Видеоклипы ВИРТУОЗНО И ВИРТУАЛЬНО
Милые, капризные, очаровательные, непосредственные, непостоянные, непреклонные, самые прекрасные на свете. Это женщины. В преддверии Международного женского дня "Виртуозно и виртуально" предпринимает грандиозный couch-surfing в честь женщин.
Никто не будет возражать, что женщина в электронной музыке — не редкость. DJ Storm, Nicolette, Mira Calix, Alison Goldfrapp, Ellen Alien, DJ Rap (еще помните такую?), пожилые рэйверы не забудут приписать Марушу в этот ряд имен. Как видите, тут и техно, и хаус, и транс, и IDM, и драм-н-бэйс. А если вспоминать не одиночек, а коллективы с женщиной-фронтменом, получившееся число можно смело возвести в степень. Существуют даже отдельные "женские" лейблы — в кавычках потому, что это, слава богу, условное понятие. И здесь их стилистика простирается, перефразируя одно название, от хардкора до неоромантики: от выпестованного Ханин Элиас "Fatal" до "Monika Enterprise", родного дома меланхоличных интеллектуалов KOMEIT, Barbara Morgenstern, CONTRIVA, Masha Qrella, FIGURINE, QUARKS...
В то же время электронная музыка часто ассоциируется с чем угодно, кроме женственности и сексуальности, как и видеоработы "композиторов из спальни", которые порой являются угрюмыми монохромными абстракциями. Если же продвигаться от техно-ядра к периферии электроники, ситуация не улучшается. С одной стороны — непрозрачный саундтрековый noir-эмбиент "Midnight Black Earth" BOHREN & DER CLUB OF GORE ("Black Earth"). С другой — цифровой рок-н-ролл третьего тысячелетия PANACEA. В их видео "Evil Seed" (альбом носит ироничное название "Underground Superstardom") злость и энергетика PRODIGY умножена на техническую "навороченность" и разбавлена брейками в неожиданных местах. Нет здесь места ни таинственным незнакомкам, ни домашнему очагу и заботе о потомстве.
Но у медали есть и обратная сторона, и ее невозможно игнорировать. Когда любая интересная музыка, будь то техно, хаус или IDM, сопровождается всевозможными футуристическими графическими, кубическими и прочими "техническими" визуальными экспериментами и украшена женским вокалом, результат по крайней мере любопытен, а порой превосходен. Примеры наугад: LITTLE RED RIDING HOOD, "Twice Upon A Time"; DOPE THE GLOBE, "Clarissa"; Yoshinori Sunahara, "Lovebeat (Not Space)" ("Lovebeat"); DECOMPOSED SUBSONIC feat. Twila.Too, "Etoile Bleue"; X PLORER + DEE PULSE "Trust" ("Pleasure Principles"); RED SPARROW, "Les Arbres"; MADREDEUS, "Oxala (Telepopmix)"; Max Tundra feat. Becky Jacobs, "Lysine" (эта жизнерадостная вещь до сих пор остается одним из моих фаворитов). Истинно народным стилем остается вокальный хаус: OCTAVE ONE feat. Ann Saunderson, "Blackwater", SCH, "Little Girl", и так далее, имя им легион.
В любом случае, грамотное использование женского вокала (и в некоммерческой музыке) является уместным и правильным. Что-то подобное уже делал Herbert (вспомните хиты его альбома "Bodily Functions"), а недавно воплотил в жизнь известный экспериментатор в электронной и построковой музыке Hans Platzgumer. На radio edit его трека "Miss Me" ("Software") был снят видеоклип, вокальную партию исполняет Catriona Shaw.
Если соединить вместе красивую девушку и стильную музыку, может получиться гремучая смесь! Так, парень, сидящий в наушниках в метро, представляет себя на вечеринке вот с этой симпатичной девчонкой, строящей глазки, и, кажется, этот "мираж" становится реальностью: GERLING, "Dust Me Selecta" ("Headzcleaner"). Да, женской красотой надо восхищаться, но не надо попадать в наркотическую зависимость от нее. Это чревато, о чем и предупреждают как никогда демоничные SUPERMEN LOVERS в "Diamonds For Her".
Кажется, никогда не устареет nu-jazz и стильный компостовский саунд. JAZZANOVA, "No Use" ("In Between"); TOSCA, "Honey" в своих многочисленных ремиксах; KOOP, "Summer Sun"; LLORCA with Nicole Graham, "Indigo Blues". Видеоработа MINUS 8 feat. Billie, "Run Away" ("Minuit") сделана а-ля стильные черно-белые эротические фото. И пускай мы не понимаем языка "бразилектро", на котором говорят тропические женщины, но мы чувствуем интонации: MAXWELL IMPLOSION, "Tic Tac" ("Small Circle Of Friends"). Симпатичен изящный электро-поп FUNK FOR SALE, "Loco" ("Many ways") — застенчивая и томная вокалистка Audrey из клипа "Loco" внешне напоминает Beth Gibbons (ex-PORTISHEAD). Кстати, Beth Gibbons тоже не молчит, недавно она выпустила совместный с Rustin\\\\\\\\\\\' Man альбом акустического трип-хопа "Out Of Season", из которого на экраны вышел видеотрек "Mysteries".
Мы плавно подошли к теме сезона: "электроклэш". Вот что думает известный журналист Андрей Горохов на этот счет: "Электроклэш — явление, во многом противостоящее хаусу и экстази. Электроклэш холоден, трезв, угловат и совсем не грувоносен…Техно-хаус анонимен, в электроклэше певцы буквально выпирают вперед, тексты остроумны, вульгарны, провоцирующи и оскорбительны. В электроклэше крайне важен и ретро-футуристический мотив. 20 лет назад электронная музыка воспринималась как поразительно новая, инопланетная, искусственная, вечная. И сегодня возвращается это ощущение будущего — механического, холодного, искусственно выведенного. Это принципиально машинная музыка. И общее настроение песен ей вполне соответствует: онемение, отчуждение, невроз, изоляция...". LADYTRON, "Playgirl (Glove remix)"; GOLDEN BOY with MISS KITTIN, "Rippin Kittin"; TOK TOK feat. Soffy O, "Day Of Mine", и так далее. Девушки поколения "электроклэш" имеют сильную потребность в самовыражении, и им не нужны для этого яркие шмотки и тонны макияжа. Взять клип TOK TOK feat. Soffy O, "Day Of Mine", — это свежий воздух, открытое море, в конце концов, наслаждение от каждого мгновения прожитой жизни! Небольшое отступление. Сейчас я перечитываю роман Сергея "Спайкера" Сакина "Больше Бена". Его герои, молодые русские авантюристы в Лондоне, изъясняются на особом жаргоне. Так, на их языке "щи" — это лицо, а "на сложных щах" — с сосредоточенным, серьезным, напряженным лицом. Так вот, девушки поколения "electroclash" не общаются со слушателем и зрителем "на сложных щах". Они просты и доступны. Напыщенность, пафосность и церемонность не приветствуются, а высмеиваются, как в клипе POPSHOP "Role Model" ("Salon Bizarre"). Но гламур и глянец остаются тем не менее. И не все так хорошо, как может показаться из шумихи вокруг новомодных тенденций. Например, меня, откровенно говоря, напрягает странная любовная парочка из причудливого и вычурного диско-рок-коллажа ELECTRIC 6 "Danger! High Voltage". Кажется, идея пошла в народ, то есть в оборот, и хорошего в этом мало.
FC KAHUNA, "Machine Says Yes" (из альбома с тем же названием, "Machine Says Yes") — как бы тоже "электроклэш" (скоро это слово навязнет у всех в зубах и станет дурным тоном!), но уже с подковыркой: музыка очень насыщенная, а девушка более агрессивно сексуальна. Это создает интересный контраст, а мрачноватая атмосфера напоминает "Hands Around My Throat" DEATH IN VEGAS. Даже в мире высоких технологий есть место для антисоциальных извращенок, хе-хе...
