Сухарев, Александр Александр Сухарев: “Мы стояли и просто тупо друг на друга смотрели...”
Если вы давно пытаетесь понять, что такое харизма, вам стоит познакомиться с лидером группы ЭКИВОКИ Александром Сухаревым: она у него очень ярко выражена. Обаятельный, интеллигентный и мудрый, он, несмотря на то, что мне, вообще говоря, нравятся другие мужчины (толстые и лысые!!!), карими глазами и белоснежной улыбкой меня просто околдовал. Есть в нем какая-то необъяснимая энергетика, притягивающая и затягивающая…
— Ты выступал на "Славянском базаре": какие впечатления, какие итоги?
— Впечатления самые что ни на есть печальные, потому что я ужасно уставший, невыспавшийся, и такие все мы: я думаю, что после "Славянского базара" многие лишились сна, и сейчас тяжело войти в режим, потому что там постоянно не спишь. Много эмоциональных сил теряется. Мы дали 10 концертов за 8 дней — можешь представить, в каком режиме мы жили. Более того, у нас были ночные клубные выступления и на площадках — утренние. Знаешь, на третий день можно было уже ничего не делать: мы выходили на сцену, а народ уже пел наши программы, то есть они за 2 дня выучили все наши песни. В последний день мы устраивали маленькие шоу. Я просто выходил на сцену, давал тон, и народ с этой ноты начинал петь.
— В плане общения, знакомств…
— Мы постоянно посещали амфитеатр. Не только на меня, но и на всех, с кем я общался, огромное впечатление произвело белое пятно "Славянского базара" — шоу Бориса Моисеева. Я сейчас не говорю о том, как он поет, не говорю о его ориентации, я говорю о том шоу, которое он сделал. Это было действительно шоу. Люди, которые туда пришли, а был аншлаг, не уходили до последнего.
Куча новых друзей, новых знакомств. Познакомились с конкурсантами, в основном с девочками (смеется). Масса людей именно из Витебска. Есть такая тенденция говорить, что с каждым годом "СБ" все хуже, что фестиваль загибается. Я был в 1999 году и потом с разбежкой в 4 года сейчас. Да, есть свои плюсы, есть свои минусы. Но я хочу сказать, что такого форума, как "СБ", лучше не было и альтернативы ему пока нет. Вот есть музыканты, которые едут на "СБ", и те, которые не попадают на него. Я заметил, что последние потом в кулуарах говорят: "На "СБ" все было плохо, все это ерунда", — а те, которые были… Может быть, были какие-то вещи, которых не было на других "СБ", но "СБ" — это то, куда должен попасть каждый уважающий себя музыкант Беларуси. Тем более, что он проходит на территории Беларуси.
— Скажи, пожалуйста, а правда, что ты в одной из своих песен можешь вступить только под "соль", и на "СБ" у тебя не было возможности эту "соль" найти, и тебе специально звонили, чтобы ты ее послушал и правильно вступил?..
— Да ты, наверное, с "Харлеем" общалась? Было такое дело! Я пел "Купалинку" и должен был вступить без инструментов. Не было ни камертона, ни-че-го в тот момент. И Карен Карапетян, а мы выступали на одном поле, предложил дать мне тон на скрипке. Но получилось так, что между нами поставили еще одну группу, а он не мог ждать. И знаешь, что мы придумали? В мобильном телефоне нашли ноту соль в забитой музыке, я ее слушал и выходил на сцену.
— Без курьезов наверняка не обошлось?
— Да. Был российский день, и че-то мне нужно было выйти из амфитеатра, я выхожу, а ко мне подходит парень с "репортером". ("Репортер" — это такой большой-большой диктофон с улучшенным качеством записи, применительно для радиостанций. — Прим. авт.). Представляет какую-то витебскую газету. Вы, говорит, Александр Сухарев? ЭКИВОКИ? Скажите, пожалуйста, а что вы будете исполнять сегодня на российском дне? Наверное, самую свою популярную песню "И ненакрашенная страшная, и накрашенная"? Когда я ему сказал, что мы группа белорусская и что "Ненакрашенную" не поем, поем "Нравится — не нравится", он потом долго извинялся за некомпетентность. И на радиостанциях, на которые нас приглашали, тоже сомневались, российская мы группа или нет.
— А бывают еще случаи наоборот: подходят к одной белорусской группе и говорят: скажите, плиз, а вы сегодня будете петь "Нравится — не нравится"…
— А еще был прикол — на закрытие приехали БИ-2, и так получилось, что мы в одном "обменнике" деньги меняли, причем мы были такие замудоханные, и мы стояли и просто тупо друг на друга смотрели.
— Я как-то посмотрела БТ ночью. Так у тебя много нового материала! Очень неплохого, кстати. Собираешься выпустить альбом?..
— Материала очень много. Дошло до того, что выясняем отношения среди своих музыкантов и администрации по поводу того, какая самая сильная песня. Но сделать что-то хотим качественно. Альбом мы писать не будем, это однозначно. Сейчас мы если и будем записывать, то запишем 2-3 песни. И это, послушаюсь моих друзей и не буду скромничать, будут суперхиты. Банально — все упирается в бабки. А видишь, что творится: после того, как начали крутить 50% белорусской музыки в эфирах, началась такая движуха! Полезли ВСЕ, в хорошем смысле этого слова, все рванулись в бой. Соответственно, сдвинулось с места то, что должно было сдвинуться, это очень хорошо, с одной стороны, а с другой, появилась здоровая конкуренция, и люди, которые умеют качественно записывать музыку, стали дорого стоить. Поэтому на данном этапе тяжеловато записать полноценный альбом.
— Ну вот уже почти месяц прошел со дня вступления в силу Указа, ты почувствовал уже на себе енто как-то?
— Вынужденно так получилось, что у меня дома нет ни радио, ни магнитофона — ничего! Я вообще не знаю, что происходит! И мне только звонят и говорят, что там-то слышали, тут-то…Меня пока эта жесткая ротация не коснулась, и это очень хорошо. Потому что если начнешь отслеживать самого себя, это может далеко зайти. И ротации — это очень хорошо. Но это все равно не главное для группы. Забивать эфиры, светиться на телевидении — это нужно. Но самое главное для группы — это концерты! И концерты не в Минске в маленьких клубах, а на периферии по всей Беларуси. Ротации созданы для того, чтобы тебя где-то услышали, а потом ты туда приехал и дал концерт! Многие музыканты зацикливаются на этом, возмущаются, почему их там не крутят, тут не крутят. Думают, что ротация — это потолок, и если их 4 раза в день не прокрутят, то все, "для чего же мы живем?". Зачастую тебя прокрутят 4 раза, один раз скажут, кто ты. Но людям будет до фени, кто это поет, они послушают, и все. Сейчас вот мы ездим, и я просто поражаюсь, когда люди говорят: "Так это вы!!!" Вот это главное! Мы, сами музыканты, не знаем порой, кто что исполняет, а что для обывателя? Обывателю вообще до фонаря!
— Я думала об этом. Но есть два выхода из этой ситуации: первый — айдишки, второй — петь на белорусском, тогда сразу слышно, что не русские. Ты по второму варианту как?
— Была такая мысль, петь на белорусском языке. Я не знаю. Во всяком случае, самому мне писать тексты на белорусском невозможно. Если я и запою, то я сделаю кавер-версию какой-нибудь белорусской песни. Вот это, скорее всего, будет. После "СБ" я стал немножко по-другому относиться ко всему тому, что происходит. На самом деле любая группа сама по себе ничто и никто здесь. И когда музыканты садятся и говорят: "Мы сейчас сделаем ТАКОЕ, мы такие крутые! Мы сейчас здесь всех порвем!" Не надо никого рвать. Нужно делать для людей. Причем для людей того времени, в котором ты живешь. Если ты хочешь быть востребованным, то должен быть приятен, полезен, интересен для тех людей, которые вокруг тебя живут. Ты можешь стать суперкрутым, если ты завоюешь всех, от мала до велика. Для этого нужно пахать. Порой делать то, что не хочется делать. Такая у нас жизнь. Зачем возмущаться типа: "Я крутой музыкант, платите мне бабло"? Крутые музыканты, действительно крутые, здесь не будут сидеть. Потому что для них еще не созданы условия, чтобы поддерживать свою крутизну. А тех музыкантов, которые так считают, мне попросту жалко, потому что рано или поздно система их сломает и они останутся не у дел. Здесь нужно быть терпеливым, хитрым и стараться делать свое дело.
— Так а с песней или исполнителем для будущего кавера уже определился?
— Это будет неожиданно. Это не будут ПЕСНЯРЫ, сейчас все перепевают ПЕСНЯРОВ, это будет… это будет интересно. Песня про любовь. Пра каханне. Предварительная договоренность есть записать с Инной Афанасьевой дуэт, но то я, то она постоянно заняты. С Инной будем писать мою песню, а белорусскую я буду спявать адзін.
— Давно хотела спросить. "Моя собака лучше, чем я: она не курит-не пьет". Ты злоупотребляешь?
— Раньше, лет 10 назад, я злоупотреблял. Я очень много курил. Но вот на сегодняшний день уже неделя, как я не курю. Это не факт, что я не закурю. В свое время были проблемы с алкоголем. Что касается наркотиков, это та вещь, которая меня, тьфу-тьфу, в принципе не интересует. И слава богу, нет вокруг меня таких людей, которые могли бы в этом плане на меня повлиять.
— Вернемся к новому материалу, меня впечатлили как мелодика, так и тексты, все так душевно. О чем сейчас твои песни, что тебя волнует, о чем ты пишешь?
— Я не могу сказать, что что-то кардинально поменялось в моей жизни и я начал писать по-другому. Что пишется, то и пишу. Я могу месяц ничего не писать, а потом за один день написать четыре песни, причем три песни потом выкинуть и забыть о них навсегда. Я боюсь даже говорить о том, что происходит сейчас в моей жизни. В моей жизни появилось очень много классных людей. Это очень здорово. С одной стороны, меня это радует, а с другой — настораживает, потому что мне не хотелось бы их терять. Нет такого, что какой-то отдельной личности посвящены все песни, хотя, может, и есть… Я не знаю, что происходит! Каждый день все меняется!
Помимо "экивоковских", я хочу еще делать сольные вещи, но не знаю, хватит ли у меня времени и денег все это сделать. Потому что желание есть, материал есть, есть люди, которые готовы помочь. Не знаешь, за что схватиться. Финансы и время — вот две основные причины, которые постоянно меняются местами.
— Как успехи в плане видео?
— Мне вчера позвонили с какого-то Муз-ТВ, кто это такие? Сказали, что хотят взять наши клипы. Группа ЭКИВОКИ раздала свои клипы многим московским продюсерам… (ехидно улыбнулся) Ждем ответа. Три ответа пришло, но меня это не устраивает, будем сейчас выбирать. Есть у нас 4 клипа. Один очень старенький — на песню "Зеркало", на "Шапку ондатровую", "Нравится — не нравится" и последний на "Собаку". Хочу сделать еще один клип, уже есть договоренность, но пока нет времени.
— Как бы ты продолжил фразу: "Я всегда об этом знал, но недавно убедился окончательно в том, что…"
— …чем больше работаешь, тем больше отдачи. Иногда работаешь-работаешь и думаешь: для чего я это делаю?.. А потом — бах — и тебе предлагают что-то выгодное. Мы хотели сделать тур по Беларуси, а потом у нас это как-то само собой получилось: нас начали приглашать в разные города, и за последние 2 месяца мы практически всю Беларусь объездили. Причем выступали не только в клубах, но и на стадионах, открытых площадках. Как бы ни с того ни с сего, а все это не с голого же места берется. О себе дает знать работа. Мой наркотик — это пахать. Потому что если вдруг какая слабость — это будет либо депрессия, либо разбор полетов, либо уход еще куда-то, в другую сферу. Надо просто ежесекундно пахать. И тогда все будет хорошо.
— Ты выступал на "Славянском базаре": какие впечатления, какие итоги?
— Впечатления самые что ни на есть печальные, потому что я ужасно уставший, невыспавшийся, и такие все мы: я думаю, что после "Славянского базара" многие лишились сна, и сейчас тяжело войти в режим, потому что там постоянно не спишь. Много эмоциональных сил теряется. Мы дали 10 концертов за 8 дней — можешь представить, в каком режиме мы жили. Более того, у нас были ночные клубные выступления и на площадках — утренние. Знаешь, на третий день можно было уже ничего не делать: мы выходили на сцену, а народ уже пел наши программы, то есть они за 2 дня выучили все наши песни. В последний день мы устраивали маленькие шоу. Я просто выходил на сцену, давал тон, и народ с этой ноты начинал петь.
— В плане общения, знакомств…
— Мы постоянно посещали амфитеатр. Не только на меня, но и на всех, с кем я общался, огромное впечатление произвело белое пятно "Славянского базара" — шоу Бориса Моисеева. Я сейчас не говорю о том, как он поет, не говорю о его ориентации, я говорю о том шоу, которое он сделал. Это было действительно шоу. Люди, которые туда пришли, а был аншлаг, не уходили до последнего.
Куча новых друзей, новых знакомств. Познакомились с конкурсантами, в основном с девочками (смеется). Масса людей именно из Витебска. Есть такая тенденция говорить, что с каждым годом "СБ" все хуже, что фестиваль загибается. Я был в 1999 году и потом с разбежкой в 4 года сейчас. Да, есть свои плюсы, есть свои минусы. Но я хочу сказать, что такого форума, как "СБ", лучше не было и альтернативы ему пока нет. Вот есть музыканты, которые едут на "СБ", и те, которые не попадают на него. Я заметил, что последние потом в кулуарах говорят: "На "СБ" все было плохо, все это ерунда", — а те, которые были… Может быть, были какие-то вещи, которых не было на других "СБ", но "СБ" — это то, куда должен попасть каждый уважающий себя музыкант Беларуси. Тем более, что он проходит на территории Беларуси.
— Скажи, пожалуйста, а правда, что ты в одной из своих песен можешь вступить только под "соль", и на "СБ" у тебя не было возможности эту "соль" найти, и тебе специально звонили, чтобы ты ее послушал и правильно вступил?..
— Да ты, наверное, с "Харлеем" общалась? Было такое дело! Я пел "Купалинку" и должен был вступить без инструментов. Не было ни камертона, ни-че-го в тот момент. И Карен Карапетян, а мы выступали на одном поле, предложил дать мне тон на скрипке. Но получилось так, что между нами поставили еще одну группу, а он не мог ждать. И знаешь, что мы придумали? В мобильном телефоне нашли ноту соль в забитой музыке, я ее слушал и выходил на сцену.
— Без курьезов наверняка не обошлось?
— Да. Был российский день, и че-то мне нужно было выйти из амфитеатра, я выхожу, а ко мне подходит парень с "репортером". ("Репортер" — это такой большой-большой диктофон с улучшенным качеством записи, применительно для радиостанций. — Прим. авт.). Представляет какую-то витебскую газету. Вы, говорит, Александр Сухарев? ЭКИВОКИ? Скажите, пожалуйста, а что вы будете исполнять сегодня на российском дне? Наверное, самую свою популярную песню "И ненакрашенная страшная, и накрашенная"? Когда я ему сказал, что мы группа белорусская и что "Ненакрашенную" не поем, поем "Нравится — не нравится", он потом долго извинялся за некомпетентность. И на радиостанциях, на которые нас приглашали, тоже сомневались, российская мы группа или нет.
— А бывают еще случаи наоборот: подходят к одной белорусской группе и говорят: скажите, плиз, а вы сегодня будете петь "Нравится — не нравится"…
— А еще был прикол — на закрытие приехали БИ-2, и так получилось, что мы в одном "обменнике" деньги меняли, причем мы были такие замудоханные, и мы стояли и просто тупо друг на друга смотрели.
— Я как-то посмотрела БТ ночью. Так у тебя много нового материала! Очень неплохого, кстати. Собираешься выпустить альбом?..
— Материала очень много. Дошло до того, что выясняем отношения среди своих музыкантов и администрации по поводу того, какая самая сильная песня. Но сделать что-то хотим качественно. Альбом мы писать не будем, это однозначно. Сейчас мы если и будем записывать, то запишем 2-3 песни. И это, послушаюсь моих друзей и не буду скромничать, будут суперхиты. Банально — все упирается в бабки. А видишь, что творится: после того, как начали крутить 50% белорусской музыки в эфирах, началась такая движуха! Полезли ВСЕ, в хорошем смысле этого слова, все рванулись в бой. Соответственно, сдвинулось с места то, что должно было сдвинуться, это очень хорошо, с одной стороны, а с другой, появилась здоровая конкуренция, и люди, которые умеют качественно записывать музыку, стали дорого стоить. Поэтому на данном этапе тяжеловато записать полноценный альбом.
— Ну вот уже почти месяц прошел со дня вступления в силу Указа, ты почувствовал уже на себе енто как-то?
— Вынужденно так получилось, что у меня дома нет ни радио, ни магнитофона — ничего! Я вообще не знаю, что происходит! И мне только звонят и говорят, что там-то слышали, тут-то…Меня пока эта жесткая ротация не коснулась, и это очень хорошо. Потому что если начнешь отслеживать самого себя, это может далеко зайти. И ротации — это очень хорошо. Но это все равно не главное для группы. Забивать эфиры, светиться на телевидении — это нужно. Но самое главное для группы — это концерты! И концерты не в Минске в маленьких клубах, а на периферии по всей Беларуси. Ротации созданы для того, чтобы тебя где-то услышали, а потом ты туда приехал и дал концерт! Многие музыканты зацикливаются на этом, возмущаются, почему их там не крутят, тут не крутят. Думают, что ротация — это потолок, и если их 4 раза в день не прокрутят, то все, "для чего же мы живем?". Зачастую тебя прокрутят 4 раза, один раз скажут, кто ты. Но людям будет до фени, кто это поет, они послушают, и все. Сейчас вот мы ездим, и я просто поражаюсь, когда люди говорят: "Так это вы!!!" Вот это главное! Мы, сами музыканты, не знаем порой, кто что исполняет, а что для обывателя? Обывателю вообще до фонаря!
— Я думала об этом. Но есть два выхода из этой ситуации: первый — айдишки, второй — петь на белорусском, тогда сразу слышно, что не русские. Ты по второму варианту как?
— Была такая мысль, петь на белорусском языке. Я не знаю. Во всяком случае, самому мне писать тексты на белорусском невозможно. Если я и запою, то я сделаю кавер-версию какой-нибудь белорусской песни. Вот это, скорее всего, будет. После "СБ" я стал немножко по-другому относиться ко всему тому, что происходит. На самом деле любая группа сама по себе ничто и никто здесь. И когда музыканты садятся и говорят: "Мы сейчас сделаем ТАКОЕ, мы такие крутые! Мы сейчас здесь всех порвем!" Не надо никого рвать. Нужно делать для людей. Причем для людей того времени, в котором ты живешь. Если ты хочешь быть востребованным, то должен быть приятен, полезен, интересен для тех людей, которые вокруг тебя живут. Ты можешь стать суперкрутым, если ты завоюешь всех, от мала до велика. Для этого нужно пахать. Порой делать то, что не хочется делать. Такая у нас жизнь. Зачем возмущаться типа: "Я крутой музыкант, платите мне бабло"? Крутые музыканты, действительно крутые, здесь не будут сидеть. Потому что для них еще не созданы условия, чтобы поддерживать свою крутизну. А тех музыкантов, которые так считают, мне попросту жалко, потому что рано или поздно система их сломает и они останутся не у дел. Здесь нужно быть терпеливым, хитрым и стараться делать свое дело.
— Так а с песней или исполнителем для будущего кавера уже определился?
— Это будет неожиданно. Это не будут ПЕСНЯРЫ, сейчас все перепевают ПЕСНЯРОВ, это будет… это будет интересно. Песня про любовь. Пра каханне. Предварительная договоренность есть записать с Инной Афанасьевой дуэт, но то я, то она постоянно заняты. С Инной будем писать мою песню, а белорусскую я буду спявать адзін.
— Давно хотела спросить. "Моя собака лучше, чем я: она не курит-не пьет". Ты злоупотребляешь?
— Раньше, лет 10 назад, я злоупотреблял. Я очень много курил. Но вот на сегодняшний день уже неделя, как я не курю. Это не факт, что я не закурю. В свое время были проблемы с алкоголем. Что касается наркотиков, это та вещь, которая меня, тьфу-тьфу, в принципе не интересует. И слава богу, нет вокруг меня таких людей, которые могли бы в этом плане на меня повлиять.
— Вернемся к новому материалу, меня впечатлили как мелодика, так и тексты, все так душевно. О чем сейчас твои песни, что тебя волнует, о чем ты пишешь?
— Я не могу сказать, что что-то кардинально поменялось в моей жизни и я начал писать по-другому. Что пишется, то и пишу. Я могу месяц ничего не писать, а потом за один день написать четыре песни, причем три песни потом выкинуть и забыть о них навсегда. Я боюсь даже говорить о том, что происходит сейчас в моей жизни. В моей жизни появилось очень много классных людей. Это очень здорово. С одной стороны, меня это радует, а с другой — настораживает, потому что мне не хотелось бы их терять. Нет такого, что какой-то отдельной личности посвящены все песни, хотя, может, и есть… Я не знаю, что происходит! Каждый день все меняется!
Помимо "экивоковских", я хочу еще делать сольные вещи, но не знаю, хватит ли у меня времени и денег все это сделать. Потому что желание есть, материал есть, есть люди, которые готовы помочь. Не знаешь, за что схватиться. Финансы и время — вот две основные причины, которые постоянно меняются местами.
— Как успехи в плане видео?
— Мне вчера позвонили с какого-то Муз-ТВ, кто это такие? Сказали, что хотят взять наши клипы. Группа ЭКИВОКИ раздала свои клипы многим московским продюсерам… (ехидно улыбнулся) Ждем ответа. Три ответа пришло, но меня это не устраивает, будем сейчас выбирать. Есть у нас 4 клипа. Один очень старенький — на песню "Зеркало", на "Шапку ондатровую", "Нравится — не нравится" и последний на "Собаку". Хочу сделать еще один клип, уже есть договоренность, но пока нет времени.
— Как бы ты продолжил фразу: "Я всегда об этом знал, но недавно убедился окончательно в том, что…"
— …чем больше работаешь, тем больше отдачи. Иногда работаешь-работаешь и думаешь: для чего я это делаю?.. А потом — бах — и тебе предлагают что-то выгодное. Мы хотели сделать тур по Беларуси, а потом у нас это как-то само собой получилось: нас начали приглашать в разные города, и за последние 2 месяца мы практически всю Беларусь объездили. Причем выступали не только в клубах, но и на стадионах, открытых площадках. Как бы ни с того ни с сего, а все это не с голого же места берется. О себе дает знать работа. Мой наркотик — это пахать. Потому что если вдруг какая слабость — это будет либо депрессия, либо разбор полетов, либо уход еще куда-то, в другую сферу. Надо просто ежесекундно пахать. И тогда все будет хорошо.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2003 год в рубрике музыкальная газета