Фестиваль “Басовiшча”
Viva, “Басовiшча”!

Вы можете представить себе лес, в котором тесно и накурено?! Это "Басовiшча"! Наших звезд вы все знаете: N.R.M., KRAMA, ULIS, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, ZET… А в последнее время добавились PARTYZONE (Минск), Б.Н. (Береза), ДЗЕI (Барановичи)… А еще гиганты польского рока. В этом году, честно говоря, мы не увидели в списках концертных программ ни ARMIA, ни KULT, ни PIDZAMO PORNO. Зато таинственный C.K.O.D. оказался той самой польской группой # 1 в местных хит-плебисцитах, которую все знают как COOL KIDS OF THE DEATH и диски которой можно купить только по предварительной записи. Вот все это и ожидало тех, кто смог добраться 18-19 июля до Святого Леса Белорусского Рока, издавна называемого Boryk (полкилометра от Городка, 42 км. от Белостока и около 300 км. от Минска).
Между прочим, это уже XIV "Басовiшча", на которое стабильно собираются сотни белорусских и польских звезд и тысячи фэнов со всей Европы. Как всегда, без приключений не обошлось. На сей раз они начались прямо с погрузки. Оперативные музыканты КРАМЫ, как только дождались автобуса, запаковали инструменты и вещи и по традиции дернули в краму. Вернувшись, они увидели коллег... ожидающих автобуса. Оказывается, его еще не подавали. Инструменты уехали с какими-то детишками предположительно в Венгрию. Поиск продолжается… Но в программу "Басовiшча" это изменений не внесло.

Дорога никаких излишних сюрпризов и неожиданностей не принесла. А жаль! Опьяненные будущим успехом (и не только им) музыканты вместо предложенного контроля багажа устроили на границе курилку, чем взбудоражили польских пограничников. Обиженные чиновники отомстили тотальным шмоном. И только интеллигентное вмешательство продюсера "БМАgroup" Виталя Супрановича утрясло инцидент. Артисты продолжили путь в пределах графика.
Впечатлила нас сама встреча рокеров. Всех оперативно расселили: звезд в гостиничные коттеджи, конкурсантов в школу, публику в палатки, выдали, кому нужно, талоны на обед, расписали бэджи, ознакомили с программой фестиваля, которая постоянно висела на доске объявлений.
Кстати, в программе конкурса твердо красовался IMPRUDENCE, о неготовности паспортов которого мы узнали только перед самым отъездом.
Председатель оргкомитета Илона Карпюк ("БАС") сожалела о том, что нечем занять освободившуюся форточку, в то время как запланированный в звездной программе DEADMARSH с новым альбомом "Гранi" так и не сможет выступить, поскольку из участников D. доехал только гитарист Валерий Зварико. Впрочем, утрясти график удалось весьма просто, поэтому сразу перейдем к концерту. А лучше сразу к конкурсу.
ТАРПАЧ убил наповал невероятным драйвом женского вокала в панковских ритмах. Кстати, знаете, что такое ТАРПАЧ? По-белорусски панк-рок как раз и будет звучать тарпач-рок.

Короче, это просто гнилая корчага, но музыка веселая и заводная.
Белостокский CRACK продемонстрировал высокий профессионализм в старых, изживших себя формах традиционного heavy.
Минская ANIMA презентовала в своем обличье рок-анимацию белорусского фолка. Пожалуй, им это удалось. Особенно впечатлили костюмы: представьте себе этакую белую смерть с гитарой вместо косы в руках и напористый вал аутентичного пения. Говорят, вокалистка как раз и практиковала раньше в ЛIЦЬВIНАХ. Вот только паузы между песнями были чересчур затянутыми. По оценкам одного из членов жюри, Славы Кораня, в своем стиле ANIMA все-таки превзошла некогда уже побеждавший на "Басовiшчы" ансамбль POSTSCRIPTUM. Хорошая заявка на один из призов? Вот был бы подарок по случаю рождения сына у гитариста!
Уникальным образцом разрастающегося спрута белорусского рока по миру стало выступление познаньской группы TRIQUETRA. Это не наши белостокские братки-белорусы, которым родная мова в кайф, а чистокровные ляхи, увлеченные творчеством N.R.M. и PARTYZONE и престижем "Басовiшча". Вот взяли свои piosenki о страхе, скандале и прочих таинствах да и перевели на белорусский язык. Получилась смесь U2, гранджа и эйсид-джаза, которой в Беларуси (да и в Польше) никто никогда не играл.

