Технология ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ. Как много в этом слове для каждого (или почти каждого) советского подростка! Переступившая 20-25-летний порог публика (сужу по себе и своим ровесникам) ностальгически вздыхает, вспоминая бурные страсти по "Странным танцам", хитам вроде "Полчаса", "Нажми на кнопку", "Песня ни о чем", "Рано или поздно" и т.д… Девочки переписывали тексты песен в аккуратно оформленные тетрадки, томно вздыхали и плакали в подушку; мальчики не переписывали, скупых слез не пускали, но слушали исправно. Ваша покорная слуга ждала каждой недели "Муз-Обоза", надеясь увидеть на ночном экране Романа Рябцева с Владимиром Нечитайло… а слыша мелодии DEPECHE MODE, патриотично и непримиримо заявляла: "ТЕХНОЛОГИЯ все равно круче!"
Время шло. Былые тинейджеры превратились во вполне приличных (или, в отдельных случаях, неприличных) дядь и теть, "Муз-Обоз" со своим рулевым канул в Лету, на экранах появились другие группы. ТЕХНОЛОГИЯ осталась частичкой романтичного детства. Однако… говорить о полном забвении оказалось рановато. Вволю позанимавшись сольными проектами и иными музыкально-околомузыкальными делами, экс-участники группы, по некоторым слухам, готовы собраться вновь… порадовать еще одно подрастающее поколение.
На наши вопросы самым наилюбезнейшим образом согласился ответить Роман Рябцев.
— Начать, пожалуй, стоит с освещения настоящей ситуации с ТЕХНОЛОГИЕЙ: что, где и когда? Собрана ли команда снова, кто принял участие в таком "реюнионе", есть ли уже какие-то твердые планы, в какой стадии находится процесс работы? В общем, хотелось бы хоть в общих чертах узнать новости, и не только о ТЕХНОЛОГИИ...
— "После долгих и продолжительных раздумий..." Да, теперь уже можно ответить утвердительно на вопрос, который мне постоянно задавали на протяжении последних лет: ТЕХНОЛОГИЯ воссоединилась! Состав группы, правда, изменился и теперь выглядит так: Роман Рябцев — вокал, синтезаторы, гитара; Владимир Нечитайло — вокал; Роман Лямцев — синтезаторы, вокал, кларнет; Алексей Савостин — синтезаторы. Надеюсь, что "свежая кровь" пойдет на пользу группе. Планы наши — тверды! — и процесс работы — в бурной стадии!!! Мы одновременно переделываем старые хиты (дабы звучать соответственно времени) и записываем новые песни. К тому же компанией JAM скоро будут переизданы все старые альбомы. Выступали мы в новом составе пока только два раза (в Москве в День города). Ощущения — похоже, мы решили воссоединиться не зря! Народу понравилось...
— Скажите, Роман, как это — быть непререкаемым кумиром миллионов советских девчонок (да и парней, чего скрывать... хотя многие из них ни за что не признаются в любви ТЕХНОЛОГИИ), а сейчас как бы "раствориться" в неизвестности? То есть какие ощущения/переживания сопровождали этот период перехода от сумасшедшей популярности на уровень "звезды былых времен"? Не обидно ли сейчас, что молодое поколение в большинстве своем практически не знает мегахитов вроде "Нажми на кнопку", "Танцы вдвоем" или "Полчаса"?
— Для начала: ПЕСНЯ НАЗЫВАЕТСЯ "СТРАННЫЕ ТАНЦЫ"!!!!!!!!!!!, а не "Танцы вдвоем" (о великие боги! Как можно было так лох… ошибиться! — От авт.)!!!!!!!!!! Ну, это так, к слову. "Непререкаемым кумиром" я (да и остальные ребята) себя никогда не ощущал. Популярность группы никак не отразилась на моем тогдашнем образе жизни. Кроме исписанного подъезда и назойливых звонков по телефону ничего не говорило о том, что мы знамениты. Массовая истерия сопровождала все-таки другие группы (типа ЛАСКОВЫЙ МАЙ, НА-НА...). И, уйдя из ТЕХНОЛОГИИ, я стал чувствовать себя намного комфортнее. Я стал делать то, что хочу (а не то, что надо для коллектива), начал собирать свою студию, осваивать новую для себя профессию звукорежиссера, активно исследовать зарождавшуюся тогда московскую клубную жизнь — словом, мне было очень даже хорошо! Записал сольные альбомы, постоянно ездил по стране с концертами, смог зарекомендовать себя в профессиональной среде как саундпродюсер, в общем — если кто-то и растворился в чем-то, то уж точно не я и не в неизвестности. Молодое поколение? На концертах я не замечал, что они не знают вышеперечисленных песен. Потом, причем тут "обидно"? На кого я должен обижаться? На коррумпированное телевидение? На неповоротливые рекорд-компании? На себя? Я предпочитаю работать, а не обижаться...
— После распада БИОКОНСТРУКТОРА почти 14 лет назад вы занялись поиском нового вокалиста. Была ли действительно в этом необходимость? Ведь Роман Рябцев — тоже вокалист!
— Ну, петь-то я стал из необходимости — вокалиста-то не было! А потом — по инерции… Почему-то всем понравилось...
— Клип на "Нажми на кнопку", насколько мне известно, появился в эфире всего лишь пару раз или вообще даже не был запущен "в оборот". В чем здесь была проблема? Некачественная съемка, провалы режиссуры или что-то еще? Ходят слухи, что участники группы сами считают это видео своей ошибкой...
— Мы считали этот клип ошибкой режиссера и продюсера, который этого режиссера выбрал. Клип был УЖАСЕН!!! Компьютерной обработки видео тогда не было, а задумка была такая: черно-белая группа на фоне цветной природы... Нас густо намазали белым гримом, который на 30-градусной жаре потек, и мы вышли похожими на четырех потных вампиров... Деньги (и немалые) были выброшены на ветер...
— Много ли фэнов было у электроники (имеется в виду электронная музыка) в годы, когда ТЕХНОЛОГИЯ только-только начинала собственную деятельность? Было ли это похоже на "глубокий андерграунд"? Ведь именно тогда в "совке" был страшно популярен тяжелый рок со всеми его многочисленными подстилями... Металисты вряд ли радовались появлению ТЕХНОЛОГИИ на концертных площадках, а тогда их было очень много... Хотя популярность электроники потом наверстала упущенное семимильными шагами... не в последнюю очередь именно благодаря вашему коллективу.
— Электронной музыки в СССР тогда было очень мало — дешевле было купить гитару, чем несколько синтезаторов. "Глубоким андерграундом" ее тоже вряд ли можно было назвать — перестройка, "ветер перемен", все разрешили — какой уж тут underground? К тому же популярен был уже не тяжелый рок, а легчайшая попса, ЛАСКОВЫЙ МАЙ, МИРАЖ и т.д. Вот по сравнению с ними мы звучали очень тяжело. А уж радовались ли они, или как — лучше у них спросить (впрочем, все равно не скажут...)
— Каким вы видите будущее электронной музыки в России в ближайшие годы? Вопрос весьма пространный и объемный, но все же можно постараться провести некое "прогнозирование"...
— Безрадостное оно, это будущее... Так получается, что никому кроме самих музыкантов и небольшого количества фэнов, она не нужна. Радио и телевидение ее игнорируют, рекорд-компании не хотят ее издавать (мотивируя тем, что на радио такую музыку крутить не будут, — и кто это купит?). Люди не покупают диски наших исполнителей, а воруют их в формате Мр3 (а потом еще и ноют — "ну где же, где российская электронная музыка?"). Порочный замкнутый круг, осложненный отсутствием инициативных людей, желающих продвигать такую музыку... С одной стороны, бурное развитие и удешевление компьютеров приводит к тому, что теперь практически любой человек может за совершенно смешные деньги (по меркам еще 3-летней давности) оборудовать себе домашнюю студию начального уровня и начать что-то делать (причем дома теперь можно достигнуть вполне прилично звучащих результатов). С другой стороны, это приводит к тому, что музыку начинают делать люди, не имеющие ни малейшего представления о том, КАК ее надо делать и (что самое страшное) не желающие этому учиться (про наличие таланта я даже не говорю). В результате имеем "мутный поток" псевдоэлектронной музыки низкого качества, наводняющий Интернет и периодически выплескивающийся на CD. С третьей... Надеюсь, что когда-нибудь, в соответствии с законами диалектики, количество перейдет в качество...
— За все творческие начинания в группе, как пишут многие издания, отвечал только Леонид Величковский... Так ли это было на самом деле? Были остальные музыканты лишь "активными наблюдателями" или музыку писали все?
— НЕ ТАК!!!! Половина песен написана мной. А уж тексты Леня никогда вообще не писал. Слова ко многим его песням написаны либо поэтами со стороны, либо это коллективное творчество всей группы. Вообще-то, очень интересно посмотреть в глаза тому журналисту, который первым написал этот бред, насчет "руководящей и направляющей" роли Величковского в ТЕХНОЛОГИИ.
— Расскажите, пожалуйста, кому и как в голову пришла идея использовать такой необычный вид "фанеры", какой был у ТЕХНОЛОГИИ? И разве никак нельзя было обойтись вообще без нее? Многие музыканты защищают свое право на ее использование, аргументируя свой выбор тем, что, мол, в большинстве концертных залов/клубов нереально отстроить нормальный звук, поэтому просто необходимо включать фонограмму... Как это было в вашем случае?
— Ну, начнем с того, что во всем мире электронные группы в той или иной степени используют частичную фонограмму. И дело здесь не в том, что "в большинстве концертных залов/клубов нереально отстроить нормальный звук" (на Западе с этим проблем поменьше возникает), а в самой специфике жанра. Многие звуки просто невозможно адекватно воспроизвести вне студии, во всех песнях разные барабаны (это рокерам проще — одна ударная установка на весь концерт), а электронщикам для каждой вещи пришлось бы заново отстраивать звучание каждого ударного инструмента (да и партии там такие, что "живой" человек не сыграет). Короче говоря, полностью "живьем" сыграть МОЖНО, но для этого на сцену нужно вытаскивать ВСЮ студию, пару звукоинженеров, несколько дополнительных музыкантов, паузы между песнями будут по 10 минут и билет на концерт будет стоить 150 долларов! Оно вам надо? Я, кстати, принципиально НИКОГДА не ПОЮ под фонограмму (хотя бы из чувства самоуважения), но практика показывает, что не все это и замечают. Был такой случай в одном городе. После концерта мой администратор говорит мне: "В туалете услышал разговор двух "братков" — "А клево, в натуре, Рябцев поет!.. — Да, жалко только, что под "фанеру"!" А я-то два часа перед концертом звук отстраивал! В заключение, процитирую одного писателя (давно читал, увы! — не помню, кто это написал): "Невозможное — невозможно. Невозможно, например, быть невидимым. Впрочем, если бы это и было возможно, то зачем стараться? Все равно никто не увидит и не оценит!"
— Если не трудно, Роман, пару слов о том, каким образом вам удалось заполучить контракт с таким "мажором", как Radio France Internationale. Стремились ли к этому целеустремленно или же их промо-менеджеры отыскали вас самостоятельно? Стало ли это неожиданностью? Вообще, если можно, расскажите о выгодах такого контракта: что он вам дал, чему научил и т.д.
— Все было не так! RFI каждый год проводит конкурс в странах Восточной Европы — "Рок с Востока". Местные радиостанции отбирают материал и присылают в Париж, а французы решают, кому чего дать... Россия тогда первый раз участвовала в этом конкурсе, и победил МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Приз тогда был — сыграть концерт на фестивале "MIDEM" в Каннах, что они и сделали. А про меня было сказано: "Чувак и так профессионал, зачем ему этот концерт — давайте лучше запишем ему альбом и заработаем на нем денег…" Ну, я и поехал на "MIDEM", подписал контракт, потом репетиции с французской группой в Париже, потом — запись... А потом — умер куратор моего проекта (у него была лейкемия)... И так как RFI — это примерно то же, что и Гостелерадио в СССР (т.е. — госконтора, всем все пофигу, деньги — казенные...), то вся эта история сошла на нет.
Плюсы? Их много. Мне купили хорошие инструменты, я поработал с "живой" группой, записался на Западе, научился кое-каким вещам, которые у нас не делали... Да и в Париже пожил...
— Как понравился Париж, во время пребывания в котором вы записывали свой первый сольник? Наверное, контраст после СССР и СНГ был просто потрясающим...
— Потрясающего ничего не было (я вырос за границей, поэтому в обморок в супермаркетах не падал). Просто я влюбился в этот город, и до сих пор считаю его лучшей точкой на этой грешной планете. Его улицы, мосты, дома, кафе... Своего рода мой личный Ехо... Место, где я хотел бы умереть... А лучше — жить!
— "Это война", альбом 1995 года выпуска, был полностью сделан уже после вашего ухода из группы. Каково ваше мнение по поводу этой записи? Кстати, как считаете, стоило ли продолжать деятельность коллектива после вашего ухода и всеобщей потери интереса к нему со стороны остальных музыкантов? Кто-то "ударился" в продюсеры, кто-то вообще ушел... Может, ТЕХНОЛОГИЯ попросту исчерпалась творчески?
— Когда я послушал "Войну", я сказал в одном из интервью: "Теперь-то я окончательно убедился, что правильно сделал, уйдя из группы. Мне было бы стыдно выходить на сцену с такими песнями". Сейчас я не столь категоричен, песни две — вполне нормальные! А стоило ли продолжать деятельность коллектива после моего ухода? Ну, это было их личное дело. Надо же чем-то заниматься! "Умри красиво" — не все так могут (я тоже).
— Существует мнение, что создание ремиксов — это "пробуксовка" творческой личности. То есть, конечно, ищутся новые пути представления "старого и знакомого" в новом свете, однако, как это кажется со стороны, музыкант просто увиливает от написания действительно нового и оригинального материала. Есть ли в таком предположении правдивые моменты?
— Первый раз слышу такое мнение насчет ремиксов! Правда в том, что публика ЖУТКО консервативна и (по крайней мере, на концертах) категорически не хочет воспринимать новый материал! Когда я играю концерт, мне после первой же песни начинают орать: "Нажми на кнопку" давай! "Странные танцы"!" Все. Приехали. Может, на диске еще и послушают, а на концерте — ни-ни! Надо же СЛУШАТЬ! А хочется подвигаться! Отсюда и идут ремиксы.
— Вам сейчас 33 года — возраст Иисуса Христа... Если оглянуться назад, можете ли вы с гордостью сказать: "Да, годы прожиты совсем не зря. Было времечко!" Не закрадывается ли мыслишка, что все, чего хотелось достигнуть, уже достигнуто в прошлом? Что, на самом деле, все главные "цели" уже взяты. И что ждет впереди...
— Я не оглядываюсь назад. Что было — то прошло. Рассуждать о том, что "если бы я сделал так, а не иначе, то все могло бы быть по-другому", — глупо. То, что я делал тогда, было ПРАВИЛЬНО. Не хорошо или плохо, а именно ПРАВИЛЬНО. То, что нужно (и что в моих силах) было сделать именно в ТО время и в ТЕХ местах, где я находился, я сделал. Все это — история. Что будет дальше — это мой секрет. Я планирую свою жизнь на день вперед и на то, что будет через 3 года. В промежутке — FREESTYLE! Вот лет в 70 — оглянусь (хотя, надеюсь, буду способен на большее, чем просто оглядываться). А когда говорят про "возраст Христа", первое, о чем я вспоминаю — что с ним сделали в этом самом возрасте... Нафиг нужно...
— Когда-то вы участвовали в дуэте ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ... К сожалению, так и не пришлось ознакомиться с творчеством этого проекта, но есть пара вопросов. Во-первых, название выбрано явно с юмором — вам-то в те годы было всего лишь 18 лет. И уже прощались с молодостью?? И, во-вторых, нет ли желания переиздать ремастерингованный материал тех лет сейчас? Тот же вопрос касается и написанного под названием БИОКОНСТРУКТОР...
— Во-первых, я пришел в коллектив (точнее — в дуэт), в коем была уже сложившаяся концепция (в том числе и название). Моя роль там заключалась в игре на клавишных — и все! Я просто заменил предыдущего аккомпаниатора. Альбом "Песни взрослых мальчиков" вышел на CD в 1996 году и содержит все наше тогдашнее творчество. БИОКОНСТРУКТОР тоже выходил на CD в 1994-м.
— Вы известны также как и композитор, который пишет музыку не только для своих собственных проектов, но и для других исполнителей. Думаю, нет нужды перечислять всех, достаточно только упомянуть БЛЕСТЯЩИХ, Айвазова и Сташевского. С кем из ваших "коллег" было легче и приятнее всего сотрудничать? Есть уже планы по сотрудничеству с какими-то другими артистами?
— Для начала — БЛЕСТЯЩИМ и Айвазову я песен не писал! Первым я делал ремиксы, а второму — альбом, как саундпродюсер. Из последних работ — альбом группы ПОДЪЕМ!, ТАТУ, Кристина Орбакайте, Диана Гурцкая и кое-какой молодняк. Я все-таки предпочитаю не ПИСАТЬ кому-то песни, а ЗАПИСЫВАТЬ их. Даже уже не интересно про это говорить — обычная студийная работа...
— И, напоследок, поведайте о немузыкальных планах Романа Рябцева, если такие существуют. Надеюсь, было не совсем скучно отвечать на вопросы. По традиции — пожелания тем, для кого слово ТЕХНОЛОГИЯ — не просто пустой звук, а также и другим, узнавшим о существовании коллектива с таким названием только из этого интервью...
— "Немузыкальные планы"? Сделать ремонт... Привести в порядок машину... Вылечить, наконец, собаку... Все как у всех... Все остальное, так или иначе, связано с музыкой... Теперь — пожелания! Вы, может быть, удивитесь, но я хотел бы пожелать всем читателям ПОЛУЧИТЬ ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ!!! 10 лет назад еще можно было как-то проскочить и устроиться в жизни, но сейчас такая фишка не хиляет! Высший кайф в жизни наступает тогда, когда работа и хобби — одно и то же (уж я-то знаю, о чем говорю!). Больше читайте книг! Это — лучший наркотик, помогающий отвлечься от реальности. И к тому же безвредный. Будьте профессионалами в своей области! Ничто так не портит жизнь, как дилетанты. Любви желать не буду: либо она есть, либо придет и без моих пожеланий. TRULY YOURS, Роман Рябцев.
Время шло. Былые тинейджеры превратились во вполне приличных (или, в отдельных случаях, неприличных) дядь и теть, "Муз-Обоз" со своим рулевым канул в Лету, на экранах появились другие группы. ТЕХНОЛОГИЯ осталась частичкой романтичного детства. Однако… говорить о полном забвении оказалось рановато. Вволю позанимавшись сольными проектами и иными музыкально-околомузыкальными делами, экс-участники группы, по некоторым слухам, готовы собраться вновь… порадовать еще одно подрастающее поколение.
На наши вопросы самым наилюбезнейшим образом согласился ответить Роман Рябцев.
— Начать, пожалуй, стоит с освещения настоящей ситуации с ТЕХНОЛОГИЕЙ: что, где и когда? Собрана ли команда снова, кто принял участие в таком "реюнионе", есть ли уже какие-то твердые планы, в какой стадии находится процесс работы? В общем, хотелось бы хоть в общих чертах узнать новости, и не только о ТЕХНОЛОГИИ...
— "После долгих и продолжительных раздумий..." Да, теперь уже можно ответить утвердительно на вопрос, который мне постоянно задавали на протяжении последних лет: ТЕХНОЛОГИЯ воссоединилась! Состав группы, правда, изменился и теперь выглядит так: Роман Рябцев — вокал, синтезаторы, гитара; Владимир Нечитайло — вокал; Роман Лямцев — синтезаторы, вокал, кларнет; Алексей Савостин — синтезаторы. Надеюсь, что "свежая кровь" пойдет на пользу группе. Планы наши — тверды! — и процесс работы — в бурной стадии!!! Мы одновременно переделываем старые хиты (дабы звучать соответственно времени) и записываем новые песни. К тому же компанией JAM скоро будут переизданы все старые альбомы. Выступали мы в новом составе пока только два раза (в Москве в День города). Ощущения — похоже, мы решили воссоединиться не зря! Народу понравилось...
— Скажите, Роман, как это — быть непререкаемым кумиром миллионов советских девчонок (да и парней, чего скрывать... хотя многие из них ни за что не признаются в любви ТЕХНОЛОГИИ), а сейчас как бы "раствориться" в неизвестности? То есть какие ощущения/переживания сопровождали этот период перехода от сумасшедшей популярности на уровень "звезды былых времен"? Не обидно ли сейчас, что молодое поколение в большинстве своем практически не знает мегахитов вроде "Нажми на кнопку", "Танцы вдвоем" или "Полчаса"?
— Для начала: ПЕСНЯ НАЗЫВАЕТСЯ "СТРАННЫЕ ТАНЦЫ"!!!!!!!!!!!, а не "Танцы вдвоем" (о великие боги! Как можно было так лох… ошибиться! — От авт.)!!!!!!!!!! Ну, это так, к слову. "Непререкаемым кумиром" я (да и остальные ребята) себя никогда не ощущал. Популярность группы никак не отразилась на моем тогдашнем образе жизни. Кроме исписанного подъезда и назойливых звонков по телефону ничего не говорило о том, что мы знамениты. Массовая истерия сопровождала все-таки другие группы (типа ЛАСКОВЫЙ МАЙ, НА-НА...). И, уйдя из ТЕХНОЛОГИИ, я стал чувствовать себя намного комфортнее. Я стал делать то, что хочу (а не то, что надо для коллектива), начал собирать свою студию, осваивать новую для себя профессию звукорежиссера, активно исследовать зарождавшуюся тогда московскую клубную жизнь — словом, мне было очень даже хорошо! Записал сольные альбомы, постоянно ездил по стране с концертами, смог зарекомендовать себя в профессиональной среде как саундпродюсер, в общем — если кто-то и растворился в чем-то, то уж точно не я и не в неизвестности. Молодое поколение? На концертах я не замечал, что они не знают вышеперечисленных песен. Потом, причем тут "обидно"? На кого я должен обижаться? На коррумпированное телевидение? На неповоротливые рекорд-компании? На себя? Я предпочитаю работать, а не обижаться...
— После распада БИОКОНСТРУКТОРА почти 14 лет назад вы занялись поиском нового вокалиста. Была ли действительно в этом необходимость? Ведь Роман Рябцев — тоже вокалист!
