Genesis Осколки GENESIS, часть первая
Не ошибусь, наверное, назвав Великобританию родиной самой стильной, самой красивой и интеллигентной музыки, когда-либо воплощенной людским талантом — издавна неся на себе печать "законодательницы мод", эта страна не уставала удивлять и забавлять гордый свет очередными новшествами, звуками и идеями. Попробовала припомнить и перечислить (зажмурив глаза, для себя) наиболее яркие и значительные коллективы, формировавшие мировую поп-рок-сцену 70-80-х, и, честно признаться, ужаснулась обилию и многомерности того, чем мы все обязаны британским островам… ну да ладно (все призадумались?), сегодня речь пойдет лишь об одной неимоверно плодовитой и талантливой составляющей сей плеяды, а именно, о группе GENESIS. Точнее, о двух людях, чья судьба так или иначе пересеклась с "генетическим древом", чьи ветви до сих пор не устают приносить плоды гениальности… каждая по-своему. Это один из первых гитаристов команды Стив Хэкетт (Steve Hackett) и последний вокалист Рэй Уилсон (Ray Wilson, "последний" не в плане своих вокальных способностей, а чисто по времени, конечно) — нам удалось связаться и поговорить с каждым из этих замечательных музыкантов — что, собственно, и предлагаем вашему вниманию.
Поначалу — мистер Хэкетт. День и место рождения — 12 февраля 1950 года, город Лондон. В 1970-м году молодому, но уже достаточно сформировавшемуся и нестандартному гитаристу некто Питер Гэбриел предлагает занять в GENESIS место Энтони Филлипса (Anthony Phillips), и он, не желая терять драгоценный шанс, растрачивая свой талант на всякие "левые" команды типа CANTERBURY GLASS, HEEL PIER, SARABANDE и QUIET WORLD, немедленно соглашается. Семь лет, восемь совместных альбомов (по мнению многих критиков, наиболее интересных из всей дискографии группы) стали для Стива той вечной "вывеской", которая, несмотря на успешную гитарную карьеру в несколько десятков сольных альбомов, до сих пор (а нонче на дворе уже, как ни странно, 2003-й) не отпускает музыканта, навеки оставив его в ранге "экс-дженезисовца".
"Я никогда не рекламировал себя с этой стороны, — говорит Стив, — просто люди, однажды навесив ярлык, не могут от него отделаться, даже несмотря на четверть века, которые я провел вне GENESIS, посвятив себя иным проектам. Им так удобнее? Ну хорошо. Просто немного обидно, ведь в действительности мало кто признает доминирующую важность того, что я делаю сейчас, по сравнению с тем, что уже стало историей".
Будучи еще в составе коллектива, Стив — не без помощи коллег Майка Резерфорда (Mike Rutherford) и Фила Коллинза (Phil Collins) — выпускает первый сольник, "Voyage To The Acolyte", и, вдохновившись благоприятными отзывами со стороны музыкальной критики и продвинуто-прогрессивной музыкальной публики, после выхода альбома "Wind & Wuthering" решает посвятить себя именно этому виду творческой деятельности. Нелишним, кстати, будет упомянуть, что за сольным дебютом музыканта изначально установилась навязчивая характеристика "лучшего альбома GENESIS, который никогда не был записан"… И, кроме того, если кто не знает, именно Стив Хэкетт изобрел гитарную технику, называемую "tapping", так что, гитаристы, будьте благодарны…
"Да, слухи о моем "открытии" верны на сто процентов, — смеется герой нашего рассказа, — я впервые применил этот стиль игры на альбоме GENESIS 1971 года, после чего многие гитаристы взяли его на вооружение. Однако настоящий копирайт — за мной!"
На вопрос, в появлении скольких же альбомов удалось за свою жизнь поучаствовать Стиву, он даже несколько озадачился: "Скольких? Ох, не знаю, я прямо сейчас и не вспомню! Может, тридцать… нет, сорок… не знаю, наверное, даже больше".
Даже как-то не верится, что человеку подвластно сделать СТОЛЬКО. А прибавьте бесконечные туры, рекорд-сессии, репетиции, промо-работу… Чтобы не сбавлять обороты и сейчас, в свои пятьдесят три, Стив придерживается строгого режима:
"Когда я не в турне, то, как правило, встаю в шесть-семь часов утра, тут же выхожу на улицу, кормлю своих многочисленных животных (у меня тут что-то типа домашней фермы, хехе…), быстренько завтракаю, читаю свежую газету, а потом, уже в десять-одиннадцать часов, приступаю к студийной работе, посвящая ей весь оставшийся день, часов девять или десять. Затем… возвращаюсь домой и читаю, пока не усну. А следующим утром — то же самое… и да, конечно, как я мог забыть? — физические тренировки также занимают непременную часть моей дневной активности. Я прилагаю массу усилий, чтобы и в свои не особо молодые годы оставаться здоровым, свежим и… в здравом уме. Потому для здорового тела — физические упражнения, а для здорового духа — ежедневное чтение, включающее в себя биографии известных людей, газеты и новостные журналы. Кроме всего прочего, стараюсь быть в курсе происходящего в мире, слежу за культурной и политической жизнью планеты. Музыкальная литература? Нет, не интересует. Уже нет. Когда я был юным, то, помнится, скупал все номера "Melody Maker", находя этот журнал крайне информативным и, в то же время, занимательным. Там было все и про всех. А сейчас… времена уже не те. Или, может, я уже не тот?!"
Невозможно перечислить музыкантов, сотрудничавших с Хэкеттом в разные периоды его сольной карьеры: среди них "представители прогрессивных семейств" KANSAS, VAN DER GRAAF GENERATOR, MANFRED MANN'S EARTHBAND, MARILLION, музыканты из команды Фрэнка Заппы, Брайэн Мэй, Бонни Тайлер, целый Королевский филармонический оркестр (я не шучу — именно он принял участие в записи "прошекспировского" диска "A Midsum-mer Night's Dream"), а также многие-многие другие… Кстати, брат Стива, известный флейтист Джон Хэкетт (John Hackett), до сих пор остается непременным участником пластинок замечательного гитариста...
"Что я слушаю сейчас? Много чего, не знаю даже, что бы хотелось выделить в особую приоритетную категорию. Разве что джаз. Да, безусловно, это самый лучший, самый разнообразный, эмоциональный и прогрессивный вид музыки, который когда-либо существовал. Особенно венгерский джаз. Кроме того, часто слушаю классику, а иногда, если приходится, то и разный современный стафф. Но среди этого не могу выделить ничего особенного. В мире модной музыки нет ничего такого, что бы с первого раза и навсегда запало в душу: я жду такого релиза, но пока, увы… Кого мог бы отметить из молодых гитаристов? Мммм… никого".
Несколько фактов из биографии Стива
Самым продаваемым синглом его соло-дискографии остается работа 1983-го "Cell 151", предварявшая появление очередного номерного альбома "Highly Strung". Тоже, кстати, покорившего коммерческие вершины…
Единственный российский концерт Стива в свое время собрал аудиторию в 90 000 человек. Музыкант до сих пор не без гордости вспоминает об этом — и, конечно, мечтает появиться в наших восточных краях еще разок…
В настоящее время альбомы замечательного гитариста выходят на его лейбле Camino Records. Стив переиздал в ремастированном виде также и значительную часть своих ранних дисков, за исключением, к сожалению, альбомов 70-х годов: права на них по-прежнему принадлежат компании Virgin.
"Одним из наиболее важных моментов существования сегодняшней музыкальной индустрии я считаю развитие Интернет-технологий, позволяющих разбить монополию крупных звукозаписывающих компаний и заниматься промоцией вне их влияния, — говорит Стив. — Это особенно важно для небольших независимых лейблов вроде моего. У меня есть возможность "продвигать" свои релизы с помощью Интернета, мэйджоры заметно теряют потребителя, продают меньше дисков и в меньшей степени контролируют музыкальной рынок, нежели это было еще десяток лет назад. Интернет — это благо!"
Ну и, конечно, памятуя о неизгладимой "экс-дженезисовской" печати, до сих пор не сходящей с образа Стива Хэкетта, я не могла не попытаться выяснить его отношение к последним, предраспадным делам группы, о GENESIS как части музыкальной истории…
"Да, GENESIS — это именно история, дело прошлое… во всяком случае, для меня. Эта группа сыграла роль своеобразной школы, выпустившей из своих стен ряд прекрасных музыкантов, ярких и сильных соло-исполнителей, гораздо более интересных, чем, собственно, сама alma mater. GENESIS — это коммерчески успешный поп-культ, который меня лично давно утомил своей простотой и навязчивой удобоваримостью. Я люблю сложную музыку — фьюжн, эксперименты, полет фантазии, пускай в ущерб коммерческому успеху… неважно. А в GENESIS полета давно нет, то есть с технической, исполнительской точки зрения в группе все О'К, но чувство, особый артистичный дух, присутствовавший на ранних альбомах, давно угас… я это почувствовал еще тогда, в конце 70-х, и свалил. Однако, как бы там ни было, я крайне ценю время, проведенное в составе этого коллектива: то была отличная школа, и она меня очень многому научила".
9 июня на свет появился очередной альбом Стива — "To Watch The Storms", первая студийная "рок-работа" со времени выхода "Darktown" 1999 года, в записи которой приняло участие около десяти приглашенных музыкантов. Сама его пока не слышала, но в ценности совершенно не сомневаюсь… Надо будет оценить при случае, чего, собственно, и вам желаю! А также, пользуясь случаем, передаю от лица музыканта его заверения в любви и преданности всем, кто не забывал, поддерживал и слушал его все эти годы… See you one day!
Поначалу — мистер Хэкетт. День и место рождения — 12 февраля 1950 года, город Лондон. В 1970-м году молодому, но уже достаточно сформировавшемуся и нестандартному гитаристу некто Питер Гэбриел предлагает занять в GENESIS место Энтони Филлипса (Anthony Phillips), и он, не желая терять драгоценный шанс, растрачивая свой талант на всякие "левые" команды типа CANTERBURY GLASS, HEEL PIER, SARABANDE и QUIET WORLD, немедленно соглашается. Семь лет, восемь совместных альбомов (по мнению многих критиков, наиболее интересных из всей дискографии группы) стали для Стива той вечной "вывеской", которая, несмотря на успешную гитарную карьеру в несколько десятков сольных альбомов, до сих пор (а нонче на дворе уже, как ни странно, 2003-й) не отпускает музыканта, навеки оставив его в ранге "экс-дженезисовца".
"Я никогда не рекламировал себя с этой стороны, — говорит Стив, — просто люди, однажды навесив ярлык, не могут от него отделаться, даже несмотря на четверть века, которые я провел вне GENESIS, посвятив себя иным проектам. Им так удобнее? Ну хорошо. Просто немного обидно, ведь в действительности мало кто признает доминирующую важность того, что я делаю сейчас, по сравнению с тем, что уже стало историей".
Будучи еще в составе коллектива, Стив — не без помощи коллег Майка Резерфорда (Mike Rutherford) и Фила Коллинза (Phil Collins) — выпускает первый сольник, "Voyage To The Acolyte", и, вдохновившись благоприятными отзывами со стороны музыкальной критики и продвинуто-прогрессивной музыкальной публики, после выхода альбома "Wind & Wuthering" решает посвятить себя именно этому виду творческой деятельности. Нелишним, кстати, будет упомянуть, что за сольным дебютом музыканта изначально установилась навязчивая характеристика "лучшего альбома GENESIS, который никогда не был записан"… И, кроме того, если кто не знает, именно Стив Хэкетт изобрел гитарную технику, называемую "tapping", так что, гитаристы, будьте благодарны…
"Да, слухи о моем "открытии" верны на сто процентов, — смеется герой нашего рассказа, — я впервые применил этот стиль игры на альбоме GENESIS 1971 года, после чего многие гитаристы взяли его на вооружение. Однако настоящий копирайт — за мной!"
На вопрос, в появлении скольких же альбомов удалось за свою жизнь поучаствовать Стиву, он даже несколько озадачился: "Скольких? Ох, не знаю, я прямо сейчас и не вспомню! Может, тридцать… нет, сорок… не знаю, наверное, даже больше".
Даже как-то не верится, что человеку подвластно сделать СТОЛЬКО. А прибавьте бесконечные туры, рекорд-сессии, репетиции, промо-работу… Чтобы не сбавлять обороты и сейчас, в свои пятьдесят три, Стив придерживается строгого режима:
"Когда я не в турне, то, как правило, встаю в шесть-семь часов утра, тут же выхожу на улицу, кормлю своих многочисленных животных (у меня тут что-то типа домашней фермы, хехе…), быстренько завтракаю, читаю свежую газету, а потом, уже в десять-одиннадцать часов, приступаю к студийной работе, посвящая ей весь оставшийся день, часов девять или десять. Затем… возвращаюсь домой и читаю, пока не усну. А следующим утром — то же самое… и да, конечно, как я мог забыть? — физические тренировки также занимают непременную часть моей дневной активности. Я прилагаю массу усилий, чтобы и в свои не особо молодые годы оставаться здоровым, свежим и… в здравом уме. Потому для здорового тела — физические упражнения, а для здорового духа — ежедневное чтение, включающее в себя биографии известных людей, газеты и новостные журналы. Кроме всего прочего, стараюсь быть в курсе происходящего в мире, слежу за культурной и политической жизнью планеты. Музыкальная литература? Нет, не интересует. Уже нет. Когда я был юным, то, помнится, скупал все номера "Melody Maker", находя этот журнал крайне информативным и, в то же время, занимательным. Там было все и про всех. А сейчас… времена уже не те. Или, может, я уже не тот?!"
