Пока же этот процесс всегда проходит быстро. А надо бы посидеть в студии месяц-другой, поискать звук. Мы, конечно, стараемся, сделать все максимально интересно. Но можно и лучше.
— Слышал, что уже почти готов анимационный клип на композицию "Швейцарские бароны"?
— Да, один парень вызвался его сделать. Сам напросился, поэтому я думаю, клип мы увидим нескоро. Он сейчас над ним работает, но очень медленно. У него своей работы с головой. Мы уже видели кое-какие фрагменты. Нам клип в принципе не нужен. Но раз человек захотел, то ради Бога! Не получится, мы не расстроимся.
"Гарри Поттера" я читал взахлеб"
— На вашем сайте я прочитал, что ты прочитал все книги о Гарри Поттере. Ну и как?
— Успех этих книг в мировой литературе можно сравнить с успехом группы 5\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'NIZZA в московских клубах. Такой же стремительный взлет в считанные дни. Хорошо, что появилась новая детская книжка, которую дети читают с таким же огромным удовольствием, с каким в свое время мы читали книги про Карлсона, Вин-ни-Пуха, Незнайку и остальных детских героев. В этот раз герой более современный — мальчик в очках. Книги попали ко мне случайно: директор нашей группы, Лена, купила их своей дочке Тане. Когда они прочли, дали мне. Я их читал взахлеб, и не потому, что это нынче в моде, а потому, что действительно интересно. Помню, когда вышел второй фильм про Гарри Поттера, все стали его ругать и критиковать. А мне и книга понравилась, и экранизация. Нас друзья в Москве сводили на премьеру. Причем, что самое интересное, это был мой первый поход в кинотеатр за последние десять лет. Когда появились новые кинотеатры, я отнеся к этому настороженно. После просмотра захотелось прочитать все книги про Гарри Поттера.
— А что больше нравится, книжку читать или экранизацию смотреть?
— Однозначно — книжку читать. Правда, я давно не читал. У меня был период, когда я перечитал столько книг, что в какой-то момент меня стало тошнить от них. Было ужасное перенасыщение образами. Все книжки были непростые, где-то аналитика, а я читал их запоем. Пришлось на какое-то время их сложить, как говорится, в картонный ящик и засунуть на антресоль. А прошлый год у меня начался с того, что известный киевский журналист Борис Гинжук подарил мне книжку Эрленда Лу "Наивно. Супер". В канун Нового года я стал ее читать с огромным восторгом, потому что это оказалось то самое литературное произведение, с которого легко снова начать читать. Книга написана простым языком.
"На "Нашем Радио"
нас любят"
— Ваше появление на фестивале "Нашествие-2002" я считаю самым забавным случаем за всю историю этого мероприятия. Ведь "Наше Радио" не крутит ваши композиции. Многие считают, что вас поставили взамен группы АУКЦЫОН, музыканты которой отказались выступать на фестивале.
— Я не думаю. Дело в том, что на "Нашем Радио" многие нас любят и к нам хорошо относятся. Не секрет, что все группы попадают на такие фестивали благодаря личным связям, и у нас много людей, которые искренне любят нашу музыку. У всех у них есть наши диски. Но так как наша музыка не для этого радио, они нас не крутят. Я согласен с Михаилом Козыревым, что слушатели "Нашего Радио" нашу музыку не поймут. Мы несколько раз звучали в рубрике "Оно вам надо?" и всегда набирали там спорные проценты — 40-60. Я думаю, что "Наше Радио" поклонники нашей группы не слушают.
— А не было мысли отказаться от выступления на "Нашествии"?
— А зачем? После фестиваля люди, приехавшие издалека специально на КОРОЛЯ И ШУТА или другие более известные коллективы, брали у нас автографы и хвалили. До этого они о нас ничего знали и не слышали.

P.S. И странное и сенсационное сообщение вдовесок: группа буквально на днях поменяла свое название, теперь оно звучит как …И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета