Крамбамбуля
Видеофайл

Группа:
КРАМБАМБУЛЯ 1,5
Клип: "Госцi"
Создание: 2003 год
Режиссеры: Матвей Сабуров, Алексей Хацкевич
Алкоголь становится модным. Опасная, казалось бы, спиртная тематика — прекрасный индикатор таланта исполнителей. Бездарный на такой теме сморозил бы какую-нибудь пошлость. Однако то, что выглядит некрасиво в жизни (вроде семерых безликих, безвозрастных, безымянных бухарей, бредущих из пункта А в пункт приема стеклотары), может быть с эстетством обернуто в дорогую упаковку, приплюснуто штемпелем качества главных белорусских поп-звезд и подано к ужину не в виде аперитива, а вместо самого ужина...

Сообразивших на троих фронтменов ведущих белорусских рок-коллективов нельзя обвинить в аморальности, не поддавшись при этом на самую удачную провокацию еще не родившегося белорусского шоу-биза. Она ощущается с первых кадров музыкального видеоролика на главный хит проекта. Мультяшное воплощение музыки отнюдь не намек на ее несерьезность: на это недвусмысленно указывает то, какими реальными кадрами оно (воплощение) перебивается. Скорее, это отрицание любой другой альтернативы.
Чем вымучивать оригинальность в чистом видео, легче и правильнее поставить производство на опробованную "ляписами" смешанную технику: затрат мало, высокий художественный уровень проверен "летчиками-космонавтами". Сама "ляписовость" песни (если не вслушиваться, полтарашку КРАМБАМБУЛИ можно легко принять за белорусскоязычный ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ) просилась на эту стилистическую цитату. То, что мультик буквально дышит песней, а песня продолжает ролик, является результатом не столько взаимопонимания режиссера и артистов, сколько итогом продуманного и не раз проделанного хода.

Условность-вариантность белорусского языка, обыгранная Вольским-Михалком в первой же фразе (обратите внимание даже не на то, как она сказана, а на то, как она сыграна!), тоже приобретает провокационные черты. Задумайтесь над тем, кто кого поправляет! Белорусские спортсмены под видом гостей: спорт — наше все, а родные спортсмены у нас "гости". Телехроника народных празднеств для иллюстрации алкогольных текстов. "Бэля" — обещанная, но так и не опубликованная нигде, кроме Смотрителя. И наконец список других "правонарушений" крамбамбульцев, аккуратно отксеренный для очередной прессухи. Все это скатывается в одну большую провокацию.

Как мы должны отреагировать? Бросится на "Мистерии звука", разбирая внеочередной "супольны праект"? Организовывать "крамбамбульные" презентации во всех селах и весях? Начинать покупать другие белорусскоязычные альбомы? Мэссэдж всего проекта не читается четко, в чем, кажется, и есть главная слабина КРАМБАМБУЛИ 1,5. Впрочем, алкогольный проект продается очень даже неплохо для Беларуси, клип тоже на вершине хит-парада, "крамбамбульный" концерт собрал чуть ли не всех белорусских звезд (часть на сцене, остальные — в зрительном зале). Не удивляйтесь, если песни с альбома войдут в репертуар дворовых исполнителей.
Итог: клип прекрасно отобразил суть проекта, стал его концептуальным видео-продолжением/воплощением. На что хорошо бы и стоило бы равняться.

Смотритель Оккупант

Матвей Сабуров: "Клип — это как стол... Как правило, в той области, где я работаю (я музыкой серьезно занимаюсь), все начинается долго. В течение двух, трех, четырех лет можно быть на границе, чувствовать, что вот-вот оно начнется... Причем делать достаточно серьезные работы"

— У вас нет такого ощущения, что с клипами в Беларуси сейчас все начинается? Или продолжается? Или скоро закончится?

— То, что начинается, — есть такое ощущение. Но оно уже давно появилось. Как правило, в той области, где я работаю (я музыкой серьезно занимаюсь), все начинается долго. В течение двух, трех, четырех лет можно быть на границе, чувствовать, что вот-вот оно начнется... Причем делать достаточно серьезные работы.
Но все равно начинается оно достаточно явно. Вот мы сделали с Хацоном три клипа — я считаю, что все еще начинается, и может начинаться еще год, два... На самом деле, у нас огромное количество отличных прожектов — мультфильмы, сериалы, фильмы... Все, что угодно. В компьютере, в башке — миллион набито. Каждый из них требует времени и, что самое плохое, — денег. По ходу появляются некоторые финансовые возможности, и мы делаем, продвигаемся потихоньку.
— А зрителей проекты не требуют? Деньги-время... А есть кому смотреть то, что вы снимаете? Есть ли публика?
— Тут вот какая загогулина с клипами... Когда мы делали клипы для "ляписов", до нас дошло, что в конечном итоге, видя этот клип, зритель не ассоциирует его с нами, с "Детьми Солнца". Это ты знаешь, кто, как его делал... А зрители ассоциируют его напрямую с Михалком, ЛЯПИСОМ ТРУБЕЦКИМ. Раз "Госці" — значит, Лявон, КРАМБАМБУЛЯ. Клип — это как стол. Сделал его, отдал — и за ним другие едят. Ты, может быть, где-нибудь там поставил свою незаметную лэйбочку. А может — и этого не сделал. Вот то же самое и с клипами. Проект "Саша и Сирожа", который мы делали на Первом музыкальном, а сейчас делаем на БТ, совершенствуется из передачи в передачу. Каждый день словесные баталии идут. Вот сейчас туда уже решено вставлять сумасшедшую анимацию, чтобы это был дурной проект. Потому что сейчас он какой-то... не пойми что. Вот часть — про стриптизеров — она была чоткая. А до этого был такой... К. Слука. Это было не наше, было как-то слишком популярно. Обычно "Саша и Сирожа" — это популярно, но дебильно. Ведь через дебилизм очень просто доносить всякие прикольные штуки. Говорить о прикольных вещах, прикрываясь дебилизмом. Как то: можно все передачу разговаривать о гомосексуализме на лесную тему: дупло, всякие дела. И никто не просекает! А ребята гонят свою штуку. Что у них есть, так это сумасшедший полет фантазии. У двоих. Они гонят штуку, причем, если ты начинаешь въезжать, о чем они треплются, ты получаешь удовольствие. Обычно эстетствующая молодежь — юная, и те, кто уже в возрасте, они сразу: фе-е, говно! А на самом деле — они не прорубаются, потому что — что один человек говорящий, что второй — это очень развитые люди.
— Естественно!
— На самом деле, это не очень естественно. Михалок имеет имидж такого... парня своего. А когда его знаешь близко, ты понимаешь, что чувак в кино сечет не по-детски, литературу читает, и вообще у него круг интересов широкий. Хацон, второй герой, он тоже не менее развитый.
— "Дети Солнца" занимаются бизнесом?
— Нет, главное — мы не стремимся много денег заработать этим, всей нашей тусовкой. Нам надо сделать вначале продукт. Вот это в нашем творческом объединении — четкая фигня. Ну есть у нас передача, ну платят нам за нее немного денег на БТ. Но мы стопудово не сядем на эти деньги! Мы их будем вкладывать в мультики, во все остальное, чтобы получить продукт, который мы хотим. Иногда можно работать без удовольствия, только для денег. Но эти же деньги мне принесут удовольствие, только в другое время.
— То есть имена Сабуров и Хацкевич подразумевают качество?
— "Дети Солнца" подразумевают качество. Бывают проколы, конечно, но самое главное — это соблюсти стандарт качества. Правда, тоже в разумных пределах. В клипе нельзя сделать суперкачество — даже за тысячи долларов. Сложно... бывает так, бывает так. Получится, если ты задействуешь, к примеру, определенные технологии. В "Гасцях", например, чтобы сделать качество лучше, нужно было лица снимать в студии, хотя бы. Но сделать это было сложно, так как спортсмены — занятые люди, бегают туда-сюда. Александра Хацкевича вообще в Киеве снимали. Во-вторых, я на DV снимал крупные планы. Это хорошо, мы обработали. Но если бы несколько метров кинопленки — немного надо было — чтобы снять синхронно выражения на лицах, сразу выше был бы уровень качества клипа. Потому что рисованные и сканированные фигуры — изначально хорошего качества, а лица — они немножко стандарт качества занижают.
— Когда на "цифру" снимаешь — лица, что ли, менее объемные получаются?
— Не-е-е... Количество объема очень сильно от установки света зависит. Если присутствуют три осветительных прибора — объем можно хоть на VHS сделать. А мы снимали — у нас был то один, то два прибора. Сложно поехать в "Стайки", притащить софиты, и чтоб еще тренер Байдачный не заметил, что снимают его футболистов.
— Вам не хотелось снять какой-нибудь немультяшный клип?
— Конечно хотелось. И не то, что хотелось — я его буду снимать... У меня — миллион планов. Есть близкие и далекие. Хотя я не могу сказать точно, насколько план близок или далек. Но у меня уже есть конкретная договоренность, конкретная песня и конкретная идея. У "ляписов" был ремикс на песню "Ласточки" — такой депрессивный трип-хоп. Совсем не подходящий под "ляписов". Меня он сразу как-то встряхнул, и я решил снять видеоработу.
С Михалком уже поговорил, с ним просто все. Он на велике хорошо ездит, я думаю задействовать там велосипеды...
— Да Михалок же победитель какого-то нехилого велопробега...
— Гы! Главное, что он на нем ездит. И велик у него есть нормальный такой.
Летом у нас обломилось два целых клипа — мы их перенесли на попозже. Я ездил в Дойчланд — там хорошие друзья живут, я стараюсь хоть раз в год к ним заехать. У меня была такая идея — я уверен, она еще реализуется — взять с собой маски Саши и Сирожы и сделать на "СиС" клип. Фишка клипа — я езжу по городу Берлину (а люди там контактные вокруг!) и прошу граждан одеть маски и что-нибудь вытворять. "СаСи"-мания... А дальше — съемки города. Сделать толпу, ажиотаж — причем за рубежом. Это можно сделать красиво, и мы это сделаем — но чуть позже, когда дойдет дело до альбома "СиС".
— Элемент продвижения альбома за границей?
— Да нет, просто прикол.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета