Теуникова, Юлия
Не было

(p) 2001 JRC records
13tks/47mins
Индивидуальный стиль москвички Юлии сложился к 1996 году. Выступает преимущественно в клубах Москвы, дает квартирники в различных городах России и Украины. Реализует себя в проектах ТЕУНИКОВА & ВОЛШЕБНЫЕ МУЖИКИ и ТЕУНИКОВА & МАКОНДО, а с недавних пор играет на синтезаторе в культовой группе СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ.
Данный релиз — это концертная запись от 7 ноября 2000 года в Питере на квартире у литературного редактора ныне почившей в бозе музыкальной самиздатовской газеты "Порог" Анны (Сэнди) Сусид. Концерт записан Я-Хой (Яковом Соколовым).
Творчество Юлии Теуниковой являет собой яркий образец синтеза искусств, в котором музыка, поэзия и тончайшее актерское мастерство выступают в неразрывном единстве. Все же возьму на себя смелость выделить основные компоненты и, насколько позволит объем газетной рецензии, обозначить каждую составляющую, а заодно, для полноты, вкратце остановиться на иных характеристиках релиза — качестве записи и оформлении вкладыша.
Музыка. Стиль, в котором работает Юлия, с трудом поддается какой-либо классификации. В музыке можно уловить как минимум три традиции — джазовую, фанковую и бардовскую. В некоторых песнях остро ощутимо русское фольклорное начало ("Мы придем", "Полюби меня за праздным разговором"). При этом всем песням Юлии свойственны интонационное богатство, яркий мелодизм, нетривиальность гармонического языка, тонкое чувство ритма, эмоциональная глубина. Нельзя не отметить превосходное владение голосом и гитарой. При этом голос Юлии помимо вокальной выполняет и инструментальную функцию. Обертонирующие подпевки Александра Сорокина (ex-ПЕЧБАР) вносят в звучание неповторимый колорит. (Вот только куда он подевал свои экзотические инструменты, на которых обычно подыгрывает Юлии?)
Поэзия. Пожалуй, это самая сложная для понимания и характеристики составляющая. Можно бесконечно углубляться в литературоведение, искусствознание и эстетику, наклеивая всевозможные ярлыки, как-то: "импрессионизм", "сюрреализм", "постмодернизм" и т.п. (сама Юлия обозначает свое творчество термином "сквозящий реализм"). Не будем спорить — можно найти всего понемножку. Юлия "размыкает" поэзию, высвобождая ее из-под гнета эстетических условностей и открывая горизонты для новых исканий и экспериментов. Все стихи Юлии — ярчайший образец перевода старой литературоцентрической культуры на новый видеоцентрический язык XXI века. Разорванность сознания, характерная для современного человека, — вот отправная точка теуниковской поэтики. Почти всем ее текстам присущи изысканная метафоричность, бессюжетность, ассоциативность, декоративность, кинематографичность, внутренний динамизм, игра на многократных повторениях (при строгом соблюдении чувства меры), явная или скрытая цитатность. Образы, субъективные впечатления и эмоции взаимопереплетаются, бегут наперегонки, образуют бесконечные цепочки и распадаются, чтобы затем вновь слиться воедино. При этом героиня песен то занимает созерцательную позицию ("Тень упала с лица", "Черные дуги", "Сумерки"), то сама становится участницей описываемого ("Я добуду твою жизнь", "Под Тулой", "Не на меня!", "Кривозабитый гвоздь"). В некоторых песнях возникают ассоциации с произведениями Г. Маркеса ("С похмелья"), отсылки к Л. Кэрроллу ("Весна"). Завершает концертник заглавная песня "Не было", в которой реализуется оптимистическая идея неистребимости жизни.
Актерское мастерство. Творчеству Юлии свойственна театральность, выражающаяся в безупречном владении целым комплексом выразительных средств. Смены эмоциональных состояний передаются посредством динамических подъемов и спадов, темповых замедлений и ускорений, внезапных переходов от пения к речитативу... Элемент сценичности заложен в каждой песне. Одна бытовая зарисовка "Вот просыпал!" чего стоит — самый настоящий мини-моноспектакль!
Качество записи. На обороте вкладыша к кассете читаем: "JRC приносит извинения за невысокое качество записи". А за что извиняться-то? Для квартирника запись очень даже хорошая, несмотря на то, что концерт писался на обыкновенный бытовой магнитофон. Здесь постарались и Алекс Поляков, обработавший звук, и Евгений Кирцидели ("Chasovshic studio"), осуществивший мастеринг. Самое главное — эта запись при всех ее огрехах сохранила живую, непринужденную атмосферу концерта.
Оформление вкладыша. Собственно, никакого оформления. С обложки на вас смотрит Юлия, запечатленная во время концерта. В списке песен произошел сбой: так, концертник включает в себя не 12, а 13 треков — "Весна" была упущена, хотя на кассете присутствует (впрочем, для меня это было приятным сюрпризом). Также почему-то был предан забвению Александр Сорокин... Ладно, вкладыш — не самое главное.
Резюме. Сей квартирник дает возможность всесторонней оценки творчества Юлии Теуниковой — как музыканта, поэта, актера. Даже если учесть некоторые погрешности данной записи, полуподпольный релиз оказался удачнее официальных студийников Юлии. Настоящее издание должно заинтересовать многих — от рафинированных эстетов до ортодоксальных приверженцев андерграунда. Рекомендую!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета