Def Leppard
no title

DEF LEPPARD знают все. И пусть их хэви-метал уже не вызывает такого восторга, как это происходило в 80-х, золотого времени для подобных "леппардам" hair-metal-групп, их все равно знают все. Становятся классическими некогда просто модные альбомы, седеют виски (ударение на второй слог) у самих музыкантов, появляется все больше и больше молодых конкурентов, журналистам становится все труднее давать читателям полное понимание значимости этого коллектива для современного рока... Но DEF LEPPARD продолжают играть.
Чем велик год 1977-й? В этом году на свет появились ADAM & THE ANTS, BLACK FLAG, BIRTHDAY PARTY, CRASS… список долгий, поэтому ограничимся вышеприведенным перечнем. Добавив еще только DEF LEPPARD. Англичане Рик "Сэв" Сэвейдж (бас), Пит Уиллис (гитара), будучи еще сопливыми подростками, решили сделать свой собственный, персональный, так сказать, бэнд. Но только с приходом Джо Эллиотта (вокал), убежденного последователя идей MOTT THE HOOPLE и T.REX, группа стала обретать более-менее зримые очертания. Плюсуем к теперь уже знакомым нам музыкантам драммера Тони Кеннинга и вот вам DEF LEPPARD, весь такой красивый, вкусно пахнущий, свежий, ватрушка, а не группа, как будто только-только выпеченная на хлебо-булочном заводе. Впервые новоиспеченный коллектив выступил на Рождество в том же 77-м, сыграв перед шестью своими друзьями, сделав главным образом каверы на Дэвида Боуи, THIN LIZZY; и только одна песня была за авторством DEF LEPPARD, история даже запомнила ее название — "Misty Dreamer". Можно только догадываться, что услышали присутствовавшие на "концерте" посетители — навряд ли что-то вразумительное, учитывая возраст музыкантов (еще и двух десятков им не было).
Год 78-й ознаменовался тем, что в команду вошел г-н Стив Кларк, в качестве второго гитариста. К тому же группа отметилась своим первым публичным выступлением (наверно, присутствовало уже как минимум десять человек... шутка). Тони Кеннинг уходит из коллектива, и его заменяет другой барабанщик, Фрэнк Нун, которому суждено войти в историю DEF LEPPARD как человеку, участвовавшему в записи первого альбома молодого коллектива ("DEF LEPPARD EP" — ну, это мини-альбом, но выпущенный на собственном лейбле группы — Bludgeon Riffola). Малость неясно, почему и он продержался столь непродолжительное время (пару месяцев), но Нун совершил-таки вынужденный полет из группы. На его место был поставлен Рик Аллен, который и по сей день играет с группой.

Год 79-й стал несравненно более успешным для команды, нежели год предыдущий. Их замечает дядька Джон Пил, они подписывают контракт с Phonogram (в Англии) и с Mercury (в США), музыка становится средством зарабатывания денег и основным занятием, в результате чего Рик Аллен вынужден оставить учебу в школе. Они суппортируют AC/DC, выпускают первый сингл "Wasted" и вообще начинают чувствовать себя почти звездами. Но как следствие того, что музыканты, так сказать, не пройдя огонь, воду и медные трубы практически мгновенно стали популярны, некоторые пассажиры DEF LEPPARD не выдержали такого ультрабыстрого взлета. Пит Уиллис потерял свое право именоваться участником "самого перспективного хэви-метал коллектива для 80-х" из-за своего пристрастия к алкоголю и был срочно депортирован известно куда, его же заменой стал Фил Коллен, тогдашний участник GIRL. Эта замена явно пошла на пользу команде, т.к. третий альбом (первым стал вышедший в 80-ом "On Through The Night", второй был реализован годом позднее и именовался "High \\\\\\\\\\'N\\\\\\\\\\' Dry" — оба имели вполне средний успех) DEF LEPPARD до сих пор вызывает желание снять перед ними шляпу.
"Pyromania" был продан тиражом в десять миллионов экземпляров (!!!) и стал бесспорным блокбастером. DEF LEPPARD предложили на суд слушателей мелодичную, испещренную прекрасными гармониями версию хэви-метал и хард-рока. Немалую роль в таком сногсшибательном успехе сыграл канал MTV, который "ухватился" всеми своими загребущими руками за такие очевидные суперхиты, как "Photograph" и "Rock Of Ages".

1984-й год несколько отрезвил музыкантов, заставив их пройти сквозь череду бед. Группа закончила турне в поддержку "Pyromania" и перебазировалась в Дублин (Ирландия), где стала записывать уже четвертый по счету диск. У Эллиотта начались проблемы со здоровьем, и ему было противопоказано петь, а Аллен попал в серьезную автоаварию, и врачам пришлось ампутировать его левую руку. Другой человек не был бы так удручен происшедшим (ведь драммер трое суток балансировал между жизнью и смертью), однако можно понять, какие мысли одолевали музыканта, когда он фактически был лишен возможности работать в любимой группе, к тому же, переживавшей период своего ослепительного успеха. Все то, что произошло с Алленом, и поныне является примером того, как творческие люди одержимы и верны музе. Рик сконструировал собственную барабанную установку исключительно исходя из того, как ему теперь можно играть. И результат был таков, что ни остальные участники DEF LEPPARD, ни фаны группы не заметили разницы, словно у Аллена по-прежнему две руки и он ими молотит, как и раньше, резво и мощно. Главным же доказательством того, что Аллен не потерял и тысячной доли своих возможностей, стал масштабный концерт группы в рамках феста "Monsters Of Rock" — все прошло просто великолепно. В общем, преодолев этот один из самых мрачных моментов в своей истории, DEF LEPPARD вернулись к своей обычной повседневной студийной и концертной работе.

В связи с трагедией, случившейся с Алленом, да и по ряду других причин, новый альбом вышел только в 1987-м году, фактически на два года позже запланированного срока. Но "Hysteria" не только не уступил по продажам "Pyromania", но и даже переплюнул оный шедевр на шесть миллионов проданных копий. С этого момента звездный статус DEF LEPPARD уже только у них на лбах не светился. Чувствуя, что нужно ковать железо, пока горячо (ну и исходя из того, что надо было наверстать упущенное время), по прошествии 227 концертов в раскрутку "Hysteria" команда вновь собирается в студии и рубит новый альбом. К этому времени всем стало ясно, что окончательно определиться с тем, что играют музыканты, будет крайне затруднительно. Поначалу их прочно отнесли к NWBHM — новой волне британского хэви-метал, однако с течением времени DEF LEPPARD явственно стали отдавать предпочтение традиционному хард-року с пластичными линиями двух электрогитар. Позже это назовут "коммерческим хэви-металом", но вряд ли сие будет сказано корректно. Вся прелесть, все отличие DEF LEPPARD от сонма подобных им команд, обретших миллионы поклонников в 80-х, наверное, в том, что группа всегда старалась делать свой хард-рок не в пример другим коллективам мягким и просто красивым. Рева и грохота на тот момент хватало всем, и в связи с этим DEF LEPPARD уловили потребность у слушателей в чем-то более спокойном и удобоваримом. Хотя никто и не оспаривает металическое начало в музыке этой группы.

...С момента выхода "Hysteria" проходит целых пять лет, прежде чем на свет божий является записанный в мучениях (душевных и даже физических) пятый номерной диск DEF LEPPARD "Adrenalize". По существу, главной проблемой того, почему альбом так долго записывался, являлся Стив Кларк, который по причине закоренелого алкоголизма не мог принимать существенное участие в подготовке диска (его заменял Коллен). Так продолжалось до тех пор, пока Кларк в конце концов не переборщил с алкоголем (усугубив энное количество виски наркотиками), и 8-го января 1991-го года в возрасте 30 лет он умирает от сердечного приступа. В свое время его пытались неоднократно лечить, но толку от этого было мало. "Adrenalize" дозаписывали уже вчетвером, впрочем, Клак мало чем помогал своим коллегам и до гибели. Сразу после релиза "Adrenalize" в группу входит гитарист WHITESNAKE Вивьен Кэмбэлл. Его боевое крещение прошло на концерте-трибьюте Фрэдди Меркьюри (DEF LEPPARD являлись хорошими знакомыми QUEEN в целом и даже друзьями Брайана Мэя). "Adrenalize" разошелся шестью миллионами копий, что существенно отличалось от умопомрачительных тиражей предыдущих двух пластинок. Нервы, потраченные на Кларка, дали о себе знать — альбом был бесцветен. Хотя он пробыл на первом месте в американском чарте пять недель, и на официальном сайте относительно этого диска было все расписано в радужных тонах, отзывы критиков были принципиально другого мнения о качественной составляющей "Adrenalize".
В 93-м группа, по большому счету, отдыхала от студийной работы и занималась работой концертной. Выходит би-сайдник "Two Steps Behind", а ближе к концу года и "Retro Active" — как можно понять из названия, состоящий из ранних, практически никому неизвестных работ и двух каверов (на SWEET, "Action", и Майка Ронсона, "Only After Dark"). Двумя годами позднее поступает в продажу "грейтест" "Vault", в котором на сей раз собраны лучшие композиции из "High \\\\\\\\\\'N\\\\\\\\\\' Dry", "Pyromania", "Hysteria", "Adrenalize" и, как ни странно, из "Retro Active". Итог — три с половиной миллиона проданных копий сборника.

Таким образом, еще пять лет коллектив всяческими способами "отбрехивался" от записи нового альбома. В 1996-м году он все-таки выходит, но фэнов ждет жестокое разочарование — "Slang" был настолько нелеп и натянут, что все попытки DEF LEPPARD навязать слушателям свои эксперименты с фанком обернулись полным и сокрушительным провалом. Команде потребовалось три года, чтобы осознать полученный ими урок. "Euphoria", релиз 1999-го года, можно назвать образцово-показательным альбомом DEF LEPPARD — музыканты не делали попыток уйти от их прежнего ключа, а записали добротный диск, в духе всем давно знакомых "леппардов". Вообще, этот год прошел для рокеров удачно и даже безотносительно от успеха "Euphoria" — DEF LEPPARD были приглашены на участие в новообразованной американской премии "Diamond Awards", т.к. их в коммерческом плане самый удачный альбом "Hysteria", проданный числом в 16 миллионов копий (это по всему миру), вошел в историю музыки как редкое достижение. Как горделиво говорят сами музыканты, "только 61 альбом и 45 артистов смогли достичь такого показателя" (естественно, это на тот момент цифра была таковой). Дальше все как обычно, турне, раскрутка... машинка под названием DEF LEPPARD вновь заработала на полную мощность.
В 2001-м году Джо Эллиотт и Фил Коллен собирают проект CYBERNAUTS, остальные также пробуют себя в чем-то другом — Вивьен работает с его группой CLOCK, Рик также основывает персональное детище RAVEN DRUM FOUNDATION. А Сэв становится счастливым отцом. Тож, знаете, проект!

Последней работой DEF LEPPARD на сегодня является "X", действительно десятый диск группы. На его счет пока трудно составить полное мнение (все рассудит история), однако понятно, что его можно считать продолжением "Euphoria". Но прослушав этот диск, чувствуется, что свои золотые годы (видимо) DEF LEPPARD оставили в прошлом, т.к. из всего альбома выделяются только несколько композиций. Остальное лежит если не балластом, то желанием музыкантов играть так же, как и раньше, согласно принципу "не меняйся — и хуже ты не станешь". Хуже не станешь, действительно, но и лучше тоже. А может, группу испугал такой оглушительный провал со "Slang", кто его знает. Одно точно известно — DEF LEPPARD все-таки вошли в новое тысячелетие и вошли не озираясь, не щурясь от ослепительного света, идущего от нынешних рок-кумиров... они не прогнулись. Но все-таки нужно подбородок держать чуть повыше, все-таки вы DEF LEPPARD, господа!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета