Belief
Synth-pop, которого мы ждали

Заголовок сегодняшнего материала уже говорит о многом и, смею надеяться, настраивает на определенный лад…Новая немецкая группа BELIEF в составе Stefan Moller и Thomas Wehr выпустила в конце весны на немецком же лейбле Accession Records такой мощный и классный synth-pop-альбом, которого мы давно ждали. Употребив слово “мы”, я позволил себе выступить от лица поклонников романтического электронного жанра, а точнее от той их части, которая особенно любит такие классические альбомы, как “Songs Of Faith And Devotion” DEPECHE MODE, “Monosex” DE/VISION или “The Point At Which It Turns Apart” MESH, и согласны с тем, что последние релизы любимой британской группы (а также сольные работы ее харизматичных лидеров) почти полностью утратили дух той банды, которая в 1980-1990 годах сотворила переворот не только на мировой музыкальной сцене, но и в душах многих слушателей. Просто я хочу сказать, что все самые сокровенные надежды, которые фанаты synth-pop мысленно связывают с идеальным синтетическим альбомом, неожиданно воплотились на первом официальном диске BELIEF “No-Place”. Хотя неожиданного здесь мало, потому что группа существует не один год, имеет прекрасную техническую базу и ее музыканты нашли секрет создания песен, которые одновременно характеризуются комплексными современными аранжировками, глубокими цепляющими мелодиями, сильными и эмоциональными мужскими вокалами и, самое главное, меланхолией и духом истинного synth-pop. Так стоит ли нам ждать, когда DM или CAMOUFLAGE “образумятся”, прекратят самореализовываться в непонятных возрастных амбициях и вспомнят о фэнах, в то время как вчера еще никому неизвестная группа BELIEF здесь и сейчас сотворила маленькую сенсацию. Давайте-ка лучше вы познакомитесь поближе с новыми synth-pop-персонажами, после чего прочитаете рецензию на их хитовый альбом и сделаете правильные выводы!vAlien: Насколько мне известно, “No-Place” является третьим альбомом BELIEF, но до последнего релиза на лейбле Accession Records мы о вас практически ничего не знали. Расскажите нам, когда вы начали сочинять музыку и как звучали ваши предыдущие альбомы “The End Of Pain” и “Insight”?
Stefan: Мы начали делать музыку в 1996-м, но никогда не думали об официальном релизе вплоть до 2001 года. В первые годы существования группы мы писали музыку для себя, в основном варились в собственном соку и кругу друзей. Мы считали музыку особой разновидностью общения среди друзей, поэтому мы много говорили об эмоциях, настроениях и мыслях без использования слов, а через процесс сочинения песен.
Thomas: В результате, два наших первых альбома, которые вы упомянули, были очень интровертными, мрачными и спокойными, но в них уже просматривался стержневой саунд BELIEF с акцентом на меланхолическую атмосферу (возможно, песня “7th Day” лучше других представляет наш ранний материал). Потом мы почувствовали, что наша музыка изменилась. К этому времени у нас уже было выработано собственное звучание, но со временем он приобрел более острые, четкие очертания, стал более свежим и мощным, сохранив при этом меланхолические интонации. Таким образом, мы внезапно заразились оптимизмом и решили открыть наш персональный коммуникационный канал для широкой аудитории.

v: Я предпочитаю не жаловаться на ежедневное появление новых групп на synth-pop- или любой другой сцене, потому что, будучи простым слушателем, я в первую очередь оцениваю звучание и мелодии исполнителей и только потом делаю выводы. Мне понравилась ваша музыка, но обязательно найдется немало людей, которые поведут разговоры о том, что вы звучите как еще один клон DM, не предлагаете со своей музыкой ничего нового и т. п. Как вы будете противостоять таким неприятным нападкам?
Thomas: Что ж, вы абсолютно правы в своем предположении. Некоторые люди думают, что мы пытаемся имитировать DM – такое мнение совершенно некорректно, потому что мы не пытаемся никого копировать. Мы просто следуем свои музыкальным инстинктам. Во-первых, нам неинтересно создавать клонов. Нам необходим чистый творческий процесс, мы стараемся прислушиваться к нашим внутренним голосам и трансформировать их в мелодии и звуки. Так что нашу музыку нужно связывать с нами, а не с какими-то внешними факторами.
Stefan: Во-вторых, мы считаем, что важно видеть разницу между идолом и источником вдохновения. Поясняю: DM были одной из наших любимых групп 1980-х годов, потому что нам нравилось их звучание. Их музыка вдохновила нас, потому что мы чувствовали с ней связь. Но они никогда не были для нас идолами.

v: Хорошо, что вы считаете типичным звучанием BELIEF? Можно ли уже говорить о каком-то фирменном стиле вашей группы?
Stefan: При использовании синтезаторов и сэмплов всегда есть риск: очень легко потеряться в огромной массе звуков, с которыми вы работаете над песнями. Довольно сложно найти уникальное звучание для группы, особенно когда вы меняете продюсеров от альбома к альбому. Поэтому существует много групп, которые можно идентифицировать только по голосам вокалистов.
Thomas: Мы в течение довольно долгого времени используем синтезаторы и сэмплеры и научились интуитивно выбирать правильные звуки. Именно интуиция обусловливает типичное звучание BELIEF. Например, нам не нравятся традиционные техно- или танцевальные звуки, которые все больше и больше проникают в мир synthy-pop и электро, и поэтому мы не хотим их использовать.
Stefan: Это не означает, что каждый следующий альбом BELIEF будет в своем звучании точно повторять “No-Place”, но всегда будет видна преемственная связь, определяющая типичный стиль BELIEF.

v: Ваша музыка сложна с технической точки зрения? Мне показалось, что она сделана не на одном компьютере, потому что качество и размах альбома действительно впечатляют. В ваших аранжировках так много маленьких деталей, эффектов и шумов!
Stefan: Да, это так – наши первые синтезаторы мы купили в конце 1980-х годов, и нам до сих пор нравится работать с ними. Возможно, виной всему наше ощущение, что у каждой из этих старых машин есть свой характер, чего нельзя сказать о программном синтезаторе, имеющемся практически в любом компьютере. Поэтому мы стараемся использовать настоящие синтезаторы, когда разбираемся с основными звуками, представляющими песню, а плагины подключаем только на этапе насыщения мелодийного фона мелкими деталями. Мы также стремимся придать аранжировкам “человечность”, так как нам не подходит стиль работы по принципу “everything is programmed”.
Thomas: Мы считаем, что песня должна обладать потенциалом и уметь адаптироваться к настроению слушателя, привлечь его внимание. То есть песня должна быть одновременно комплексной и слушабельной. Поэтому нам приходится аранжировать песни так, чтобы люди могли их легко слушать и при этом наблюдать детальный анализ всех “спецэффектов”. Далее, слушатель должен иметь возможность каждый день открывать в нашей песне новые краски и звуки. И наконец, нам очень нравится сам процесс создания аранжировки, поэтому мы много внимания уделяем прорисовке и массе каждой детали. Мы упорно работаем над каждой нотой для каждой песни и при этом стараемся никогда не упускать шанс создать соблазнительную, эмоционально глубокую атмосферу. Если бы все было не так, то synth-pop вам очень скоро бы наскучил.

v: Назовите основные темы вашей лирики.
Stefan: BELIEF позволяет нам обращаться с чувствами и впечатлениями, которые в обычной ситуации остаются неозвученными. Мы оба пишем тексты, но по-разному. Thomas сначала сочиняет стихи, а затем создает на их основе песню. А я все начинаю с написания песни, а потом, исходя из ее настроения, придумываю текст. Поэтому у нас на альбоме представлено два типа текстов. В моих песнях тексты поддерживают общее настроение, а в песнях Thomas’а музыка определяет положение слов.

v: Вы специально брали уроки вокала, перед тем как спеть вокальные партии для “No-Place”? Каких вокалистов из других групп вы считаете сильными?
Stefan: Нет, я никогда не брал уроков вокала. Я также не могу назвать любимого вокалиста, потому что для меня вокалы являются инструментом, который должен подходить музыке. Значение скорее имеет комбинация из музыки и вокалов.

v: Что ж, кажется, со звучанием и вокалами в BELIEF все обстоит просто идеально. Куда в таком случае вы собираетесь двигаться/развиваться как артисты дальше? Каковы программы минимум и максимум для BELIEF на остаток 2003 года и 2004 год?
Thomas: Сложно сказать, в каком направлении мы будем развиваться как артисты – это похоже на гадание, предсказание судьбы. В 2004 году мы планируем выпустить второй альбом, поэтому в настоящий момент работаем над новыми песнями.

v: Вы легко убедили руководство лейбла Accession Records в том, что ваш альбом достоин быть изданным именно у них?
Stefan: Accession Records был первым лейблом, который получил наш CD. Без лишних слов мы вручили наше демо Adrian Hates на одном из концертов его группы DIARY OF DREAMS.
Thomas: Лишь спустя несколько недель представитель Accession Records позвонил нам и предложил присоединиться к их компании. Это было здорово и сделано с легкостью. Мы благодарны лейблу за то, что поверил в нашу музыку.

v: Что вам нравится в профессии музыканта? Сегодня музыка является только вашим хобби?
Thomas: Группа BELIEF началась как хобби и по-прежнему остается таковой. Мы не считаем это проблематичным. Наоборот, вместо этого мы думаем, что если бы группа BELIEF стала “работой”, то мы бы сильно потеряли в творчестве. Так что мы с самого начала придерживаемся следующей идеологии в отношении BELIEF – это наш символ дружбы и общения. Вот так все работает.

v: Извините, но нашим читателям наверняка будет интересно узнать, понравились вам последний альбом DEPECHE MODE и сольные диски Dave Gahan и Martin L. Gore или нет?
Stefan: Я думаю, что классический DM-стиль каким-то образом был потерян с уходом Alan Wilder. “Exciter” – довольно интересный и инновативный альбом, но лично для меня он никак не соприкасается с уникальным стилем DM, представленным на альбомах “Black Celebration”, “Music For The Masses” и “Violator”.
Thomas: Нам нравится “Counterfeit 2”. Несмотря на то, что все песни на нем являются кавер-версиями, они прекрасно сочетаются и образуют компактный альбом в однородном стиле.
Stefan: Возможно, для Dave Gahan действительно важно избавиться от диктата Martin Gore после более чем 20 лет совместного творчества, его диск “Paper Monsters” немножко попахивает кончиной DEPECHE MODE. Но нужно задать себе только один вопрос – “Стоило ли делать это?”, – чтобы получить ответ – “Нет!”

v: Какой из фильмов вам понравился больше: “Люди Х-2” или “Матрица: перезагрузка”? У вас есть в них любимые персонажи?
Stefan: Мы еще не смотрели “Люди Х-2”, потому что мы не очень интересуемся фильмами, снятыми по комиксам.
Thomas: Первая “Матрица” стала для меня откровением. Мой любимый персонаж в обоих фильмах – Морфеус. Потому что его вера бесконечна, во всех своих решениях и поступках он доверяется спасителю, даже в трудные времена, когда его вера кажется полностью дискредитированной. Вторая “Матрица” не достигает интенсивности первого фильма, и нить повествования временами кажется потерянной среди доминирующих боевых сцен.

v: Как участники BELIEF, вы придерживаетесь какой-то имиджевой концепции в одежде, стрижках, идеологии и т. д. или вы предпочитаете не играть в “сценические игры”?
Thomas: Появление и дальнейшее творчество BELIEF мотивировано сугубо личными и индивидуальными потребностями. Как следствие этого мы полагаем, что наши слушатели также образуют гетерогенную группу, которая не придерживается каких-то строгих правил. Далее, мы не провозглашаем никаких стилей в одежде или идеологию (возможно, только волосы не должны быть слишком длинными… шутка!).
Stefan: Правила, установленные на сцене, важны, но до тех пор, пока кто-нибудь не решит испробовать их на прочность. Мы лишь надеемся, что найдутся люди, которых зацепит наша музыка и метод ее создания. Но мы не пытаемся устанавливать правила или следовать уже существующим законам игры.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета