Ur'ia
no title

Ю. Выдронок: "Зачем тогда рок, если на сцене не ломают гитары?!" или "Белорусский шоу-бизнес: сплошная разводяга!"Эх, нравятся мне двойные названия...
Проходя иногда по одной из местных (минских, в смысле) улиц и слыша мистические звуки из знаменитого филфака, я все время оглядывалась по сторонам и не могла понять: ЧТО это. Недавно ситуация прояснилась: это UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA приехала из Польши.
Шла я по городу и думала: и вот о чем у них спросить? Выдронок. В детстве играл в ПАЛАЦЕ. Потом в KRIWI. Потом неопределенность. Потом вдруг UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA с перманентно изменяющимся составом. Фолк. Инструменты. Польша. Беларусь. "Таўкачыкі"...
Зашла внутрь репетиционной. UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA репетировала в полном составе. Если бы я могла играть на каком-нибудь инструменте, который еще не задействован в их музинстрнаборе, я была бы тринадцатым по счету участником группы.
Ближе к делу. Ура! Наконец-то появился у меня повод высказать немногое из всего того, что я думаю по поводу нашей эстрады. Если что, я знаю, что я не одна и куда идти за поддержкой. Увидела недавно случайно кусочек ПЕ. Для более подходящей аббревиатуры переименовала бы я, будь моя воля, этот "фестиваль" в "Перекрестки Ивропы". Мне интересно: КАК себя выступающие на сцене чувствуют? Я бы, выйдя на огромнейшую, зачастую пустую (без даже картонных музыкантов, на фиг надо!), сцену в гордом, получается, одиночестве и открывая рот в красивую штуку микрофон, чувствовала бы себя придурком в тумане. Костюм "тройка", жмущие туфли, советская улыбка — куда народ катится? Выдронок предположил, почему так происходит (читать ниже). И раз уж зашел разговор. "Хит-момент" туда же: ну такой, не побоюсь этого слова, отстой А. Тиханович стал делать! И все за ним же, елки! Вашкевич убил просто: вышел на сцену "Найт стара" и снялся в Х-М. (Кстати, аббревиатурки все-таки о многом говорят!). А-а-абалдеть! Давайте, вот еще выйдет Вольский в "Хит-моменте"! А что? Раскрутка всем нужна! Нет, я не хочу сказать, что "Хит момент" — откровенное дерьмо. Но все-таки есть же приемлемые формы. Тот же, помню, фестиваль, который "Минский курьер" делал, а потом Х-М его крутил. Это смотреть можно было хотя бы, присутствовал элемент пародии на что-то нормальное. А Вашкевич просто УБИЛ. Никакая генетика ничего не оправдывает. Тиханович — он хороший, добрый (без иронии), но, наверное, запутался.
Однако теперь о UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA.

— Из ответа на вопрос, формулировку которого я совершенно не помню, но смысл был таков: где были, что делали...
Юрий Выдронок: Вообще-то, у нас все концерты были в Республике Польша, как ни странно. Принимали нас хорошо. Хорошо кормили, хорошо платили, хорошо развлекали. Были на разных международных фестивалях, играли с очень интересными людьми.
— Да здравствует товарищ Сталин! А-ля пятидесятые: были на концертах, все было хорошо...
Ю.В. А что? Нам вчера принесли микрофон "Нойман" 1961 года! Полный кайф! А вообще, если мы сейчас сделаем серьезные лица и начнем все серьезно рассказывать, будет неинтересно.
— Согласна.
Олег Сарычев. Мы с Юрой вообще-то давно знакомы, начинали играть даже когда-то. Что касается музыки. Что такое фолк? Можно вспомнить традиции таких групп, как LED ZEPPELIN.
Ю.В. У LED ZEPPELIN в основе — национальные традиции. Они использовали лиру. И дуду. И другое. Идея у нас одна и та же: как на основе аутентичной формулы сделать музыку, которая сочеталась бы с биоритмами нашего времени. С одной стороны, мы живем в культуре рок-н-ролла, а с другой стороны — присутствует генетика, далеко оторванная от архаики. Физиология, какие-то химические процессы в организме, генофонд, биокод, еще что-то — это одно. Культура другая, другой язык! Родители тех детей, которые сегодня бегают возле "Макдонольдса" с сотовыми телефонами, еще тридцать лет назад не знали, что это такое. Люди сканируют то, что предлагают им масс-медиа. Кругозор изменился, но не изменилась структура организма. Люди ели картошку, сало, ходили в лес, собирали грибы еще, а сейчас дети этих родителей кушают в "Макдональдсе"... Но все дело во временном разрыве для смены условий. Разница слишком маленькая! Если в Европе отрыв от традиций — 700 лет, то здесь этот разрыв — лет тридцать!!!
— И в результате...
— А результат очень интересный. Если Европа сформирована на этот стиль и то не принимает "Макдональдсы", то здесь все только-только отрываются от среды... Вот лес — натуральная среда, деревянный дом — натуральная среда. Люди же попадают под сугубо шлакобетонные дома и получают шлакобетонную культуру от масс-медиа. Это очень быстрая смена, и она не происходит без последствий. Естественно, то, что мы видим, — своеобразный результат этой быстрой смены... Например, та же эстрада: в стиле того, что подают на "Зорных ростанях", на "Перекрестках Европы"... Мы видим продукт страшной эклектики, которая слишком быстро себя проявляет. То есть энергетика леса и деревянной хатки еще осталась, а продукт не осознан. Мы же пытаемся соединить все это по нормальной формуле... В этой формуле необходимо учитывать отношение человека к быту, к природе, к традициям. А традиции играют большую роль! Ведь получается так: мы в центре Европе сидим и с диким ужасом смотрим на то, что происходит.
— Т-а-а-ак... И каков ваш поправочный коэффициент в этой хитрой формуле?
Ю.В. Смысл какой: использовать обрамление, и развитие, и творчество на генетическом фундаменте.
О.С. Важно сплавить рок с фолком. Никто не задумывался: ведь американский блюз и белорусские народные песни имеют очень близкий строй, настроение, интонации. Что такое блюз? Это американская народная музыка. Фолк белорусский — тоже. Но что самое интересное, они перекликаются, и довольно сильно перекликаются. Поэтому их можно сплавить!
— Вы периодически уезжаете в Польшу, потом возвращаетесь... Почему?
Ю.В. Разные условия. Там у тебя есть возможность себя хорошо выразить. Но, вообще, Польшей все не ограничивается. У нас планируются гастроли в Штаты, в Западную Европу. Мы готовы к такому большому туру, мы профессионально организованы. Польша была взята как отправная точка для последующих экспериментов. Мы нашли очень хорошего человека, который с нами работает, — это продюсер фирмы "Этнасфера", мы с ним вместе попробовали поставить эксперимент: насколько белорусская музыка, построенная на здешних традициях, может работать на западного слушателя. Я еще и раньше ставил эти эксперименты, еще с ПАЛАЦЕМ и KRIWI, но недостаточно серьезно. Мы не стали распространять это на большую аудиторию... А сейчас UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA начала ставить эксперименты именно с большой аудиторией и с очень интересным результатом: у нас не было ни одного небисового концерта, то есть бис как минимум раза четыре происходит по окончании концерта. Это говорит о том, что нечто работает на биоэнергетическом уровне, а это главный показатель того, что формула выстроена правильно.
О.С. Могу добавить такую важную вещь. К сожалению, сейчас век автоматизации, компьютеризации, и многие люди отучились играть "вживую". Зачем играть "вживую", когда можно включить секвенсор, а он все сыграет? И делай себе вид, что играешь! Когда же человек стоит на сцене, трудится, вкладывает свою душу, слушатели это чувствуют, и очень хорошо чувствуют. Уже наелись секвенсоров, наелись электронной музыки. Акустика и электроника могут дополнять друг друга, но играется все ручками, все играется "вживую".
— Вы говорите о хорошем отношении к музыкантам в Польше. У нас до этого очень далеко?..
Ю.В.: Несмотря на очень хорошее отношение к нам, у меня часто возникало ощущение, что в стране держат гладиаторов, потом выпускают их на сцену, а потом загоняют обратно. Последний "Славянский базар" был вообще класс! Мы три года там не появлялись, а в том году вот нас пригласили, пообещали золотые горы... Мы привезли бабушку в Витебск, а нам говорят: "Ребята, ваша аккредитация завтра". Мы говорим: "У нас завтра концерт!" — "Вот завтра вас и аккредитуют!" — "А что нам делать с бабушкой?" — "Делайте, что хотите". Мы бы развернулись и поехали домой, но что делать с бабушкой? Ее выступления на большой сцене с нетерпением вся веска ждала, не могли же мы отвезти ее обратно! Правда, через 20 минут все немного нормализовалось, якобы "организаторы" ради 74-летней бабушки решили сделать снисхождение и привезли нас вместо обещано лучшей гостиницы в интернат для психически больных людей, с решетками на окнах, со всем, чем надо...
— Почему организаторы "якобы"?
— Дело в том, что я среди организаторов нашел только трех человек (причем где-то в закоулках), похожих на белорусов, даже скорее на славян в целом. Они страшно извинялись, говорили, что они ни при чем, хотя и из Витебска организаторы, но командуют здесь совсем другие люди. Но сделали они на самом деле все, что могли.
— Ага, психучечку...
— Пресса, которая возвышает белорусских музыкантов, — это одно; то, что происходит там на самом деле, — реально другая сторона медали. И белорусская сторона в проигрышном состоянии в итоге. Когда на "Славянском базаре" смотрят на белорусский день, говорят, что он никакой. И не в плане искусства или чего-то еще, а в плане отношения к белорусской стороне, хотя она и как бы организовывающая и должна была бы проявлять себя по-другому. Но это еще не все. Дальше ведь было еще интереснее. Рассказывать можно долго, но закончилось все это тем, что нам до сих пор не заплатили гонорар за это выступление. Я редко употребляю это слово, но такая вот разводяга! К этому мероприятию такое слово применимо: обещают одно, говорят другое, делают третье. Абсурд выливается в названии: "Славянский БАЗАР".
— А как вы бы прокомментировали последнюю "Рок-коронацию"? Это о наболевшем...
— Я не видел последнюю "Рок-коронацию", я ничего об этом не знаю, поэтому мне сложно ее комментировать. Могу сказать одно: по сути, настоящего белорусского даже на последних коронациях не было. Да, можно перевести африканские стихи на беларускую мову, но это не значит, что это будет белорусский фестиваль. Что было в этом году, я не знаю, даже не знаю, когда это произошло. Ты, наверное, знаешь об этом больше, чем я.
О.С. Есть понятие рок. Рок может быть разным: хард-энд-хэви, фолк-рок. Но основа — рок, скала. А людям подсовывают опопсевшие варианты, и те, кто в этом не разбираются, думают, что это и есть рок.
Ю.В. Насчет рока. Мы как-то на "Рок-коронации" поломали гитары. Знаешь, какой был первый вопрос журналиста на следующий день? "А гитары были настоящие?". А второй вопрос был еще интереснее: "А зачем вы ее ломали? Лучше б мне продали за десять-двадцать долларов!" Зачем тогда рок, если на сцене не ломают гитары?!
О.С. Гитары ломаются для души!
— А "Таўкачыкі" в этом году будут?
Ю.В. Люди в последнее время часто спрашивают о фестивале, поэтому, конечно, хотелось, чтобы он все-таки был. Мы планировали организовать его в нескольких городах Беларуси, но спонсоры куда-то пропали. Но мы стопроцентно решили, что он будет. Мы работаем с НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) фольклора БГУ. Приблизительно в октябре будет большой фестиваль на три-четыре дня. Непременно его сделаем, для этого есть уже все возможности. Будет очень здорово.
— А где это будет проходить, пока еще непонятно...
— Ну почему непонятно? Наверное, филфак БГУ; может быть, Дом литераторов. Еще через годик можно будет переноситься в КЗ "Минск", хотя этот зал мне не очень-то и нравится по атмосфере.

О новом альбоме я спрашивала, но вразумительного ответа так толком и не услышала. То есть альбом в этом году будет, но пока UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA ездит по вескам и собирает материал, допрашивая бедных бабушек. И к слову об альбоме, Выдронок заметил: "Акустический звук в деревянных хатках — вот наше нововведение в фолк-н-ролл. Атмосфера, в которой создается музыка, должна быть натуральной. Не в глухой студии с компьютерами, а настоящий звук! Хотя, конечно, схема наша сложная: часть мы пишем на студии, часть на экспедициях..."
Как всегда будем ждать: на сей раз того, чего насобирает UR\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'IA. А очередная экспедиция у них намечена в Германии...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета