Дум-Метал
Дум-метал эпическая скорбь

Продолжение. Начало в N 9
"Наши удовольствия будут безрадостными,
Скорбными переживаниями..."
Ли Дорриан, CATHEDRAL


По мнению многих, словосочетание "doom-metal" вошло в музыкальный сленг с появлением самой тяжелой и мрачной группы того времени — CANDLEMASS. Проект был организован шведским музыкантом и композитором Лейфом Эдлингом после распада его предыдущего творения NEMESIS (к дальнейшему развитию идей BLACK SABBATH Эдлинг приступил еще в начале 80-х). Дебютный альбом CANDLEMASS, диск с рогатым черепом на обложке и шестью свинцово-вязкими гимнами Безысходности, так и назывался: "Epicus Doomicus Metallicus". Будучи предельно медленным, он шокировал своей тяжестью и звучал "по-металлически" жестко. Да, это был doom-metal — музыка, которую почти одновременно с CANDLEMASS заиграли и SAINT VITUS. Обе группы считаются первопроходцами стиля, однако инициативная бригада Эдлинга сумела придать своей музыке мировую огласку. Дело в том, что кроме самого тяжелого metal-звучания (как было признано многими экспертами 80-х) и холодной, траурной эпичности, шведы воплотили необыкновенный сценический образ: "Месса при свечах". Этому способствовал новый участник группы — эксцентричный и зловещий "проповедник-вокалист" Мессия Марколин (к CANDLEMASS присоединился в 1987-м, покинув прото-думовую банду MERCY). На концертах тучный Мессия появлялся в черной сутане, при ярких свечах напоминая то адского пророка, то безумного священника. Он не хрипел и не кричал, как полагало "типичному хэви-металисту"... Он пел, и его глубокий, исключительно чистый голос наводил ужас на присутствующих. Полагаю, записи, сделанные в период сотрудничества с Мессией (в 1992-м он ушел петь в MEMENTO MORI, но... спустя 10 лет вернулся в CANDLEMASS!) принесли группе небывалую известность.

И если Эдлинг считается одним из главных носителей классической doom-metal-музыки 80-х, то Мессия считается ее голосом и образом... Новый жанр вскоре привлек внимание лейблов, журналистов и музыкальной общественности. Вдохновленные творчеством CANDLEMASS и St. VITUS на сцену вышли не менее яркие и талантливые последователи: REVELATION (США), DREAM DEATH (позже переименовавшиеся в PENANCE, США), SOLITUDE AETURNUS (эпический дум-проект Джона Переза, США) и COUNT RAVEN (Швеция). Несмотря на то, что эти банды двигались уже по проторенному пути и представляли собой единый легион Скептиков, каждая из них выработала свое уникальное звучание, доказав насколько сложен и многообразен мир doom-метала. Так, например, DREAM DEATH пожертвовали красивыми соло и кристально чистым голосом (канонизированным думстерами еще с тех времен, когда Озборн пел в BLACK SABBATH) во имя большей тяжести и даже агрессивности музыки. Полагаю, их грязно звучащие гитары (временами резкие, как в хардкоре) вместе с перемежающимся рок-н-ролльным пением воодушевили "звуковых маньяков" последующих десятилетий на создание таких экстремальных стилей, как sludgecore, space и drone doom. В свою очередь, наработки тяжелых, но весьма мелодичных коллективов SOLITUDE AETURNUS и REVELATION легли в основу еще одной ветви классического жанра — progressive doom (медленная, технически навороченная metal-музыка с чистым вокалом... представьте себе, например, ранних FATES WARNING, исполняющих похоронный марш). Вообще, при всем многообразии своих проявлений, doom описывается тремя основными признаками. 1. Инертность — как правило, редкие, но массивные ударные, вязкие низкочастотные риффы и своеобразные "плавно затухающие трели" соло; 2. Медлительность — одна из типичных характеристик дума... Тем не менее, в отдельных композициях встречаются неожиданные проявления скорости и агрессии. Они подобны смерчу после затишья или тем эмоциональным всплескам, что испытывает человек, находившийся долгое время в подавленном состоянии. Но это лишь редкие просветы в бездонном океане меланхолии и скорби...

Такая музыка не может быть быстрой. И наконец... 3. Фаталистичность — атмосфера, ради которой сочиняется лирика и музыка, ради которой настраивается техника и ведется кропотливая работа в студии. О том, насколько мрачной в идеале должна быть атмосфера дума, гласит уже одно его название. А поскольку речь идет о метал-музыке, следует учитывать, что основным носителем эмоций в данном случае является традиционно жесткий гитарно-вокально-барабанный конгломерат звуков. По-моему, весьма неплохой набор инструментов для тех, кто умеет ими пользоваться. Правда, в те годы метал-музыка развивалась и набирала тяжесть не по дням, а по часам. К концу восьмидесятых thrash и doom были оттенены еще более экстремальным направлением — death... Молодые метал-банды все чаще использовали бешено ревущие гитары, гроулинг (утробное рычание вместо чистого вокала) и характерные "двойные бочки", что придавало их музыке крайнюю ожесточенность. Буквально за несколько лет (не без помощи одноименных первопроходцев) death занял лидирующее положение на международной метал-сцене. Другие же направления стали постепенно терять свою аудиторию. Особенно страдал doom, который и раньше-то (за исключением творчества хорошо раскрутившихся CANDLEMASS, REVELATION и SOLITUDE AETURNUS) не пользовался мегапопулярностью. Новые последователи классического жанра не появлялись долгое время, а старые либо распадались, либо уходили в дебри экспериментирования... По-видимому, для сохранения прежнего статуса "одного из ведущих метал-направлений" думу не хватало соответствующе-экстремальных представителей авангарда.

Положение спасла британская банда CATHEDRAL, основанная в 1989-м бывшим вокалистом NAPALM DEATH Ли Дорианом. Этот проект вызвал волну недоумения со стороны фанатов grind-core, поскольку вместо привычных ураганоподобных риффов, барабанных "взрывов" и нечленораздельного рычания Ли они услышали депрессивный и крайне инертный метал — дум в традициях CANDLEMASS и SAINT VITUS, только более вязкий и сопровождаемый грубым (но не death-рычащим) вокалом. Для CATHEDRAL Ли вывел удивительную манеру пения — необычный хриплый голос, меняющий свои оттенки будто хамелеон... Начав с довольно сырой демо-ленты "In Memorium", банда вышла на крупный лейбл Earache, где и записала немало шедевров в области doom и психоделического stoner-метала (на более позднем этапе альбомы CATHEDRAL звучали не столь угнетающе, но по-прежнему были навеяны groove-рок-музыкой 70-х). Дебютный альбом британцев, ультратяжелый "Forest Of Equilibrium" (Earache, 1991), считается символом возрождения традиционного дума на заре девяностых. Это бескомпромиссное, повергающее в транс и меланхолию doom-творение воодушевило не только молодых апологетов "саббатовской" волны, но и ряд приверженцев других, достаточно далеких от дума стилей — death, black и goth metal. Вследствие небывалого успеха группы, слово "cathedral" (то есть "собор" по-английски) вошло в музыкальный сленг как одно из неофициальных названий doom — "соборный метал". Весьма удачное, на мой взгляд, определение. Уж не так ли должна звучать заупокойная месса в современном варианте?.. Одновременно с "реанимацией" классического дума, на метал-сцене появилось еще одно депрессивное направление — doom/death...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета