Depeche Mode Electronic New Wave: обзор лучших альбомов
Историческая обстановка
1984 год. 12 марта появился сингл "People Are People" (десятый по счету в дискографии коллектива). Он занял самую высокую на тот момент для группы позицию — 4-е место. В мае этот сингл продержался три недели на 1-м месте в Германии и получил статус "золотого". Кроме того, позже песня прорвалась в США (на 13-е место). В июне на открытом фестивале в Людвигсхафене DEPECHE MODE встречали 50000 фанатов. В июле в Лондоне создавалась основа для альбома, который был записан в августе и сентябре в берлинской студии "Hansa". Мартин Гор переехал к своей подружке Кристине и провел с ней в Берлине две недели. В сентябре вышел одиннадцатый сингл "Master And Servant" — # 9 в Великобритании, # 2 в Германии. 24 сентября альбом "Some Great Reward" появился на свет. 27 сентября было объявлено о гастролях по Германии (с 20 ноября по 13 декабря). В поддержку турне 9 ноября вышел сингл с двумя песнями из альбома: нежной балладой "Somebody" и философской "Blasphemous Rumours". Журнал "Audio" признал "Some Great Reward" альбомом месяца. 1 декабря бомбометатель поверг 6000 зрителей в шок (во время концерта DEPECHE MODE один сумасшедший метнул в толпу бомбу со слезоточивым газом). В феврале и марте 1985 года началось мировое турне по Японии и США. В Сан-Франциско на концерт собралось 15000 человек.
Участники группы о творческом процессе
Алан: Важным секретом нашего успеха является то, что мы подчиняем инструмент атмосфере композиции. Мы начали экспериментировать в альбоме "Construction Time Again", используя натуральные шумы. Композиция "Pipeline", например, целиком состоит из звуков лязганья металла. Это была настоящая революция.
Мартин: Я даже купил в магазине игрушек детский синтезатор, чтобы использовать его в записи песен. В разное время мы использовали и африканские тамтамы, и саксофон, и тромбон.
Алан: Потом мы, конечно, обработали эти звуки. Мы записываем на кассету, например, звук стукающихся друг о друга чашек. Этот первоначальный тон заносится в компьютер, который его обрабатывает. Потом получившийся звук можно внести в синтезатор. Теперь можно в любую песню вставить звяканье чашек. Мы испробовали все, что производит шум. Выяснилось, что кухонные звуки подходят лучше всего для обработки. Это и есть технический секрет звуков DEPECHE MODE.
Рецензия
Даже не знаю, можно ли что-то добавить к гигантскому массиву текстов, посвященному ЭТОЙ группе и, в частности, ЭТОМУ ее альбому. Кстати, замечаю, что даже любители попсы знают DEPECHE MODE и обычно называют своим любимым тот альбом, с которого началось их знакомство. То есть знатоки гранджа нередко превозносят "SOFAD", поколение помоложе — допустим, "Ultra". Несколько моих приятелей вершиной творчества DEPECHE MODE не без оснований считают "Vio-lator", и при других обстоятельствах (см. название нашей рубрики, сужающее "фарватер") остановиться сегодня пришлось бы именно на нем. Признаюсь, и я, сознательно или по случайному совпадению, подпадаю под вышеуказанное правило. Первым мной услышанным альбомом DM был именно "Some Great Reward". И тогда он мне активно не понравился, даже напугал (что можно понять, учитывая, что все-таки я был ребенком). Но время все поставило на свои места. Наверное, DM обладают некой особой энергетикой, потому что их музыка притягивает к себе даже спустя десятилетия. Да нет, дело просто в огромном таланте этой четверки (да, ребята, именно четверки, не "эксайтером" единым...).
Обложка диска является квинтэссенцией "романтически-индустриальных" настроений того времени: смотрящие друг на друга жених с невестой на фоне ночных фабричных строений. Как поется во втором по счету треке диска: "Lie to me/Like they do it in the factory/Make me think/That at the end of the day/Some great reward/Will be coming my way". Таким подарком, "большой наградой" для фэнов и знатоков мировой поп-музыки стал альбом, из песни которого взята эта строчка. "Some Great Reward" — пик этого причудливого сочетания, своеобразной индустриально-мэйнстримной эстетики, доминировавшей в творчестве DEPECHE MODE того времени. Это, бесспорно (к этому слову мы чуть позже вернемся), один из величайших альбомов в электронной музыке. Яркий, острый, реально комплексный, все песни — ну просто готовые хиты благодаря таланту их амбициозного автора (Мартина Гора), а также аранжировщика (Алана Уайлдера), исполнителя (Дэвида Гээна) и менеджера (Энди Флетчера).
Удивительно, как в той же "Lie To Me" умница Уайлдер добился поразительной задушевности, полифоничности и мелодизма за счет средств чисто синтезаторного звука (неудивительно, что год-два назад эту красивую, хрупкую песню, не выходившую на сингле, отыскали и хищно растерзали некие итальянские дэнс-попсовики). А ведь группу в первой половине 80-х попрекали за это, считали недостатком использование синтезаторов как основного инструмента. И тут же DM дают жару и камня на камне не оставляют от критиканов: вокал Гээана, неудовлетворенно мечущийся, алчущий, беспокойный в открывающей альбом "Something To Do", нежный и подчеркнуто сексуальный, но мужественный в "Lie To Me", становится агрессивным и по-молодому настырным. Это драйвовая "People Are People" — ее вроде бы называли "металический поп"? Неплохо сказано, хотя и похоже на клеймо. Следом идет наиболее "мирный" трек альбома — "странная" колыбельная "It Doesn\\\\\\\\\\\\'t Matter", исполненная, разумеется, Гором, как и проникновенная "Somebody". Хотя песня "Somebody" звучит на фоне городских шумов, но благодаря фортепианной аранжировке выглядит более традиционно, поэтому и привлекательней для широкой аудитории. Любопытно, что даже фонетически лирика DEPECHE MODE производит сильное впечатление (тем более в сочетании с прямо-таки футуристичной музыкой), слова выбираются не только по смыслу, но и с точки зрения звукосочетаний (взять "Stories Of Old" с ее навязчивым рефреном, которому могут позавидовать современные EBM\\\\\\\\\\\\'щики: "Take a look at unselected cases/You\\\\\\\\\\\\'ll find love has been wrecked/By both sides compromising/Amounting to a disastrous effect" — это ж звукопись! а ключевое слово "эффект"!). И вы еще говорите, Гээан не так поет. Поручик, молчать! Поет, и еще как! An attitude, блин... Давайте не спорить, лучше вспомним анекдот в тему. Про поручика, почти.
Штирлиц спросил Кэт:
— Кэт, вы любите фильмы о любви?
— Бесспорно! — ответила Кэт
— А я с порно, — признался Штирлиц.
Это мы так подбираемся к хитрюге Гору, а именно к текстам его песен. На "Some Great Reward" неупомянутыми их осталось три. На повестке дня — "A Question Of Lust", но это мы уже забегаем вперед. Итак: как можно удачно сочетать политэкономию и... сексуальную подоплеку, демонстрирует небезызвестный "Master Аnd Servant", мощный танцевальный номер. Следующая за ним песня "If You Want" у меня всегда вызывала устойчивые ассоциации почему-то со скудным марсианским ландшафтом: в своем роде межпланетный синти-поп, "танцы на космической станции". Но это, как обычно у DEPECHE MODE классического состава, песня "о сексе": "If you want to be with me/You can come with me if you want to", либо просто о законной "порции удовольствия": "Let tomorrow and today/Bring a life of ecstasy". Причем борьба Эроса и Танатоса не обязательно заканчивается победой первого. Вот и концу альбома слушателя уверенно запихивает себе в пасть медленный, завораживающий, очаровывающий и вытягивающий жилы звуковой удав, нет, Змей-Горыныч: "Blasphemous Rumours". Благодаря таланту Гора писать одновременно возвышенно и цинично трек приобрел скандальную известность. Он рассказывает о склонной к суициду девушке, которая обретает Бога, чтобы вскоре умереть (ее сбила машина и девушка впала в кому...). "I don\\\\\\\\\\\\'t want to start/Any blasphemous rumours/But I think that God\\\\\\\\\\\\'s/Got a sick sense of humour/And when I die/I expect to find Him laughing" — да, такое непросто забыть (группа ТЕХНОЛОГИЯ, помнится, не смогла). Это гимн нигилистов. Альбом заканчивается резким и жутким вздохом Гэхана — сэмплом из "Blasphemous Rumours". Как эпитафия, еще горят в сознании последние строчки лирики альбома: "Summer\\\\\\\\\\\\'s day/As she passed away/Birds were singing/In the summer sky/Then came the rain/And once again/A tear fell/From her mother\\\\\\\\\\\\'s eye".
"Some Great Reward" — по-настоящему инновативный для группы альбом. Это абсолютная классика electronic new wave, настоящий must-have, твердая валюта обменивающихся дисками меломанов и один из краеугольных камней музыки 80-х. Как говорится, звезды всходят и заходят, ну а "депеш" был всегда...
1984 год. 12 марта появился сингл "People Are People" (десятый по счету в дискографии коллектива). Он занял самую высокую на тот момент для группы позицию — 4-е место. В мае этот сингл продержался три недели на 1-м месте в Германии и получил статус "золотого". Кроме того, позже песня прорвалась в США (на 13-е место). В июне на открытом фестивале в Людвигсхафене DEPECHE MODE встречали 50000 фанатов. В июле в Лондоне создавалась основа для альбома, который был записан в августе и сентябре в берлинской студии "Hansa". Мартин Гор переехал к своей подружке Кристине и провел с ней в Берлине две недели. В сентябре вышел одиннадцатый сингл "Master And Servant" — # 9 в Великобритании, # 2 в Германии. 24 сентября альбом "Some Great Reward" появился на свет. 27 сентября было объявлено о гастролях по Германии (с 20 ноября по 13 декабря). В поддержку турне 9 ноября вышел сингл с двумя песнями из альбома: нежной балладой "Somebody" и философской "Blasphemous Rumours". Журнал "Audio" признал "Some Great Reward" альбомом месяца. 1 декабря бомбометатель поверг 6000 зрителей в шок (во время концерта DEPECHE MODE один сумасшедший метнул в толпу бомбу со слезоточивым газом). В феврале и марте 1985 года началось мировое турне по Японии и США. В Сан-Франциско на концерт собралось 15000 человек.
Участники группы о творческом процессе
Алан: Важным секретом нашего успеха является то, что мы подчиняем инструмент атмосфере композиции. Мы начали экспериментировать в альбоме "Construction Time Again", используя натуральные шумы. Композиция "Pipeline", например, целиком состоит из звуков лязганья металла. Это была настоящая революция.
Мартин: Я даже купил в магазине игрушек детский синтезатор, чтобы использовать его в записи песен. В разное время мы использовали и африканские тамтамы, и саксофон, и тромбон.
Алан: Потом мы, конечно, обработали эти звуки. Мы записываем на кассету, например, звук стукающихся друг о друга чашек. Этот первоначальный тон заносится в компьютер, который его обрабатывает. Потом получившийся звук можно внести в синтезатор. Теперь можно в любую песню вставить звяканье чашек. Мы испробовали все, что производит шум. Выяснилось, что кухонные звуки подходят лучше всего для обработки. Это и есть технический секрет звуков DEPECHE MODE.
Рецензия
Даже не знаю, можно ли что-то добавить к гигантскому массиву текстов, посвященному ЭТОЙ группе и, в частности, ЭТОМУ ее альбому. Кстати, замечаю, что даже любители попсы знают DEPECHE MODE и обычно называют своим любимым тот альбом, с которого началось их знакомство. То есть знатоки гранджа нередко превозносят "SOFAD", поколение помоложе — допустим, "Ultra". Несколько моих приятелей вершиной творчества DEPECHE MODE не без оснований считают "Vio-lator", и при других обстоятельствах (см. название нашей рубрики, сужающее "фарватер") остановиться сегодня пришлось бы именно на нем. Признаюсь, и я, сознательно или по случайному совпадению, подпадаю под вышеуказанное правило. Первым мной услышанным альбомом DM был именно "Some Great Reward". И тогда он мне активно не понравился, даже напугал (что можно понять, учитывая, что все-таки я был ребенком). Но время все поставило на свои места. Наверное, DM обладают некой особой энергетикой, потому что их музыка притягивает к себе даже спустя десятилетия. Да нет, дело просто в огромном таланте этой четверки (да, ребята, именно четверки, не "эксайтером" единым...).
Обложка диска является квинтэссенцией "романтически-индустриальных" настроений того времени: смотрящие друг на друга жених с невестой на фоне ночных фабричных строений. Как поется во втором по счету треке диска: "Lie to me/Like they do it in the factory/Make me think/That at the end of the day/Some great reward/Will be coming my way". Таким подарком, "большой наградой" для фэнов и знатоков мировой поп-музыки стал альбом, из песни которого взята эта строчка. "Some Great Reward" — пик этого причудливого сочетания, своеобразной индустриально-мэйнстримной эстетики, доминировавшей в творчестве DEPECHE MODE того времени. Это, бесспорно (к этому слову мы чуть позже вернемся), один из величайших альбомов в электронной музыке. Яркий, острый, реально комплексный, все песни — ну просто готовые хиты благодаря таланту их амбициозного автора (Мартина Гора), а также аранжировщика (Алана Уайлдера), исполнителя (Дэвида Гээна) и менеджера (Энди Флетчера).
Удивительно, как в той же "Lie To Me" умница Уайлдер добился поразительной задушевности, полифоничности и мелодизма за счет средств чисто синтезаторного звука (неудивительно, что год-два назад эту красивую, хрупкую песню, не выходившую на сингле, отыскали и хищно растерзали некие итальянские дэнс-попсовики). А ведь группу в первой половине 80-х попрекали за это, считали недостатком использование синтезаторов как основного инструмента. И тут же DM дают жару и камня на камне не оставляют от критиканов: вокал Гээана, неудовлетворенно мечущийся, алчущий, беспокойный в открывающей альбом "Something To Do", нежный и подчеркнуто сексуальный, но мужественный в "Lie To Me", становится агрессивным и по-молодому настырным. Это драйвовая "People Are People" — ее вроде бы называли "металический поп"? Неплохо сказано, хотя и похоже на клеймо. Следом идет наиболее "мирный" трек альбома — "странная" колыбельная "It Doesn\\\\\\\\\\\\'t Matter", исполненная, разумеется, Гором, как и проникновенная "Somebody". Хотя песня "Somebody" звучит на фоне городских шумов, но благодаря фортепианной аранжировке выглядит более традиционно, поэтому и привлекательней для широкой аудитории. Любопытно, что даже фонетически лирика DEPECHE MODE производит сильное впечатление (тем более в сочетании с прямо-таки футуристичной музыкой), слова выбираются не только по смыслу, но и с точки зрения звукосочетаний (взять "Stories Of Old" с ее навязчивым рефреном, которому могут позавидовать современные EBM\\\\\\\\\\\\'щики: "Take a look at unselected cases/You\\\\\\\\\\\\'ll find love has been wrecked/By both sides compromising/Amounting to a disastrous effect" — это ж звукопись! а ключевое слово "эффект"!). И вы еще говорите, Гээан не так поет. Поручик, молчать! Поет, и еще как! An attitude, блин... Давайте не спорить, лучше вспомним анекдот в тему. Про поручика, почти.
Штирлиц спросил Кэт:
— Кэт, вы любите фильмы о любви?
— Бесспорно! — ответила Кэт
— А я с порно, — признался Штирлиц.
Это мы так подбираемся к хитрюге Гору, а именно к текстам его песен. На "Some Great Reward" неупомянутыми их осталось три. На повестке дня — "A Question Of Lust", но это мы уже забегаем вперед. Итак: как можно удачно сочетать политэкономию и... сексуальную подоплеку, демонстрирует небезызвестный "Master Аnd Servant", мощный танцевальный номер. Следующая за ним песня "If You Want" у меня всегда вызывала устойчивые ассоциации почему-то со скудным марсианским ландшафтом: в своем роде межпланетный синти-поп, "танцы на космической станции". Но это, как обычно у DEPECHE MODE классического состава, песня "о сексе": "If you want to be with me/You can come with me if you want to", либо просто о законной "порции удовольствия": "Let tomorrow and today/Bring a life of ecstasy". Причем борьба Эроса и Танатоса не обязательно заканчивается победой первого. Вот и концу альбома слушателя уверенно запихивает себе в пасть медленный, завораживающий, очаровывающий и вытягивающий жилы звуковой удав, нет, Змей-Горыныч: "Blasphemous Rumours". Благодаря таланту Гора писать одновременно возвышенно и цинично трек приобрел скандальную известность. Он рассказывает о склонной к суициду девушке, которая обретает Бога, чтобы вскоре умереть (ее сбила машина и девушка впала в кому...). "I don\\\\\\\\\\\\'t want to start/Any blasphemous rumours/But I think that God\\\\\\\\\\\\'s/Got a sick sense of humour/And when I die/I expect to find Him laughing" — да, такое непросто забыть (группа ТЕХНОЛОГИЯ, помнится, не смогла). Это гимн нигилистов. Альбом заканчивается резким и жутким вздохом Гэхана — сэмплом из "Blasphemous Rumours". Как эпитафия, еще горят в сознании последние строчки лирики альбома: "Summer\\\\\\\\\\\\'s day/As she passed away/Birds were singing/In the summer sky/Then came the rain/And once again/A tear fell/From her mother\\\\\\\\\\\\'s eye".
"Some Great Reward" — по-настоящему инновативный для группы альбом. Это абсолютная классика electronic new wave, настоящий must-have, твердая валюта обменивающихся дисками меломанов и один из краеугольных камней музыки 80-х. Как говорится, звезды всходят и заходят, ну а "депеш" был всегда...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2003 год в рубрике музыкальная газета