Невозможно перечислить музыкантов, сотрудничавших с Хэкеттом в разные периоды его сольной карьеры: среди них "представители прогрессивных семейств" KANSAS, VAN DER GRAAF GENERATOR, MANFRED MANN'S EARTHBAND, MARILLION, музыканты из команды Фрэнка Заппы, Брайэн Мэй, Бонни Тайлер, целый Королевский филармонический оркестр (я не шучу — именно он принял участие в записи "прошекспировского" диска "A Midsum-mer Night's Dream"), а также многие-многие другие… Кстати, брат Стива, известный флейтист Джон Хэкетт (John Hackett), до сих пор остается непременным участником пластинок замечательного гитариста...
"Что я слушаю сейчас? Много чего, не знаю даже, что бы хотелось выделить в особую приоритетную категорию. Разве что джаз. Да, безусловно, это самый лучший, самый разнообразный, эмоциональный и прогрессивный вид музыки, который когда-либо существовал. Особенно венгерский джаз. Кроме того, часто слушаю классику, а иногда, если приходится, то и разный современный стафф. Но среди этого не могу выделить ничего особенного. В мире модной музыки нет ничего такого, что бы с первого раза и навсегда запало в душу: я жду такого релиза, но пока, увы… Кого мог бы отметить из молодых гитаристов? Мммм… никого".
Несколько фактов из биографии Стива
Самым продаваемым синглом его соло-дискографии остается работа 1983-го "Cell 151", предварявшая появление очередного номерного альбома "Highly Strung". Тоже, кстати, покорившего коммерческие вершины…
Единственный российский концерт Стива в свое время собрал аудиторию в 90 000 человек. Музыкант до сих пор не без гордости вспоминает об этом — и, конечно, мечтает появиться в наших восточных краях еще разок…
В настоящее время альбомы замечательного гитариста выходят на его лейбле Camino Records. Стив переиздал в ремастированном виде также и значительную часть своих ранних дисков, за исключением, к сожалению, альбомов 70-х годов: права на них по-прежнему принадлежат компании Virgin.
"Одним из наиболее важных моментов существования сегодняшней музыкальной индустрии я считаю развитие Интернет-технологий, позволяющих разбить монополию крупных звукозаписывающих компаний и заниматься промоцией вне их влияния, — говорит Стив. — Это особенно важно для небольших независимых лейблов вроде моего. У меня есть возможность "продвигать" свои релизы с помощью Интернета, мэйджоры заметно теряют потребителя, продают меньше дисков и в меньшей степени контролируют музыкальной рынок, нежели это было еще десяток лет назад. Интернет — это благо!"
Ну и, конечно, памятуя о неизгладимой "экс-дженезисовской" печати, до сих пор не сходящей с образа Стива Хэкетта, я не могла не попытаться выяснить его отношение к последним, предраспадным делам группы, о GENESIS как части музыкальной истории…
"Да, GENESIS — это именно история, дело прошлое… во всяком случае, для меня. Эта группа сыграла роль своеобразной школы, выпустившей из своих стен ряд прекрасных музыкантов, ярких и сильных соло-исполнителей, гораздо более интересных, чем, собственно, сама alma mater. GENESIS — это коммерчески успешный поп-культ, который меня лично давно утомил своей простотой и навязчивой удобоваримостью. Я люблю сложную музыку — фьюжн, эксперименты, полет фантазии, пускай в ущерб коммерческому успеху… неважно. А в GENESIS полета давно нет, то есть с технической, исполнительской точки зрения в группе все О'К, но чувство, особый артистичный дух, присутствовавший на ранних альбомах, давно угас… я это почувствовал еще тогда, в конце 70-х, и свалил. Однако, как бы там ни было, я крайне ценю время, проведенное в составе этого коллектива: то была отличная школа, и она меня очень многому научила".
9 июня на свет появился очередной альбом Стива — "To Watch The Storms", первая студийная "рок-работа" со времени выхода "Darktown" 1999 года, в записи которой приняло участие около десяти приглашенных музыкантов. Сама его пока не слышала, но в ценности совершенно не сомневаюсь… Надо будет оценить при случае, чего, собственно, и вам желаю! А также, пользуясь случаем, передаю от лица музыканта его заверения в любви и преданности всем, кто не забывал, поддерживал и слушал его все эти годы… See you one day!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2003 год в рубрике музыкальная газета