Чушь, Оксана
Оксана Чушь: “Настраивайтесь на спокойную музыку”

Желание взять интервью у Оксаны Чушь, лидера московской группы РЕГУЛЯРНЫЕ ЧАСТИ АВАНТЮРИСТОВ, возникло у меня более четырех лет назад, когда мы только познакомились. Тогда Оксана подарила мне свои первые альбомы, которые мне очень понравились (в свое время они рецензировались на страницах "МГ")... Потом были долгие годы вращения в разных плоскостях. РЧА успели выпустить сингл "Невеста" и двойной альбом "No Man, I'm Not O.K./Герои в гробу", принять участие в фестивале женского вокала "Сирин", несколько раз сменить состав... И месяц назад мне представился случай потерроризировать Оксану вопросами.
— Ваша группа называется РЕГУЛЯРНЫЕ ЧАСТИ АВАНТЮРИСТОВ. Повторю вопрос одного злого рецензента: где обещанный авантюризм?
— Кто не видит этого авантюризма, тот сам виноват!.. Скорее всего, группу я переименую.

— Я очень удивился, узнав, что сингл "Невеста" был выпущен на компакте Триарием. Это престижная фирма, где издавались и Чиж, и БГ... Каким образом тебе удалось выйти на этот лейбл?
— Да я даже и не помню. Где-то случайно познакомились...

— Записи твоих концертов не ходили по рукам, и диск "No Man, I'm Not O.K./Герои в гробу" для многих, в том числе и для меня, был приятной неожиданностью...
— Я давно хотела выпустить именно концертные записи. И вот они поднакопились немного... Я бы не стала этим заниматься, если бы "Форпост" сам не предложил это сделать. Другая причина — там наиболее адекватно звучат песни, потому что то, что мы записывали в студии, все-таки получилось суховато. То есть мы несколько перемудрили, перестарались... Студийная запись какая-то неживая... А этот альбом — полная противоположность предыдущим. Настоящее "живье", со всей лажей, с воплями фанатов... Все, что хочешь. Еще хорошо, что там много песен разных лет, разных стилей... Хотя, конечно, несколько хромает эстетическая сторона, может быть, музыканты играют не так гладко, как хотелось бы. Но зато это натурально. Никаких консервантов.

— В Тюмени несколько лет подряд проводится фестиваль женского вокала "Сирин", организуемый объединением "Белый кот", которое возглавляет Ник Рок-н-Ролл. Я слышал, что там очень жесткий и жестокий отбор. В 2001 году туда попали РЧА. Как это произошло?
— Не знаю... Ко мне на концертах подходят люди и просят подарить или продать записи... Однажды подошла девушка, мы ей предоставили записи и видеокассету. Она увезла это все в Тюмень... Там долго думали, нужны мы им или нет. В итоге решили, что нужны, и пригласили нас. Мы поехали.

— Как ты думаешь, не подыграл ли вам Сергей Геннадьевич Гурьев, который вас очень любит?
— Вряд ли. Потому что тогда мы были не настолько близки, как сейчас, — это во-первых. Во-вторых, Сергей Геннадьевич довольно скептически смотрит на мою деятельность. Я думаю, там более веское слово сказала девушка, которой мы подарили записи. Как выяснилось, как раз она занимается музыкальными делами в Тюмени. А Ник Рок-н-Ролл — человек, имеющий свое мнение, которое трудно поколебать. И если он зациклится на какой-нибудь мысли, никто на свете его принципы никогда не пошатнет.

— На "Сирине" тебя услышал Артемий Троицкий...
— По словам очевидцев, услышав нашу группу, он нервно закурил. Мне Олег Пшеничный рассказал (смеется). После выступления Троицкий подошел и сказал, что ему понравились некоторые мои песни. Он, оказывается, с большим уважением относится к песням, которые я называю салонной музыкой. Это как раз романсовые танго. После того, как вышел альбом "No Man, I'm Not O.K." — Троицкий был на презентации, — он крутил у себя на радио песню "Глобус", которая, насколько я поняла, ему тоже очень понравилась.

— Помощь не предлагал?
— Предлагал в хороший роддом лечь (смеется). Он постоянно говорит, что я всегда могу к нему обратиться, если мне понадобится. И я, конечно, воспользуюсь его предложением. Он мне предлагает помощь в организации концертов. А я пока не возобновила свою деятельность: у меня маленький ребенок, сейчас не до того... Но, как только у нас будет готова программа, я, конечно, обращусь к нему.

— Московская клубная жизнь глазами Оксаны Чушь...
— (со смехом) Московская клубная жизнь, увиденная моими глазами, умирающая, притухающая, сходящая на нет. Пик клубной жизни пришелся где-то на 1996-97 годы, с натяжкой — 1998 год. А сейчас это уже не клубная жизнь. Раньше действительно люди приходили в клубы, там жили. Было очень весело, интересно, свежо, это было что-то новое... И в клубах много интересного творилось. Сейчас клубы стали чем-то привычным — ничего особенного.

— По каким критериям делятся московские клубы?
— По денежному принципу, в первую очередь. Есть дорогие, есть дешевые. В дорогих клубах и музыка соответствующая. Хотя я иногда выступаю в таких клубах, но там я особые песни пою. А если об андерграунде говорить, то его тоже уже практически не существует. Да, есть просто клубы, в которых выступают начинающие группы, авторы-исполнители, которые поют, много их... К таковым относится клуб "Форпост" в первую очередь — пожалуй, один из приличных, достойных оплотов андерграунда. Там действительно можно услышать что-то такое... Туда охотно приглашают новые группы. Не все, конечно... Там есть нормальные условия, чтобы прийти и выступить. "Форпост" предпочитает акустику, но, тем не менее, группы выступают там и в полном составе. Приличный звук, уже есть бар... В общем, там довольно сносно. Можно время провести хорошо. Для молодежи — вообще прекрасно.
Ну а еще в "Форпосте" есть такой уклон в музыку рэгги, что тоже очень интересно: Играет Рома В.П.Р., еще JAH DIVISION — очень достойный коллектив, который много лет существует. Есть очень интересная группа ГЛУПЫЙ БЕЛЫЙ... В общем, там много народа играет — от пионеров и до таких грандов, как Инна Желанная.
Есть клуб "Факел", специализирующийся именно на акустической музыке. Там невозможно услышать группу, которая играет в "электричестве". Чисто акустическое исполнение.
"Последние деньги" — уникальный клуб. С одной стороны, это хороший ресторанчик в центре города, находится в здании гостиницы "Пекин", на площади Маяковского. Центр, прекрасное место! С другой стороны, очень демократична политика руководства клуба, владельцев, которые хотят, чтобы там звучала разная музыка — не только стандартный ресторанный набор, как обычно бывает. Там можно услышать очень разную музыку. Если туда придешь, не пожалеешь, потому что всегда услышишь что-то стоящее... За вечер у них бывает два концерта. Сначала выступает какая-нибудь молодая группа. А после десяти часов вечера еще одна музыкальная программа. Играют какие-нибудь группы — здорово играют! — и блюзы, и LED ZEPPELIN, и чуть ли не METALLICA, и поп-рок... Я имею в виду классический рок, старый, модный. Очень хорошо тоже!

— Вернемся к тебе.
— (важно) Да-а!

— Почему ты так часто меняешь состав РЧА?
— Ой, по разным причинам. У меня довольно-таки долго был один состав. А сейчас... Нельзя сказать, что я его меняю. Потому что на самом деле приходят и уходят практически одни и те же люди, с которыми мы уже давно знакомы. Просто иногда они меняются между собой. Все люди очень занятые. Сейчас такая ситуация, что музыкант — если, конечно, он не работает в группе порядка МУМИЙ ТРОЛЛЯ или в составе, аккомпанирующем Филиппу Киркорову, — вынужден играть одновременно в нескольких группах, чтобы прокормить себя и семью, вообще жить нормально. Поэтому музыканты, которые со мной работают, задействованы и в других проектах. Поскольку у нас сейчас бывает мало концертов, я не могу обеспечить им достойное денежное существование. Поэтому, когда кто-то из них не может со мной играть в определенный день — то есть у него какие-то другие гастроли или концерты, — приходит другой человек. Так вот они меняются... Это не вызвано сейчас какими-то разногласиями — музыкальными или человеческими. Чисто практические причины.

— Состав РЧА на сегодняшний день…
— Джон Кукарямба с нами играет на перкуссии, Борис Долматов на гитаре, Роберт Мусин на басу и Василий Борисов на клавишных. В ближайшее время наш состав будет меняться. Или расширяться.

— Кстати, Джон использует много интересных экзотических инструментов...
— Я не зацикливаюсь на этом. Я бы без них, честно говоря, прекрасно обошлась. У Джона есть, конечно, набор экзотических инструментов, половину названий которых я даже не помню. Что-то из Индии ему привезли, что-то еще откуда-то там... Сейчас у него очень хорошие бонги, названий которых тоже, к сожалению, не помню (смеется). А так — мы используем клавиши 70-х годов, синтезатор 60-х... Вот это тоже экзотика, антиквариат, можно сказать...

— Одна моя знакомая журналистка ввела в обиход квазинаучный термин "эффект первого восприятия" применительно к МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНИЮ и другим старым группам. Его суть: когда ты впервые услышишь какой-то вариант песни, именно он тебе будет нравиться все время, как блестяще эту песню ни аранжируй, ни обрабатывай... Поэтому она предпочитала слушать МАШИНУ и ВОСКРЕСЕНИЕ на бобинах начала 80-х, в ужасающем качестве. У вас, Оксана, был безымянный альбом 1998 года, выпущенный лейблом Гам...
— ...который уже не существует.

— ...был альбом "Невеста" 1999 года — не сингл, а именно альбом! Они распространялись в поганом качестве. Будет ли все это профессионально издаваться?
— Старый альбом сейчас стал особенно хорошо продаваться. Он набирает популярность. И поэтому клуб "Форпост" его будет выпускать на дисках. Раньше альбом выходил только на кассетах. И "Невесту" тоже "Форпост" берется выпускать. Я там, видимо, кое-где перепишу голос. Все остальное будет прежним, только, благодаря новому сведению, запись будет гораздо качественнее и приятнее звучать.

— Вопрос к тебе как к идейному генератору группы — ведь ты в основном пишешь музыку и тексты. Твои музыкальные пристрастия?
— Ох! Мне тяжело говорить об этом... Я стала тяготеть к несколько странной музыке. Мы слушаем Али-хана. Есть такой арабский певец. Это world music, конечно... Мне еще нравится трио Гурту — индийского музыканта. Это не индийская музыка, хотя там есть, конечно, ее элементы. А вообще, это очень красивая, необыкновенная электронная музыка. Еще у меня есть такой забавный диск, на котором написано "Baobab Orchestra". Хотя понятно, что на самом деле не так называется, это диск просто нарезанный... Там негры играют и поют. Но поскольку они очень долго жили и учились у нас в стране... В общем, они поют свои негритянские песни, которые очень сильно напоминают "Цыганочку" — вот что-то такое... Очень забавные записи! В общем, я тяготею к какой-то полуэтнической музыке.

— Помню, четыре года назад в интервью программе Саши Рудницкой "Хамелеон" ты в числе любимых белорусских команд назвала столь разные группы, как НАИЗНАНКУ и KRIWI. Изменилось ли твое мнение о белорусской музыке?
— Да. НАИЗНАНКУ мне теперь не нравится. А KRIWI полюбила еще больше.

— Профессия журналиста часто заставляет меня выходить в Интернет, рыться во всевозможном самиздате... Ну и много же у вас недоброжелателей, скажу! Просто диву даюсь. Особенно меня задела опубликованная в # 14 питерского самиздатовского журнала "Осколки" рецензия на ваше демо, — скорее всего, это "Невеста", но автор рецензии был не в курсе (общий смех). Ты ее собиралась даже выложить на своем сайте... Тебе такие материалы не мешают жить? Не вызывают ли напрягов?
— Нет, не вызывают, не напрягают — ничего. Ничего они со мной не сделают совершенно! Могу только пожать плечами — у меня даже эмоций нету никаких. И потом, если б такую рецензию написал Троицкий, например, конечно, меня бы это очень сильно озадачило. А так... Непонятно, кто что пишет... Да и необъективно написано. Не могу серьезно относиться к такой публикации — не потому, что она критическая, а потому, что она непрофессиональная.

— Следует ли ожидать концертов РЧА в Беларуси?
— Почему же нет? Но у многих наших музыкантов семьи, дети... Поэтому для нас большая роскошь поехать куда-либо бесплатно выступать. Как только будет за что — тут же приедем. С удовольствием и с большой радостью. Если у нас будет куча денег, мы, может, приедем и бесплатно.

— Чем вы занимались в прошлом году, кроме выпуска диска?
— Мы отдали свои песни в сериал "Светские хроники" на ОРТ. Меня там показали с "Романсом" и "Прикосновением". Показали, как группа выступает. Мы были музыкантами, играющими в ресторане. А вообще, как фон использовалась песня "Глория"... И какая-то еще, не помню. А сейчас начинаем снимать новый фильм под рабочим названием "Молоды и счастливы", в котором будет еще больше наших песен. Это сериал о девушке, которая приехала издалека в Москву, мечтает стать певицей, пишет песни... Туда мои песни очень кстати пришлись. Причем — ни много ни мало — хотят мою песню "Голуби" взять, что меня, конечно, повергает в ужас... (смеется) Так настроены музыкальные продюсеры.
В начале года я ездила в Архангельск, где была на фестивале художественных фильмов. Там представлялся сериал "Светские хроники", который получил приз "За лучший сценарий". Я там ходила, смотрела на все, со всеми разговаривала, даже играла в хоккей. У них на Севере очень популярен этот вид спорта — среди детей и взрослых. И вот, была команда актрис и местная команда. И мы играли...

— Чего следует ожидать от РЧА в ближайшем будущем?
— Ждите большого облома. Потому что, во-первых, как я уже говорила, будет переименована группа. Во-вторых, мы изменим стиль, репертуар и все-все-все. Настраивайтесь на спокойную музыку, на красивые песни — скорее мелодичные, чем ритмичные.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета