Moloko
MOLOKO все гуще и гуще

Поклонники MOLOKO знают, что история группы началась на одной из клубных вечеринок, когда ирландская авантюристка Ройзин задала простецкий в своей двусмысленности вопрос совсем незнакомому музыканту-продюсеру Марку Бридону: "Как тебе мой свитер? Смотри, как он облегает мое тело…" В свои восемнадцать Ройзин выглядела обалденно. Фотосессии того периода можно расценивать как отдельные творческие удачи группы, поэтому свитер наверняка выгодно подчеркивал фигурку и грудь нахалки. Марк понял намек и в ближайшие несколько часов открыл для себя богатый внутренний мир девушки (во всех смыслах этой неоднозначной фразы), а современная музыкальная сцена нашла не самый худший коллектив на ближайшие несколько лет...
Первый альбом, "Do You Like My Sweater?" (1995), произвел небольшой фурор в развивающемся трип-хопе. Пластинка добавила молодому направлению порцию извращенной сексуальности и тонкого черного юмора. Второй альбом, "I Am Not A Doctor" (1998), более удачно соединил технологизм Марка с немотивированными эмоциональными порывами и сексуальностью Ройзин. На награждении "Brit Award" MOLOKO выдвигают как новичков, протоптавших новые тропинки в музыке. Ремикс на "Sing It Back", сделанный Борисом Длугошом, приобрел немыслимую популярность. Став гимном фестивальной Ибицы, песня вошла в 110-ю компиляцию. Третий альбом появился в 2000-м под названием "Things To Make And Do". Ярко выраженный поп-аромат диска резко контрастировал с экспериментальным остроумием предыдущих работ. Перемены характеризовались интересным синтезом электронного звучания и вечно актуальным качеством "живых" инструментов. Музыка группы стала более доступной, и альбом получил платиновый статус в Великобритании. Прибегнув к талантам ударника Пола Слоули, клавишника Эдди Стивенса и гитариста Дэйва Кука, MOLOKO совершили тур "Since Spring 2000" по Европе как настоящая "живая" группа. В 2001-м выходит "All Back To The Mine" — двойник ремиксов MOLOKO от Herbert, P5, DJ Krust, All SEEING I и др: образцово-показательное танцевальное звучание для сдержанной техно-вечеринки в японском стиле.

Первоначально последний альбом "Statues" был выпущен в Японии в 2002-м. Страна маленьких желтых человечков, говорящих на каком-то детском языке, наиболее органично подошла бы к музыке MOLOKO периода 95-99 гг. Тогда Ройзин словно мяукала свои песни на японском, но с тех пор группа существенно продвинулось в своем развитии. В 2003-м диск появился и в Европе.
Вообще, Ройзин и Марк прекратили романтические отношения три года назад. MOLOKO — это все что их теперь связывает. Общее прошлое трансформировалось в дружбу, а общий проект — группа — обрел четкость форм и концептуальную прочность. Можно сказать, что наметившиеся перемены альбома 1999 года завершились "Statues". Музыку MOLOKO в свое время называли тревожной. Теперь же она дышит на удивление жизнеутверждающими нотами.

Свое вдохновение Ройзин черпает в ночных клубах Америки, Берлина, Лондона. Любимые — нью-йоркский "Body & Soul" и лондонский "The 100 Club". Многие мелодии коллектива были написаны именно там. К тому же, под стать эклектике нового материала, Ройзин последние несколько лет посещала английские северные соул-клубы. Эти визиты помогли ей добиться завидного хореографического мастерства, демонстрируемого в последних клипах коллектива. Видео на "Familiar Feeling" словно продолжает историю "Ну как тебе мой прикид?": снова клуб, Ройзин и скучающий Марк. Только на этот раз предметом фетиша выступили туфли Ройзин. Она начищает их, одевает и лихо танцует, как бы спрашивая: "Ну, и как тебе мои туфли? Смотри, что выделываю…" Вспоминая облегающий свитер, отмечаешь, что с того времени Ройзин несколько растолстела (а ведь обладала фигурой модели!), но это обстоятельство не мешает ей проделывать небезопасные для суставов танцевальные па. Хотя в определенные моменты кажется, что вот-вот и она навернется (в "Forever More", например, два таких момента).

Недавно Ройзин пришлось испытать шок, столкнувшись с Бой Джорджем, одетым точь-в-точь как она. Одежда, как один из путей самовыражения, стоит для нее не на последнем месте. Свой повседневный гардероб последнего времени она шутливо называет "прикидом талибанской цыпочки": просторные черные брюки, причудливый пояс из сэконд-хэнда и обмотанный вокруг головы шарф. Для награждений вроде "MTV Awards" она одевает Кристиан Диора. Есть у нее пару нарядов от Галлиано, кожа и шляпы от Гуччи, лучшие вещи от Оззи Кларка, Ив Сен Лорана, Вивьен Вествуд. Она завсегдатай сэконд-хэндов разных стран, магазинов на колесах и распродаж, поэтому лучшим в мире местом для приобретения одежды считает "Portobello Road". Еще будучи тинэйджером Ройзин обожала щеголять в одежде из 60-х.

Что же касается "Statues", то материал во многом опирался на великие соул-записи 60-х годов. Марк и Ройзин напрямую говорят о влиянии диско и соул-музыки прошлого. Марк в соавторстве с клавишником Эдди Стивенсоном, закрепившемся с тура\\\\\\\'00, сделали потрясающие аранжировки, впитав старые методы диско/фанк-оркестровок французской школы и преломив их под углом новых технологий. Для этого было привлечено множество музыкантов со стороны, таких как Одри Кили, известного по работе над оркестровками для REELER. Кучу денег стоили сотрудничество с Нью-Орлеанским духовым оркестром и сессии с симфоническим. Аранжировки получились настолько богатые, что "живое" исполнение песен представляет серьезную трудность. Группа так прямо и предупреждает поклонников, что концертные варианты композиций зачастую будут отличаться от студийных. Хотя аккомпанирующий состав расширен до семи-десяти музыкантов. За все это изобилие — спасибо Марку. Ройзин тоже выросла в профессиональном плане. Ее голос полностью очистился от латентной стервозности, сделав вокал гибким и профессиональным настолько, насколько возможно мгновенное перескакивание с мягких частот на кристально-пронзительные.

Последний диск MOLOKO — несомненный признак творческой зрелости и профессионального мастерства группы. Каждый из десяти треков доведен до совершенного звучания, а все они являются качественно сделанной поп-музыкой для самой широкой аудитории. В то время, когда подавляющее большинство групп современности, как правило, крайне предсказуемо, MOLOKO удачно избегают этой тенденции. Свой новый стиль музыканты определяют как "оркестрованное даб-диско". Энергетический и эмоциональный, с хорошими мелодиями, "Statues" претендует на звание одной из лучших поп-записей 2003 года. Впрочем, предыдущее определение немного опровергает продолжительность композиций, в среднем по пять минут, а "Over And Over" длится почти десять. Сгладить это обстоятельство помогают синглы. Там песни значительно сокращены и вполне подходят под радиоформат. Свежести добавляет непредсказуемость мелодий, неназойливость и даже в некотором роде снобизм композиций. Давно сыгранное и повторяющееся MOLOKO удается произнести по-новому и в неизбитых формах.
Презентации нового материала MOLOKO отыграли совместно с Мэйси Грэй, хотя ничего заранее не планировалось. Диск сразу стал получать очень хорошие отклики от публики, критиков и коллег по цеху. Не исключена возможность и появления MOLOKO в России ближе к концу года.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета