Metallica METALLICA «Мы снова выходим к людям»
Их нового альбома ждали с особым нетерпением. Кто-то уж и не надеялся, но большинство все так же верили, что METALLICA по-прежнему может творить нечто исключительное, восторгающее. Многим нравятся их ранние альбомы, другим более по вкусу творения 90-х. Как бы то ни было, METALLICA уже многие годы приковывает внимание миллионов фэнов по всему миру, что способствовало и внушительному коммерческому успеху, не знакомому ни одному из представителей столь острой музыки.На успех (как минимум коммерческий) обречен и новейший альбом калифорнийской четверки — "St. Anger", появившийся во всем мире 5 июня. Диск исключительный хотя бы по причине способа его возникновения. Композиции создавались прямо во время джэм-сэйшнов, причем ни у кого из музыкантов не было домашних заготовок. Партии бас-гитары сыграл продюсер Боб Рок, т.к. Ларс Ульрих, Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэммит не смогли к записи успеть найти замену Джейсону Ньюстеду. Роберт Труджильо присоединился к упомянутой троице, когда все уже было готово. Ну и весьма важен, безусловно, факт, что альбом "St. Anger" стал первым за последние шесть лет обращением METALLICA к полностью авторскому материалу.
По случаю новой будоражащей премьеры Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэммит встретились за нашим недалеким бугром (в варшавском отеле "Bristol") с журналистами и членами фэн-клуба "Traffic". Отчет с тусовки мы и предлагаем вниманию читателей "МГ". Но разговорчивость проявил только Хэтфилд.
— Что ты скажешь о новом альбоме "St. Anger"? Может, это новый этап в карьере METALLICA?
— Нравится мне этот альбом (смеется). Не хочу говорить, что это, мол, возрождение группы, поскольку звучит это банально, чересчур просто. Это новая энергетика, новые подходы к музыке, да и новое отношение к самим себе. Мы вместе пережили очень трудное время. Для коллектива с двадцатидвухлетним стажем активности нечто подобное не столь уж простая проблема, поэтому мы очень трезво оцениваем свою способность продолжать совместную работу.
— То, как звучит альбом, было запланировано?
— Боб Рок, к которому мы привыкали последние десять лет совместной деятельности, заявил, что давно мечтал ухватить квинтэссенцию METALLICA во время "живой" работы в студии. Мне кажется, что раньше это не удавалось, пока не появился этот альбом (смеется). "St. Anger" можно рассматривать как суть этой самой квинтэссенции.
Диск звучит просто искренне. Звучит так, как мы реально играем. Вот он и теперь в наушниках у меня звучит — жаль, вам не слышно (смеется). Но ничего, диск уже может купить каждый, так что это поправимо. Вы почувствуете, как мы на самом деле звучим, как играем. А мы сами очень довольны, что удалось достичь этого.
— Джеймс, насколько нам известно, студийная сессия "St. Anger" существенно отличалась от всех предыдущих: композиции рождались непосредственно во время джэмования на репетициях. А были ли еще какие-то особенности этой студийной работы?
— Преимущественно это был обычный естественный процесс. Мы понимали очень четко, что суть всех наших пережитых проблем кроется в наших эго. К примеру, приносил я какой-то кусок и хотел, чтобы ему было найдено достойное место. Меня очень интересовало, что получится в итоге. А вот теперь мы все хотели избежать рутины студийной работы. Даже помещение подыскивали не такое, как всегда: такое, чтобы любой звук оттуда стоило бы записать. Но по какой-то причине никто нам не хотел предоставить что-то такое (смеется). А недвижимость в Сан-Франциско такая дорогая. Но вот нашли старые армейские бараки и там обосновались на некоторое время, пока не оборудовали все должным образом.
Рождение альбома составляло как бы две части, да и в двух разных помещениях. Так появилось около 30 фрагментов. Мы просто входили туда и играли. Никаких заготовленных идей, никаких заранее придуманных риффов, а тем более названий, текстов — ничего! Начинали обычно с каких-то мелочей, и крутились вокруг них, и побаивались зацикливаться в них: "А получится ли что-нибудь из этого? А достаточно ли мы верим в себя, чтобы надлежаще развить это?" Риск оправдался, однако.