Что касается сексуальности, то в этом плане сейчас всех нас трудно чем-то удивить. Но одно дело — гангста-рэпперы в окружении толпы голых красоток, и совсем другое — самообнажение Bjork на "Vespertine". В своем роде шедевр электропримитива — SWAYZAK, "I Dance Alone", альбом называется "Dirty Dancing". Причем я не хочу обидеть участников английского дуэта словом "примитив", просто музыка звучит словно стилизация под какой-то жуткий эйсид-ремикс на синти-поп образца конца 80-х годов. Так вот, в клипе происходит этот самый "dirty dancing": сначала девушка танцует в маечке "Swayzak", а в конце она остается топлесс. James Taylor и David Brown (участники SWAYZAK) шутят в стиле английского юмора: "О чем эта песня? О мастурбации! Но я не знаю, что это такое... Не помню, забыл с четырнадцати лет". Обилием обнаженной натуры заваливают зрителя представители так называемой альтернативной поп-музыки. "Two" MOTEL CONNECTION, "I Don\\\\\\\\\\\'t Know You" COMEDY OF LIFE, "Tausend Sterne" PRAGA KHAN, и, традиционно, готическая и электро-индустриальная сцена, которую освещает "Schattenreich" — первое electronic/darkwave/EBM-шоу на немецком канале "Onyx Television". И, раз уж зашла речь про "Onyx", нельзя не проанонсировать новую программу "Chillout@Onyx", которая стартовала 1 марта. В этом еженедельном двухчасовом шоу будут представлены мини-фильмы на пьесы исполнителей из самых разных областей электронной поп-музыки. Подробности — на сайте www.onyx.tv.
Не всем женщинам по душе эксплуатация их сексуальности (KITBUILDERS, "Bad Girl"). Да, парни, бывает и так. Решительно, даже в чем-то феминистски настроены CHICKS ON SPEED (после своего совместного с MALARIA хита "Kaltes Klares Wasser" они выпустили еще несколько видеоклипов), NOTHINGFACE feat. Duft, "Wir Marschieren"; LE TIGRE, "Well, Well, Well"; 2RAUMWOHNUNG, "Freie Liebe" ("In Wirklich"). У этих исполнительниц на самом деле мало общего, разве только то, что они в основном из Германии. А современную немецкую музыку вообще невозможно подогнать под один критерий и охарактеризовать несколькими словами. Можно, например, делить тамошнюю женскую сцену на "светлую" (DONNA REGINA, "Blue (Happy With You)") и "темную" (LAUB, "Frei", "Wortspur" — сюрреальные техно-трип-хоп-ноктюрны), но и это будет не совсем верно.
Поп-музыка с электронным "подтекстом"... у-у-у, вы все знаете лучше меня. На сцену выходят и более-менее высоко в хит-парадах светятся гордые и независимые (типа!) исполнительницы, поющие что-то, соблазнительно отличное от репертуара Кристины Агилеры и Шакиры. Они умеют красиво одеваться и, что немаловажно, красиво раздеваться. Бог им в помощь, у них своя аудитория. Для полноты картины перечислю несколько неплохих видеоклипов из этой области. Обратите внимание, насколько широк географический охват. Англичане FROU FROU, "Must Be Dreaming" ("Details"); BIS, "The End Starts Today"; бывшие трип-хопперы NIGHTMARES ON WAX, "Know My Name" ("Mind Elevation"); экс-вокалистка ONE DOVE Dot Allison с песней "Strung Out"; немецкий dream-pop от AIM feat. Kate Rogers, "The Girl Who Fell Through The Ice" ("Hinterland"); альтернативный lounge, задумчивый r\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'b европейского образца RED feat. Karola, "One Love" ("Al-Hub"); испанский проект NAWJAJEAN, "Human Monkeys"; бельгийский коллектив LUNASCAPE, "Tears From The Moon" ("Reflecting Seyelence"); французская команда LA TAVERNE DU LAC, "Magic Single Barrel"; американка Heather Nova, "Gloomy Sunday"; новозеландцы STRAWPEOPLE feat. Big Runga, "Drive" ("No New Messages"); польский проект FUTRO, "Spacer Po Milosc", — беззаботный поп а-ля STEREOLAB и SAINT ETIENNE. И еще два более-менее известных имени. Бельгийцы HOOVERPHONIC, "The World Is Mine" ("Hooverphonic Presents Jackie Cane") — музыканты нервничают на сцене, выдавая на потеху публики в роскошных вечерних костюмах утонченную и грустную музыку под соусом модного easy listening. А если объединить GARBAGE, ROXETTE, DUBSTAR и OHM SQUARE, мы получим саунд финской группы KEMOPETROL. В ее видеоклипе "Saw It On TV" телереальность боевиков, мелодрам, фильмов ужасов врывается прямо в звукозаписывающую студию.
Элементы популярного стиля r\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'b можно обнаружить даже в мрачном японском хип-хопе: DJ Krush feat. Angelina Esparza, "Aletheuo (Truthspeaking)" ("Shinsou — The Message From The Depth"). А видеоролик XRS LAND "TV Aquarium" ("Salau") излагает приключения Алисы в Стране Чудес в виде путешествия японской девочки, в котором окружающая Среда представляет собой сложную машинерию вещей, то есть мир — это магнитофон, или телефон, или микрофон. Или телевизор?
Итог моего небольшого исследования оптимистичен. Мировая женская общественность вовлечена в синтезаторно-сэмплерное искусство, и ее образ широко представлен в произведениях современных электронных композиторов. Они превозносят и воспевают женскую красоту, за редкими исключениями, как в жутковато-брутальном клипе TERRANOVA "Mongril" ("Hitchhiking With No Particular Destination"). Техно нравится даже маленьким девочкам: PANTYTEK, "Elastobabe". Гимном представительницам прекрасной половины человечества предлагаю считать CASSIUS, "I\\\\\\\\\\\'m A Woman", а ее отечественной части — НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, "Лучшая девушка в СССР". Одно время показывавшийся по каналу Viva видеоклип на эту композицию был озаглавлен так: MESSER FUR FRAU MULLER, "Best Girls From USSR", именно "girls", что придавало ему несколько угрожающий и бандитский характер.
Рецепт от доктора Морозова: для поднятия настроения и соответствующего празднику тонуса смотреть 8 марта Benjamin Diamond, "In Your Arms (Joey Negro remix)" (хороший финал любовного треугольника), и мультяшное превью сборника "Verve Remixed" — RAE & CHRISTIAN, "Is You Is Or Is You Ain\\\\\\\\\\\'t My Baby" (веселая история ревности, любви и ненависти). Не стоит злоупотреблять просмотром клипов типа Tim Deluxe feat. Sam Obernik, "It Just Won\\\\\\\\\\\'t Do", может случиться приступ тоски по июльскому солнцу и игре в пляжный волейбол.
Позвольте на этой шутливой ноте попрощаться. Всем желаю приятного просмотра!
Никто не будет возражать, что женщина в электронной музыке — не редкость. DJ Storm, Nicolette, Mira Calix, Alison Goldfrapp, Ellen Alien, DJ Rap (еще помните такую?), пожилые рэйверы не забудут приписать Марушу в этот ряд имен. Как видите, тут и техно, и хаус, и транс, и IDM, и драм-н-бэйс. А если вспоминать не одиночек, а коллективы с женщиной-фронтменом, получившееся число можно смело возвести в степень. Существуют даже отдельные "женские" лейблы — в кавычках потому, что это, слава богу, условное понятие. И здесь их стилистика простирается, перефразируя одно название, от хардкора до неоромантики: от выпестованного Ханин Элиас "Fatal" до "Monika Enterprise", родного дома меланхоличных интеллектуалов KOMEIT, Barbara Morgenstern, CONTRIVA, Masha Qrella, FIGURINE, QUARKS...
В то же время электронная музыка часто ассоциируется с чем угодно, кроме женственности и сексуальности, как и видеоработы "композиторов из спальни", которые порой являются угрюмыми монохромными абстракциями. Если же продвигаться от техно-ядра к периферии электроники, ситуация не улучшается. С одной стороны — непрозрачный саундтрековый noir-эмбиент "Midnight Black Earth" BOHREN & DER CLUB OF GORE ("Black Earth"). С другой — цифровой рок-н-ролл третьего тысячелетия PANACEA. В их видео "Evil Seed" (альбом носит ироничное название "Underground Superstardom") злость и энергетика PRODIGY умножена на техническую "навороченность" и разбавлена брейками в неожиданных местах. Нет здесь места ни таинственным незнакомкам, ни домашнему очагу и заботе о потомстве.
Но у медали есть и обратная сторона, и ее невозможно игнорировать. Когда любая интересная музыка, будь то техно, хаус или IDM, сопровождается всевозможными футуристическими графическими, кубическими и прочими "техническими" визуальными экспериментами и украшена женским вокалом, результат по крайней мере любопытен, а порой превосходен. Примеры наугад: LITTLE RED RIDING HOOD, "Twice Upon A Time"; DOPE THE GLOBE, "Clarissa"; Yoshinori Sunahara, "Lovebeat (Not Space)" ("Lovebeat"); DECOMPOSED SUBSONIC feat. Twila.Too, "Etoile Bleue"; X PLORER + DEE PULSE "Trust" ("Pleasure Principles"); RED SPARROW, "Les Arbres"; MADREDEUS, "Oxala (Telepopmix)"; Max Tundra feat. Becky Jacobs, "Lysine" (эта жизнерадостная вещь до сих пор остается одним из моих фаворитов). Истинно народным стилем остается вокальный хаус: OCTAVE ONE feat. Ann Saunderson, "Blackwater", SCH, "Little Girl", и так далее, имя им легион.
В любом случае, грамотное использование женского вокала (и в некоммерческой музыке) является уместным и правильным. Что-то подобное уже делал Herbert (вспомните хиты его альбома "Bodily Functions"), а недавно воплотил в жизнь известный экспериментатор в электронной и построковой музыке Hans Platzgumer. На radio edit его трека "Miss Me" ("Software") был снят видеоклип, вокальную партию исполняет Catriona Shaw.
Если соединить вместе красивую девушку и стильную музыку, может получиться гремучая смесь! Так, парень, сидящий в наушниках в метро, представляет себя на вечеринке вот с этой симпатичной девчонкой, строящей глазки, и, кажется, этот "мираж" становится реальностью: GERLING, "Dust Me Selecta" ("Headzcleaner"). Да, женской красотой надо восхищаться, но не надо попадать в наркотическую зависимость от нее. Это чревато, о чем и предупреждают как никогда демоничные SUPERMEN LOVERS в "Diamonds For Her".
Кажется, никогда не устареет nu-jazz и стильный компостовский саунд. JAZZANOVA, "No Use" ("In Between"); TOSCA, "Honey" в своих многочисленных ремиксах; KOOP, "Summer Sun"; LLORCA with Nicole Graham, "Indigo Blues". Видеоработа MINUS 8 feat. Billie, "Run Away" ("Minuit") сделана а-ля стильные черно-белые эротические фото. И пускай мы не понимаем языка "бразилектро", на котором говорят тропические женщины, но мы чувствуем интонации: MAXWELL IMPLOSION, "Tic Tac" ("Small Circle Of Friends"). Симпатичен изящный электро-поп FUNK FOR SALE, "Loco" ("Many ways") — застенчивая и томная вокалистка Audrey из клипа "Loco" внешне напоминает Beth Gibbons (ex-PORTISHEAD). Кстати, Beth Gibbons тоже не молчит, недавно она выпустила совместный с Rustin\\\\\\\\\\\' Man альбом акустического трип-хопа "Out Of Season", из которого на экраны вышел видеотрек "Mysteries".
Мы плавно подошли к теме сезона: "электроклэш". Вот что думает известный журналист Андрей Горохов на этот счет: "Электроклэш — явление, во многом противостоящее хаусу и экстази. Электроклэш холоден, трезв, угловат и совсем не грувоносен…Техно-хаус анонимен, в электроклэше певцы буквально выпирают вперед, тексты остроумны, вульгарны, провоцирующи и оскорбительны. В электроклэше крайне важен и ретро-футуристический мотив. 20 лет назад электронная музыка воспринималась как поразительно новая, инопланетная, искусственная, вечная. И сегодня возвращается это ощущение будущего — механического, холодного, искусственно выведенного. Это принципиально машинная музыка. И общее настроение песен ей вполне соответствует: онемение, отчуждение, невроз, изоляция...". LADYTRON, "Playgirl (Glove remix)"; GOLDEN BOY with MISS KITTIN, "Rippin Kittin"; TOK TOK feat. Soffy O, "Day Of Mine", и так далее. Девушки поколения "электроклэш" имеют сильную потребность в самовыражении, и им не нужны для этого яркие шмотки и тонны макияжа. Взять клип TOK TOK feat. Soffy O, "Day Of Mine", — это свежий воздух, открытое море, в конце концов, наслаждение от каждого мгновения прожитой жизни! Небольшое отступление. Сейчас я перечитываю роман Сергея "Спайкера" Сакина "Больше Бена". Его герои, молодые русские авантюристы в Лондоне, изъясняются на особом жаргоне. Так, на их языке "щи" — это лицо, а "на сложных щах" — с сосредоточенным, серьезным, напряженным лицом. Так вот, девушки поколения "electroclash" не общаются со слушателем и зрителем "на сложных щах". Они просты и доступны. Напыщенность, пафосность и церемонность не приветствуются, а высмеиваются, как в клипе POPSHOP "Role Model" ("Salon Bizarre"). Но гламур и глянец остаются тем не менее. И не все так хорошо, как может показаться из шумихи вокруг новомодных тенденций. Например, меня, откровенно говоря, напрягает странная любовная парочка из причудливого и вычурного диско-рок-коллажа ELECTRIC 6 "Danger! High Voltage". Кажется, идея пошла в народ, то есть в оборот, и хорошего в этом мало.
FC KAHUNA, "Machine Says Yes" (из альбома с тем же названием, "Machine Says Yes") — как бы тоже "электроклэш" (скоро это слово навязнет у всех в зубах и станет дурным тоном!), но уже с подковыркой: музыка очень насыщенная, а девушка более агрессивно сексуальна. Это создает интересный контраст, а мрачноватая атмосфера напоминает "Hands Around My Throat" DEATH IN VEGAS. Даже в мире высоких технологий есть место для антисоциальных извращенок, хе-хе...
Что касается сексуальности, то в этом плане сейчас всех нас трудно чем-то удивить. Но одно дело — гангста-рэпперы в окружении толпы голых красоток, и совсем другое — самообнажение Bjork на "Vespertine". В своем роде шедевр электропримитива — SWAYZAK, "I Dance Alone", альбом называется "Dirty Dancing". Причем я не хочу обидеть участников английского дуэта словом "примитив", просто музыка звучит словно стилизация под какой-то жуткий эйсид-ремикс на синти-поп образца конца 80-х годов. Так вот, в клипе происходит этот самый "dirty dancing": сначала девушка танцует в маечке "Swayzak", а в конце она остается топлесс. James Taylor и David Brown (участники SWAYZAK) шутят в стиле английского юмора: "О чем эта песня? О мастурбации! Но я не знаю, что это такое... Не помню, забыл с четырнадцати лет". Обилием обнаженной натуры заваливают зрителя представители так называемой альтернативной поп-музыки. "Two" MOTEL CONNECTION, "I Don\\\\\\\\\\\'t Know You" COMEDY OF LIFE, "Tausend Sterne" PRAGA KHAN, и, традиционно, готическая и электро-индустриальная сцена, которую освещает "Schattenreich" — первое electronic/darkwave/EBM-шоу на немецком канале "Onyx Television". И, раз уж зашла речь про "Onyx", нельзя не проанонсировать новую программу "Chillout@Onyx", которая стартовала 1 марта. В этом еженедельном двухчасовом шоу будут представлены мини-фильмы на пьесы исполнителей из самых разных областей электронной поп-музыки. Подробности — на сайте www.onyx.tv.
Не всем женщинам по душе эксплуатация их сексуальности (KITBUILDERS, "Bad Girl"). Да, парни, бывает и так. Решительно, даже в чем-то феминистски настроены CHICKS ON SPEED (после своего совместного с MALARIA хита "Kaltes Klares Wasser" они выпустили еще несколько видеоклипов), NOTHINGFACE feat. Duft, "Wir Marschieren"; LE TIGRE, "Well, Well, Well"; 2RAUMWOHNUNG, "Freie Liebe" ("In Wirklich"). У этих исполнительниц на самом деле мало общего, разве только то, что они в основном из Германии. А современную немецкую музыку вообще невозможно подогнать под один критерий и охарактеризовать несколькими словами. Можно, например, делить тамошнюю женскую сцену на "светлую" (DONNA REGINA, "Blue (Happy With You)") и "темную" (LAUB, "Frei", "Wortspur" — сюрреальные техно-трип-хоп-ноктюрны), но и это будет не совсем верно.
Поп-музыка с электронным "подтекстом"... у-у-у, вы все знаете лучше меня. На сцену выходят и более-менее высоко в хит-парадах светятся гордые и независимые (типа!) исполнительницы, поющие что-то, соблазнительно отличное от репертуара Кристины Агилеры и Шакиры. Они умеют красиво одеваться и, что немаловажно, красиво раздеваться. Бог им в помощь, у них своя аудитория. Для полноты картины перечислю несколько неплохих видеоклипов из этой области. Обратите внимание, насколько широк географический охват. Англичане FROU FROU, "Must Be Dreaming" ("Details"); BIS, "The End Starts Today"; бывшие трип-хопперы NIGHTMARES ON WAX, "Know My Name" ("Mind Elevation"); экс-вокалистка ONE DOVE Dot Allison с песней "Strung Out"; немецкий dream-pop от AIM feat. Kate Rogers, "The Girl Who Fell Through The Ice" ("Hinterland"); альтернативный lounge, задумчивый r\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'b европейского образца RED feat. Karola, "One Love" ("Al-Hub"); испанский проект NAWJAJEAN, "Human Monkeys"; бельгийский коллектив LUNASCAPE, "Tears From The Moon" ("Reflecting Seyelence"); французская команда LA TAVERNE DU LAC, "Magic Single Barrel"; американка Heather Nova, "Gloomy Sunday"; новозеландцы STRAWPEOPLE feat. Big Runga, "Drive" ("No New Messages"); польский проект FUTRO, "Spacer Po Milosc", — беззаботный поп а-ля STEREOLAB и SAINT ETIENNE. И еще два более-менее известных имени. Бельгийцы HOOVERPHONIC, "The World Is Mine" ("Hooverphonic Presents Jackie Cane") — музыканты нервничают на сцене, выдавая на потеху публики в роскошных вечерних костюмах утонченную и грустную музыку под соусом модного easy listening. А если объединить GARBAGE, ROXETTE, DUBSTAR и OHM SQUARE, мы получим саунд финской группы KEMOPETROL. В ее видеоклипе "Saw It On TV" телереальность боевиков, мелодрам, фильмов ужасов врывается прямо в звукозаписывающую студию.
Элементы популярного стиля r\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'b можно обнаружить даже в мрачном японском хип-хопе: DJ Krush feat. Angelina Esparza, "Aletheuo (Truthspeaking)" ("Shinsou — The Message From The Depth"). А видеоролик XRS LAND "TV Aquarium" ("Salau") излагает приключения Алисы в Стране Чудес в виде путешествия японской девочки, в котором окружающая Среда представляет собой сложную машинерию вещей, то есть мир — это магнитофон, или телефон, или микрофон. Или телевизор?
Итог моего небольшого исследования оптимистичен. Мировая женская общественность вовлечена в синтезаторно-сэмплерное искусство, и ее образ широко представлен в произведениях современных электронных композиторов. Они превозносят и воспевают женскую красоту, за редкими исключениями, как в жутковато-брутальном клипе TERRANOVA "Mongril" ("Hitchhiking With No Particular Destination"). Техно нравится даже маленьким девочкам: PANTYTEK, "Elastobabe". Гимном представительницам прекрасной половины человечества предлагаю считать CASSIUS, "I\\\\\\\\\\\'m A Woman", а ее отечественной части — НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, "Лучшая девушка в СССР". Одно время показывавшийся по каналу Viva видеоклип на эту композицию был озаглавлен так: MESSER FUR FRAU MULLER, "Best Girls From USSR", именно "girls", что придавало ему несколько угрожающий и бандитский характер.
Рецепт от доктора Морозова: для поднятия настроения и соответствующего празднику тонуса смотреть 8 марта Benjamin Diamond, "In Your Arms (Joey Negro remix)" (хороший финал любовного треугольника), и мультяшное превью сборника "Verve Remixed" — RAE & CHRISTIAN, "Is You Is Or Is You Ain\\\\\\\\\\\'t My Baby" (веселая история ревности, любви и ненависти). Не стоит злоупотреблять просмотром клипов типа Tim Deluxe feat. Sam Obernik, "It Just Won\\\\\\\\\\\'t Do", может случиться приступ тоски по июльскому солнцу и игре в пляжный волейбол.
Позвольте на этой шутливой ноте попрощаться. Всем желаю приятного просмотра!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике музыкальная газета