Mono No Aware Нойз-медитации
Есть нойз исключительно танцевальный, есть плавный атмосферный нойз, есть нойз ради нойза, и есть крутой нойз, который делают два немецких музыканта Stefan Bohn и Leif Kunzel под именем MONO NO AWARE. Мне дважды довелось наблюдать живые выступления этого коллектива в Германии, и должен сказать, что на сцене ребята рубятся от души, раскочегаривая и заряжая публику мощной энергетикой индустриальной музыки. Свою бурную жизнь в окружении суровых, холодных и ритмичных дистортированных звуков они называют нойз-медитациями. Что касается релизов MONO NO AWARE, то однажды мы уже имели возможность ощутить на своей шкуре воздействие их шумного и жесткого первого power noise-альбома "Kitanai Yatsu". О регулярном появлении на сборниках лейбла Hands Productions я даже не говорю. И вот в начале 2003 года дуэт подготовил для нас новую порцию еще более извращенного, разнообразного, вкусного и брутального нойза под названием "Kika No Sekai". Программа получилась очень интересной, качественной и… неоднозначной. В этом вы убедитесь, когда прочитаете сегодняшний материал, включающий эксклюзивное интервью с Stefan Bohm и рецензию на свежий альбом, спровоцировавший меня на размышления о текущем состоянии дел на нойз-сцене.
vAlien: Что для вас было самым трудным во время работы над вторым альбомом MONO NO AWARE?
Stefan: Самые большие проблемы у нас возникли со временем. Мы очень занятые парни, загруженные повседневной работой, но, кроме этого, у нас есть и другие музыкальные проекты, которым необходимо уделять внимание. Далее, с новым релизом MONO NO AWARE мы связывали гораздо большие надежды, чем с нашим дебютным диском. Отсюда дополнительный груз ответственности и стрессовая ситуация. Все наши проекты довольно сильно отличаются друг от друга и требуют особого расположения духа, поэтому мы не можем ежедневно придумывать новые треки MONO NO AWARE. Несмотря на то, что треки MONO NO AWARE могут хорошо работать на танцполах, мы не ориентируемся на клубную аудиторию. Мы считаем, что в нашей музыке больше смысла и слушать ее нужно в другом, желательно нетанцевальном контексте. У меня никогда язык не повернется сказать, что единственное назначение нашей музыки состоит в том, чтобы веселить людей. Иногда просто необходимо подождать, и тогда вы сможете прочувствовать душу музыки.
v: Как вы считаете, вам удалось создать что-то новое в звуковом плане на последнем альбоме и избежать повторений с первой работой?
S: По-моему, альбом "Kitanai Yatsu" получился более мрачным, шокирующим и неуютным. На нем содержатся несколько наших ранних треков, например, первый трек был записан в конце 1998 года. Как вы могли заметить, за последние годы мы сильно изменились и как музыканты, и как люди. В результате мы с большей серьезностью отнеслись к записи нового альбома и постарались сфокусироваться на смысловом аспекте MONO NO AWARE как эмоциональном отражении сознания.
v: Sina больше не является участницей MONO NO AWARE… Насколько я помню, на первом альбоме она выступила в нескольких песнях в роли вокалистки.
S: Действительно, она пела в двух треках первого альбома. Но, честно говоря, участие Sina в записи первого диска совсем не означало, что она является частью проекта MONO NO AWARE, скорее, она является частью творческого сообщества музыкантов, которое мы называем KAANBALIK (это название нашей первой группы, существовавшей в 1992-1999 годах). Внутри KAANBALIK всегда происходят коллаборации между артистами, и мы всячески поддерживаем проекты друг друга, начиная от микширования и заканчивая записью вокалов. Поэтому вы вполне можете обнаружить ее имя в буклете к нашему будущему релизу.
v: По-моему, сегодня power rhythmic noise-сцена переживает не лучшие свои дни, что главным образом связано с кризисом новых идей. Вы согласны с этим? Посмотрите вокруг — не так уж и много групп делает сейчас оригинальную, свежую нойз-музыку. Как вы считаете, с чем это связано?
