McCartney, Paul Концерту 24 мая посвящается…

Но собственно речь не о том. А о том, что действительно у многих людей, даже весьма интересующихся музыкой, сложилось несколько превратное представление о Макке, как об авторе одной очень хорошей песни («Yesterday») и о десятках тоже вроде ничего, но… э… как бы… э..., в общем, Леннон — рокер, Харрисон (светлая ему память) — интеллектуал, Ринго — просто хороший парень, а Пол — ну мелодист, ну, вроде бы, и хороший, ну… попса, короче. Да и BEATLES, кажись, он развалил.
Значит так, народ должен знать правду! Правду о МакКартни, как об участнике BEATLES, WINGS и соло-артисте знают все либо почти все, поэтому останавливаться на этом и перетирать известные факты не будем. А обратимся мы к тем сторонам таланта старины Пола, о которых многие не знают. Например, вы в курсе, что Макка уже давно считается классическим композитором? Не в смысле классики рока, а в том смысле, что им написана симфония “Standing Stone” в четырех частях, которую, кстати, Лондонский симфонический оркестр исполнял. Все-таки минут семьдесят музыки, черт побери! А также “Ливерпульская оратория” — тоже его рук дело. Не одному же Крутому симфонии писать… Да и пресловутую «Yesterday», по-моему, каждый уважающий себя оркестр играл. Возможно, многие также не в курсе, что Пол МакКартни широко известен в узких кругах не только как вегетарианец и композитор с самым толстым кошельком, но и как авангардный музыкант. Да-да, скажут некоторые, знаем-знаем, «Revolution # 9», оркестровка в «A Day In Life»… Но не только и не столько это. Для того, чтобы более плотно и продуктивно поработать в таком несколько необычном для себя направлении, в 1993 году Пол создал группу/проект FIREMAN, взяв в компанию SONIC YOUTH. Записав альбом под более чем авангардным названием “Strawberries Oceans Ships Forest”, коллектив приказал долго жить, видимо, в связи с чрезвычайной занятостью музыкантов на основной работе (еще бы, у Пола в том же году вышел “обычный” сольный альбом “Off The Ground”!). Однако через несколько лет старые друзья снова собрались и записали еще один альбомчик в стиле ambient под названием “Rushes”. Альбомы встретили самые противоречивые оценки, но ведь если спорят — значит, есть о чем, правда? Продолжением данной тенденции в творчестве сэра Пола можно считать проект LIVERPOOL SOUNDS COLLAGE, в записи которого участвовали вышеупомянутые SONIC YOUTH и SUPER FURRY ANIMALS (!). Эта работа выдвигалась на «Grammy» в номинации “Лучший альтернативный альбом”. Но приз тогда урвали веселые ребята из RADIOHEAD.
Также отмечу, что за последние десять лет Пол активно занимался не только классикой, авангардом, поэзией, но и живописью. Рисованием он увлекся еще в самом начале шестидесятых, когда еще никому не известные битлы мотались по разным забегаловкам в Гамбурге, выступая перед такой публикой, которую у нас даже в пивнуху бы не пустили. Басистом группы в то время был Стью Сатклифф, очень талантливый художник, под влиянием которого вся компания дружно начала рисовать. И на протяжении всех последующих десятилетий Пол все рисовал потихоньку, пока не скопилась целая коллекция, которую МакКартни недавно выставил на всеобщее обозрение.
Но вернемся к музыке. Почему-то мало кто думает о Поле как о музыканте-исполнителе. Все больше как о композиторе. А ведь в серьезных гитарных журналах весьма часто встречается термин “басист постмаккартниевского периода”. Конечно, сэр Пол не супертехничный бас-гитарист, как Жако Пасториус, и не супербыстрый, как Flea. Но его подход к басу в шестидесятых стал своеобразным переломным моментом в истории рока (BEATLES, вообще, столько таких моментов наломали — ужасть!). Короче, музыкальное мышление — оно ведь многого стоит. Очень многие известные басисты называют своими учителями именно Макку и Жако. Вторым основным инструментом Пола является, как известно, пианино. Также МакКартни играет на: гитаре, банджо, мандолине, губной гармошке, ситаре, табла, гавайской гитаре, ударных, немного на трубе. Список на самом деле длиннее, но всего ведь и не упомнишь. Кстати, работа МакКартни как ударника в финальной песне альбома “McCartney 1” удостоилась похвалы Кита Муна.
Музыкальная разноплановость Макки, которую он продемонстрировал еще на «Белом альбоме», не оставляет его и ныне. Он по-прежнему интересуется всем, что происходит в современной музыке. Между прочим, Пол приложил руку к сочинению одного трека в последнем альбоме TRAVIS, который никак не получался у группы. Мастер-класс, так сказать, молодежи показал. Недавно МакКартни высказал сожаление в связи с тем, что Робби Уилльямс уже выпустил альбом свинговых стандартов “Sing When You Are Swinging”, так как теперь ему придется отказаться от идеи записи такого альбома, чтобы не выглядеть подражателем (ой, да шо вы стесняетесь! После того, как весь мир таки сдирал ваших гармоний столько лет, вы спокойно можете взять одну маленькую идейку, и бросьте вы этих глупостей!). Однако от другой своей идеи Пол отказываться не собирается, а именно — от подготовки очередного альбома уже к следующему году! И это после такого напряженного турне по всему миру! Кстати, Макка за последний “концертный” год заработал около 125 миллионов долларов. U2 за время своего «Elevation Tour» заработали поменьше, вроде. Плюс не забудем о двух концертных дисках “Back In The World” и “Back In The U.S.”, занявших весьма почетные места в хит-парадах и уже успевших стать платиновыми…
…Есть у Пола такая песенка образца 67-го года — “”When I’m Sixty Four”. Тогда еще совсем молодому Полу возраст сей представлялся весьма пенсионным и преклонным. Но сейчас сэр Пол так же полон энергии, как и в былые времена. “Я до конца своих дней останусь музыкантом и не прекращу выступать. Если мне не будут предоставлять больших площадок, я буду петь и играть в пабах, но все равно не остановлюсь”.
Вот таков он, сэр Пол МакКартни (кстати, его уже прочат в пэры), по мнению многих, лучший мелодист двадцатого века, автор самой исполняемой песни мира. И 24 мая этот музыкант действительно мирового масштаба даст свой концерт в Москве на Красной площади. Обещает провести мастер-класс для российских музыкантов. Любопытно было бы посмотреть, как Пол МакКартни ведет семинар. На котором Укупник получает два балла по сольфеджио, а Игорь Крутой не может выполнить задачу по превращению “Акулы из Гонолулу” во что-нибудь масштаба “You Never Give Me Your Money” из-за недостатка исходных данных и уезжает в слезах на свой очередной творческий вечер… Чтобы комплекс неполноценности не приобрести. А то ведь, не дай Бог, такого композитора потеряем…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике музыкальная газета