Genesis Осколки GENESIS, часть вторая
…История продолжается. Симпатяга Рэй Вилсон появился в составе GENESIS в 1993 году, после того, как ошарашенные потерей Фила Коллинза Тони с Майком истерически хватались за последнюю надежду не дать группе умереть после ухода очередного блудного вокалиста на стезю сольную. "Выход в люди" прошел преудачнейше, сомнений никаких, только вот что теперь с GENESIS? Финал, что ли? Нет, решено было не сдаваться и попробовать провернуть трюк с фронтменом еще раз. Как оказалось, в последний… Выбор пал на харизматичного, в ту пору 25-летнего Вилсона, экс-вокалиста групп GUARANTEED PURE, CUT и STILTSKIN. О первых двух проджектах сказать мне нечего (ибо не слышала), а вот касательно STILTSKIN… помню, как потрясла мое тогда еще тинейджерское воображение песня "Inside", исполненная в лучших рвуще-душевных традициях Курта Кобэйна (эпохи "Nevermind"). Дивно даже, как голос Рэя напоминал вокальные страдания грандж-кумира молодежи 90-х!!!
"…And if you think that I've been losing my way
That's because I'm slightly blinded
And if you think that I don't make too much sense
That's because I'm broken minded…"
И хит, надо признать, отличный вышел. Даже сейчас с замиранием сердца слушаю. К сожалению (или к счастью), ничего другого из альбома "The Mind's Eye" 1994 года выпуска ухватить не удалось, а после него группы в составе двух человек и вовсе…того... Не стало. Развалились, разругались, между собой да с выпускающей конторой. Зато… (снова-таки, к счастью или к сожалению) появился обновленный GENESIS — кем-то воспринятый "на ура", кем-то сурово раскритикованный… Да-да, речь именно о контроверсивном альбоме "Calling All Stations", так обидно провалившемся по всем коммерческим параметрам. Все началось с того, что из-за тотального неуспеха в США группа была вынуждена отменить намеченный тур, потом Европа довольно холодно отнеслась к "джэнезисовским" концертам на своей территории, потом… короче, этого хватило. Майк с Тони, осознав провал своей затеи с Рэем (на фоне удачных соло-карьер Коллинза с Гэбриэлом), отпустили и его в одиночное плавание, тихо и мирно отправившись на заслуженный отдых с коллекционным диском "Turn It On Again" — хиты и все такое прочее…
Вот такая вышла стори с грустным концом. Нет, официально, насколько мне известно, никто не разбегался и не распадался: группа, по выражению ее экс-участников, "спит", вот только не кома ли это??? Дабы выяснить этот вопрос и как-то проникнуться атмосферой последнего, "вилсоновского" этапа GENESIS, я и решила вычислить Рэя… причем, кажется, довольно удачно.
— Если верить разнообразным источникам информации, то ты, Рэй, в настоящее время работаешь над сольным альбомом. Нельзя ли узнать подробнее, что там предвидится, какие музыкальные горизонты ты исследуешь, какие надежды возлагаются на эту работу?
— Я, действительно, недавно закончил работу над первым сольником. Он уже есть, уже готов. Лежащую в основе этого диска идею я мог бы выразить следующим образом: это возвращение в прошлое, к той музыке, которую я открыл для себя в четырнадцать лет, в которую влюбился с первого звука. Сейчас есть желание вернуть себе эту магию заново… причем я изо всех сил постарался не заморачиваться на продюсерской полировке своего альбома, предпочитая совершенный саунд сырой магии живого слова. "Живого" звука. И, кажется, это вполне удалось.
Во всяком случае, я знаю, куда мне двигаться дальше и как, в какую сторону развиваться в дальнейшем…
— Представь, что ты можешь пригласить к себе в команду любого музыканта и он согласится, стоит только позвать. На кого бы в первую очередь пал выбор?
— Сложный вопрос. Я… даже не знаю. Одно могу сказать точно: если бы Брюс Спрингстин согласился подыграть мне на гитаре и поучаствовать в записи бэк-вокала, это было бы невероятно. Просто фантастически! Мечтать не вредно, хех…
— После того, как ты пришел в GENESIS, все, кому не лень, начали сравнивать тебя с Филом, зачастую сильно сгущая краски, ехидничая и т.д. Тебя это не задевало?
