Океан Ельзи ОКЕАН ЕЛЬЗИ
«В 1970-х гг. появилась теория суперсимметрии (впервые она была предложена в теоретическом отделе Физического института АН СССР в 1972 году). Теория суперсимметрии связывает поля, кванты которых обладают целочисленными спинами (бозоны), с полями, кванты которых имеют полуцелый спин (фермионы). Константы электрослабого и сильного взаимодействий становятся равными при переходе к очень малым расстояниям или, соответственно, при очень высоких энергиях (1014-1016 ГэВ). Такие энергии недостижимы ни на планируемых в обозримом будущем ускорителях, ни в космических лучах. Дальнейшее расширение теории суперсимметрии — супергравитация (гипотетическая частица гравитон имеет заряд (2)), позволяет объединить все четыре вида взаимодействий. Но в таком поле полная симметрия достигается при еще больших энергиях: 1019 ГэВ.
…Теория суперсимметрии базируется на предположении, что в природе должен существовать такой вид симметрии, который позволил бы единообразно описывать поведение как элементарных частиц, так и квантов поля.
…Теория суперсимметрии — это последнее достижение, венчающее долгий поиск единства в физике. Единства не только различных силовых полей, но и вещества. Она дает ответ: как объединить все четыре фундаментальных взаимодействия в едином силовом поле; как объяснить существование всех фундаментальных частиц и как устроен параллельный мир, его свойства и взаимоотношения с нашим миром. На все эти вопросы она дает исчерпывающие ответы…»
— Я каким буду по счету журналистом, спросившим у вас о названии альбома?..
— Будете смеяться, но вы один из первых. Пока что этот вопрос даже оригинален. Называется альбом так потому, что, по нашему мнению, музыка – это и есть суперсимметрия, это, кстати, проиллюстрировано и на обложке альбома.
— Чувствуя, что у вас хорошее настроение…
— …настроение действительно хорошее…
— …продолжаю «юморить-издеваться»: вы прямо сейчас сможете вспомнить классическое, научное определение теории суперсимметрии?..
— Да, конечно, могу…
— Я потом проверю по умным книжкам…
— Если говорить о физике… нет, лучше так начну: в мире существует два вида вещества – материя и поле. Материя это то, что можно пощупать руками, а примером поля может служить электричество, солнечный свет, гравитация, то, что нельзя пощупать. И в одном, и в другом веществе существуют некие элементарные частицы, которые их образуют. 30-40-50 лет назад считалось, что эти вещества друг с другом не совместимы. Вы понимаете, да?
— (на фига я все это затеял?..) Угу…
— …электричество – это электричество, а кусок мяса – это кусок мяса. А суперсимметрия «говорит», что кусок мяса и электричество можно соединить, что частицы, которые образуют и то, и другое, на неком глубоком уровне одни и те же на самом деле… Могу еще подробнее объяснить…
— НЕТ!!!
— Электроны и протоны, образующие атомы, – это частицы, которые отвечают за материю, а фотоны – это частицы – переносчики энергии. И на самом глобальном уровне их можно объединить в одни суперчастицы.
— (осторожно спрашиваю) …и как на альбом это все переносится?
— Для меня это не столько отражение сути альбома, сколько отражение сути музыки вообще. Музыка – это такая фундаментальная вещь, объединяющая все.
— Альбом «Суперсимметрия» вышел по звучанию и самым роковым в дискографии ОКЕАНА, и в нем вы очень много использовали клавишных и струнных инструментов. Прокомментируете?
— Представьте себе рок, который играется скрипками и пианино… Мы умудрились это сделать. Альбом не то что бы тяжелый по звучанию, он агрессивный, скорее даже, «мужской», но при этом гитар там не так много. В нем не так много… «конъюнктурных» приемов, как в «Модели», например. Тут больше рваных ритмов, нестандартных гармоний…
— Минутку! Про «конъюнктуру» я чего-то недопонял…
— Ну… я, может, не то слово подобрал… просто на тот момент мы сильно увлеклись дискотечной музыкой, что нашло, как мне кажется, отражение в альбоме… в чем-то… Для тех, кто знает творчество группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ, новый альбом будет предсказуемым, в нем они почувствуют наше желание сделать вот такое.
Если говорить как бы «изнутри группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ», то чем мне нравится ее развитие? Тем, что с каждой новой пластинкой мы становимся все больше и больше похожими на тех, кто мы есть на самом деле. Если в первых пластинках коэффициент передачи «нас» слушателю был очень низким, то сейчас он очень близок к тому, что мы из себя представляем на самом деле.
— Ваш слушатель был вправе ожидать от ОКЕАНА на этой пластинке продолжения в текстах лирической темы, чем вы, кроме всего прочего, отличаетесь от своих собратьев по рок-цеху. Они не ошиблись…
— Да, там очень много лирики… Более лиричным в роке быть уже нельзя (смеется).
— А для вас важно позиционировать себя как рок-музыканта?
— (улыбается) Честно скажу, нет. Важно, чтобы людям нравилось то, что мы делаем. В моем окружении есть много музыкантов, играющих самую разную музыку, много знакомых, слушающих разную музыку, так вот среди поклонников рок-музыки абсолютно нормальным считается любить джаз, или классику, но почему-то они страшно не любят поп-музыку. Почему? Потому что в поп-музыке больший процент безвкусицы и дебилизма, но ведь это есть и в любой музыке. А есть и поп-музыка хорошая, понимаете?
— Согласен. Что с англоязычным альбомом группы?
— Альбом пока находится в стадии разработки. Все зависит от того, когда, кому и зачем он будет нужен. Предполагается, что в него попадут старые песни и песни совсем новые.
— Песни, которые бы наиболее адекватно представили вас англоязычной аудитории…
— Да-да-да. Я думаю, что так.
— С переговорами выходили на лейблы-мэйджоры?
— Да. На несколько таких лейблов.
— Вычитал в одном интервью с Олегом Скрипкой, в котором он говорит приблизительно так: музыка ВВ – музыка более для народа, более для широкой публики, нежели у ОКЕАНА, который играет музыку «для» молодых слоев буржуазии…
— Мне кажется, «народность» определяется количеством людей на концертах и количеством проданных дисков. У нас сейчас начинается тур по Украине – 38 городов, и везде это будут стадионы или Дворцы спорта – если это не «народность», то тогда я уже не знаю… Может, надо говорить о том, у кого проще музыка, а у кого сложнее?
— Эк, как аккуратно вы отвечаете… Все-таки лбами вас со Скрипкой наш брат-негодяй периодически сталкивает…
— Да вы что? Я очень хорошо отношусь к ним и как раз понимаю, что он имел в виду, но мне кажется, что в его словах неправильно расставлены акценты. Их музыка более приближенная к народной, фольклорной, вот и все.
— Ну и слава Богу. «Музыкальная газета» недавно пыталась вытянуть из некоторых рок-музыкантов стран бывшего Союза суждения о том, как в прошлом году поработали их коллеги. Для меня это не было откровением, но оказалось, что многие просто не интересуются чужим творчеством, ссылаясь на нехватку времени и т.п…
— Мне нравится слушать ту музыку, которая мне нравится. Мне всегда нравился СПЛИН, и их последняя работа мне тоже очень нравится. Пара последних песен у НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ достаточно интересны, хотя я такой стиль не очень-то люблю, это все-таки похоже на раннюю Земфиру, то есть они не первые это придумали, но тем не менее получается у них неплохо. Но я поклонник больше западной музыки, что видно и по нашей (нас даже называют «самой западной группой СНГ»). Тут еще такая интересная вещь есть. Многие мои знакомые музыканты – и российские, и украинские, и белорусские – слушают и любят западную музыку, но почему-то играют потом «русский рок». А у нас получается играть как раз-таки не «русский рок».
— Не было такого — пребывая в депрессии, закручиниться: дал же мне Бог с моим талантом уродиться здесь?..
— Да неееееет, я по жизни человек веселый… и вся наша группа… мы на самом деле не так уж мало добились (хотя мне и нескромно об этом говорить, наверное), а есть люди, которые, может, в сто раз талантливее нас, но они ничего не добились. Поэтому надо благодарить Бога, что у нас все хорошо.
— А амбиции лидерские в вас сильны?..
— Конечно, сильны. Я не могу скрывать вот эти свои качества от других, я такой, какой я есть. Если я люблю быть авторитетом, значит, я люблю. И ничего с этим не сделаешь.
— На место Харрисона согласились бы пойти?..
— Вы знаете… я бы не согласился быть Харрисоном… я бы согласился быть Славиком Вакарчуком… как это ни банально звучит… Но заметьте, из всех «битлов» это единственный человек, по мне, музыка которого после распада BEATLES не потеряла что-то, а стала лучше.
— Я имел в виду…
— Я понял…
— …МакКартни, Леннон и третий по ранжиру…
— Для меня BEATLES — одна из самых любимых групп. Понятно, что… для меня… как бы в «социальном смысле» это четыре человека, а в музыкальном – три совершенно равнозначных. И лично бы я, как музыкант, понимающий в этом деле, Харрисона ниже не ставил.
— Убедили. А как инструменталист вы себя…
— …никак не оцениваю! Я не умею толком играть ни на одном инструменте… Я и от гитары отказался, и от пианино, на котором играл некоторые песни на концертах. Мне мешает это петь, доносить то, что я хочу сказать, людям.
— Вы замечаете за собой такое, что иногда в песнях используете чужую гармонию, кусочек мелодии?..
— Конечно, да. И я не верю, что тут все «безгрешны». Скажите, а как можно, живя в мире окружающего тебя звука, игнорировать его? Вы же ходите в одежде, которую кто-то когда-то уже «носил». Плагиат – это не есть то, что у тебя где-то проскользнула чужая гармония или тема. Плагиат – это когда ты энергетически понимаешь, что это где-то было и, тем не менее, ты оставляешь это, сознательно. Я могу назвать вам тысячи песен, в которых использованы фрагменты других песен. А есть некоторые из них, которые похожи вообще один в один, не только мелодией, скажем, но и внутренней энергией, драйвом. Когда, как говорится, песня «снята». Вот такого я не понимаю, я категорически против такого «творчества».
— Почему вы не принимаете участие в трибьютах? Те же ваши земляки, ВВ, записали каверы КИНО и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, вы – нет… Не приглашают (не верю!), не интересно самим?..
— Во-первых, творчество ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ я вообще не знаю, да простят меня ее поклонники. Хотя я с уважением отношусь к тому, что у этой группы такая огромная популярность. Что касается КИНО, то я как раз люблю эту группу, но в этом вопросе у меня была всегда однозначная позиция – проект трибьюта КИНО я всегда считал чисто коммерческим, и я не хотел делать на имени дорогого для меня человека какой-то пиар.
— Слав, трибьюты ж, по моему разумению, – по большей части изначально проекты коммерческие…
— Поэтому я их и не люблю. Если б это был трибьют кому-нибудь из ныне здравствующих музыкантов, DEPECHE MODE, например, которым, насколько я знаю, еще и деньги при этом платят, это было бы понятнее, это было бы выгодно всем. А тут многие из тех, кто участвовал в трибьюте КИНО, потом еще на этом пиаре стали собственный пиар делать, я этого совсем не понимаю.
— Вы что-нибудь про белорусский трибьют «депешам» слышали?
— Я в курсе, да.
— Вроде бы, его белорусские продюсеры в этом году планируют продолжение, с привлечением к записи не только белорусских музыкантов, но и российских, украинских…
— Пусть к нам обратятся, если захотят…
— Передам («передаст» передает!). Давайте, если вы не против, поговорим не только о музыке. Знаете, что Боно сватают на Нобелевскую премию?
— Конечно.
— Достоин?
— Вы знаете, я не осведомлен обо всех общественных делах Боно. Это очень яркий человек, как личность он мне очень нравится, мне очень нравится то, что он делает в своей группе, мне нравится то, что ему не безразлична социальная, политическая часть жизни. Если он получит премию, я буду очень рад за него.
— Западные музыканты, деятели кинематографа в эти дни очень много выступают по «проблеме Ирака». Кто поддерживает политику официального Вашингтона, кто – против нее. Наши же музыканты в этом вопросе как-то индифферентны, вы не находите?..
— Нахожу, и от группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ я хочу сказать, что мы категорически против любой войны, в том числе и против этой. Я считаю, что насилие, в какой бы оно ни выражалось форме, недопустимо. Все надо решать мирными методами. Я не хочу комментировать, кто прав, кто виноват в ситуации с Ираком, но я против этой войны.
— Я с вами!.. Как на Украине отнеслись к поражению супербоксера Владимира Кличко?
— Очень тяжело. Но я так скажу, что любое поражение – это путь к новой победе.
— У меня два дня таких подряд случились: сначала мой любимый футбольный «ЦСКА» проиграл российский Суперкубок «Локомотиву», а потом еще Кличко отмоцкали…
— Я вас понимаю. А что касается Кличко, с его стороны, на мой взгляд, была допущена тактическая ошибка. Такой итог боя, такое поражение не соответствуют уровню Володи. Это просто досадная случайность, ошибка, я так думаю, он ее когда-нибудь обязательно исправит.
— За перипетиями вокруг перехода Ващука в московский «Спартак» и неперехода Сычева в киевское «Динамо» следили?
— Я Ващука очень хорошо лично знаю, это мой очень хороший знакомый, я с ним вижусь часто, и это было его личным делом поступить так, как он поступил – уйти в «Спартак». По Сычеву же ничего сказать не могу. Понимаете, в обоих этих случаях было больше пиара, чем спорта, мне почему-то так кажется.
— Слава, есть ли у вас такое хобби, увлечение, которое при определенных обстоятельствах могло бы вытеснить из вашей жизни музыку?..
— (вздыхает) Думаю, что нет… Думаю, что нет… Для меня музыка была таким хобби, которое при определенных обстоятельствах вытеснило мою основную работу физика.
…Теория суперсимметрии базируется на предположении, что в природе должен существовать такой вид симметрии, который позволил бы единообразно описывать поведение как элементарных частиц, так и квантов поля.
…Теория суперсимметрии — это последнее достижение, венчающее долгий поиск единства в физике. Единства не только различных силовых полей, но и вещества. Она дает ответ: как объединить все четыре фундаментальных взаимодействия в едином силовом поле; как объяснить существование всех фундаментальных частиц и как устроен параллельный мир, его свойства и взаимоотношения с нашим миром. На все эти вопросы она дает исчерпывающие ответы…»
— Я каким буду по счету журналистом, спросившим у вас о названии альбома?..
— Будете смеяться, но вы один из первых. Пока что этот вопрос даже оригинален. Называется альбом так потому, что, по нашему мнению, музыка – это и есть суперсимметрия, это, кстати, проиллюстрировано и на обложке альбома.
— Чувствуя, что у вас хорошее настроение…
— …настроение действительно хорошее…
— …продолжаю «юморить-издеваться»: вы прямо сейчас сможете вспомнить классическое, научное определение теории суперсимметрии?..
— Да, конечно, могу…
— Я потом проверю по умным книжкам…
— Если говорить о физике… нет, лучше так начну: в мире существует два вида вещества – материя и поле. Материя это то, что можно пощупать руками, а примером поля может служить электричество, солнечный свет, гравитация, то, что нельзя пощупать. И в одном, и в другом веществе существуют некие элементарные частицы, которые их образуют. 30-40-50 лет назад считалось, что эти вещества друг с другом не совместимы. Вы понимаете, да?
— (на фига я все это затеял?..) Угу…
— …электричество – это электричество, а кусок мяса – это кусок мяса. А суперсимметрия «говорит», что кусок мяса и электричество можно соединить, что частицы, которые образуют и то, и другое, на неком глубоком уровне одни и те же на самом деле… Могу еще подробнее объяснить…
— НЕТ!!!
— Электроны и протоны, образующие атомы, – это частицы, которые отвечают за материю, а фотоны – это частицы – переносчики энергии. И на самом глобальном уровне их можно объединить в одни суперчастицы.
— (осторожно спрашиваю) …и как на альбом это все переносится?
— Для меня это не столько отражение сути альбома, сколько отражение сути музыки вообще. Музыка – это такая фундаментальная вещь, объединяющая все.
— Альбом «Суперсимметрия» вышел по звучанию и самым роковым в дискографии ОКЕАНА, и в нем вы очень много использовали клавишных и струнных инструментов. Прокомментируете?
— Представьте себе рок, который играется скрипками и пианино… Мы умудрились это сделать. Альбом не то что бы тяжелый по звучанию, он агрессивный, скорее даже, «мужской», но при этом гитар там не так много. В нем не так много… «конъюнктурных» приемов, как в «Модели», например. Тут больше рваных ритмов, нестандартных гармоний…
— Минутку! Про «конъюнктуру» я чего-то недопонял…
— Ну… я, может, не то слово подобрал… просто на тот момент мы сильно увлеклись дискотечной музыкой, что нашло, как мне кажется, отражение в альбоме… в чем-то… Для тех, кто знает творчество группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ, новый альбом будет предсказуемым, в нем они почувствуют наше желание сделать вот такое.
Если говорить как бы «изнутри группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ», то чем мне нравится ее развитие? Тем, что с каждой новой пластинкой мы становимся все больше и больше похожими на тех, кто мы есть на самом деле. Если в первых пластинках коэффициент передачи «нас» слушателю был очень низким, то сейчас он очень близок к тому, что мы из себя представляем на самом деле.
— Ваш слушатель был вправе ожидать от ОКЕАНА на этой пластинке продолжения в текстах лирической темы, чем вы, кроме всего прочего, отличаетесь от своих собратьев по рок-цеху. Они не ошиблись…
— Да, там очень много лирики… Более лиричным в роке быть уже нельзя (смеется).
— А для вас важно позиционировать себя как рок-музыканта?
— (улыбается) Честно скажу, нет. Важно, чтобы людям нравилось то, что мы делаем. В моем окружении есть много музыкантов, играющих самую разную музыку, много знакомых, слушающих разную музыку, так вот среди поклонников рок-музыки абсолютно нормальным считается любить джаз, или классику, но почему-то они страшно не любят поп-музыку. Почему? Потому что в поп-музыке больший процент безвкусицы и дебилизма, но ведь это есть и в любой музыке. А есть и поп-музыка хорошая, понимаете?
— Согласен. Что с англоязычным альбомом группы?
— Альбом пока находится в стадии разработки. Все зависит от того, когда, кому и зачем он будет нужен. Предполагается, что в него попадут старые песни и песни совсем новые.
— Песни, которые бы наиболее адекватно представили вас англоязычной аудитории…
— Да-да-да. Я думаю, что так.
— С переговорами выходили на лейблы-мэйджоры?
— Да. На несколько таких лейблов.
— Вычитал в одном интервью с Олегом Скрипкой, в котором он говорит приблизительно так: музыка ВВ – музыка более для народа, более для широкой публики, нежели у ОКЕАНА, который играет музыку «для» молодых слоев буржуазии…
— Мне кажется, «народность» определяется количеством людей на концертах и количеством проданных дисков. У нас сейчас начинается тур по Украине – 38 городов, и везде это будут стадионы или Дворцы спорта – если это не «народность», то тогда я уже не знаю… Может, надо говорить о том, у кого проще музыка, а у кого сложнее?
— Эк, как аккуратно вы отвечаете… Все-таки лбами вас со Скрипкой наш брат-негодяй периодически сталкивает…
— Да вы что? Я очень хорошо отношусь к ним и как раз понимаю, что он имел в виду, но мне кажется, что в его словах неправильно расставлены акценты. Их музыка более приближенная к народной, фольклорной, вот и все.
— Ну и слава Богу. «Музыкальная газета» недавно пыталась вытянуть из некоторых рок-музыкантов стран бывшего Союза суждения о том, как в прошлом году поработали их коллеги. Для меня это не было откровением, но оказалось, что многие просто не интересуются чужим творчеством, ссылаясь на нехватку времени и т.п…
— Мне нравится слушать ту музыку, которая мне нравится. Мне всегда нравился СПЛИН, и их последняя работа мне тоже очень нравится. Пара последних песен у НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ достаточно интересны, хотя я такой стиль не очень-то люблю, это все-таки похоже на раннюю Земфиру, то есть они не первые это придумали, но тем не менее получается у них неплохо. Но я поклонник больше западной музыки, что видно и по нашей (нас даже называют «самой западной группой СНГ»). Тут еще такая интересная вещь есть. Многие мои знакомые музыканты – и российские, и украинские, и белорусские – слушают и любят западную музыку, но почему-то играют потом «русский рок». А у нас получается играть как раз-таки не «русский рок».
— Не было такого — пребывая в депрессии, закручиниться: дал же мне Бог с моим талантом уродиться здесь?..
— Да неееееет, я по жизни человек веселый… и вся наша группа… мы на самом деле не так уж мало добились (хотя мне и нескромно об этом говорить, наверное), а есть люди, которые, может, в сто раз талантливее нас, но они ничего не добились. Поэтому надо благодарить Бога, что у нас все хорошо.
— А амбиции лидерские в вас сильны?..
— Конечно, сильны. Я не могу скрывать вот эти свои качества от других, я такой, какой я есть. Если я люблю быть авторитетом, значит, я люблю. И ничего с этим не сделаешь.
— На место Харрисона согласились бы пойти?..
— Вы знаете… я бы не согласился быть Харрисоном… я бы согласился быть Славиком Вакарчуком… как это ни банально звучит… Но заметьте, из всех «битлов» это единственный человек, по мне, музыка которого после распада BEATLES не потеряла что-то, а стала лучше.
— Я имел в виду…
— Я понял…
— …МакКартни, Леннон и третий по ранжиру…
— Для меня BEATLES — одна из самых любимых групп. Понятно, что… для меня… как бы в «социальном смысле» это четыре человека, а в музыкальном – три совершенно равнозначных. И лично бы я, как музыкант, понимающий в этом деле, Харрисона ниже не ставил.
— Убедили. А как инструменталист вы себя…
— …никак не оцениваю! Я не умею толком играть ни на одном инструменте… Я и от гитары отказался, и от пианино, на котором играл некоторые песни на концертах. Мне мешает это петь, доносить то, что я хочу сказать, людям.
— Вы замечаете за собой такое, что иногда в песнях используете чужую гармонию, кусочек мелодии?..
— Конечно, да. И я не верю, что тут все «безгрешны». Скажите, а как можно, живя в мире окружающего тебя звука, игнорировать его? Вы же ходите в одежде, которую кто-то когда-то уже «носил». Плагиат – это не есть то, что у тебя где-то проскользнула чужая гармония или тема. Плагиат – это когда ты энергетически понимаешь, что это где-то было и, тем не менее, ты оставляешь это, сознательно. Я могу назвать вам тысячи песен, в которых использованы фрагменты других песен. А есть некоторые из них, которые похожи вообще один в один, не только мелодией, скажем, но и внутренней энергией, драйвом. Когда, как говорится, песня «снята». Вот такого я не понимаю, я категорически против такого «творчества».
— Почему вы не принимаете участие в трибьютах? Те же ваши земляки, ВВ, записали каверы КИНО и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, вы – нет… Не приглашают (не верю!), не интересно самим?..
— Во-первых, творчество ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ я вообще не знаю, да простят меня ее поклонники. Хотя я с уважением отношусь к тому, что у этой группы такая огромная популярность. Что касается КИНО, то я как раз люблю эту группу, но в этом вопросе у меня была всегда однозначная позиция – проект трибьюта КИНО я всегда считал чисто коммерческим, и я не хотел делать на имени дорогого для меня человека какой-то пиар.
— Слав, трибьюты ж, по моему разумению, – по большей части изначально проекты коммерческие…
— Поэтому я их и не люблю. Если б это был трибьют кому-нибудь из ныне здравствующих музыкантов, DEPECHE MODE, например, которым, насколько я знаю, еще и деньги при этом платят, это было бы понятнее, это было бы выгодно всем. А тут многие из тех, кто участвовал в трибьюте КИНО, потом еще на этом пиаре стали собственный пиар делать, я этого совсем не понимаю.
— Вы что-нибудь про белорусский трибьют «депешам» слышали?
— Я в курсе, да.
— Вроде бы, его белорусские продюсеры в этом году планируют продолжение, с привлечением к записи не только белорусских музыкантов, но и российских, украинских…
— Пусть к нам обратятся, если захотят…
— Передам («передаст» передает!). Давайте, если вы не против, поговорим не только о музыке. Знаете, что Боно сватают на Нобелевскую премию?
— Конечно.
— Достоин?
— Вы знаете, я не осведомлен обо всех общественных делах Боно. Это очень яркий человек, как личность он мне очень нравится, мне очень нравится то, что он делает в своей группе, мне нравится то, что ему не безразлична социальная, политическая часть жизни. Если он получит премию, я буду очень рад за него.
— Западные музыканты, деятели кинематографа в эти дни очень много выступают по «проблеме Ирака». Кто поддерживает политику официального Вашингтона, кто – против нее. Наши же музыканты в этом вопросе как-то индифферентны, вы не находите?..
— Нахожу, и от группы ОКЕАН ЕЛЬЗИ я хочу сказать, что мы категорически против любой войны, в том числе и против этой. Я считаю, что насилие, в какой бы оно ни выражалось форме, недопустимо. Все надо решать мирными методами. Я не хочу комментировать, кто прав, кто виноват в ситуации с Ираком, но я против этой войны.
— Я с вами!.. Как на Украине отнеслись к поражению супербоксера Владимира Кличко?
— Очень тяжело. Но я так скажу, что любое поражение – это путь к новой победе.
— У меня два дня таких подряд случились: сначала мой любимый футбольный «ЦСКА» проиграл российский Суперкубок «Локомотиву», а потом еще Кличко отмоцкали…
— Я вас понимаю. А что касается Кличко, с его стороны, на мой взгляд, была допущена тактическая ошибка. Такой итог боя, такое поражение не соответствуют уровню Володи. Это просто досадная случайность, ошибка, я так думаю, он ее когда-нибудь обязательно исправит.
— За перипетиями вокруг перехода Ващука в московский «Спартак» и неперехода Сычева в киевское «Динамо» следили?
— Я Ващука очень хорошо лично знаю, это мой очень хороший знакомый, я с ним вижусь часто, и это было его личным делом поступить так, как он поступил – уйти в «Спартак». По Сычеву же ничего сказать не могу. Понимаете, в обоих этих случаях было больше пиара, чем спорта, мне почему-то так кажется.
— Слава, есть ли у вас такое хобби, увлечение, которое при определенных обстоятельствах могло бы вытеснить из вашей жизни музыку?..
— (вздыхает) Думаю, что нет… Думаю, что нет… Для меня музыка была таким хобби, которое при определенных обстоятельствах вытеснило мою основную работу физика.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике музыкальная газета