Настойчиво пробует овладеть пьедесталом "Басовiшча" брестская СЬЦЯНА. Их саксофонный угар заметили еще в прошлом году, но конкуренция была, как всегда, жесткая. За год исполнительское мастерство выросло настолько кардинально, что даже конкурсное выступление повысило рейтинг их дебютного альбома в музыкальном киоске фестиваля. Да и члены жюри ходили просто опупелые.
Честно говоря, мы оба не очень-то любим модный хип-хоп, но IQ 48, застыв на дороге между рэпом и хардкором, свалил с катушек всех. Даже нас! А рифмы какие глубокие: "Даволi таполi стаялi у полi"! Паулюку Трусу и не снилось. Да и ясно: Фрейд же писал. Причем наш, белорусский Фрейд, а не какой-нибудь Зигмунд. Короче, скакало все "Басовiшча". И мы тоже, хоть нам все равно хип-хоп не нравится.
INDIGO. Читателям "Музыкальной газеты" хорошо известно это имя. Да и старые поклонники белорусского рока с удовольствием услышали легендарного басиста НОВАГА НЕБА Лешу Павловича. Как выразился без лишней скромности Корань, чувствуется хорошая школа и ULIS. Мы бы, оба фанаты LED ZEPPELIN, назвали Лешу белорусским Джоном Полом Джонсом, хоть они друг другу особо и не импонируют. А вокалистка какая! В общем, супер…
Кто помнит блестящее, но не оцененное выступление группы АРМАГЕДДОН в прошлом году, узнал бы половину ее состава в столь же динамичном и экспрессивном ТЭЗАУРУС. Не последнее место в имидже группы занимают, пожалуй, и костюмы, выдержанные в шотландском стиле. А может, и в древнебелорусском. Однако на отборочном туре они впечатлили немного больше. В чем загадка? Может быть, имея опыт клубных выступлений, музыканты растерялись перед огромной десятитысячной аудиторией?
Та же проблема, скорее всего, застигла врасплох и КУКЛЫ. Да и к родной мове, которая является не последним критерием на "Басовiшчы", отношение у группы явно легковесное. Что-то типа "Я люблю свою страну и ня знаю пачаму". Впрочем, если бы был приз зрительских симпатий, какие-то шансы у них имелись. Но чересчур рано они развесили себе по плечам генералиссимусские погоны. Причем настолько самоуверенно, что после решения жюри не в их пользу ходили по лесу и толкали его (жюри) членов.
Вот возьмите в пример BROKEN HEAD. У вокалистки сестра — председатель жюри, а они ничего не получили. И драк возле музыкального киоска по причине плохой продажи дисков не устраивали. Кстати, эту команду мы помним еще с прошлого года. Она так и осталась разностилевой, хоть и неплохо сыгранной. Единственное, что явно улучшилось, так это женственность форм вокалистки. А так… из года в год тянут-потянут да вытянуть не могут. Ищите свой стиль, ребята, свой звук.

Вот КРАМА, например, уже давным-давно нашла свой выразительный стиль, но на этом "Басовiшчы", как уже было замечено, потеряла свои инструменты. Однако даже на одолженных создала такой звук, что в музыкальном киоске возрос ажиотаж вокруг белорусского национального блюза. Слету уходили диски КРАМЫ, Сержука Трухановича, группы P.L.A.N. и др.
Однако звездный концерт первого дня начали после конкурса прошлогодние лауреаты. И хоть спонсором четкого динамичного безошибочного хардкорового чеса группы ДЗЕI выступила… фанера (!), публика, не заметив подвоха, завелась не на шутку. А вот STOD достиг того же "живьем", хоть уже и без Таболича, который, написав им тексты и создав имидж, в это время плодотворно бегал за польскими белорусками. Правда, для меломанов лучше бы он пел. "Басовiшчу" определенно не хватает Таболича на сцене.
Группу RIMA давно окрестили дитем фестиваля. На первые "Басовiшча" их еще на руках приносили родители. А в 2000-м они сами стали лауреатами. Радует их постоянный поиск. Даже некоторые старые песни звучали у них по-новому. Не случайно к их рОковым успехам уже можно добавить и участие в знаменитом масштабном фестивале "Przystanek Woodstock", где именно благодаря им двухсоттысячная аудитория внимала суровым риффам белорусскоязычного хардкора.
Финальной точкой первого дня стали горячо любимый в Польше ZET и задорный неврастенический панк упомянутого C.K.O.D. (или полнее COOL KIDS OF THE DEAD). Между прочим, ZET выступал с новой программой и был удостоен чести колбасить ее в самый разгар ночи — до двух часов в свете задымленных софитов. Не лишним будет заметить, что именно в Польше музыканты и запишут эту программу, которая уже несколько месяцев бытует на Беларуси в демо-версии.
Звездный концерт второго дня начал березовский Б.Н. Не волнуйтесь, это не опечатка. Речь не о каком-то Борисе Абрамовиче, а о ребятах с Брестчины, взявших в прошлом году один из призов. Выросли они головы на две за один год, презентовали на "Басовiшчы" дебютный альбом (тоже "Без назвы"), который благодаря отточенной технике игры и качеству звука составил неплохую конкуренцию уже состоявшимся звездам. И хоть на стилистику текстов все-таки еще стоит обратить внимание, продукт уже полностью готов к употреблению. Поговаривают, будто этот альбом вскоре появится на складах "БМАgroup".

А пока — концерт свежеиспеченных лауреатов. Правда, TRIQUETRA, получившая приз гмины Городок, уже успела смотаться в свой Познань. Зато полноценно отработали свой успех брестская СЬЦЯНА (приз государственного радио POLONIA) и минская IQ 48 (приз оргкомитета "БАС"). Grand-prix же в этом году, в который входит 25 часов записи в профессиональной студии "Rembrant" и денежная премия Белорусского Союза Речи Посполитой, заслуженно получила группа INDIGO.
Очень ждала польская публика выступления королей прошлого "Басовiшча", имевших там неплохую прессу, PARTYZONE. Не знали горемыки, что весь первый день фестиваля добрая половина команды с пеной у рта проползала на карачках по небезызвестному бару "Killer", по пляжу и другим злачным местам Городка. В итоге в день своего концерта впечатлял основательностью только голый торс басиста, да и барабанщик неплохо сидел в своем кресле. А вот бедняга Циликов качался явно не в ритм, а вокалист не всегда попадал устами в микрофон. Впрочем, это не отпугнуло таких же покачивающихся не в ритм фанатов от своих любимчиков. Но задор был не таким, как в прошлом году. Пить меньше надо! Вот ведь НЕЙРО ДЮБЕЛЬ знает свою меру. Выступили безукоризненно.
Их гродненские коллеги по панковскому цеху DEVIATION и КАЛЬЯН укоризненны были только в излишней злобности. У них нашелся плевок и в адрес охраны, интеллигентно разнимающей дерущихся, и в адрес Супрановича, интеллигентно издающего разнообразные диски. А вот помянуть добрым словом утонувшего накануне приятеля почему-то забыли.
Правда, спасибо за удачный кавер на SEX PISTOLS, где "БМА" возводится в ранг знаменитой EMI. Родина вас не забудет.
В отличие от злобных панков, ZERO-85 просто порвал публику мастерством и энергетикой. Их суггестивный напор начался уже на репетиции. Жаль, что их плохо знают в Беларуси. Много потеряли. Такого психоделического хардкора нет нигде.
По оригинальности с ними может сравниться только ULIS. К счастью, создав в автобусе мини-завод по упаковке дисков, группа успела поставить на фестиваль свой новый, долгожданный, овеянный легендами альбом "Люстэрка". С этой программой они и выступили на "Басовiшчы". Как всегда, с идеальным звуком и невероятной экспрессией.

Апогеем фестиваля стал наш родной N.R.M. Пожалуй, впервые за последние годы хозяином "Басовiшча" стала реальная белорусская суперзвезда, а не какие-нибудь "армии", "культы" и "порно пижамки". К этому-то все давно и шло. И только теперь стало ясно, кто в рок-пантеоне хэдлайнер! Впрочем, дома-то они давно возглавляют штаб генералов белорусского рока, который упорно игнорируется радио-бизнесом. Правда, именно по этой причине на контакт с "БМАgroup" вышел владелец сети альтернативных музыкальных магазинов из Варшавы, у которого просто глаза разбегались в музкиоске:
— Сколько открытий! Сколько всего вкусного! Какие панки, какая этно-музыка!.. Это же все мой профиль! Viva, "Басовiшча"!..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета