Znich
Zapaviety Aposniaha Starca

(p) 2003 БМАgroup
9tks/46mins
Начну эту рецензию с того, что 9 tks в выходных данных — это еще не все, поскольку новейший альбом национальной легенды метал-сцены вышел на компактах комбинированного формата CD-digital-audio+, а в этом + еще умещается колоритный клип режиссера Л.Архипцевой на "зничевскую" песню "Што за ўсе тлусьцейшае?" (4.37 mins) и документальный фильм П.Заручевского о трех годах работы коллектива над этим альбомом (17.20 mins).
Короче: дождались наконец-то. И главное ведь, что за эти три года фонографического молчания ZNICH сохранил свой золотой состав: Алесь Таболич (вокал, дудка), Наталья Валынец (вокал), Дэн Галицкий (барабаны, литавры), Павел Заручевский (бас-гитара).
Засветившийся в ряде знаменитых проектов Кастусь Трамбицкий (см. альбомы Сержука Трухановича, групп GUDA и НЕЙРО ДЮБЕЛЬ) прописался и здесь в ряде паган-дэзовых треков со своей волынкой, колесной лирой, сопилкой, дудкой-альт. А вот гитары кто только не записывал: и Алесь Крапивницкий, и Сергей Малинин, и Александр Савенок.
И если недавно на наших страницах шведский CARDIGANS хвалился, что искал саунд своего последнего альбома аж в шести студиях, то ZNICH тоже ради своих "Запаветаў…" побегал по студиям в поисках идеального звука: барабаны братья-погане охристили в студии "НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ", вокал и гитары записывались на "Out Of Records", а бас и дополнительные вокалы — в студии "Селах". У Циликова под тщательным контролем Галицкого все и сводилось. И свелось… в цельный, внушительный, убедительный альбом.
Весь репертуар диска не повторяет даже знаменитейших треков из предыдущих альбомов. Разве что "Што за ўсе тлусьцейшае?" выходила на сингле, а "Не сячы, мой татулька" попала в сборник "Hard Life — Heavy Music-2".
Кстати, вот ведь какая мощь в фольклоре белорусском: в том самом "Татульцы…", где Змитер Войтюшкевич нашел балладу, ZNICH весьма органично наколупал death-мотивов. И действительно же: там и татулька, и браточек, и сестрица — все кого-нибудь перезамочили. Полный death, после которого даже:
…у крынiцы вадзiца — мае дробныя слезкi,
у садочку цвяточкi — мае сiнiя вочкi,
у лужочку асочка — мае русыя косы…
и тому подобный horror. Представьте себе, что в таком клипе можно наворочать! Терминатор вздрогнет.
А какой хипповский сюжет "Ай, пасею канапелькi" — Голт Макдермот и Джером Рэгни могли бы обогатить свой "Hair":
Расчасаў бы я кудзелькi,
Свае русыя валоскi.
Грэбяночак — на ваконца,
Кудзёрачкi — за ваконца.
Ох, знали бы вы, к каким мыслям пришел воробышек, поклевавши конопельки!
Работая постоянно в фольклорной стихии, ZNICH все-таки всегда доказывает и собственный созидательный потенциал. К знаменитым хитам этого плана ("Язычнiк я", "Чорны зьнiч") новый альбом добавляет композицию Павла Заручевского на стихи Змитера Траяновича "Сем тысячаў тысяч", философская база которой все так же углублена в фольклорные истоки, доказывая святую верность старым заповедям.
Интересно, что до выхода официальной версии альбома на "БМАgroup" в народ пошел demo-tape, где вступительный "Запавет" читает сам Алесь Таболич. Горюйте — не горюйте, но теперь это останется только сравнить с мощью экспрессивного варианта заслуженного артиста Беларуси Георгия Малявского. А сам текст запавета вместе с ворожбой народной Павел Заручевский мудрено зашифровал в своем шикарном дизайне (не каждый и найдет, поэтому подскажу: исследуйте с лупой back-дизайн).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета