Sparks
Electronic New Wave: обзор лучших альбомов

Electronic New Wave: обзор лучших альбомов
SPARKS, “No. 1 In Heaven”
Историческая обстановка
Братья Маэл были американцами, но вместе с тем — известными еще по университету англофилами. После выпуска нескольких альбомов они переезжают на Британские острова, незамедлительно становятся культовой группой и получают многочисленные эфиры на телевидении, в том числе на легендарной передаче "Top Of The Pops". Группа выпустила видеоклип на песню "This Town Ain\\\\\\\\\\\\'t Big Enough For Both Of Us" (1974), который стал одним из первых рок-клипов в истории.

В 1975 году увидел свет альбом "Indiscreet", который спродюсировал небезызвестный Тони Висконти, и по сей день являющийся поклонником, помощником и другом Рона и Расселла Маэлов. И если два предыдущих альбома SPARKS были созданы примерно в одной стилистической глэм-роковой направленности (непосвященные частенько принимают их за QUEEN), то "Indiscreet" был гораздо более смелым экспериментом — здесь и чистейший глэм, и марш, и скрипичное сольфеджио, и поп, и даже кантри. А тональность песни "In The Future" вообще чрезвычайно похожа на рэйв середины 1990-х! В том же году "Melody Maker" назвал SPARKS "самой многообещающей группой 1975 года"...
"Спарксы" же в свойственной им манере вместо того, чтобы спокойно почивать на лаврах, выкидывают очередной фортель — записывают в 1976 году следующий альбом, "Big Beat", в стиле... панк-рок. Набрав абсолютно новый состав, Рон и Расселл творили сумасшедший панк-рок, ведя себя на сцене соответствующим образом: в эти годы на концертах традиционным номером было "убийство стула" — Рон входил в раж и в щепки разбивал о сцену свой стул, на котором он сидел за пианино! Именно эти "зверства" Рона и были запечатлены в фильме "Американские горки" ("Rollercoaster"), когда по ходу действия картины нам показывают часть концерта SPARKS. "Big Beat" завершил "айлендовский период" творчества группы, которая вернулась в США.

Зверства со стулом продолжились год спустя, когда в 1977 году вышел следующий альбом SPARKS, который получил ироничное название "Introducing SPARKS". Для его записи братья Маэл пригласили целую группу высокооплачиваемых студийных музыкантов. От панк-рока там осталось не так много, скорее это был поп-рок. После этого дуэт замолчал на целых 2 года, но когда он появился перед широкой публикой вновь, это были уже совершенно другие SPARKS. 1979 год стал определяющим годом, изменившим музыку группы до неузнаваемости...
Они снова возвращаются в Европу, которая стала для них землей обетованной. На этот раз второе дыхание настигает братьев-основателей не в Англии, а в Германии, конкретного благодетеля зовут Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), он мюнхенский диско-продюсер и только что прогремел на весь мир с хитами Донны Саммер. Коммерческая хватка Мородера встречается с оригинальным талантом братьев Маэл, и в результате появляется "Number One In Heaven" (1979) — своего рода арт-диско, лишенное обычной для данного жанра тупости текстов, но сохранившее танцевальный ритм. Рожденный от этого союза насыщенный электронный звук окажет огромное влияние на формирующийся техно-поп и все более поздние разновидности электронной танцевальной музыки.

Революционное звучание аналоговых синтезаторов вкупе с гениальной иронией демонстрировали новую силу музыки выжившей в который раз группы. Опять культовые, опять британские парни из SPARKS вновь стали одним их феноменов поп-музыки (особенно во Франции, где у них оказалось больше всего поклонников) и продолжили свое влияние на молодых музыкантов. THE ASSOCIATES, SOFT CELL, ERASURE и PET SHOP BOYS многим обязаны им, а DEPECHE MODE не раз заявляли, что альбом SPARKS "Number One In Heaven" был для них Библией (напомню, что Мартин Гор переработал одну из песен SPARKS, "Never Turn Your Back On Mother Earth", на своем первом сольном мини-альбоме "Counterfeit" 1989 года).
Кстати, следующий за рецензируемым, альбом "Terminal Jive", одним из продюсеров которого вновь был Джорджио Мородер, был весьма средним по качеству, но, тем не менее, принес SPARKS самый коммерчески успешный сингл в карьере ("When I\\\\\\\\\\\\'m With You").

Рецензия
Критики придумали для музыки SPARKS обтекаемое определение "арт-поп": SPARKS ведь никогда не придерживались какого-то одного стиля, хватаясь за все, что популярно. В 70-х записывали тяжеловатые глэм-роковые альбомы, затем прославились на стезе диско; в восьмидесятых выпустили несколько первосортных "нововолновых" записей, в начале девяностых переключились на танцевальную электронику. И все-таки признанный "хайлайт" их карьеры — данный альбом.

Блестящее электронное диско, синтезаторы, поистине новое звучание группы. И Расселл опять, спустя много лет, поет фальцетом! Всего 6 песен — но каких! 5 шедевров, среди которых "Tryouts For The Human Race", "Dolce Vita", "The Number One Song In Heaven" плюс одна просто неплохая песня ("Academy Award Performance")... Старые поклонники поначалу были шокированы столь резкой сменой стиля, но музыкальное великолепие альбома и традиционная бескомпромиссность лирики позволили сократить "период адаптации" до минимума. Продюсировал альбом Джорджио Мородер, а за барабаны Рон и Расселл посадили Кейта Форси (Keith Forsey).

Самый известный трек альбома — заключительный, "Number One Song In Heaven", с ангельским вокалом Расселла. Его звучание описано уже в названии — это и на самом деле хит номер один в раю. Несмотря на то, что песня длится целых семь с половиной минут и состоит как бы из двух частей, она была очевидным кандидатом на первый сингл. Вслед за ней в британскую десятку пробилась "Beat The Clock" и тоже, как и "Number One Song In Heaven", позже появилась в новой версии на альбоме SPARKS 1997 года "Plagiarism".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета