Система Электронного Безумия
Последний скрежет “Системы электронного безумия”

— Дайте танцевать еще!!
— Пожалуйста, кто же вам мешает?!
— Да сил уж нет...
Шел пятый час утра.

Закончился торжественно и без доли похоронной лирики успевший вызвать различные толки в обществе фестиваль современной электронной белорусской музыки "СЭБ". Закончился на символической цифре "7". Семь месяцев, семь "безумных" вечеринок. Вопрос в том, были ли они все безумными в привычном смысле этого слова? Вряд ли. Скорее, очень энергичными. Возникшее как "пати" на день рождения Антона из КООРДИНАТ ЧУДЕС и получившее название "Система электронного безумия" мероприятие окупилось и вдруг стало фестивалем. До сегодняшнего дня он собирал в основном белорусский андерграунд, который еще не успел продаться, спиться и "опопсеть".

Седьмой "СЭБ" был усложнен видео-инсталляциями. Отличился коллективностью как никогда, некоторые музыканты сыграли "вживую". Последний "СЭБ" во многом преодолел истеричные выпады, что музыканты, которые выступают там, не музыканты вовсе, сам фестиваль дряхлеет и превращается в обычную дискотеку и так далее, и тому подобное. Чтобы такие слухи не распространялись дальше, предлагаю описание того, что творилось в последнюю ночь "Системы...".
Ожидания того, что третий этаж "NC" — "комната отдыха" — наконец откроется, оправдались. Специальные сиденья (или лежанья?) позволяли свободно располагаться на территории chill-out-room. На стене висит экран, на который проецируются непонятно откуда взятые нарезки видеоклипов. На главном танцполе — второй этаж — лучше переминаться на одном месте, идти прямо невозможно — мерцающая лампа-вспышка не дает возможности передвигаться осмысленно сквозь плотные ряды пришедших "активно поотдыхать". Неоновая подсветка выхватывает довольные, раскрасневшиеся от постоянных движений лица "сэберов". Возле сцены покачивается горный велосипед. Вентиляция на редкость хорошо работает, развевая шевелюры отдельных танцующих.

...PSYCHODELIA ALPHA впервые на фестивале. Они начинают с эмбиента, медленных, как бы всасывающих в себя композиций, потом прибавляется бит, но не жесткий, а скорее космический, уводящий от проблем насущных.
Их сменил DREAMLIN. В этот раз группа выступает с друзьями, в т.ч. из "Star's alliance". Если раньше можно было посетовать на то, что на "СЭБе" порой поражает практически полное отсутствие "живого" звука, то присутствие гитариста и женского вокала в корне изменили ситуацию к лучшему. Звучит гармоничная и по живому мелодичная музыка. Все-таки нужно периодически включать такие совместные проекты в программу фестиваля. Егор из DREAMLIN также заставил порадоваться всех любителей речитатива своей "текстой" под музыку.
...Возле сцены на цепях болтается похожий на мумию человек в фирменной оранжевой сэбберовской каске. Мумия, обмотанная бинтами, веселого нрава. Определенно, ей нравится бит, доносящийся со сцены — она раскачивается, как маятник, задевая ногами окружающих. Эдакий "задевающий" перфоманс.
...На неизвестных частотах "вещают" UNKNOWN FREQUENCIES. Сразу вспомнилась научная гипотеза о терапевтическом эффекте, возникающем при совпадении частот музыкальных и частот, на которых головной мозг излучает электромагнитные импульсы в пространство. В этот момент гипотеза сия становится аксиомой.
...На третьем этаже играет умная танцевальная музыка (IDM). Многим из тех, кому хотелось полежать в комнате отдыха, приходится стоять — все места заняты практически постоянно. Большой любитель перфомансов Fox показывает очередное представление со своими друзьями. Какие-то люди, липкое тесто, краска, неудачный рисунок, чемодан, раскладная лестница и вкручивание потухшей лампочки — основные его элементы. По словам знающих людей, перфоманс о том, что на своем жизненном пути человек испытывает разнообразные влияния со стороны, но жить должен самостоятельно, своим умом.
...Играет I/DEX привычный и родной, очень пластичный эмбиент с примесью шероховатых звуков (clics&cuts). На экране появляется видеоряд шеффилдских видеокреативщиков. Маленькие трехмерные фильмы гармонично "смотрятся на фоне музыки". Как от ветра, клонятся многоэтажки, дребезжат натянутые в пространстве струны, изгибаются провода линий электропередач. Все это ассоциируется с до боли знакомыми сюрреалистическими пейзажами Сальвадора Дали. Идея подготовить сии видеоинсталяции принадлежала Александру Арапиновичу (AcidAlex).
Далее, высунув язык и трепеща от удовольствия, народ чуть ли не падает, танцуя "как в последний раз" под брейкбит от STONE PEOPLE. Доморощенные би-бои развлекаются "разбежками", но им приходится туго: места очень-очень мало. Давка невообразимая. Лишь общая негласная солидарность не позволяет танцующим передавить друг друга. С каким-то диким восторгом выкрикивается: "Стооун Пииипл, Стооун Пииипл!" и так далее...

Нон-стоп эстафету перенимает ТЕМАХ. За ним — целая drum-n-bass-плеяда: T-Trider, Walder & Sidewalk , SUBWAY и Alex Goof. T-Trider предложил ультраэнергичный, убегающий куда-то драм. Все в зале заспешили в попытке догнать его, но с трудом за ним поспевают. Некоторые валятся с ног от усталости. Лава из звуков drum-n-bass и русских народных балалаечных элементов заставляет дымиться людское озеро. Очередным динамитом становится ремикс на песню из фильма "Реквием по мечте". Слушать музыку T-Trider-а все равно, что на всей скорости гнать на машине. Все, кто в салоне, согласно закону относительности, приобретают ту же скорость и не могут без риска для жизни выпрыгнуть из автомобиля. Перестав энергично самопроизвольно танцевать, можно свалиться запросто на танцпол, так как вы уже не контролируете свои движения, танцуете не вы, а "вас танцует"...
Перед тем, как Walder приготовился играть, многие, показав единение, взялись за руки (мотив личного незнакомства здесь не играл никакой роли) и стали "славить" Советский Союз — просто зазвучал набивший в свое время оскомину гимн. Walder в очередной раз доказал свою преданность всем стилям и направлениям ломанного бита, но более всего драм-н-бэйс-музыке во всех ее проявлениях.
Walder'а успешно сменяет проект SUBWAY. Со временем, однако, непрерывный многочасовой драм приелся, появилась необходимость переменить обстановку, очутиться в уборной наконец. Но и там испорченный кран для питьевой воды выстукивал ритмы, подозрительно похожие на драм. Никакого спокойствия...

В chill-out-floor же в это время играет гость из Санкт-Петербурга — Jeune Homme. За французским словосочетанием, означающим "молодой человек", скрывается Глеб Калинин. Музыкант открещивается от каких-либо стилевых рамок, предпочитая называть свою музыку просто "экспериментальной". Он в восторге от "СЭБа" и признается, что у них в городе о таких мероприятиях, которые бы проходили с завидным постоянством, и не мечтают. В некоторых клубах позволяют сыграть "пару сетов, не более".
После АcidAlexa, который пытался показать еще одну инсталляцию, заиграл меланхоличный Luna:r. Подумалось, что необходима всеобщая тишина, чтобы прочувствовать его композиции и вдоволь насладиться "вкушаемым" ритмом. Появилось видео с февральской " Системы...". Каждый стал высматривать на экране самого знакомого человека, т.е. себя. Не находя — разочарованно отворачивался. Некоторые откровенно спали, свернувшись калачиком. Другие просто дремали. Многие, однако, "страдали бессонницей". Они же слушали совместный проект -ED и белорусского ди-джея Фильтра, который сводил пластинки на "вертушках"...
Какие же итоги всех "СЭБов"? Во-первых, выявилось многообразие взглядов на будущее альтернативной электронной музыки в Беларуси, во-вторых, обнаружился сильный интерес к тому, что делают белорусские электронщики и как они это делают. Ожесточенные, но по-своему конструктивные споры о том, что должна передавать музыка прежде всего — информацию, трагизм существования человека или же чувства, эмоции, "колбасу", — по-моему, принесут большую пользу тем, кто действительно хочет заниматься серьезной электронной
музыкой и посвятить ей жизнь.

И в завершение — предположения, что "СЭБ" окончательно умер, необоснованны. Дело в том, что он прекратился на время, в связи с приближающейся сессией (а большинство музыкантов — студенты и об учебе заботятся более всего). А язвительные замечания о том, что "дети электро" скоро вырастут, оставят "электро-поле" и белорусская электроника умрет, не поднявшись на ноги, указывают, по меньшей мере, на непатриотичность...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета