Попса Раз попсы туева хуча...
Раз попсы туева хуча...
…следовательно, мы ее слушаем? Попсу енту? Неважно какая она, российская ли, украинская ли, белорусская, мля. Есть. Не может не быть. Ведь если есть "мятал", то ему должен быть и противовес? И до сих пор оба этих стиля живут и процветают, несмотря на периодические отстрелы представителей первого направления и естественную селекцию представителей второго. Попсу многие ненавидят, но, тем не менее, с завидным постоянством поливают сахарной водичкой на очередных российских пьянках (с названиями "Церемония Награждения Кого-нибудь Чем-нибудь") без галстуков/лифчиков. Итак, попса.
Из вышеприведенного абзаца следует, что лично я попсу презираю, поэтому и так ерничаю. Неправда. Я ее очень люблю, просто мой нежный розовый желудок не переваривает силикон, крем для загара, лосьон после бритья и гуталин. Коими ингредиентами богаты наши/ненаши звездецы, перезвездецы и вконец перезвездулевшие к чертям исполнители. А так все нормально, мне даже одно время нравились нетленки г-жи (цензура), мамы поп-музыки.
Но откуда взялся этот обидный в общем-то термин — "попса"? Логично предположить, что где-нибудь в 80-х, да в кругах московской и ленинградской рок-тусовок, появилось слово, характеризующее музыку, в изобилии крутившуюся в то время на голубых экранах. Ну, т.е. то, чем, увы, рокеры не могли (за редким исключением) похвастаться — допуском к телевидению, к радио, расположением цензоров к собственному творчеству. Позднее, уже в 90-х (когда к тому моменту уже основательно проржавевший "железный занавес" рухнул, увлекая за собой в небытие дешевые польские джинсы, подозрительно вонючие жвачки и основательно подгнившие, но, тем не менее, БАНАНЫ, ТЕ БАНАНЫ), термин "попса" стал означать нечто другое. Это уже была не просто "залитованная" музыка, "попса" уже использовалась и применительно к творчеству рок-героев первого, "совкового", разлива. Однако к середине 90-х все стало на свои места, и начинавшиеся крестовые походы тех, кто в 80-х был ОГО-ГО, на тех, кто в 90-х пока не ого-го, но крепок телом и дерзок мыслью, были в одночасье аннулированы в виду прихода новой российской поп-культуры. Ну, культурки. Куль-ки. И вот, узрев всех этих никому не известных (но уже, как горделиво сообщали проДАЙсеры, звезд мирового масштаба) куколок, слабенькие голоски которых компенсировались только их бюстами, короче, увидев засилье этих плакальshits, рокеры вздохнули с облегчением — вот наш главный враг! Так давайте "сплочемся" в едином порыве и сокрушим империю поп-зла! Пусть канут в Лету все наши распри и ссоры, ибо надо спасать нашего слушателя от атрофии слушательного аппарата и проказы мозгов. Поначалу так и было, но позже, когда Таня Буланова вдруг снялась в клипе, где до боли напоминала Кортни Лав, когда в музыкальных энциклопедиях трясущиеся старцы стали лепить из Майкла Джексона рок-идола, наступила зловещая тишина в гримерках клубов, на кухнях "флэтов" и в подъездах "старзов". Что делать-то? Как можно бороться с попсой, если она подобно хамелеону меняет цвет, но как и раньше является существом плотоядным? Как можно считать попсу врагом всему экстремальному, если это понятие стало очень расплывчатым? ВОТ ОНА, СЕРМЯЖНАЯ ПРАВДА.
Действительно, почему до сих пор музыкальные критики ходят в моральном плане (и не только в моральном — вспомним как-то малость остриженного Отара Кушанашвили) битыми? Да потому, что где-нибудь, как-нибудь, кому-нибудь кто-то из "килек пера" вдруг заявил, что, скажем, SCORPIONS есть оголтелая попса, ведомая лысым гопарем. И не потому журналист так сказал, что не знал творчества этой немецкой команды (все он знает). И не потому, что был в полубессознательном состоянии и изрек эту фразу будучи под праздничным столом в поисках чего-нибудь закусить (он уже закусил на самом деле и был, вообще-то, на столе). И не потому этот журналист так сказал, что хотел кому-то насолить (он уж лучше поперчит посредством своей газетки). Просто все познается в сравнении. Ну, вот разберем тех же "скорпов", раз уж о них речь зашла. Начинали круто, хэви-метально. Сейчас это уже и роком трудно назвать, глядя на их лощеные физиономии и слушая подозрительно сладкие, уже не рок-баллады даже, а... промолчу что. В этом плане клипчик типа "Как круто быть номером один" (или что-то в этом роде) очень характерен. Так вот, если сравнить ТАКОЙ SCORPIONS с тем, какими БЫЛИ "скорпы", то получится, что команда опопсела в усмерть. А если вспомнить то, что когда-то SCORPIONS сравнивали с ACCEPT и TWISTED SISTER, то... вообще, кошмар. Так что наш журналист кое в чем был прав. Но только кое в чем. Ибо есть и другая сторона вопроса. По сравнению с тем, КЕМ могли бы стать SCORPIONS на волне всеобщей любви к поп-року, еще неплохо, что они продолжают выпускать слащавые баллады, при этом балуясь электронной музыкой. Короче, попса — вещь относительная. Вот если попсу валят BLINK 182, то это относительно нормально (у них на роже написано так играть), но если попсу изображают GARBAGE (хоть убейте меня, но их последний альбом — настоящая, всамделишная поп-поделка), то это относительно ненормально. Все предыдущее предложение есть вольный перевод теории относительности Алика Энштейна (с).
ИТОГО.
Бесполезно спорить о том, что есть попса, а что действительно музыка, ибо:
1. Практически каждый рок-коллектив (наверно, за исключением MOTORHEAD и STATUS QUO) за время своей деятельности не раз и не два меняет уровень громкости звучания своих гитар. Потому что музыканты — люди творческие, потому что они в поиске;
2. Если вы убежденный true-мяталер, то, понятное дело, последние пластинки PARADISE LOST и IN FLAMES вами характеризуются не иначе как попсовая попса. Не говоря уже о CRADLE OF FILTH. Но если вы любитель чего помягче, modern-metal и прочего, то вышеприведенные группы вами любимы просто не по-детски. Вопросы?..
3. Попсе от ваших умственных напрягов ни тепло, ни холодно. Она и без вас прекрасно живет. Вы же лучше попридержите свои нервы до новых альбомов Агитины Крислеры, Брирз Спитни и Дженпез Лонифер.
...Перечитав материал, я с некоторой долей неприятного удивления вдруг понял, что толком-то ничего и не написал, кроме оплеух тому и той. А хотел посерьезнее. По крайней мере, хотел донести до народа то, что сам для себя уже давно решил — бесполезно рассуждать на подобные темы. Также как и на темы о причастности какой-либо команды к определенному стилю музыки (такими мертворожденными рассуждениями обычно почему-то грешат люди, приближенные к метал-музыке). Просто давайте уясним одно: попса — это брызги. Музыка превыше всего. Хорошая музыка.
P.S. Просьба не воспринимать сие творение слишком серьезно.
…следовательно, мы ее слушаем? Попсу енту? Неважно какая она, российская ли, украинская ли, белорусская, мля. Есть. Не может не быть. Ведь если есть "мятал", то ему должен быть и противовес? И до сих пор оба этих стиля живут и процветают, несмотря на периодические отстрелы представителей первого направления и естественную селекцию представителей второго. Попсу многие ненавидят, но, тем не менее, с завидным постоянством поливают сахарной водичкой на очередных российских пьянках (с названиями "Церемония Награждения Кого-нибудь Чем-нибудь") без галстуков/лифчиков. Итак, попса.
Из вышеприведенного абзаца следует, что лично я попсу презираю, поэтому и так ерничаю. Неправда. Я ее очень люблю, просто мой нежный розовый желудок не переваривает силикон, крем для загара, лосьон после бритья и гуталин. Коими ингредиентами богаты наши/ненаши звездецы, перезвездецы и вконец перезвездулевшие к чертям исполнители. А так все нормально, мне даже одно время нравились нетленки г-жи (цензура), мамы поп-музыки.
Но откуда взялся этот обидный в общем-то термин — "попса"? Логично предположить, что где-нибудь в 80-х, да в кругах московской и ленинградской рок-тусовок, появилось слово, характеризующее музыку, в изобилии крутившуюся в то время на голубых экранах. Ну, т.е. то, чем, увы, рокеры не могли (за редким исключением) похвастаться — допуском к телевидению, к радио, расположением цензоров к собственному творчеству. Позднее, уже в 90-х (когда к тому моменту уже основательно проржавевший "железный занавес" рухнул, увлекая за собой в небытие дешевые польские джинсы, подозрительно вонючие жвачки и основательно подгнившие, но, тем не менее, БАНАНЫ, ТЕ БАНАНЫ), термин "попса" стал означать нечто другое. Это уже была не просто "залитованная" музыка, "попса" уже использовалась и применительно к творчеству рок-героев первого, "совкового", разлива. Однако к середине 90-х все стало на свои места, и начинавшиеся крестовые походы тех, кто в 80-х был ОГО-ГО, на тех, кто в 90-х пока не ого-го, но крепок телом и дерзок мыслью, были в одночасье аннулированы в виду прихода новой российской поп-культуры. Ну, культурки. Куль-ки. И вот, узрев всех этих никому не известных (но уже, как горделиво сообщали проДАЙсеры, звезд мирового масштаба) куколок, слабенькие голоски которых компенсировались только их бюстами, короче, увидев засилье этих плакальshits, рокеры вздохнули с облегчением — вот наш главный враг! Так давайте "сплочемся" в едином порыве и сокрушим империю поп-зла! Пусть канут в Лету все наши распри и ссоры, ибо надо спасать нашего слушателя от атрофии слушательного аппарата и проказы мозгов. Поначалу так и было, но позже, когда Таня Буланова вдруг снялась в клипе, где до боли напоминала Кортни Лав, когда в музыкальных энциклопедиях трясущиеся старцы стали лепить из Майкла Джексона рок-идола, наступила зловещая тишина в гримерках клубов, на кухнях "флэтов" и в подъездах "старзов". Что делать-то? Как можно бороться с попсой, если она подобно хамелеону меняет цвет, но как и раньше является существом плотоядным? Как можно считать попсу врагом всему экстремальному, если это понятие стало очень расплывчатым? ВОТ ОНА, СЕРМЯЖНАЯ ПРАВДА.
Действительно, почему до сих пор музыкальные критики ходят в моральном плане (и не только в моральном — вспомним как-то малость остриженного Отара Кушанашвили) битыми? Да потому, что где-нибудь, как-нибудь, кому-нибудь кто-то из "килек пера" вдруг заявил, что, скажем, SCORPIONS есть оголтелая попса, ведомая лысым гопарем. И не потому журналист так сказал, что не знал творчества этой немецкой команды (все он знает). И не потому, что был в полубессознательном состоянии и изрек эту фразу будучи под праздничным столом в поисках чего-нибудь закусить (он уже закусил на самом деле и был, вообще-то, на столе). И не потому этот журналист так сказал, что хотел кому-то насолить (он уж лучше поперчит посредством своей газетки). Просто все познается в сравнении. Ну, вот разберем тех же "скорпов", раз уж о них речь зашла. Начинали круто, хэви-метально. Сейчас это уже и роком трудно назвать, глядя на их лощеные физиономии и слушая подозрительно сладкие, уже не рок-баллады даже, а... промолчу что. В этом плане клипчик типа "Как круто быть номером один" (или что-то в этом роде) очень характерен. Так вот, если сравнить ТАКОЙ SCORPIONS с тем, какими БЫЛИ "скорпы", то получится, что команда опопсела в усмерть. А если вспомнить то, что когда-то SCORPIONS сравнивали с ACCEPT и TWISTED SISTER, то... вообще, кошмар. Так что наш журналист кое в чем был прав. Но только кое в чем. Ибо есть и другая сторона вопроса. По сравнению с тем, КЕМ могли бы стать SCORPIONS на волне всеобщей любви к поп-року, еще неплохо, что они продолжают выпускать слащавые баллады, при этом балуясь электронной музыкой. Короче, попса — вещь относительная. Вот если попсу валят BLINK 182, то это относительно нормально (у них на роже написано так играть), но если попсу изображают GARBAGE (хоть убейте меня, но их последний альбом — настоящая, всамделишная поп-поделка), то это относительно ненормально. Все предыдущее предложение есть вольный перевод теории относительности Алика Энштейна (с).
ИТОГО.
Бесполезно спорить о том, что есть попса, а что действительно музыка, ибо:
1. Практически каждый рок-коллектив (наверно, за исключением MOTORHEAD и STATUS QUO) за время своей деятельности не раз и не два меняет уровень громкости звучания своих гитар. Потому что музыканты — люди творческие, потому что они в поиске;
2. Если вы убежденный true-мяталер, то, понятное дело, последние пластинки PARADISE LOST и IN FLAMES вами характеризуются не иначе как попсовая попса. Не говоря уже о CRADLE OF FILTH. Но если вы любитель чего помягче, modern-metal и прочего, то вышеприведенные группы вами любимы просто не по-детски. Вопросы?..
3. Попсе от ваших умственных напрягов ни тепло, ни холодно. Она и без вас прекрасно живет. Вы же лучше попридержите свои нервы до новых альбомов Агитины Крислеры, Брирз Спитни и Дженпез Лонифер.
...Перечитав материал, я с некоторой долей неприятного удивления вдруг понял, что толком-то ничего и не написал, кроме оплеух тому и той. А хотел посерьезнее. По крайней мере, хотел донести до народа то, что сам для себя уже давно решил — бесполезно рассуждать на подобные темы. Также как и на темы о причастности какой-либо команды к определенному стилю музыки (такими мертворожденными рассуждениями обычно почему-то грешат люди, приближенные к метал-музыке). Просто давайте уясним одно: попса — это брызги. Музыка превыше всего. Хорошая музыка.
P.S. Просьба не воспринимать сие творение слишком серьезно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2003 год в рубрике музыкальная газета