— Ну, петь-то я стал из необходимости — вокалиста-то не было! А потом — по инерции… Почему-то всем понравилось...
— Клип на "Нажми на кнопку", насколько мне известно, появился в эфире всего лишь пару раз или вообще даже не был запущен "в оборот". В чем здесь была проблема? Некачественная съемка, провалы режиссуры или что-то еще? Ходят слухи, что участники группы сами считают это видео своей ошибкой...
— Мы считали этот клип ошибкой режиссера и продюсера, который этого режиссера выбрал. Клип был УЖАСЕН!!! Компьютерной обработки видео тогда не было, а задумка была такая: черно-белая группа на фоне цветной природы... Нас густо намазали белым гримом, который на 30-градусной жаре потек, и мы вышли похожими на четырех потных вампиров... Деньги (и немалые) были выброшены на ветер...
— Много ли фэнов было у электроники (имеется в виду электронная музыка) в годы, когда ТЕХНОЛОГИЯ только-только начинала собственную деятельность? Было ли это похоже на "глубокий андерграунд"? Ведь именно тогда в "совке" был страшно популярен тяжелый рок со всеми его многочисленными подстилями... Металисты вряд ли радовались появлению ТЕХНОЛОГИИ на концертных площадках, а тогда их было очень много... Хотя популярность электроники потом наверстала упущенное семимильными шагами... не в последнюю очередь именно благодаря вашему коллективу.
— Электронной музыки в СССР тогда было очень мало — дешевле было купить гитару, чем несколько синтезаторов. "Глубоким андерграундом" ее тоже вряд ли можно было назвать — перестройка, "ветер перемен", все разрешили — какой уж тут underground? К тому же популярен был уже не тяжелый рок, а легчайшая попса, ЛАСКОВЫЙ МАЙ, МИРАЖ и т.д. Вот по сравнению с ними мы звучали очень тяжело. А уж радовались ли они, или как — лучше у них спросить (впрочем, все равно не скажут...)
— Каким вы видите будущее электронной музыки в России в ближайшие годы? Вопрос весьма пространный и объемный, но все же можно постараться провести некое "прогнозирование"...
— Безрадостное оно, это будущее... Так получается, что никому кроме самих музыкантов и небольшого количества фэнов, она не нужна. Радио и телевидение ее игнорируют, рекорд-компании не хотят ее издавать (мотивируя тем, что на радио такую музыку крутить не будут, — и кто это купит?). Люди не покупают диски наших исполнителей, а воруют их в формате Мр3 (а потом еще и ноют — "ну где же, где российская электронная музыка?"). Порочный замкнутый круг, осложненный отсутствием инициативных людей, желающих продвигать такую музыку... С одной стороны, бурное развитие и удешевление компьютеров приводит к тому, что теперь практически любой человек может за совершенно смешные деньги (по меркам еще 3-летней давности) оборудовать себе домашнюю студию начального уровня и начать что-то делать (причем дома теперь можно достигнуть вполне прилично звучащих результатов). С другой стороны, это приводит к тому, что музыку начинают делать люди, не имеющие ни малейшего представления о том, КАК ее надо делать и (что самое страшное) не желающие этому учиться (про наличие таланта я даже не говорю). В результате имеем "мутный поток" псевдоэлектронной музыки низкого качества, наводняющий Интернет и периодически выплескивающийся на CD. С третьей... Надеюсь, что когда-нибудь, в соответствии с законами диалектики, количество перейдет в качество...
— За все творческие начинания в группе, как пишут многие издания, отвечал только Леонид Величковский... Так ли это было на самом деле? Были остальные музыканты лишь "активными наблюдателями" или музыку писали все?
— НЕ ТАК!!!! Половина песен написана мной. А уж тексты Леня никогда вообще не писал. Слова ко многим его песням написаны либо поэтами со стороны, либо это коллективное творчество всей группы. Вообще-то, очень интересно посмотреть в глаза тому журналисту, который первым написал этот бред, насчет "руководящей и направляющей" роли Величковского в ТЕХНОЛОГИИ.
— Расскажите, пожалуйста, кому и как в голову пришла идея использовать такой необычный вид "фанеры", какой был у ТЕХНОЛОГИИ? И разве никак нельзя было обойтись вообще без нее? Многие музыканты защищают свое право на ее использование, аргументируя свой выбор тем, что, мол, в большинстве концертных залов/клубов нереально отстроить нормальный звук, поэтому просто необходимо включать фонограмму... Как это было в вашем случае?
— Ну, начнем с того, что во всем мире электронные группы в той или иной степени используют частичную фонограмму. И дело здесь не в том, что "в большинстве концертных залов/клубов нереально отстроить нормальный звук" (на Западе с этим проблем поменьше возникает), а в самой специфике жанра. Многие звуки просто невозможно адекватно воспроизвести вне студии, во всех песнях разные барабаны (это рокерам проще — одна ударная установка на весь концерт), а электронщикам для каждой вещи пришлось бы заново отстраивать звучание каждого ударного инструмента (да и партии там такие, что "живой" человек не сыграет). Короче говоря, полностью "живьем" сыграть МОЖНО, но для этого на сцену нужно вытаскивать ВСЮ студию, пару звукоинженеров, несколько дополнительных музыкантов, паузы между песнями будут по 10 минут и билет на концерт будет стоить 150 долларов! Оно вам надо? Я, кстати, принципиально НИКОГДА не ПОЮ под фонограмму (хотя бы из чувства самоуважения), но практика показывает, что не все это и замечают. Был такой случай в одном городе. После концерта мой администратор говорит мне: "В туалете услышал разговор двух "братков" — "А клево, в натуре, Рябцев поет!.. — Да, жалко только, что под "фанеру"!" А я-то два часа перед концертом звук отстраивал! В заключение, процитирую одного писателя (давно читал, увы! — не помню, кто это написал): "Невозможное — невозможно. Невозможно, например, быть невидимым. Впрочем, если бы это и было возможно, то зачем стараться? Все равно никто не увидит и не оценит!"
— Если не трудно, Роман, пару слов о том, каким образом вам удалось заполучить контракт с таким "мажором", как Radio France Internationale. Стремились ли к этому целеустремленно или же их промо-менеджеры отыскали вас самостоятельно? Стало ли это неожиданностью? Вообще, если можно, расскажите о выгодах такого контракта: что он вам дал, чему научил и т.д.
— Все было не так! RFI каждый год проводит конкурс в странах Восточной Европы — "Рок с Востока". Местные радиостанции отбирают материал и присылают в Париж, а французы решают, кому чего дать... Россия тогда первый раз участвовала в этом конкурсе, и победил МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Приз тогда был — сыграть концерт на фестивале "MIDEM" в Каннах, что они и сделали. А про меня было сказано: "Чувак и так профессионал, зачем ему этот концерт — давайте лучше запишем ему альбом и заработаем на нем денег…" Ну, я и поехал на "MIDEM", подписал контракт, потом репетиции с французской группой в Париже, потом — запись... А потом — умер куратор моего проекта (у него была лейкемия)... И так как RFI — это примерно то же, что и Гостелерадио в СССР (т.е. — госконтора, всем все пофигу, деньги — казенные...), то вся эта история сошла на нет.
Плюсы? Их много. Мне купили хорошие инструменты, я поработал с "живой" группой, записался на Западе, научился кое-каким вещам, которые у нас не делали... Да и в Париже пожил...
— Как понравился Париж, во время пребывания в котором вы записывали свой первый сольник? Наверное, контраст после СССР и СНГ был просто потрясающим...
— Потрясающего ничего не было (я вырос за границей, поэтому в обморок в супермаркетах не падал). Просто я влюбился в этот город, и до сих пор считаю его лучшей точкой на этой грешной планете. Его улицы, мосты, дома, кафе... Своего рода мой личный Ехо... Место, где я хотел бы умереть... А лучше — жить!
— "Это война", альбом 1995 года выпуска, был полностью сделан уже после вашего ухода из группы. Каково ваше мнение по поводу этой записи? Кстати, как считаете, стоило ли продолжать деятельность коллектива после вашего ухода и всеобщей потери интереса к нему со стороны остальных музыкантов? Кто-то "ударился" в продюсеры, кто-то вообще ушел... Может, ТЕХНОЛОГИЯ попросту исчерпалась творчески?
— Когда я послушал "Войну", я сказал в одном из интервью: "Теперь-то я окончательно убедился, что правильно сделал, уйдя из группы. Мне было бы стыдно выходить на сцену с такими песнями". Сейчас я не столь категоричен, песни две — вполне нормальные! А стоило ли продолжать деятельность коллектива после моего ухода? Ну, это было их личное дело. Надо же чем-то заниматься! "Умри красиво" — не все так могут (я тоже).
— Существует мнение, что создание ремиксов — это "пробуксовка" творческой личности. То есть, конечно, ищутся новые пути представления "старого и знакомого" в новом свете, однако, как это кажется со стороны, музыкант просто увиливает от написания действительно нового и оригинального материала. Есть ли в таком предположении правдивые моменты?