— Нет. Я старался не обращать внимания на такие подколы, потому что я не Фил, а Фил — не я. Вот и все. Мы совершенно разные люди, разные вокалисты, просто два непохожих человека, певших в одной и той же группе. Даже не знаю, как нас вообще можно было сравнивать, с любой точки зрения. Поэтому… нет, я не обижался, я просто не обращал внимания.
— Ммм… Еще один сложный и заковыристый вопрос. Что скажешь о сольной карьере экс-участников GENESIS? Нравится, что они делают?
— В принципе, да. Больше всего мне импонирует Гэбриэл и ранние творения Фила Коллинза. Остальные — в меньшей степени, хотя… у Стива есть очень интересные находки, да и Майк в свое время создал пару отличных вещей.
— Скажи честно, есть ли надежда, что GENESIS еще когда-то запишет полноценный альбом? Как бы ты описал теперешнее положение дел в коллективе?
— Извини, тут мне сказать совершенно нечего. Не знаю! — на первый вопрос. И… не знаю! — на второй. Честно…
— Хорошо, тогда какой теперь тебе видится работа "Calling All Stations"? Неужели все так плохо с этим альбомом? Прошло немало времени, амбиции и обиды улеглись, теперь гораздо проще судить объективно…
— Да, время здорово расставляет вещи по своим местам. "Calling All Stations"… мне по-прежнему нравится большая часть этого диска. Довольно посредственны и неинтересны песни "Congo", "Small Talk" и "Alien Afternoon", а остальное очень даже неплохо. По крайней мере, я сейчас так считаю.
— Помнишь ли момент, когда впервые услышал GENESIS? Каковы были твои впечатления?
— Впервые я услышал "The Battle Of Epping Forest" из альбома "Selling England By The Pound". Как сейчас помню! Я тогда еще подумал, что это впечатляюще… потрясающе, ни на что не похоже и… безумно.
— Насколько мне известно, на своих соло-концертах ты с равным успехом исполняешь песни GENESIS, CUT и STILTSKIN… а как насчет копирайтов? Проблем не возникает?
— Нет. Ты можешь петь все, что угодно, если только не подписал контракт, который это запрещает. Я, насколько помню, ничего такого не подписывал…
— Твои любимые певцы, певицы?
— David Bowie, Peter Gabriel, Bruce Springsteen, Jewel.
— А… любимая группа английского происхождения?
— RADIOHEAD.
— Как ты считаешь, нужно ли музыканту специальное образование, полезно ли оно?
— Нет. Я думаю, академические музыкальные знания нужны только тем, кто работает в сфере классической музыки, с хорами, там, где нужно уметь читать ноты. В остальных случаях оно лишь мешает: я много раз замечал, что грамотные музыканты как-то… зациклены, что ли. Они не дают простора своей фантазии, не умеют джэмовать и импровизировать, что, в итоге, становится слишком скучно.
— Доводилось ли Рэю Вилсону когда-то терять голос? Можешь ли посоветовать что-то молодым исполнителям, желающим плодотворно трудиться в вокальной области?
— Терять голос приходилось! Увы. Неприятно было, и самое ценное, что я вынес из этого опыта — это осознание необходимости постоянной практики. Просто надо петь постоянно, чтобы не было срывов. Я, например, всегда с трудом побеждаю свои связки после длительных перерывов, как спортсмен, чьи мускулы обмякли и обвисли. Приходится неплохо потренироваться, чтобы снова привести их в норму.
И, как спортсменам, я бы советовал певцам бросить пить и курить: это не приводит ни к чему хорошему. Еще… да, стоя на сцене, всегда важно чувствовать баланс музыки, слышать себя самого и понимать, что ты "вписываешься" в общий музыкальный ряд, поешь не слишком тихо и не слишком громко. С инструментами нельзя бороться, это говорит о плохом самоконтроле.
— Самый впечатляющий момент в твоей музыкальной карьере?
— Мой первый концерт в школе. Самый первый. Я никогда не пел лучше и не чувствовал себя лучше…
— Хорошо… а теперь самое странное воспоминание…
— Представь себе, на одном из рок-фестов меня суппортировал… Боб Дилан!!! Это было неправильно и дико. Действительно СТРАННО…
— Не могу не спросить о делах STILTSKIN, о похожести на NIRVANA… что скажешь на этот счет? Как ты относишься к творчеству Кобэйна и Ко?
— "Похожесть" комментировать не буду, а про Курта и его группу скажу, что… я всегда их любил. Всегда любил их музыку, любил гранджевую сцену, которая выросла из Сиэттловских штанишек. Kurt Cobain был отличным певцом и настоящей рок-звездой своего времени. Жаль, ужасно жаль, что он умер!
— Кстати, что послужило причиной развала STILTSKIN?
— ДЕНЬГИ. Деньги, деньги, деньги — настоящее проклятие человечества.
— А что в твоем понимании означает "rock-star"? Что присуще настоящим "звездам"?
— Ты должен быть большим мечтателем и немного мудаком. Этакой мечтающей задницей. Должен посылать все мнения куда подальше, плевать на всех и делать то, что ты считаешь нужным. Воплощать свои большие мечты.
"…And if you think that I've been losing my way
That's because I'm slightly blinded
And if you think that I don't make too much sense
That's because I'm broken minded…"
И хит, надо признать, отличный вышел. Даже сейчас с замиранием сердца слушаю. К сожалению (или к счастью), ничего другого из альбома "The Mind's Eye" 1994 года выпуска ухватить не удалось, а после него группы в составе двух человек и вовсе…того... Не стало. Развалились, разругались, между собой да с выпускающей конторой. Зато… (снова-таки, к счастью или к сожалению) появился обновленный GENESIS — кем-то воспринятый "на ура", кем-то сурово раскритикованный… Да-да, речь именно о контроверсивном альбоме "Calling All Stations", так обидно провалившемся по всем коммерческим параметрам. Все началось с того, что из-за тотального неуспеха в США группа была вынуждена отменить намеченный тур, потом Европа довольно холодно отнеслась к "джэнезисовским" концертам на своей территории, потом… короче, этого хватило. Майк с Тони, осознав провал своей затеи с Рэем (на фоне удачных соло-карьер Коллинза с Гэбриэлом), отпустили и его в одиночное плавание, тихо и мирно отправившись на заслуженный отдых с коллекционным диском "Turn It On Again" — хиты и все такое прочее…
Вот такая вышла стори с грустным концом. Нет, официально, насколько мне известно, никто не разбегался и не распадался: группа, по выражению ее экс-участников, "спит", вот только не кома ли это??? Дабы выяснить этот вопрос и как-то проникнуться атмосферой последнего, "вилсоновского" этапа GENESIS, я и решила вычислить Рэя… причем, кажется, довольно удачно.
— Если верить разнообразным источникам информации, то ты, Рэй, в настоящее время работаешь над сольным альбомом. Нельзя ли узнать подробнее, что там предвидится, какие музыкальные горизонты ты исследуешь, какие надежды возлагаются на эту работу?
— Я, действительно, недавно закончил работу над первым сольником. Он уже есть, уже готов. Лежащую в основе этого диска идею я мог бы выразить следующим образом: это возвращение в прошлое, к той музыке, которую я открыл для себя в четырнадцать лет, в которую влюбился с первого звука. Сейчас есть желание вернуть себе эту магию заново… причем я изо всех сил постарался не заморачиваться на продюсерской полировке своего альбома, предпочитая совершенный саунд сырой магии живого слова. "Живого" звука. И, кажется, это вполне удалось.
Во всяком случае, я знаю, куда мне двигаться дальше и как, в какую сторону развиваться в дальнейшем…
— Представь, что ты можешь пригласить к себе в команду любого музыканта и он согласится, стоит только позвать. На кого бы в первую очередь пал выбор?
— Сложный вопрос. Я… даже не знаю. Одно могу сказать точно: если бы Брюс Спрингстин согласился подыграть мне на гитаре и поучаствовать в записи бэк-вокала, это было бы невероятно. Просто фантастически! Мечтать не вредно, хех…
— После того, как ты пришел в GENESIS, все, кому не лень, начали сравнивать тебя с Филом, зачастую сильно сгущая краски, ехидничая и т.д. Тебя это не задевало?
— Нет. Я старался не обращать внимания на такие подколы, потому что я не Фил, а Фил — не я. Вот и все. Мы совершенно разные люди, разные вокалисты, просто два непохожих человека, певших в одной и той же группе. Даже не знаю, как нас вообще можно было сравнивать, с любой точки зрения. Поэтому… нет, я не обижался, я просто не обращал внимания.
— Ммм… Еще один сложный и заковыристый вопрос. Что скажешь о сольной карьере экс-участников GENESIS? Нравится, что они делают?
— В принципе, да. Больше всего мне импонирует Гэбриэл и ранние творения Фила Коллинза. Остальные — в меньшей степени, хотя… у Стива есть очень интересные находки, да и Майк в свое время создал пару отличных вещей.
— Скажи честно, есть ли надежда, что GENESIS еще когда-то запишет полноценный альбом? Как бы ты описал теперешнее положение дел в коллективе?
— Извини, тут мне сказать совершенно нечего. Не знаю! — на первый вопрос. И… не знаю! — на второй. Честно…
— Хорошо, тогда какой теперь тебе видится работа "Calling All Stations"? Неужели все так плохо с этим альбомом? Прошло немало времени, амбиции и обиды улеглись, теперь гораздо проще судить объективно…
— Да, время здорово расставляет вещи по своим местам. "Calling All Stations"… мне по-прежнему нравится большая часть этого диска. Довольно посредственны и неинтересны песни "Congo", "Small Talk" и "Alien Afternoon", а остальное очень даже неплохо. По крайней мере, я сейчас так считаю.
— Помнишь ли момент, когда впервые услышал GENESIS? Каковы были твои впечатления?
— Впервые я услышал "The Battle Of Epping Forest" из альбома "Selling England By The Pound". Как сейчас помню! Я тогда еще подумал, что это впечатляюще… потрясающе, ни на что не похоже и… безумно.
— Насколько мне известно, на своих соло-концертах ты с равным успехом исполняешь песни GENESIS, CUT и STILTSKIN… а как насчет копирайтов? Проблем не возникает?
— Нет. Ты можешь петь все, что угодно, если только не подписал контракт, который это запрещает. Я, насколько помню, ничего такого не подписывал…
— Твои любимые певцы, певицы?
— David Bowie, Peter Gabriel, Bruce Springsteen, Jewel.
— А… любимая группа английского происхождения?
— RADIOHEAD.
— Как ты считаешь, нужно ли музыканту специальное образование, полезно ли оно?
— Нет. Я думаю, академические музыкальные знания нужны только тем, кто работает в сфере классической музыки, с хорами, там, где нужно уметь читать ноты. В остальных случаях оно лишь мешает: я много раз замечал, что грамотные музыканты как-то… зациклены, что ли. Они не дают простора своей фантазии, не умеют джэмовать и импровизировать, что, в итоге, становится слишком скучно.
— Доводилось ли Рэю Вилсону когда-то терять голос? Можешь ли посоветовать что-то молодым исполнителям, желающим плодотворно трудиться в вокальной области?
— Терять голос приходилось! Увы. Неприятно было, и самое ценное, что я вынес из этого опыта — это осознание необходимости постоянной практики. Просто надо петь постоянно, чтобы не было срывов. Я, например, всегда с трудом побеждаю свои связки после длительных перерывов, как спортсмен, чьи мускулы обмякли и обвисли. Приходится неплохо потренироваться, чтобы снова привести их в норму.
И, как спортсменам, я бы советовал певцам бросить пить и курить: это не приводит ни к чему хорошему. Еще… да, стоя на сцене, всегда важно чувствовать баланс музыки, слышать себя самого и понимать, что ты "вписываешься" в общий музыкальный ряд, поешь не слишком тихо и не слишком громко. С инструментами нельзя бороться, это говорит о плохом самоконтроле.
— Самый впечатляющий момент в твоей музыкальной карьере?
— Мой первый концерт в школе. Самый первый. Я никогда не пел лучше и не чувствовал себя лучше…
— Хорошо… а теперь самое странное воспоминание…
— Представь себе, на одном из рок-фестов меня суппортировал… Боб Дилан!!! Это было неправильно и дико. Действительно СТРАННО…
— Не могу не спросить о делах STILTSKIN, о похожести на NIRVANA… что скажешь на этот счет? Как ты относишься к творчеству Кобэйна и Ко?
— "Похожесть" комментировать не буду, а про Курта и его группу скажу, что… я всегда их любил. Всегда любил их музыку, любил гранджевую сцену, которая выросла из Сиэттловских штанишек. Kurt Cobain был отличным певцом и настоящей рок-звездой своего времени. Жаль, ужасно жаль, что он умер!
— Кстати, что послужило причиной развала STILTSKIN?
— ДЕНЬГИ. Деньги, деньги, деньги — настоящее проклятие человечества.
— А что в твоем понимании означает "rock-star"? Что присуще настоящим "звездам"?
— Ты должен быть большим мечтателем и немного мудаком. Этакой мечтающей задницей. Должен посылать все мнения куда подальше, плевать на всех и делать то, что ты считаешь нужным. Воплощать свои большие мечты.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2003 год в рубрике музыкальная газета