TEARS FOR FEARS
Electronic New Wave: Обзор Лучших Альбомов

TEARS FOR FEARS
“The Hurting”
Историческая обстановка
Название TEARS FOR FEARS было взято участниками дуэта (ранее выступавшими как GRADUATE) из любимой обоими книги Артура Янова "Первобытный вопль" ("Primal Scream") по психотерапии и психоанализу. Янов рассматривал слезы как замену чувству страха, одолевшего человека ("Tears as a replacement for fears"). По счастливому стечению обстоятельств, на пути Роланда Орзабала и Курта Смита появился клавишник Ian Stanley, который предложил им свою восьмиканальную домашнюю студию и прочую помощь в создании музыки. В 1981 году TEARS FOR FEARS подписывают контракт с Mercury Records через Phonogram. Их первые два сингла "Suffer The Children" (октябрь 1981 г.) и "Pale Shelter" (март 1982 г.) не имеют сколь-нибудь серьезного успеха, хотя второму из них повезло относительно больше. И лишь через год после своего появления, в сентябре 1982 года, третий сингл, мелодично-синтезаторный "Mad World", написанный ими под впечатлением от вида из окна квартиры Роланда, приводит ребят к "бронзе" в родной Британии. Дебютный альбом группы "The Hurting" возглавляет британский хит-парад, становится дважды платиновым и в течение 65 недель пребывания в его небе атакует многострадальную (слово "боль" было самым популярным словом десяти его песен) британскую аудиторию еще несколькими синглами для первой десятки, включая переизданный (и перемиксованный) "Pale Shelter" и новый "Change". Осенью 1983-го выходит сингл "The Way You Are", который, по мнению самих музыкантов, "стал поворотным" в истории их творчества. "Именно этот сингл показал, что пора перестать зацикливаться на одних только сэмплерах". Группа отходит от "слишком электронного" творчества, в их музыке становится больше "живых" инструментов. Комбинация феноменального чутья Роланда Орзабала на получение нужного звучания и мастерская работа продюсера группы Криса Хьюза преображают вчерашних новичков TEARS FOR FEARS в культовую британскую группу. Курт Смит исполнил четыре песни на первом альбоме (это его максимальный вклад в творчество группы) и предоставил свое милое мальчишечье лицо в полное распоряжение телеоператоров и фоторепортеров. Так TEARS FOR FEARS заимели такой же успех у тинейджеров, как DEPECHE MODE (с Гэхэном и Гором) и DURAN DURAN (с ЛеБоном, Тэйлорами и Родсом). На фоне развлекающего симпатяги Смита Орзабал смотрелся серьезным антиподом. Этот случай был далеко не единичен в музыке. Так же дела обстояли в WHAM! (Джордж Майкл и Энди Риджли), в OMD (МакКласки и Хамфрис) и чуть позже в PET SHOP BOYS. А показали путь этим и другим товарищам еще в начале 70-х легендарные братья Маэл из SPARKS, сотворив моду на молчаливых, но забавных клавишников (басистов) и серьезных трудяг-вокалистов (лидер-гитаристов). Кстати, альбому дуэта SPARKS скоро будет посвящен выпуск нашей рубрики.

Рецензия
Лично для меня один из показателей уровня группы — это когда невозможно однозначно определить будущий сингл альбома. Существует без труда находимое несоответствие между синглами и лучшими песнями. У групп-однодневок, групп "одного хита" этого несоответствия нет. TEARS FOR FEARS относятся к другой категории. Альбом "Songs From The Big Chair", который считается лучшим в дискографии TEARS FOR FEARS, состоит из восьми треков и настолько силен, что породил пять синглов! Но даже тут дело не дошло до издания самой тонкой, самой пронзительной, возможно, лучшей песни диска — "The Working Hour". "Watch Me Bleed" или "Start Of The Breakdown" с первого альбома дуэта, рассматриваемого нами, также являются неплохими претендентами на сингловый статус. Однако "The Hurting" породил несколько других синглов, вошедших в британский Тор 10: "Change" и "Pale Shelter", но наибольший интерес вызвал "альтернативный" хит "Mad World", достигший третьего места в чартах. Спродюсированная Крисом Хьюзом (бывшим ударником ADAM AND THE ANTS), эта песня закрепила за TEARS FOR FEARS статус задумчивых и в музыкальном плане проницательных творцов. "Mad World" сильно отличается от поп-продукции того времени. Это своеобразный постnew-wave, обозначивший уже маячившие на горизонте достижения "Songs From The Big Chair".

Менее яркие песни "The Hurting" также достойны упоминания. Открывающая альбом одноименная вещь своим рок-напором, отполированным "волной", чем-то напоминает сбавивших в оптимизме и энтузиазме THE CARS. Медленная, но беспокойная "Ideas As Opiates" сменяется "Memories Fade", четкая мелодия которой оттеняется непривычным ритмом. Контраст также наблюдается в следующем треке, "Suffer The Children", но иного рода: между названием (и содержанием) песни и безмятежными подпевками ни о чем не подозревающего детского хора в ее конце. Отдельно остановлюсь на названии этого трека, ставшего первым синглом TEARS FOR FEARS. Оказывается, многие музыканты думают (по крайней мере, делают это в песнях) о причинении детям страданий: от утонченных SMITHS до проекта Хуана Аткинса MASTERS OF DISASTER, от дивы 80-х Pat Benatar до беспощадных металлеров NAPALM DEATH, PUNGENT STENCH и VENOM (последние, однако, детишек щадят: их песня называется "Suffer Not The Children"). Что характерно: в углу белой обложки диска "The Hurting", как петушок на картине Карлсона, изображен сидящий мальчик, закрывший лицо ладонями.
Наиболее дисгармонично и "индустриально" звучащая песня на альбоме — "The Prisoner", наименее — "Change". Архетипическая для TEARS FOR FEARS периода увлечения идеями "освобождающего первобытного крика", песня "Change" замечательна, и не только своим запоминающимся припевом. Главное ее украшение — гипнотическая партия маримбы, которая остается практически неизменной на протяжении всей песни. Вместо ярко выраженного солипсизма хитов "Pale Shelter" и "Mad World", тема "Change" не столь традиционна: она посвящена деструктивному поведению влюбленных.

Для полноты картины стоит упомянуть, что к альбому "The Hurting" хронологически примыкает неальбомный сингл "The Way You Are", который можно найти на компиляции TEARS FOR FEARS "Saturnine, Martial & Lunatic" (1996). "The Way You Are" — интересное произведение с вокалами (именно "вокалами" благодаря нескольким наложениям) кумира девушек Курта Смита, по зрелости и остроте саунда скорее близкое к "Songs From The Big Chair".
"The Hurting" — самый "болезненный" альбом TEARS FOR FEARS. До конца 80-х творчество группы проходило путь излечения. Что ж, судя по "The Seeds Of Love", семена любви были посажены в плодородную почву и курс психотерапии прошел успешно: в конце концов пути Роланда Орзабала и Курта Смита разошлись.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета