Kriwi Провокация номер 2.
…Много есть свидетельств о Черном Рокере. Например, что является он душными ночами во снах музыкантам, напевает им якобы эксклюзивную темку и упархивает к следующим, неся и им откровение. Наутро просыпается такой музыкант: о! вот оно! быстро подбирает мелодию на гитаре, вызванивает согруппников, забабахивает репетиции, записывается альбом и… композиция оказывается очередной песней NIRVANA…
Пришла беда, откуда не ждали…
…Измена поселилась в середине 90-х в группе ПАЛАЦ. Пока нам по ушам равномерно распределяли лапшу, дескать, ПАЛАЦ — это экспериментальное коллективное творческое объединение по общим интересам, входящая в компанию структура под названием KRIWI взяла да и вылупилась в отдельный проект. "Кротами" выступили один из вдохновителей П. Юрий Выдронок, мультиинструменталист Дмитрий Войтюшкевич и Вероника Круглова, известная до "диверсии" по большей части тем, что была связана семейными узами с Павлом Заяцом (ЛЯВОНЫ), и как участница какого-то очередного фестиваля "Славянский базар" (в скобках: и в дальнейшем биографию и ПАЛАЦА, и KRIWI буду излагать вольно, потому — не напрягайтесь и не ловите на возможных ошибках: тут недавно довелось на одном портале вычитать очередную трактовку образования K. от одного из музыкантов коллектива — даже волосы встали… В оправдание утверждается, что оплошал журналист). Честно говоря, особо офигенного различия в творчестве П. и K. тогда не наблюдалось. Что первые играли фолк, вгоняя его в рамки рок-, поп- и электронной музыки, что вторые. Что первые использовали в качестве текстовой и мелодической основы белорусскую аутентику, затерянную в белорусских бескрайних землях, что вторые. Ситуация, при которой часть музыкантов ПАЛАЦА все же ушла в самостоятельное плавание, лично мне виделась в том числе и так. В какой-то момент использование в "живых" концертах П. "неживой" электроники привело к тому, что ворчание среди поклонников и слушателей П. — мол, команда стала работать под "фанеру" — сподвигло музыкантов на корректировку концертного звучания. Группа стала "возвращаться" к тому звуку, с которого начинала, однако в саунде завелась и другая "червоточина" — этакая явно эстрадная подача материала (ничего против нее не имею!). А Выдронок, много занимавшийся интегрированием электроники и "минусовок" в творчество ПАЛАЦА, решил опробовать свои идеи на стороне (любопытно, что на пороге веков ПАЛАЦ выпустил альбом ремиксов на свои песни…). Для чего и нашел на тот момент "не отходя от кассы" единоверцев. На короткий период. К тому же вполне возможно, что лидерские амбиции Юрия устали мирно сосуществовать с фронтменным лидерством "палацовца" Олега Хоменко.
Отворяй ворота…
KRIWI погнали коней резво. Из Германии докатились слухи о невероятном успехе там какой-то белорусской этно-группы. Из Азии степью доклубилась весть об участии команды в престижном международном сабантуе. И только на родине про удачи коллектива никто еще толком ничего не знал. Вывод: пора выпускать альбом и собирать пресс-конференцию, с пивом и закусем к нему. (Значит, пиши: "пропало". Ко всем молодым и не очень группам обращаюсь: ни в коем случае не проводите более-менее богатых на пойло и жратву пресс-конференций для нас. Про KRIWI — впереди. КАЛИ ЮГА пару раз провела, где эта юга, Юра? кали? THANK YOU JESUS, сэнкью за "Smirnoff", канечна, но что стало с JESUS\\\\\\\\\\\\\\'ом вам хорошо известно. Лучше позвоните мне по телефону: так и так, ждем. Без проблем!) Менеджеры появились — среди них, между прочим, тут была Саша Катьер, дочь известного телевизионного ведущего и кинокритика, мы с ним как-то на одном "Славянском базаре" в баре амфитеатра кэээээээк, но не об этом сейчас; там делами фирмы занимался Валера "Махно", личность удивительно трогательная и на подъем легкая при осуществлении различных творческих планов. Соляки концертные пошли, молоденькие девчонки (ДЗЕУКI они сейчас называются, если еще этот проект жив) на подпевках, другой Саша (вместе с Сашей той), Кривошеев, отметился вокальным бэком, Пит Павлов поучаствовал в записи одного из треков альбома, влились в "живой" состав и другие великие белорусские музыканты, как то: Кирилл Шевандо и Валерий Башков… Стоп-стоп-стоп, это уже было без Выдронка…
Беда не ходит одна…
Пока все наслаждались "стремительным домкратом", оказалось, что: а) Юра ушел из группы (реализовывать свои представления о единении "живой" и электронной фолк-музыки в собственный состав UR\\\\\\\\\\\\\\'IA, склонный к более кислотно-отвязанному музицированию, стартовавший очень неплохо, но в последнее время мало где замеченный), б) никакой он не генератор. Потому что: а) и б) KRIWI всегда были экспериментальным коллективным творческим объединением по общим интересам, из которого уже досужие журналисты вычленяли организационный гений ЮВ (снова "проблема" лидерства: как кто-то в группе начинал возвышаться над остальными — тут же получал по голове!), вокал ВК и шоуменство ДВ. А зато теперь у нас есть гитарреро ПП! Который и должен был разбавить (вместе с ритм-секцией Шевандо-Башков), начинавший превалировать, как и когда-то в случае с ПАЛАЦЕМ, электронный саунд KRIWI — безосновательно добавляю я. Проиграли ли K. что-то явно видимое/слышимое после ухода Выдронка? Нет. Казалось бы, наоборот — выиграли. В стране началась местечковая KRIWI-мания: группа становится "Группой года", Пит получает звание "Музыканта года", Вероника дважды признается "Княжной". Гастроли по западным клубам и фестивалям, от которых, правда, отцепляют Кирилла и Валерия с ДЗЕУКАМI — нерентабельно. Выступления группы превращаются в мультикультуральные шоу, с привлечением музыкантов из различных уголков земного шарика, с использованием музыки этих самых уголков, world-music вообще с присутствующими привычными элементами родного фолка, рок-аутентики и чуть ли не эйсид-джаза (загнуть-то я должен был хоть один раз?!). Наслаждайся/развивайся, казалось бы. Но Буцефал не выдержал…
Я несла свою беду…
Сегодня даже в самом ближайшем приближении никто не может сказать, сколь много культурно-белорусского осталось в KRIWI. Мульти — да, слышно. А конкретно белорусского — все меньше. Не в этом ли причина того, что Дмитрий Войтюшкевич оказался вне K.? Не в этом — отвечают Вероника с Питом. А в тех свойствах его мятущейся, "гниловатой" души, которые были до недавнего времени скрыты от посторонних глаз.
Не знаю, кто там кого в гражданском браке гнобил — Вероника Диму, Дмитрий Веронику, и там ли сперва две личности ополчились друг на друга, и уже потом трещина перекинулась, что естественно, на внутренние хоромы группы. Может, все было наоборот — два оставшихся от прежних KRIWI музыканта стали примерять шапку Мономаха сначала в группе. А тут еще соблазны мелкие: софиты, интервью, гастроли, кто в группе круче, тусовка окружающая, поклонники/поклонницы. В среде которых, как говорят, ДВ и нашел себе настоящую супругу. Как говорят те же, этакую Светлану Александровну Пенкину, увы, ныне вдову Владимира Мулявина, которая в какой-то момент стала обустраивать ПЕСНЯРЫ согласно своим представлениям о творчестве этой группы. В KRIWI до этого не дошло. Ибо разум был коллективный, как я уже писал, легко отторгающий из себя зарвавшиеся атавизмы. Коим на этапе, о котором идет речь, стал г-н Войтюшкевич. Свою роль, как чудится мне, тут еще сыграла и обыкновенная женская ревность со стороны Вероники (не думаю, что столь была чудовищна и непоправима вина Димы в том, что он устроил пару своих сольных концертов под вывеской KRIWI), а Пита накрутить уже было делом техники (да и по моему виденью, ПП наименее подвержен заражению бациллой лидерства, если это только не конкретно его проект (один из которых… фолковый!)). Одеяло, короче, потянули в разные стороны одновременно. Ткань треснула.
О бедном составе…
Можно предполагать, чем руководствовался ДВ при выборе концепта своих нынешних программ. Сначала альбом для детишков, с подтекстом для взрослых. Нерадостный альбомчик. Затем и вовсе смурнющие баллады. И только на редких сольных концертах — антологии своего творчества — он позволяет покуражиться, являя себя нам минутами в образе прежнего шалопая. В остальном — пред нами высится памятником себе и поющемуся Командор. Командора в будущем он петь и собирается — Владимира Владимировича Маяковского. И что, спрашиваю я вас, он всем этим, тщательно скрываемым от прежних "подельников", и жил, мучался, бедняга? Этим монументальным настроением и состоянием? Этим плачем и причитаниями? Или — вдруг снизошло? Все может быть. Я вижу это — как духовное сектантство (ба-бах!). Что привело к этому, развило какие-то внутренние идеи до "экстремальных последствий"? Возможное нашептывание, что ты гений, остальные — прихлебатели; давай, как никто до тебя; с этим мы ворвемся на экраны? Так было бы считать самым простым… Дима видит происходящее совсем по-другому. Но… но все же, если вы попросите меня дать промежуточную оценку… я верю больше ему, а не себе. Хотя то, что делает сегодня по-альбомно Войтюшкевич, мне абсолютно не близко. Первый подойду пожать ему руку, если почувствую, что заблуждался. Захочет ли ответить на пожатие он?..
Дальнейшая же судьба KRIWI пока яснее (при том, что выпущенный недавно альбом "Minsk — Berlin", готовый к релизу уж с год назад, в свете нынешних устремлений Дмитрия Войтюшкевича выглядит так, будто он записан именно под его основным "идеологическим" влиянием, принявшим сегодня ту "окончательную" форму реализации, о которой я писал выше — минимум в музыке радости. Как интересно вырисовывается, да?!). Из двух вариантов — превратиться в аккомпанирующий состав Вероники Кругловой, последней из коренных "крывчан" (на это было бы любопытно посмотреть, в самом деле (правда, через годик так, глядишь, и Пит тогда бы свалил), могло бы родиться нечто фолк-джаз-роковое), или же двигаться в сторону мультикультурального табора — выбран второй. А зная, насколько богат на безумные проекты г-н Махно, да раздобудь под них необходимые финансы, сей кагал можно было бы запустить по городам и весям. Для затравки — Беларуси. Потом — перевалиться/возвратиться в Европу, затем — отправиться на пароходе за океан, как полунинский клоунский балаган-марафон. Нью-беларусики…
…Это мы теперь воспринимаем инопланетян среди нас как должное. А поначалу, помните? Вызывающие антенны на макушке, нездоровый, зеленый цвет кожи, щупальца вместо пальцев, копыта там, где должны быть ступни. А манера все время повторять одну и ту же фразу? "Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога…", "Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна…"… Сегодня инопланетяне — неотъемлемая часть нашего общества, пусть и не такая большая…
P.S. Приготовиться… кому бы приготовиться?.. "Ляписам"… или НОВАМУ НЕБУ?.. Посмотрим: ждите провокацию номер 3…
Пришла беда, откуда не ждали…
…Измена поселилась в середине 90-х в группе ПАЛАЦ. Пока нам по ушам равномерно распределяли лапшу, дескать, ПАЛАЦ — это экспериментальное коллективное творческое объединение по общим интересам, входящая в компанию структура под названием KRIWI взяла да и вылупилась в отдельный проект. "Кротами" выступили один из вдохновителей П. Юрий Выдронок, мультиинструменталист Дмитрий Войтюшкевич и Вероника Круглова, известная до "диверсии" по большей части тем, что была связана семейными узами с Павлом Заяцом (ЛЯВОНЫ), и как участница какого-то очередного фестиваля "Славянский базар" (в скобках: и в дальнейшем биографию и ПАЛАЦА, и KRIWI буду излагать вольно, потому — не напрягайтесь и не ловите на возможных ошибках: тут недавно довелось на одном портале вычитать очередную трактовку образования K. от одного из музыкантов коллектива — даже волосы встали… В оправдание утверждается, что оплошал журналист). Честно говоря, особо офигенного различия в творчестве П. и K. тогда не наблюдалось. Что первые играли фолк, вгоняя его в рамки рок-, поп- и электронной музыки, что вторые. Что первые использовали в качестве текстовой и мелодической основы белорусскую аутентику, затерянную в белорусских бескрайних землях, что вторые. Ситуация, при которой часть музыкантов ПАЛАЦА все же ушла в самостоятельное плавание, лично мне виделась в том числе и так. В какой-то момент использование в "живых" концертах П. "неживой" электроники привело к тому, что ворчание среди поклонников и слушателей П. — мол, команда стала работать под "фанеру" — сподвигло музыкантов на корректировку концертного звучания. Группа стала "возвращаться" к тому звуку, с которого начинала, однако в саунде завелась и другая "червоточина" — этакая явно эстрадная подача материала (ничего против нее не имею!). А Выдронок, много занимавшийся интегрированием электроники и "минусовок" в творчество ПАЛАЦА, решил опробовать свои идеи на стороне (любопытно, что на пороге веков ПАЛАЦ выпустил альбом ремиксов на свои песни…). Для чего и нашел на тот момент "не отходя от кассы" единоверцев. На короткий период. К тому же вполне возможно, что лидерские амбиции Юрия устали мирно сосуществовать с фронтменным лидерством "палацовца" Олега Хоменко.
Отворяй ворота…
KRIWI погнали коней резво. Из Германии докатились слухи о невероятном успехе там какой-то белорусской этно-группы. Из Азии степью доклубилась весть об участии команды в престижном международном сабантуе. И только на родине про удачи коллектива никто еще толком ничего не знал. Вывод: пора выпускать альбом и собирать пресс-конференцию, с пивом и закусем к нему. (Значит, пиши: "пропало". Ко всем молодым и не очень группам обращаюсь: ни в коем случае не проводите более-менее богатых на пойло и жратву пресс-конференций для нас. Про KRIWI — впереди. КАЛИ ЮГА пару раз провела, где эта юга, Юра? кали? THANK YOU JESUS, сэнкью за "Smirnoff", канечна, но что стало с JESUS\\\\\\\\\\\\\\'ом вам хорошо известно. Лучше позвоните мне по телефону: так и так, ждем. Без проблем!) Менеджеры появились — среди них, между прочим, тут была Саша Катьер, дочь известного телевизионного ведущего и кинокритика, мы с ним как-то на одном "Славянском базаре" в баре амфитеатра кэээээээк, но не об этом сейчас; там делами фирмы занимался Валера "Махно", личность удивительно трогательная и на подъем легкая при осуществлении различных творческих планов. Соляки концертные пошли, молоденькие девчонки (ДЗЕУКI они сейчас называются, если еще этот проект жив) на подпевках, другой Саша (вместе с Сашей той), Кривошеев, отметился вокальным бэком, Пит Павлов поучаствовал в записи одного из треков альбома, влились в "живой" состав и другие великие белорусские музыканты, как то: Кирилл Шевандо и Валерий Башков… Стоп-стоп-стоп, это уже было без Выдронка…
Беда не ходит одна…
Пока все наслаждались "стремительным домкратом", оказалось, что: а) Юра ушел из группы (реализовывать свои представления о единении "живой" и электронной фолк-музыки в собственный состав UR\\\\\\\\\\\\\\'IA, склонный к более кислотно-отвязанному музицированию, стартовавший очень неплохо, но в последнее время мало где замеченный), б) никакой он не генератор. Потому что: а) и б) KRIWI всегда были экспериментальным коллективным творческим объединением по общим интересам, из которого уже досужие журналисты вычленяли организационный гений ЮВ (снова "проблема" лидерства: как кто-то в группе начинал возвышаться над остальными — тут же получал по голове!), вокал ВК и шоуменство ДВ. А зато теперь у нас есть гитарреро ПП! Который и должен был разбавить (вместе с ритм-секцией Шевандо-Башков), начинавший превалировать, как и когда-то в случае с ПАЛАЦЕМ, электронный саунд KRIWI — безосновательно добавляю я. Проиграли ли K. что-то явно видимое/слышимое после ухода Выдронка? Нет. Казалось бы, наоборот — выиграли. В стране началась местечковая KRIWI-мания: группа становится "Группой года", Пит получает звание "Музыканта года", Вероника дважды признается "Княжной". Гастроли по западным клубам и фестивалям, от которых, правда, отцепляют Кирилла и Валерия с ДЗЕУКАМI — нерентабельно. Выступления группы превращаются в мультикультуральные шоу, с привлечением музыкантов из различных уголков земного шарика, с использованием музыки этих самых уголков, world-music вообще с присутствующими привычными элементами родного фолка, рок-аутентики и чуть ли не эйсид-джаза (загнуть-то я должен был хоть один раз?!). Наслаждайся/развивайся, казалось бы. Но Буцефал не выдержал…
Я несла свою беду…
Сегодня даже в самом ближайшем приближении никто не может сказать, сколь много культурно-белорусского осталось в KRIWI. Мульти — да, слышно. А конкретно белорусского — все меньше. Не в этом ли причина того, что Дмитрий Войтюшкевич оказался вне K.? Не в этом — отвечают Вероника с Питом. А в тех свойствах его мятущейся, "гниловатой" души, которые были до недавнего времени скрыты от посторонних глаз.
Не знаю, кто там кого в гражданском браке гнобил — Вероника Диму, Дмитрий Веронику, и там ли сперва две личности ополчились друг на друга, и уже потом трещина перекинулась, что естественно, на внутренние хоромы группы. Может, все было наоборот — два оставшихся от прежних KRIWI музыканта стали примерять шапку Мономаха сначала в группе. А тут еще соблазны мелкие: софиты, интервью, гастроли, кто в группе круче, тусовка окружающая, поклонники/поклонницы. В среде которых, как говорят, ДВ и нашел себе настоящую супругу. Как говорят те же, этакую Светлану Александровну Пенкину, увы, ныне вдову Владимира Мулявина, которая в какой-то момент стала обустраивать ПЕСНЯРЫ согласно своим представлениям о творчестве этой группы. В KRIWI до этого не дошло. Ибо разум был коллективный, как я уже писал, легко отторгающий из себя зарвавшиеся атавизмы. Коим на этапе, о котором идет речь, стал г-н Войтюшкевич. Свою роль, как чудится мне, тут еще сыграла и обыкновенная женская ревность со стороны Вероники (не думаю, что столь была чудовищна и непоправима вина Димы в том, что он устроил пару своих сольных концертов под вывеской KRIWI), а Пита накрутить уже было делом техники (да и по моему виденью, ПП наименее подвержен заражению бациллой лидерства, если это только не конкретно его проект (один из которых… фолковый!)). Одеяло, короче, потянули в разные стороны одновременно. Ткань треснула.
О бедном составе…
Можно предполагать, чем руководствовался ДВ при выборе концепта своих нынешних программ. Сначала альбом для детишков, с подтекстом для взрослых. Нерадостный альбомчик. Затем и вовсе смурнющие баллады. И только на редких сольных концертах — антологии своего творчества — он позволяет покуражиться, являя себя нам минутами в образе прежнего шалопая. В остальном — пред нами высится памятником себе и поющемуся Командор. Командора в будущем он петь и собирается — Владимира Владимировича Маяковского. И что, спрашиваю я вас, он всем этим, тщательно скрываемым от прежних "подельников", и жил, мучался, бедняга? Этим монументальным настроением и состоянием? Этим плачем и причитаниями? Или — вдруг снизошло? Все может быть. Я вижу это — как духовное сектантство (ба-бах!). Что привело к этому, развило какие-то внутренние идеи до "экстремальных последствий"? Возможное нашептывание, что ты гений, остальные — прихлебатели; давай, как никто до тебя; с этим мы ворвемся на экраны? Так было бы считать самым простым… Дима видит происходящее совсем по-другому. Но… но все же, если вы попросите меня дать промежуточную оценку… я верю больше ему, а не себе. Хотя то, что делает сегодня по-альбомно Войтюшкевич, мне абсолютно не близко. Первый подойду пожать ему руку, если почувствую, что заблуждался. Захочет ли ответить на пожатие он?..
Дальнейшая же судьба KRIWI пока яснее (при том, что выпущенный недавно альбом "Minsk — Berlin", готовый к релизу уж с год назад, в свете нынешних устремлений Дмитрия Войтюшкевича выглядит так, будто он записан именно под его основным "идеологическим" влиянием, принявшим сегодня ту "окончательную" форму реализации, о которой я писал выше — минимум в музыке радости. Как интересно вырисовывается, да?!). Из двух вариантов — превратиться в аккомпанирующий состав Вероники Кругловой, последней из коренных "крывчан" (на это было бы любопытно посмотреть, в самом деле (правда, через годик так, глядишь, и Пит тогда бы свалил), могло бы родиться нечто фолк-джаз-роковое), или же двигаться в сторону мультикультурального табора — выбран второй. А зная, насколько богат на безумные проекты г-н Махно, да раздобудь под них необходимые финансы, сей кагал можно было бы запустить по городам и весям. Для затравки — Беларуси. Потом — перевалиться/возвратиться в Европу, затем — отправиться на пароходе за океан, как полунинский клоунский балаган-марафон. Нью-беларусики…
…Это мы теперь воспринимаем инопланетян среди нас как должное. А поначалу, помните? Вызывающие антенны на макушке, нездоровый, зеленый цвет кожи, щупальца вместо пальцев, копыта там, где должны быть ступни. А манера все время повторять одну и ту же фразу? "Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога…", "Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна…"… Сегодня инопланетяне — неотъемлемая часть нашего общества, пусть и не такая большая…
P.S. Приготовиться… кому бы приготовиться?.. "Ляписам"… или НОВАМУ НЕБУ?.. Посмотрим: ждите провокацию номер 3…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике музыкальная газета