— Из сказанного тобой следует, что диск появился очень демократическим способом. Нравится ли тебе сам такой метод и будете ли вы практиковать такое в дальнейшем?
— Мне лично в кайф было так работать. Снова ощущал себя так, как будто мы впервые создавали группу. Кстати, и тексты родились не менее демократично. Короче, мы открыли дорогу для других. У меня уже не было и следа былой неуверенности, поэтому мы и дальше будем работать в подобном духе. Да и Ларс будет еще более откровенным, создавая песни как нечто цельное, а то ведь пока это его интимный мир был. Что касается нового метода, есть еще много над чем поработать, усовершенствовать, но сами условия работы чудесные, поэтому и мы себя чувствуем чудесно. Каждый член группы получил больше возможностей заняться собой.
— Когда вы поняли, что Роберт Труджильо — это та личность, которая достойна играть в METALLICA?
— Когда убедились?.. У нас был небольшой список людей, на которых мы имели виды. Роберт был в этом списке среди первой четверки (смеется). Мы всех их хорошо знали, были в курсе их гастрольной и творческой активности. Знали, что их опыт оплачен многими радостями и разочарованиями. Роберт был среди самых надежных, но оказался и первым, кто попробовал поработать с нами. Вы ж не покупаете в магазине то, что видите впервые. Говорят даже, что глупо покупать первый дом, который осматриваешь. Надо ведь хоть какие-то варианты для сравнения иметь. Тогда, возможно, еще больше понравится первый и ты купишь его. Так что поначалу мы даже не понимали, что нас радует больше: то, что мы играем с Робертом, или то, что мы вообще с кем-то новым играем. А он уходил. И когда мы, переслушивая потом наши записи с ним, снова встретились, то уже знали, что именно он нам и нужен.
— А в новом диске у Роберта есть уже какие-то фрагменты? Ведь на последних концертах вы играли преимущественно более ранние свои вещи.
— Действительно, во время концерта в Филморе мы играли больше старых хитов. Роберт должен был привыкнуть к нашему репертуару, но сам он сконцентрировался на освоении новых номеров. Попал он даже на DVD, добавляемое к альбому "St. Anger". Вводим его в образ музыканта METALLICA, и сами тренируемся в старом амплуа. А ведь приятно вспомнить славную молодость! Это же такой кусок жизни.
— Многие заметили, что Ларс в программе "MTV Icons" рассказывал о тех трудных для группы временах, когда приходилось даже к медикам обращаться. Говорил даже, что была и угроза прекращения деятельности. Как вам удалось вернуться в строй?
— Существуют разные грани успеха, а еще больше — вариантов его интерпретации. Для нас попасть в несчастье и делать что-то исключительно ради продажи не имело бы никакого смысла. Как личности, мы должны были сами ощутить себя чем-то более важным, чем METALLICA. Например, мои чисто человеческие достоинства не зависят от METALLICA, потому что я менялся будучи в ней, взрослел, хоть этот мир был единственный, который я знал. Даже не задумывался, что могу быть просто собой, ходить себе просто по комнате. Это весьма удобно. Но после ухода Джейсона, после отвыкания от METALLICA и от Ларса с его стремлением контролировать все и вся (смеется), который все-таки наконец понял, что будущее METALLICA не уконтролируешь, мы все убедились, как хотелось каждому, чтобы группа существовала. Нам не хватало этих привычных радостей, счастья ощущения творчества и жизни. Мы должны были вернуться к себе. Это было как уйти из дома, чтобы убедиться, насколько он для тебя значим.
— Как дошло до твоего сотрудничества с группой GOVT MULE?
— Зачем я это сделал? (смеется) Уоррен Гэйнс, классный гитарист и вокалист, — это мой друг. А поскольку мне давно хотелось попробовать себя в другой манере пения, в этакой блюзовой, он и предоставил такой случай, которым нельзя было не воспользоваться.
— Так, значит, ты можешь принимать участие в сторонних проектах? А то ведь Джейсон говорил, что ему не разрешали.
— Я могу, остальные нет (смеется). Понимаю, что такой ответ много кому не понравится. Мне постоянно хотелось сохранить семью, которую я всегда ищу. Моя семья развалилась, когда я был еще очень молодым. Так вот в METALLICA я и нашел семью. И мне казалось, что я могу сохранить ее, достаточно приказать в ней быть. Боялся, что сторонние проекты могут понравиться Джейсону больше, чем METALLICA. Видимо, в то время иначе и нельзя было. Я уже просил прощения за то, хотя и знаю, что не это стало главной причиной, по которой Джейсон решил уйти из группы ради поиска счастья в другом месте. В принципе, не умаляю своей вины этой тирадой. Я понимаю, как здорово пробовать себя в музицировании с другими людьми, и всегда понимал. Но вот боязнь чем-то подобным развалить METALLICA взяла тогда верх и ничего не поделаешь.
— А тебе нравится то, что Джейсон делает теперь?
— (смеется) Надеюсь, он теперь счастлив. По крайней мере, я желаю ему счастья. ECHOBRAIN ведь что-то иное нежели METALLICA.
— Но даже спортивные комментаторы говорят, что не стоит менять команду победителей.
— Мне кажется, что люди чересчур боятся слова "перемены". А ведь перемены нужны, чтобы совершенствоваться. И пока люди судачат, мы снова имеем перспективу перед собой: как личности, как группа. Кому-то порой именно группа и мешает расти. Как и в супружестве. Быть женатым с этими тремя ребятами и моей женой очень трудно (смеется). Перемен просто жаждешь. Но не в ущерб контрактам. Они важнее. И, пожалуй, наш нынешний состав и есть команда победителей. Я уже не склонен бояться перемен, ибо знаю, как они важны для каждого из нас. Больше боялся бы теперь, что перестанем меняться и куда-нибудь упремся.
— Тебе знакомо чувство гнева?
— Это часть жизни. Конечно, дом — не лучшее место для проявления гнева, поскольку после него следует еще больший гнев либо расплата. Но вот было у меня такое чувство, и я не знал, что с ним делать. Порой даже лез от этого в бутылку. К счастью, появился и более здоровый способ разрешения проблемы гнева, а то был бы сейчас чем-то вроде тех ребят из Сан-Куэнтино (смеется). Это может случиться с каждым, как и со мной. Так что нужно знать, как справляться с этим самым гневом. Это как хочешь и не хочешь чего-то одновременно. Такая удивительная игра. Но теперь я ощущаю, что научился управлять этим чувством. Контакт с некоторыми заключенными Сан-Куэнтино очень помог. Я увидел в них частичку себя.
— Когда записывался новый диск, в прессе проскочили снимки студии, где висит красно-белый флаг. Уж не польский ли?
— Да-да. В "Студии В", где мы джэмовали и записывали DVD, висел такой флаг, подаренный нам во время первых гастролей в Польше. Там даже надпись есть: "Welcome To Poland". Так что работа в студии разбудила и какие-то приятные воспоминания нашей биографии. Ведь недостаточно только смотреть на себя в зеркало и думать о будущем. Теперь, когда анализируем пройденный группой METALLICA путь, мы ведь можем реально ощущать, что двигаемся вперед и много чем обязаны своим фэнам.
— Джеймс, на диск попало 11 треков, хоть известно, что выбирали вы их из более двух десятков. Что будет с "неудачниками"? Ведь на ваших первых альбомах вообще не было "отбросов".
— Во время работы над "St. Anger" мы не могли остановиться (смеется). Это было прекрасно, потому что мы ощущали такую самоотдачу! Да и с удовольствием отдавали всю свою энергию, потому что чувствовали себя хорошо. А насчет оставшегося материала... так мы используем его где-нибудь. Будут же еще всякие издания. Просто они не вписывались в "St. Anger", поскольку альбом получился вроде определенной декларации. Все композиции там подчинены самой интенсивности современной жизни. Невошедшее было иного характера и не вписывалось в ту декларацию. Но все-таки мы их обязательно опубликуем, потому что произведения получились стоящими.
— А есть среди них какие-то каверы или баллады?
— Вы уже знаете о трибьюте THE RAMONES ("МГ" # 12 за 17.06.2003), там мы сделали штук семь каверов по мотивам творчества этой группы. Многое перепробовали, но в тот альбом попал лишь "53rd & 3rd". Но и тут оставшиеся вышли толково (смеется). Каверы хороши, как только начинаешь работу в студии на ними. Среди тех остатков есть также первая версия "Unnamed Feeling", более акустическая, балладного плана. Для меня хорошим стимулом является начать работу с акустики, а потом превратить продукт в нечто совершенно иное.
— После альбома "Re-Load" очень многие ждали, что ваше звучание станет тоже более сглаженным, более коммерческим, а вы тем временем решили сделать что-то еще более суровое, словно стремились вернуться к своим корням. Почему вы "упростили" продукцию аж до такого уровня?
— С нашей стороны это, пожалуй, неосознанный поворот. Поначалу мы просто занялись работой, и уж потом выяснилось, как мы будем звучать. У нас было какое-то видение, каким будет "St. Anger", а остальной материал только подгонялся под эту концепцию. Мы ведь не старались сделать что-то назло "Load" или "Re-Load". Просто делали, как всегда, то, что соответствовало самому времени и нашему видению этого времени. Да и речь же не о том, чтобы просто завести фэнов или в этом роде. Но если фэны согласны с таким нашим подходом, то диск им безусловно понравится. В определенный момент мы поняли, что не мы выбираем фэнов, а тем более не мы их контролируем. Их способ мышления не мы придумали.
— Нравятся ли тебе какие-то новые группы и что ты чувствуешь, когда кто-то из молодых да известных говорит, что обожествляет тебя?
— Может, не поверите, но это чувство я знаю в совершенстве. Сам рос, любуясь плакатом AEROSMITH, висевшим на стене моей комнаты. Говорил себе: "Когда-нибудь и я буду на плакате". А мой брат иронизировал: "Ну-ну, конечно" (смеется). Так что чувство знакомое, и приятно быть вдохновителем людей. Но я и не припомню конкретно, кого вдохновила именно METALLICA, на кого она повлияла. Порой мне говорят: "О, эти гастролеры содрали что-то от вас. У них ваше звучание". Но я этого не слышу (смеется). Как и увидеть себя со стороны не могу. Разве что на плакате. Классно все же, что мы снова выходим к публике. А какую новую музыку я люблю?.. Что я последнее скачал из Сети?.. (смеется) Люблю этакий гаражный звук, как у THE HELLACOPTERS, THE DATSUNS. Очень нравится SOCIAL DISTORTION — такой суровый саунд валит прямо в фэйс.
— В программе "MTV Icons" ваши песни исполняли разные артисты. Вы имели влияние на их отбор?
— Нет. Если бы список составляли мы, этой программы никто не стал бы смотреть (смеется). MTV неплохо контролирует рейтинг программ и просчитывает их публику. Мне почему-то кажется, что программа с участием Lemmy не дала бы хороших результатов (смеется). Есть много артистов, вдохновивших нас, и было бы интересно, как они сыграли бы наши вещи, но телевидение хочет пользоваться новыми и популярными группами. А мне и так было интересно услышать, как девушка поет "Fuel" (речь об Аврил Лавин. — Прим. ред.) или Snoop Dogg рэпует "Sad But True". Большие яйца нужно иметь, чтобы сделать нечто подобное (смеется).
— В турне по Америке вы отправились с популярными LIMP BIZKIT и LINKIN PARK, а не с теми, с кем росли. Может, круг друзей распался?
— Интересно, что есть группы, которые исчезли, но возвратились. А вот SLAYER вечно живой, и я только удивляюсь, что они могут и любят играть. И ANTHRAX работает, даже новый диск записал, озадачив всех. Когда-то и MEGADETH называли нашими соперниками, а их уже нет с нами. Круг давних друзей разваливается. Может, возраст берет свое? (смеется) Да и музыка меняется очень. И группы не гастролируют так активно. Во времена METALLICA или ANTНRAX "живой" концерт был важнее всего, а теперь этого нет.
По случаю новой будоражащей премьеры Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэммит встретились за нашим недалеким бугром (в варшавском отеле "Bristol") с журналистами и членами фэн-клуба "Traffic". Отчет с тусовки мы и предлагаем вниманию читателей "МГ". Но разговорчивость проявил только Хэтфилд.
— Что ты скажешь о новом альбоме "St. Anger"? Может, это новый этап в карьере METALLICA?
— Нравится мне этот альбом (смеется). Не хочу говорить, что это, мол, возрождение группы, поскольку звучит это банально, чересчур просто. Это новая энергетика, новые подходы к музыке, да и новое отношение к самим себе. Мы вместе пережили очень трудное время. Для коллектива с двадцатидвухлетним стажем активности нечто подобное не столь уж простая проблема, поэтому мы очень трезво оцениваем свою способность продолжать совместную работу.
— То, как звучит альбом, было запланировано?
— Боб Рок, к которому мы привыкали последние десять лет совместной деятельности, заявил, что давно мечтал ухватить квинтэссенцию METALLICA во время "живой" работы в студии. Мне кажется, что раньше это не удавалось, пока не появился этот альбом (смеется). "St. Anger" можно рассматривать как суть этой самой квинтэссенции.
Диск звучит просто искренне. Звучит так, как мы реально играем. Вот он и теперь в наушниках у меня звучит — жаль, вам не слышно (смеется). Но ничего, диск уже может купить каждый, так что это поправимо. Вы почувствуете, как мы на самом деле звучим, как играем. А мы сами очень довольны, что удалось достичь этого.
— Джеймс, насколько нам известно, студийная сессия "St. Anger" существенно отличалась от всех предыдущих: композиции рождались непосредственно во время джэмования на репетициях. А были ли еще какие-то особенности этой студийной работы?
— Преимущественно это был обычный естественный процесс. Мы понимали очень четко, что суть всех наших пережитых проблем кроется в наших эго. К примеру, приносил я какой-то кусок и хотел, чтобы ему было найдено достойное место. Меня очень интересовало, что получится в итоге. А вот теперь мы все хотели избежать рутины студийной работы. Даже помещение подыскивали не такое, как всегда: такое, чтобы любой звук оттуда стоило бы записать. Но по какой-то причине никто нам не хотел предоставить что-то такое (смеется). А недвижимость в Сан-Франциско такая дорогая. Но вот нашли старые армейские бараки и там обосновались на некоторое время, пока не оборудовали все должным образом.
Рождение альбома составляло как бы две части, да и в двух разных помещениях. Так появилось около 30 фрагментов. Мы просто входили туда и играли. Никаких заготовленных идей, никаких заранее придуманных риффов, а тем более названий, текстов — ничего! Начинали обычно с каких-то мелочей, и крутились вокруг них, и побаивались зацикливаться в них: "А получится ли что-нибудь из этого? А достаточно ли мы верим в себя, чтобы надлежаще развить это?" Риск оправдался, однако.
— Из сказанного тобой следует, что диск появился очень демократическим способом. Нравится ли тебе сам такой метод и будете ли вы практиковать такое в дальнейшем?
— Мне лично в кайф было так работать. Снова ощущал себя так, как будто мы впервые создавали группу. Кстати, и тексты родились не менее демократично. Короче, мы открыли дорогу для других. У меня уже не было и следа былой неуверенности, поэтому мы и дальше будем работать в подобном духе. Да и Ларс будет еще более откровенным, создавая песни как нечто цельное, а то ведь пока это его интимный мир был. Что касается нового метода, есть еще много над чем поработать, усовершенствовать, но сами условия работы чудесные, поэтому и мы себя чувствуем чудесно. Каждый член группы получил больше возможностей заняться собой.
— Когда вы поняли, что Роберт Труджильо — это та личность, которая достойна играть в METALLICA?
— Когда убедились?.. У нас был небольшой список людей, на которых мы имели виды. Роберт был в этом списке среди первой четверки (смеется). Мы всех их хорошо знали, были в курсе их гастрольной и творческой активности. Знали, что их опыт оплачен многими радостями и разочарованиями. Роберт был среди самых надежных, но оказался и первым, кто попробовал поработать с нами. Вы ж не покупаете в магазине то, что видите впервые. Говорят даже, что глупо покупать первый дом, который осматриваешь. Надо ведь хоть какие-то варианты для сравнения иметь. Тогда, возможно, еще больше понравится первый и ты купишь его. Так что поначалу мы даже не понимали, что нас радует больше: то, что мы играем с Робертом, или то, что мы вообще с кем-то новым играем. А он уходил. И когда мы, переслушивая потом наши записи с ним, снова встретились, то уже знали, что именно он нам и нужен.
— А в новом диске у Роберта есть уже какие-то фрагменты? Ведь на последних концертах вы играли преимущественно более ранние свои вещи.
— Действительно, во время концерта в Филморе мы играли больше старых хитов. Роберт должен был привыкнуть к нашему репертуару, но сам он сконцентрировался на освоении новых номеров. Попал он даже на DVD, добавляемое к альбому "St. Anger". Вводим его в образ музыканта METALLICA, и сами тренируемся в старом амплуа. А ведь приятно вспомнить славную молодость! Это же такой кусок жизни.
— Многие заметили, что Ларс в программе "MTV Icons" рассказывал о тех трудных для группы временах, когда приходилось даже к медикам обращаться. Говорил даже, что была и угроза прекращения деятельности. Как вам удалось вернуться в строй?
— Существуют разные грани успеха, а еще больше — вариантов его интерпретации. Для нас попасть в несчастье и делать что-то исключительно ради продажи не имело бы никакого смысла. Как личности, мы должны были сами ощутить себя чем-то более важным, чем METALLICA. Например, мои чисто человеческие достоинства не зависят от METALLICA, потому что я менялся будучи в ней, взрослел, хоть этот мир был единственный, который я знал. Даже не задумывался, что могу быть просто собой, ходить себе просто по комнате. Это весьма удобно. Но после ухода Джейсона, после отвыкания от METALLICA и от Ларса с его стремлением контролировать все и вся (смеется), который все-таки наконец понял, что будущее METALLICA не уконтролируешь, мы все убедились, как хотелось каждому, чтобы группа существовала. Нам не хватало этих привычных радостей, счастья ощущения творчества и жизни. Мы должны были вернуться к себе. Это было как уйти из дома, чтобы убедиться, насколько он для тебя значим.
— Как дошло до твоего сотрудничества с группой GOVT MULE?
— Зачем я это сделал? (смеется) Уоррен Гэйнс, классный гитарист и вокалист, — это мой друг. А поскольку мне давно хотелось попробовать себя в другой манере пения, в этакой блюзовой, он и предоставил такой случай, которым нельзя было не воспользоваться.
— Так, значит, ты можешь принимать участие в сторонних проектах? А то ведь Джейсон говорил, что ему не разрешали.
— Я могу, остальные нет (смеется). Понимаю, что такой ответ много кому не понравится. Мне постоянно хотелось сохранить семью, которую я всегда ищу. Моя семья развалилась, когда я был еще очень молодым. Так вот в METALLICA я и нашел семью. И мне казалось, что я могу сохранить ее, достаточно приказать в ней быть. Боялся, что сторонние проекты могут понравиться Джейсону больше, чем METALLICA. Видимо, в то время иначе и нельзя было. Я уже просил прощения за то, хотя и знаю, что не это стало главной причиной, по которой Джейсон решил уйти из группы ради поиска счастья в другом месте. В принципе, не умаляю своей вины этой тирадой. Я понимаю, как здорово пробовать себя в музицировании с другими людьми, и всегда понимал. Но вот боязнь чем-то подобным развалить METALLICA взяла тогда верх и ничего не поделаешь.
— А тебе нравится то, что Джейсон делает теперь?
— (смеется) Надеюсь, он теперь счастлив. По крайней мере, я желаю ему счастья. ECHOBRAIN ведь что-то иное нежели METALLICA.
— Но даже спортивные комментаторы говорят, что не стоит менять команду победителей.
— Мне кажется, что люди чересчур боятся слова "перемены". А ведь перемены нужны, чтобы совершенствоваться. И пока люди судачат, мы снова имеем перспективу перед собой: как личности, как группа. Кому-то порой именно группа и мешает расти. Как и в супружестве. Быть женатым с этими тремя ребятами и моей женой очень трудно (смеется). Перемен просто жаждешь. Но не в ущерб контрактам. Они важнее. И, пожалуй, наш нынешний состав и есть команда победителей. Я уже не склонен бояться перемен, ибо знаю, как они важны для каждого из нас. Больше боялся бы теперь, что перестанем меняться и куда-нибудь упремся.
— Тебе знакомо чувство гнева?
— Это часть жизни. Конечно, дом — не лучшее место для проявления гнева, поскольку после него следует еще больший гнев либо расплата. Но вот было у меня такое чувство, и я не знал, что с ним делать. Порой даже лез от этого в бутылку. К счастью, появился и более здоровый способ разрешения проблемы гнева, а то был бы сейчас чем-то вроде тех ребят из Сан-Куэнтино (смеется). Это может случиться с каждым, как и со мной. Так что нужно знать, как справляться с этим самым гневом. Это как хочешь и не хочешь чего-то одновременно. Такая удивительная игра. Но теперь я ощущаю, что научился управлять этим чувством. Контакт с некоторыми заключенными Сан-Куэнтино очень помог. Я увидел в них частичку себя.
— Когда записывался новый диск, в прессе проскочили снимки студии, где висит красно-белый флаг. Уж не польский ли?
— Да-да. В "Студии В", где мы джэмовали и записывали DVD, висел такой флаг, подаренный нам во время первых гастролей в Польше. Там даже надпись есть: "Welcome To Poland". Так что работа в студии разбудила и какие-то приятные воспоминания нашей биографии. Ведь недостаточно только смотреть на себя в зеркало и думать о будущем. Теперь, когда анализируем пройденный группой METALLICA путь, мы ведь можем реально ощущать, что двигаемся вперед и много чем обязаны своим фэнам.
— Джеймс, на диск попало 11 треков, хоть известно, что выбирали вы их из более двух десятков. Что будет с "неудачниками"? Ведь на ваших первых альбомах вообще не было "отбросов".
— Во время работы над "St. Anger" мы не могли остановиться (смеется). Это было прекрасно, потому что мы ощущали такую самоотдачу! Да и с удовольствием отдавали всю свою энергию, потому что чувствовали себя хорошо. А насчет оставшегося материала... так мы используем его где-нибудь. Будут же еще всякие издания. Просто они не вписывались в "St. Anger", поскольку альбом получился вроде определенной декларации. Все композиции там подчинены самой интенсивности современной жизни. Невошедшее было иного характера и не вписывалось в ту декларацию. Но все-таки мы их обязательно опубликуем, потому что произведения получились стоящими.
— А есть среди них какие-то каверы или баллады?
— Вы уже знаете о трибьюте THE RAMONES ("МГ" # 12 за 17.06.2003), там мы сделали штук семь каверов по мотивам творчества этой группы. Многое перепробовали, но в тот альбом попал лишь "53rd & 3rd". Но и тут оставшиеся вышли толково (смеется). Каверы хороши, как только начинаешь работу в студии на ними. Среди тех остатков есть также первая версия "Unnamed Feeling", более акустическая, балладного плана. Для меня хорошим стимулом является начать работу с акустики, а потом превратить продукт в нечто совершенно иное.
— После альбома "Re-Load" очень многие ждали, что ваше звучание станет тоже более сглаженным, более коммерческим, а вы тем временем решили сделать что-то еще более суровое, словно стремились вернуться к своим корням. Почему вы "упростили" продукцию аж до такого уровня?
— С нашей стороны это, пожалуй, неосознанный поворот. Поначалу мы просто занялись работой, и уж потом выяснилось, как мы будем звучать. У нас было какое-то видение, каким будет "St. Anger", а остальной материал только подгонялся под эту концепцию. Мы ведь не старались сделать что-то назло "Load" или "Re-Load". Просто делали, как всегда, то, что соответствовало самому времени и нашему видению этого времени. Да и речь же не о том, чтобы просто завести фэнов или в этом роде. Но если фэны согласны с таким нашим подходом, то диск им безусловно понравится. В определенный момент мы поняли, что не мы выбираем фэнов, а тем более не мы их контролируем. Их способ мышления не мы придумали.
— Нравятся ли тебе какие-то новые группы и что ты чувствуешь, когда кто-то из молодых да известных говорит, что обожествляет тебя?
— Может, не поверите, но это чувство я знаю в совершенстве. Сам рос, любуясь плакатом AEROSMITH, висевшим на стене моей комнаты. Говорил себе: "Когда-нибудь и я буду на плакате". А мой брат иронизировал: "Ну-ну, конечно" (смеется). Так что чувство знакомое, и приятно быть вдохновителем людей. Но я и не припомню конкретно, кого вдохновила именно METALLICA, на кого она повлияла. Порой мне говорят: "О, эти гастролеры содрали что-то от вас. У них ваше звучание". Но я этого не слышу (смеется). Как и увидеть себя со стороны не могу. Разве что на плакате. Классно все же, что мы снова выходим к публике. А какую новую музыку я люблю?.. Что я последнее скачал из Сети?.. (смеется) Люблю этакий гаражный звук, как у THE HELLACOPTERS, THE DATSUNS. Очень нравится SOCIAL DISTORTION — такой суровый саунд валит прямо в фэйс.
— В программе "MTV Icons" ваши песни исполняли разные артисты. Вы имели влияние на их отбор?
— Нет. Если бы список составляли мы, этой программы никто не стал бы смотреть (смеется). MTV неплохо контролирует рейтинг программ и просчитывает их публику. Мне почему-то кажется, что программа с участием Lemmy не дала бы хороших результатов (смеется). Есть много артистов, вдохновивших нас, и было бы интересно, как они сыграли бы наши вещи, но телевидение хочет пользоваться новыми и популярными группами. А мне и так было интересно услышать, как девушка поет "Fuel" (речь об Аврил Лавин. — Прим. ред.) или Snoop Dogg рэпует "Sad But True". Большие яйца нужно иметь, чтобы сделать нечто подобное (смеется).
— В турне по Америке вы отправились с популярными LIMP BIZKIT и LINKIN PARK, а не с теми, с кем росли. Может, круг друзей распался?
— Интересно, что есть группы, которые исчезли, но возвратились. А вот SLAYER вечно живой, и я только удивляюсь, что они могут и любят играть. И ANTHRAX работает, даже новый диск записал, озадачив всех. Когда-то и MEGADETH называли нашими соперниками, а их уже нет с нами. Круг давних друзей разваливается. Может, возраст берет свое? (смеется) Да и музыка меняется очень. И группы не гастролируют так активно. Во времена METALLICA или ANTНRAX "живой" концерт был важнее всего, а теперь этого нет.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2003 год в рубрике музыкальная газета