Ulis “Воздух тоже должен звучать” Слава Корень -
Слава Корень — перфекционист. Новый альбом ULIS "Люстра" будет окончательно доработан к концу весны, а сам релиз, хочется верить, будет презентован осенью. И не надо нетерпеливо рычать — просто Слава хочет, чтобы звук был действительно идеальным, а альбом — совершенным. Он буквально ночами не спит, сидя у компьютера и работая над каждым тоненьким оттенком и дуновением эфира. Если вам все-таки не терпится послушать новую программу эпохального и вечно изменяющегося ULIS'а, приходите на концерт 14-го марта (в ДК текстильщиков — смотрите афишу), а пока — вот что сам Корень рассказывает о внутренних путешествиях группы.
— Каждый альбом ULIS — это совершенно новое измерение. Новая программа тоже будет явлением какого-то другого порядка в сравнении с "Падарожжам"?
— ULIS — такая группа, что если мы уже сделали что-то, то второе такое же нам делать уже не интересно, и мы пытаемся делать это через другое. Так же будет и с "Зеркалом": это будет совершенно другой альбом, более современный. Современные аранжировки и, хочется надеяться, современный и хороший звук — так как я очень серьезно мучаю ту аппаратуру, что у меня есть. Мне хочется верить, что это будет лучший альбом ULIS.
— Современный — вы имеете в виду тематически, как это делают N.R.M., нацеливаясь на молодежную аудиторию?
— Современный — это значит, что он идет в ключе современной рок-музыки. То есть современного андерграунда. Потому что N.R.M. пытаются все-таки в современную поп-музыку войти, а нам поп-музыку неинтересно играть.
— Звук тоже будет "осовремененным"? Вы же сводите его на компьютере и, наверное, используете всякие электронные "фишки"...
— Наоборот: все время, которое я сейчас убиваю за компьютером, я уделяю тому, чтобы сделать "живую" запись, которая будет похожа на аналоговую. На компьютере очень легко делать музыку со всякими эффектами. А делать на компьютере так, чтобы звучало, как будто это качественная "живая" музыка — такого еще никому не удавалось. Я не буду делать всякие эффекты умопомрачительные, но, конечно, будут какие-то сюрпризы, я попытаюсь какие-то "мульки" туда вставить, к каждой песне будет отдельный концептуальный подход, и там будет своя изюминка в каждой. Например, новый вариант "Радио Свобода", уже сделанный почти, — у меня там две виолончели играют, я их наиграл сам на нашем сэмплере. Понятно, что это все равно сэмплер, но я старался играть так, как будто это "живые" виолончели.
— На альбоме будут еще какие-нибудь версии старых песен?
— Да, песни будут по-другому аранжированы, а еще будут песни, которых никто не слышал. Некоторые ("Круги на воде", например, — это из нашего первого альбома) мы будем играть на концерте."Краіна доугай белай хмары" — мы ее и раньше переделывали, но сейчас она вообще по-другому будет звучать, более современно. Она такая джазовая была немного, а сейчас она совсем по-роковому звучит, более "тяжело". Современная музыка сейчас довольно "тяжелая", но я все равно стараюсь, чтобы в записи было побольше воздуха.
— Это нельзя рассматривать как звуковое возвращение к тому периоду, который был в начале 90-х? С ним принято, наверное, сравнивать все последующие ваши альбомы и потом наезжать на ULIS за депрессивный смур, переаранжированность и отсутствие воздуха…
— Нет, когда я говорю о "воздухе" в звуке, я имею в виду сочетание насыщенности и какого-то свободного пространства. Когда будет мало инструментов звучать — когда много, когда громко — когда тихо; чтобы присутствовала динамика. Именно это понимание воздуха я имел в виду. Но воздух — он тоже должен звучать. И поэтому, когда мы делали "Падарожжа" на порто-студии, я просто физически не мог этот воздух сделать — было слишком мало дорожек. Сейчас дорожек у меня столько, сколько я захочу. А самое тяжелое, когда ты записываешь песню, — чтобы она хорошо звучала в те моменты, когда там минимум инструментов
— Вы сейчас слушаете какую-либо музыку, которая на вас влияет в плане звука?
— Сейчас я очень мало музыки слушаю. Все, что у меня было, я уже переслушал, а из нового — последнее, что я покупал, это был альбом TOOL.
— Мне казалось, что вы слушаете довольно много новой музыки…
— На самом деле новая музыка — это только та, что ты сам делаешь. Это и есть новая музыка. Ее ты можешь придумать только сам.
— Расскажите о своем участии в проекте "Скрыпка дрыгвы".
— Я не знаю, состоялся ли этот проект в целом, но в студии Белорусского телевидения мы для него записали три песни на слова Короткевича, и мне кажется, что вышло довольно неплохо. Мы записывали одну из этих песен для "Перекрестков Европы" — не знаю, покажут ли. В моем понимании, Короткевич — весьма современный автор для песен — некоторые, слушая их, могут подумать, что это писали про теперешнее наше состояние, ха-ха-ха! Надеюсь, что все песни войдут в альбом, и ничего не придется выбрасывать — потому что у меня двадцать песен записано…
— Двадцать? Это уже двойной альбом получается!
— Ну да, фактически это двойник, а поскольку денег на двойник нету, я должен поместить это на одном диске, это час двадцать. И еще одна причина, почему я хочу такой "двойной" альбом — я хочу, чтобы те, кто любит старый ULIS, послушали новые варианты любимых песен вроде "Чужаніца" и "Краіна доугай белай хмары", а молодые — те, кто слушает современную музыку — послушали новые песни. Я хочу совместить такое слияние вкусов — и альбом может оказаться весьма продуктивным… хочется верить, что он сыграет большую роль в истории группы.
— Когда альбом может выйти — ну, хотя бы приблизительно?
— Я надеюсь провести презентацию в сентябре — чтобы уже были "кружэлки" и полиграфия, чтобы все было красиво. Но если я почувствую, что не успеваю, я не буду спешить — я хочу, чтобы эта работа была нормальная. Я не хочу делать так, как все белорусские группы — "надо спешить, потому что деньги нужно платить" — я понимаю, что и мне деньги надо платить за такую работу — полгода работы в студии в наушниках! — но это я сам себе должен платить. А если бы я делал эту работу в студии, я бы просто не набрал столько денег.
— До альбома вы планируете как-то "обкатывать" новый материал с концертами?
— Мы хотели бы поиграть концерты. Очень хотели бы. Если кто-нибудь возьмется нас "покатать" и устроить нам концерты по всей Беларуси, мы бы с огромным удовольствием поехали. Это зависит от того, как пройдет этот концерт — мы ведь выбрали зал не очень близко к центру. Зато там довольно неплохой зал — я проверял — там уютно, хорошая, мягкая акустика и неплохой звук.
— Вы очень серьезно относитесь к собственному творчеству и к звучанию. У вас есть какая-то единая музыкальная философия или какие-то внутренние правила, которые постоянно "работают", когда вы на сцене или в студии?
— Это даже, скорей, можно использовать как совет молодым музыкантам. Когда ты хочешь сделать что-то на кого-то похожее, ты можешь этого и не сделать. Но если твоя цель — делать то, чего никто до тебя в жизни не делал — никогда не повторяй того, что делали другие. Я слушаю музыку обычно не для того, чтобы оттуда что-то взять. Скорей, чтобы знать, чего уже не нужно делать. Именно поэтому, когда я хожу на концерты маскальских и питерских групп, я делаю это не из интереса даже — на самом деле, они отстали от нас лет на десять. Не от ULIS'a даже — вообще от всех белорусских групп. А сама концепция такая — если это от души, то публика всегда это поймет и поддержит. Но если ты будешь стараться изобразить из себя что-то, а думать по-другому, то никогда в жизни ты ничего не сделаешь…
Слава Корень — удивительный человек. Он рассказал еще множество важных вещей — и про белорусских журналистов, и про группу U2, и про Роберта Фриппа, с которым его сравнивают (оказывается, Фриппа он послушал совсем недавно и удивился, что у него с "этим парнем" достаточно похожее музыкальное мышление), а еще про то, что когда-нибудь ULIS запишут очень серьезный концептуальный альбом, где все песни будут связаны единой идеей ("Такая вот лебединая песня"), но какой — естественно, не сказал: мало ли. Но редактор сказал: "Семь тысяч знаков" — вот ему семь тысяч (восемь с небольшим, между прочим... — О'К), а для тех, кто хочет больше — все остальное услышите в виде музыки, на концерте ULIS.
— Каждый альбом ULIS — это совершенно новое измерение. Новая программа тоже будет явлением какого-то другого порядка в сравнении с "Падарожжам"?
— ULIS — такая группа, что если мы уже сделали что-то, то второе такое же нам делать уже не интересно, и мы пытаемся делать это через другое. Так же будет и с "Зеркалом": это будет совершенно другой альбом, более современный. Современные аранжировки и, хочется надеяться, современный и хороший звук — так как я очень серьезно мучаю ту аппаратуру, что у меня есть. Мне хочется верить, что это будет лучший альбом ULIS.
— Современный — вы имеете в виду тематически, как это делают N.R.M., нацеливаясь на молодежную аудиторию?
— Современный — это значит, что он идет в ключе современной рок-музыки. То есть современного андерграунда. Потому что N.R.M. пытаются все-таки в современную поп-музыку войти, а нам поп-музыку неинтересно играть.
— Звук тоже будет "осовремененным"? Вы же сводите его на компьютере и, наверное, используете всякие электронные "фишки"...
— Наоборот: все время, которое я сейчас убиваю за компьютером, я уделяю тому, чтобы сделать "живую" запись, которая будет похожа на аналоговую. На компьютере очень легко делать музыку со всякими эффектами. А делать на компьютере так, чтобы звучало, как будто это качественная "живая" музыка — такого еще никому не удавалось. Я не буду делать всякие эффекты умопомрачительные, но, конечно, будут какие-то сюрпризы, я попытаюсь какие-то "мульки" туда вставить, к каждой песне будет отдельный концептуальный подход, и там будет своя изюминка в каждой. Например, новый вариант "Радио Свобода", уже сделанный почти, — у меня там две виолончели играют, я их наиграл сам на нашем сэмплере. Понятно, что это все равно сэмплер, но я старался играть так, как будто это "живые" виолончели.
— На альбоме будут еще какие-нибудь версии старых песен?
— Да, песни будут по-другому аранжированы, а еще будут песни, которых никто не слышал. Некоторые ("Круги на воде", например, — это из нашего первого альбома) мы будем играть на концерте."Краіна доугай белай хмары" — мы ее и раньше переделывали, но сейчас она вообще по-другому будет звучать, более современно. Она такая джазовая была немного, а сейчас она совсем по-роковому звучит, более "тяжело". Современная музыка сейчас довольно "тяжелая", но я все равно стараюсь, чтобы в записи было побольше воздуха.
— Это нельзя рассматривать как звуковое возвращение к тому периоду, который был в начале 90-х? С ним принято, наверное, сравнивать все последующие ваши альбомы и потом наезжать на ULIS за депрессивный смур, переаранжированность и отсутствие воздуха…
— Нет, когда я говорю о "воздухе" в звуке, я имею в виду сочетание насыщенности и какого-то свободного пространства. Когда будет мало инструментов звучать — когда много, когда громко — когда тихо; чтобы присутствовала динамика. Именно это понимание воздуха я имел в виду. Но воздух — он тоже должен звучать. И поэтому, когда мы делали "Падарожжа" на порто-студии, я просто физически не мог этот воздух сделать — было слишком мало дорожек. Сейчас дорожек у меня столько, сколько я захочу. А самое тяжелое, когда ты записываешь песню, — чтобы она хорошо звучала в те моменты, когда там минимум инструментов
— Вы сейчас слушаете какую-либо музыку, которая на вас влияет в плане звука?
— Сейчас я очень мало музыки слушаю. Все, что у меня было, я уже переслушал, а из нового — последнее, что я покупал, это был альбом TOOL.
— Мне казалось, что вы слушаете довольно много новой музыки…
— На самом деле новая музыка — это только та, что ты сам делаешь. Это и есть новая музыка. Ее ты можешь придумать только сам.
— Расскажите о своем участии в проекте "Скрыпка дрыгвы".
— Я не знаю, состоялся ли этот проект в целом, но в студии Белорусского телевидения мы для него записали три песни на слова Короткевича, и мне кажется, что вышло довольно неплохо. Мы записывали одну из этих песен для "Перекрестков Европы" — не знаю, покажут ли. В моем понимании, Короткевич — весьма современный автор для песен — некоторые, слушая их, могут подумать, что это писали про теперешнее наше состояние, ха-ха-ха! Надеюсь, что все песни войдут в альбом, и ничего не придется выбрасывать — потому что у меня двадцать песен записано…
— Двадцать? Это уже двойной альбом получается!
— Ну да, фактически это двойник, а поскольку денег на двойник нету, я должен поместить это на одном диске, это час двадцать. И еще одна причина, почему я хочу такой "двойной" альбом — я хочу, чтобы те, кто любит старый ULIS, послушали новые варианты любимых песен вроде "Чужаніца" и "Краіна доугай белай хмары", а молодые — те, кто слушает современную музыку — послушали новые песни. Я хочу совместить такое слияние вкусов — и альбом может оказаться весьма продуктивным… хочется верить, что он сыграет большую роль в истории группы.
— Когда альбом может выйти — ну, хотя бы приблизительно?
— Я надеюсь провести презентацию в сентябре — чтобы уже были "кружэлки" и полиграфия, чтобы все было красиво. Но если я почувствую, что не успеваю, я не буду спешить — я хочу, чтобы эта работа была нормальная. Я не хочу делать так, как все белорусские группы — "надо спешить, потому что деньги нужно платить" — я понимаю, что и мне деньги надо платить за такую работу — полгода работы в студии в наушниках! — но это я сам себе должен платить. А если бы я делал эту работу в студии, я бы просто не набрал столько денег.
— До альбома вы планируете как-то "обкатывать" новый материал с концертами?
— Мы хотели бы поиграть концерты. Очень хотели бы. Если кто-нибудь возьмется нас "покатать" и устроить нам концерты по всей Беларуси, мы бы с огромным удовольствием поехали. Это зависит от того, как пройдет этот концерт — мы ведь выбрали зал не очень близко к центру. Зато там довольно неплохой зал — я проверял — там уютно, хорошая, мягкая акустика и неплохой звук.
— Вы очень серьезно относитесь к собственному творчеству и к звучанию. У вас есть какая-то единая музыкальная философия или какие-то внутренние правила, которые постоянно "работают", когда вы на сцене или в студии?
— Это даже, скорей, можно использовать как совет молодым музыкантам. Когда ты хочешь сделать что-то на кого-то похожее, ты можешь этого и не сделать. Но если твоя цель — делать то, чего никто до тебя в жизни не делал — никогда не повторяй того, что делали другие. Я слушаю музыку обычно не для того, чтобы оттуда что-то взять. Скорей, чтобы знать, чего уже не нужно делать. Именно поэтому, когда я хожу на концерты маскальских и питерских групп, я делаю это не из интереса даже — на самом деле, они отстали от нас лет на десять. Не от ULIS'a даже — вообще от всех белорусских групп. А сама концепция такая — если это от души, то публика всегда это поймет и поддержит. Но если ты будешь стараться изобразить из себя что-то, а думать по-другому, то никогда в жизни ты ничего не сделаешь…
Слава Корень — удивительный человек. Он рассказал еще множество важных вещей — и про белорусских журналистов, и про группу U2, и про Роберта Фриппа, с которым его сравнивают (оказывается, Фриппа он послушал совсем недавно и удивился, что у него с "этим парнем" достаточно похожее музыкальное мышление), а еще про то, что когда-нибудь ULIS запишут очень серьезный концептуальный альбом, где все песни будут связаны единой идеей ("Такая вот лебединая песня"), но какой — естественно, не сказал: мало ли. Но редактор сказал: "Семь тысяч знаков" — вот ему семь тысяч (восемь с небольшим, между прочим... — О'К), а для тех, кто хочет больше — все остальное услышите в виде музыки, на концерте ULIS.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике музыкальная газета