— Первый раз слышу такое мнение насчет ремиксов! Правда в том, что публика ЖУТКО консервативна и (по крайней мере, на концертах) категорически не хочет воспринимать новый материал! Когда я играю концерт, мне после первой же песни начинают орать: "Нажми на кнопку" давай! "Странные танцы"!" Все. Приехали. Может, на диске еще и послушают, а на концерте — ни-ни! Надо же СЛУШАТЬ! А хочется подвигаться! Отсюда и идут ремиксы.
— Вам сейчас 33 года — возраст Иисуса Христа... Если оглянуться назад, можете ли вы с гордостью сказать: "Да, годы прожиты совсем не зря. Было времечко!" Не закрадывается ли мыслишка, что все, чего хотелось достигнуть, уже достигнуто в прошлом? Что, на самом деле, все главные "цели" уже взяты. И что ждет впереди...
— Я не оглядываюсь назад. Что было — то прошло. Рассуждать о том, что "если бы я сделал так, а не иначе, то все могло бы быть по-другому", — глупо. То, что я делал тогда, было ПРАВИЛЬНО. Не хорошо или плохо, а именно ПРАВИЛЬНО. То, что нужно (и что в моих силах) было сделать именно в ТО время и в ТЕХ местах, где я находился, я сделал. Все это — история. Что будет дальше — это мой секрет. Я планирую свою жизнь на день вперед и на то, что будет через 3 года. В промежутке — FREESTYLE! Вот лет в 70 — оглянусь (хотя, надеюсь, буду способен на большее, чем просто оглядываться). А когда говорят про "возраст Христа", первое, о чем я вспоминаю — что с ним сделали в этом самом возрасте... Нафиг нужно...
— Когда-то вы участвовали в дуэте ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ... К сожалению, так и не пришлось ознакомиться с творчеством этого проекта, но есть пара вопросов. Во-первых, название выбрано явно с юмором — вам-то в те годы было всего лишь 18 лет. И уже прощались с молодостью?? И, во-вторых, нет ли желания переиздать ремастерингованный материал тех лет сейчас? Тот же вопрос касается и написанного под названием БИОКОНСТРУКТОР...
— Во-первых, я пришел в коллектив (точнее — в дуэт), в коем была уже сложившаяся концепция (в том числе и название). Моя роль там заключалась в игре на клавишных — и все! Я просто заменил предыдущего аккомпаниатора. Альбом "Песни взрослых мальчиков" вышел на CD в 1996 году и содержит все наше тогдашнее творчество. БИОКОНСТРУКТОР тоже выходил на CD в 1994-м.
— Вы известны также как и композитор, который пишет музыку не только для своих собственных проектов, но и для других исполнителей. Думаю, нет нужды перечислять всех, достаточно только упомянуть БЛЕСТЯЩИХ, Айвазова и Сташевского. С кем из ваших "коллег" было легче и приятнее всего сотрудничать? Есть уже планы по сотрудничеству с какими-то другими артистами?
— Для начала — БЛЕСТЯЩИМ и Айвазову я песен не писал! Первым я делал ремиксы, а второму — альбом, как саундпродюсер. Из последних работ — альбом группы ПОДЪЕМ!, ТАТУ, Кристина Орбакайте, Диана Гурцкая и кое-какой молодняк. Я все-таки предпочитаю не ПИСАТЬ кому-то песни, а ЗАПИСЫВАТЬ их. Даже уже не интересно про это говорить — обычная студийная работа...
— И, напоследок, поведайте о немузыкальных планах Романа Рябцева, если такие существуют. Надеюсь, было не совсем скучно отвечать на вопросы. По традиции — пожелания тем, для кого слово ТЕХНОЛОГИЯ — не просто пустой звук, а также и другим, узнавшим о существовании коллектива с таким названием только из этого интервью...
— "Немузыкальные планы"? Сделать ремонт... Привести в порядок машину... Вылечить, наконец, собаку... Все как у всех... Все остальное, так или иначе, связано с музыкой... Теперь — пожелания! Вы, может быть, удивитесь, но я хотел бы пожелать всем читателям ПОЛУЧИТЬ ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ!!! 10 лет назад еще можно было как-то проскочить и устроиться в жизни, но сейчас такая фишка не хиляет! Высший кайф в жизни наступает тогда, когда работа и хобби — одно и то же (уж я-то знаю, о чем говорю!). Больше читайте книг! Это — лучший наркотик, помогающий отвлечься от реальности. И к тому же безвредный. Будьте профессионалами в своей области! Ничто так не портит жизнь, как дилетанты. Любви желать не буду: либо она есть, либо придет и без моих пожеланий. TRULY YOURS, Роман Рябцев.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике музыкальная газета