S: Мы не считаем возможным рассуждать о глобальном развитии нойз-сцены. Мы предпочитаем идти собственным путем. О состоянии пресыщения или усталости от музыки нам говорить рано. Я вспоминаю, что еще 2-3 года назад я даже и мечтать не мог, что мы отправимся в турне по Америке, однако мы сделали это с PROYECTO MIRAGE в прошлом году. Мы просто воспользовались великолепной возможностью встретиться с людьми и расширить свои горизонты. Создание музыки, которая нам нравится, никак не связано с такими вещами, как современность, кризис или что-то еще. Для нас гораздо важнее развиваться самим, не ради хорошей рецензии в журнале или количества проданных дисков. Ведь можно делать хорошую музыку не только в жанре rhythmic noise. Поэтому мы предпочитаем избегать ярлыков "индастриэл" или "нойз". Отвечая конкретнее на ваш вопрос, я скажу следующее: музыка в стиле rhythmic noise появилась не для того, чтобы заменить все другие жанры электронной музыки. Я никогда не понимал людей, которые сначала идолизируют что-то, а потом критикуют, жалуются на вторичность и отсутствие новых идей. Знаете, я несколько лет ди-джействовал в германских клубах и всегда старался смешивать в своих сетах техно, минимализм, нойз и прочую электронную музыку, как, например, материал лейбла Warp. На самом деле количество каких-то высоких достижений в звучании никогда не стояло для меня на первом месте и не являлось объектом критики. Далее, мне кажется, что вы воспринимаете нойз-сцену как устоявшуюся, жестко ограниченную некими рамками. Я рассматриваю ее иначе. Достаточно одного взгляда на продукцию лейбла вроде Hands, чтобы убедиться в большом диапазоне издаваемой им музыки, начиная от AH CAMA-SOTZ и заканчивая MS Gentur. Если вы претендуете на объективность, то вы вправе выбирать для себя фаворитов и игнорировать других артистов (если вам так нравится), но при этом вы должны уважать все проекты. В конце концов, не все группы претендуют на роль инноваторов и суперзвезд, некоторые команды всего лишь хотят пригласить вас на танец. Согласитесь, что в определенных ситуациях это лучшая альтернатива.
v: Качество музыки MONO NO AWARE заметно выросло. Это результат упорной и многочасовой работы в студии или за прошедшие годы вы стали более техничными и опытными звукарями?
S: Наверное, не стоит разделять эти понятия. Для лучшего качества звука важное значение имеют не только новые инструменты. Конечно, после релиза первого альбома мы прикупили новой аппаратуры, но мы также лучше изучили возможности уже имевшихся инструментов. Игру с переключателями и кнопками (вы знаете о чем я говорю) можно сравнить с медитацией. Иногда лучше просто излить свою душу в одном лупе, вместо того чтобы целенаправленно выстраивать песню. С другой стороны, мы записывали новый CD в течение довольно большого периода времени, фактически мы начали работать над альбомом в конце 2000 года.
v: Вы уже знаете точно, в каком направлении будете дальше развивать звучание MONO NO AWARE? Что вас привлекает больше: ритмичный материал или чистые эксперименты? Оба аспекта присутствуют и хорошо сбалансированы в вашей музыке.
S: Прежде чем завершить песню, мы пытаемся взглянуть на нее под разными углами. Несомненно, нам нравятся ритмичные структуры, например, мощные и мирные стороны естественных ритмов. Также у меня нет причин разделять ритмичную и экспериментальную музыку. Сделать секретные (безмолвные) ритмы нойза видимыми и слышимыми — именно в этом заключается для нас один из самых впечатляющих экспериментов.
v: Вы планируете в обозримом будущем запуститься с каким-нибудь новым сайд-проектом?
S: У KAANBALIK уже появилось новое лицо. Его название NORM. Чтобы отделить его от наших других проектов, я сам представлю его вам: цель NORM — рассказать о моем детстве в стране, которой больше не существует (ГДР). Первая часть моих воспоминаний посвящена ситуациям и эмоциям, сопровождавшим меня в восточногерманской тюрьме в 1988/1989. Это был важный и смутный период моей жизни. По сравнению с другими проектами (кстати, MsMoNo в основном является концертной коллаборацией), NORM базируется на воспоминаниях и практически не соприкасается с другими влияниями.
v: Назовите основные источники вдохновения альбома "Kika No Sekai".
S: Название нужно читать как "Геометрический Мир" и понимать под этим один из способов восприятия мира. Момент познания является ключевым в работе MONO NO AWARE. Например, в треке "Kontrollierte Simulation" говорится о созданной человеком искусственной компьютерной реальности. Наш CD базируется на экстенсивном использовании не до конца понятых и оскорбительных звуков, как, например в треке "Standortbestimmung".
v: Вы считаете, что музыка MONO NO AWARE достаточно танцевальна для клубных танцполов и концертных залов?
S: Да!
v: Каковы отклики на ваш новый альбом в Германии и за рубежом?
S: Если сравнивать с предыдущим CD, то первая реакция гораздо лучше. Все-таки присутствует большая разница в оценках, когда у группы уже имеются релизы. Для меня это остается загадкой, но наши позиции гораздо лучше в других странах, а не в Германии. На сцене мы ведем себя очень эмоционально, и, может быть, плясать нужно отсюда. К тому же нам всегда приятно и весело играть для людей, которые настроены на хороший клубный концерт с нашим участием. У нас состоялись замечательные выступления в Голландии, США и других странах. В германских же клубах хорошо работают лишь несколько наших треков. Например, "Sema", "Standortbestimmung" или "Kontrollierte Simulation". Конечно, мы очень рады этому, но мы по-прежнему не принадлежим к электронному мэйнстриму, и у нас нет иллюзий по поводу нашего статуса.
v: Ваша жизнь сильно изменилась, после того как вы дебютировали в качестве MONO NO AWARE и S.I.N.A.?
S: Мы были сильно заняты в последние годы. Но я ценю возможность издаваться на таком лейбле, как Hands Productions, и выступать с концертами в разных уголках мира. За все эти годы мы встретили много интересных людей. Однако создание музыки по-прежнему есть и всегда будет для нас внутренним, очень личным занятием, потому что наша музыка больше связана с идеологией, чем у других групп. И у меня все еще возникают странные ощущения, когда я слышу наш трек в клубе, потому что окружающая обстановка так сильно отличается от той, в которой он был записан.
v: Какие надежды вы связываете с 2003 годом?
S: Обычно я стараюсь максимально снизить свои ожидания, потому что я законченный пессимист. Я надеюсь на мирное разрешение ситуации вокруг Ирака, но не питаю на этот счет особых иллюзий. Кажется, у нефтяных лобби есть свои большие интересы к иракским природным запасам (интервью бралось до вторжения в Ирак. — От авт.).
vAlien: Что для вас было самым трудным во время работы над вторым альбомом MONO NO AWARE?
Stefan: Самые большие проблемы у нас возникли со временем. Мы очень занятые парни, загруженные повседневной работой, но, кроме этого, у нас есть и другие музыкальные проекты, которым необходимо уделять внимание. Далее, с новым релизом MONO NO AWARE мы связывали гораздо большие надежды, чем с нашим дебютным диском. Отсюда дополнительный груз ответственности и стрессовая ситуация. Все наши проекты довольно сильно отличаются друг от друга и требуют особого расположения духа, поэтому мы не можем ежедневно придумывать новые треки MONO NO AWARE. Несмотря на то, что треки MONO NO AWARE могут хорошо работать на танцполах, мы не ориентируемся на клубную аудиторию. Мы считаем, что в нашей музыке больше смысла и слушать ее нужно в другом, желательно нетанцевальном контексте. У меня никогда язык не повернется сказать, что единственное назначение нашей музыки состоит в том, чтобы веселить людей. Иногда просто необходимо подождать, и тогда вы сможете прочувствовать душу музыки.
v: Как вы считаете, вам удалось создать что-то новое в звуковом плане на последнем альбоме и избежать повторений с первой работой?
S: По-моему, альбом "Kitanai Yatsu" получился более мрачным, шокирующим и неуютным. На нем содержатся несколько наших ранних треков, например, первый трек был записан в конце 1998 года. Как вы могли заметить, за последние годы мы сильно изменились и как музыканты, и как люди. В результате мы с большей серьезностью отнеслись к записи нового альбома и постарались сфокусироваться на смысловом аспекте MONO NO AWARE как эмоциональном отражении сознания.
v: Sina больше не является участницей MONO NO AWARE… Насколько я помню, на первом альбоме она выступила в нескольких песнях в роли вокалистки.
S: Действительно, она пела в двух треках первого альбома. Но, честно говоря, участие Sina в записи первого диска совсем не означало, что она является частью проекта MONO NO AWARE, скорее, она является частью творческого сообщества музыкантов, которое мы называем KAANBALIK (это название нашей первой группы, существовавшей в 1992-1999 годах). Внутри KAANBALIK всегда происходят коллаборации между артистами, и мы всячески поддерживаем проекты друг друга, начиная от микширования и заканчивая записью вокалов. Поэтому вы вполне можете обнаружить ее имя в буклете к нашему будущему релизу.
v: По-моему, сегодня power rhythmic noise-сцена переживает не лучшие свои дни, что главным образом связано с кризисом новых идей. Вы согласны с этим? Посмотрите вокруг — не так уж и много групп делает сейчас оригинальную, свежую нойз-музыку. Как вы считаете, с чем это связано?
S: Мы не считаем возможным рассуждать о глобальном развитии нойз-сцены. Мы предпочитаем идти собственным путем. О состоянии пресыщения или усталости от музыки нам говорить рано. Я вспоминаю, что еще 2-3 года назад я даже и мечтать не мог, что мы отправимся в турне по Америке, однако мы сделали это с PROYECTO MIRAGE в прошлом году. Мы просто воспользовались великолепной возможностью встретиться с людьми и расширить свои горизонты. Создание музыки, которая нам нравится, никак не связано с такими вещами, как современность, кризис или что-то еще. Для нас гораздо важнее развиваться самим, не ради хорошей рецензии в журнале или количества проданных дисков. Ведь можно делать хорошую музыку не только в жанре rhythmic noise. Поэтому мы предпочитаем избегать ярлыков "индастриэл" или "нойз". Отвечая конкретнее на ваш вопрос, я скажу следующее: музыка в стиле rhythmic noise появилась не для того, чтобы заменить все другие жанры электронной музыки. Я никогда не понимал людей, которые сначала идолизируют что-то, а потом критикуют, жалуются на вторичность и отсутствие новых идей. Знаете, я несколько лет ди-джействовал в германских клубах и всегда старался смешивать в своих сетах техно, минимализм, нойз и прочую электронную музыку, как, например, материал лейбла Warp. На самом деле количество каких-то высоких достижений в звучании никогда не стояло для меня на первом месте и не являлось объектом критики. Далее, мне кажется, что вы воспринимаете нойз-сцену как устоявшуюся, жестко ограниченную некими рамками. Я рассматриваю ее иначе. Достаточно одного взгляда на продукцию лейбла вроде Hands, чтобы убедиться в большом диапазоне издаваемой им музыки, начиная от AH CAMA-SOTZ и заканчивая MS Gentur. Если вы претендуете на объективность, то вы вправе выбирать для себя фаворитов и игнорировать других артистов (если вам так нравится), но при этом вы должны уважать все проекты. В конце концов, не все группы претендуют на роль инноваторов и суперзвезд, некоторые команды всего лишь хотят пригласить вас на танец. Согласитесь, что в определенных ситуациях это лучшая альтернатива.
v: Качество музыки MONO NO AWARE заметно выросло. Это результат упорной и многочасовой работы в студии или за прошедшие годы вы стали более техничными и опытными звукарями?
S: Наверное, не стоит разделять эти понятия. Для лучшего качества звука важное значение имеют не только новые инструменты. Конечно, после релиза первого альбома мы прикупили новой аппаратуры, но мы также лучше изучили возможности уже имевшихся инструментов. Игру с переключателями и кнопками (вы знаете о чем я говорю) можно сравнить с медитацией. Иногда лучше просто излить свою душу в одном лупе, вместо того чтобы целенаправленно выстраивать песню. С другой стороны, мы записывали новый CD в течение довольно большого периода времени, фактически мы начали работать над альбомом в конце 2000 года.
v: Вы уже знаете точно, в каком направлении будете дальше развивать звучание MONO NO AWARE? Что вас привлекает больше: ритмичный материал или чистые эксперименты? Оба аспекта присутствуют и хорошо сбалансированы в вашей музыке.
S: Прежде чем завершить песню, мы пытаемся взглянуть на нее под разными углами. Несомненно, нам нравятся ритмичные структуры, например, мощные и мирные стороны естественных ритмов. Также у меня нет причин разделять ритмичную и экспериментальную музыку. Сделать секретные (безмолвные) ритмы нойза видимыми и слышимыми — именно в этом заключается для нас один из самых впечатляющих экспериментов.
v: Вы планируете в обозримом будущем запуститься с каким-нибудь новым сайд-проектом?
S: У KAANBALIK уже появилось новое лицо. Его название NORM. Чтобы отделить его от наших других проектов, я сам представлю его вам: цель NORM — рассказать о моем детстве в стране, которой больше не существует (ГДР). Первая часть моих воспоминаний посвящена ситуациям и эмоциям, сопровождавшим меня в восточногерманской тюрьме в 1988/1989. Это был важный и смутный период моей жизни. По сравнению с другими проектами (кстати, MsMoNo в основном является концертной коллаборацией), NORM базируется на воспоминаниях и практически не соприкасается с другими влияниями.
v: Назовите основные источники вдохновения альбома "Kika No Sekai".
S: Название нужно читать как "Геометрический Мир" и понимать под этим один из способов восприятия мира. Момент познания является ключевым в работе MONO NO AWARE. Например, в треке "Kontrollierte Simulation" говорится о созданной человеком искусственной компьютерной реальности. Наш CD базируется на экстенсивном использовании не до конца понятых и оскорбительных звуков, как, например в треке "Standortbestimmung".
v: Вы считаете, что музыка MONO NO AWARE достаточно танцевальна для клубных танцполов и концертных залов?
S: Да!
v: Каковы отклики на ваш новый альбом в Германии и за рубежом?
S: Если сравнивать с предыдущим CD, то первая реакция гораздо лучше. Все-таки присутствует большая разница в оценках, когда у группы уже имеются релизы. Для меня это остается загадкой, но наши позиции гораздо лучше в других странах, а не в Германии. На сцене мы ведем себя очень эмоционально, и, может быть, плясать нужно отсюда. К тому же нам всегда приятно и весело играть для людей, которые настроены на хороший клубный концерт с нашим участием. У нас состоялись замечательные выступления в Голландии, США и других странах. В германских же клубах хорошо работают лишь несколько наших треков. Например, "Sema", "Standortbestimmung" или "Kontrollierte Simulation". Конечно, мы очень рады этому, но мы по-прежнему не принадлежим к электронному мэйнстриму, и у нас нет иллюзий по поводу нашего статуса.
v: Ваша жизнь сильно изменилась, после того как вы дебютировали в качестве MONO NO AWARE и S.I.N.A.?
S: Мы были сильно заняты в последние годы. Но я ценю возможность издаваться на таком лейбле, как Hands Productions, и выступать с концертами в разных уголках мира. За все эти годы мы встретили много интересных людей. Однако создание музыки по-прежнему есть и всегда будет для нас внутренним, очень личным занятием, потому что наша музыка больше связана с идеологией, чем у других групп. И у меня все еще возникают странные ощущения, когда я слышу наш трек в клубе, потому что окружающая обстановка так сильно отличается от той, в которой он был записан.
v: Какие надежды вы связываете с 2003 годом?
S: Обычно я стараюсь максимально снизить свои ожидания, потому что я законченный пессимист. Я надеюсь на мирное разрешение ситуации вокруг Ирака, но не питаю на этот счет особых иллюзий. Кажется, у нефтяных лобби есть свои большие интересы к иракским природным запасам (интервью бралось до вторжения в Ирак. — От авт.).
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2003 год в рубрике музыкальная газета