Dumais, Steph Steph Dumais и Zombie Commandos
Сегодня я впервые поведу речь не об артистах электро-индустриальной сцены, а о человеке, связанном с ней косвенно, то есть через свои художественные произведения и стиль жизни. Героем моего материала станет канадский иллюстратор, графический дизайнер, видеоаниматор и художник Steph Dumais. Тематический спектр его работ довольно широк, но наибольший интерес для поклонников "Безумного Макса" и "Зловещих мертвецов" должны представлять его проекты, вдохновленные такими жанрами, как horror, sci-fi и киберпанк. Так, Steph Dumais является автором серии кровавых кибер-трэш-комиксов "Zombie Commandos From Hell" и психоделической футуристической серии "Club Zero G", он проектировал обложки для альбомов ASSEMBLAGE 23, BIOPSY, DEATHLINE INTERNATIONAL, SMP, ANDRACULOID, NEGATIVE FORMAT и даже :WUMPSCUT: (правда, Rudy Ratzinger в итоге использовал другое оформление). Третий выпуск комиксов о яростных зомби, стремящихся уничтожить человечество, был издан вместе с CD-компиляцией, на которой представлены треки ведущих команд электро-индустриальной сцены. Таким образом, визуальные изыски мастера были подкреплены качественным индустриальным саундтреком. Все это подвигло меня взять эксклюзивное интервью у Steph Dumais и предложить вашему вниманию рецензию на прелюбопытнейший сборник.
vAlien: Когда вы обнаружили у себя талант художника, иллюстратора и графического дизайнера и как вы оттачивали свою технику?
Steph: Я рисовал с раннего детства и мои родители скоро заметили, что мне это занятие нравится. Впоследствии они всячески поддерживали и развивали мой талант и отдали меня в художественную школу. Увлечение графическим дизайном стало следующим логическим шагом после рисования комиксов, затем я стал интересоваться цифровым искусством. Мой стиль обусловлен влияниями извне и используемыми инструментами. Например, я всегда работал с хорошими толстыми маркерами, что потом отразилось на моих компьютерных работах.
v: Откуда растут корни вашего интереса к horror/sci-fi/cyber-темам? Что думают о ваших работах окружающие вас люди?
S: Ужастики меня привлекали с детства, но по-настоящему я увлекся жанром horror и научной фантастикой в колледже, когда начал читать много книг по данной теме. Некоторое время я играл в компьютерные игрушки, и это также повлияло на меня. Киберпанк вошел в мою жизнь позже, когда я стал слушать электронную музыку. У людей разные мнения о моей работе. Конечно, никто прямо в лицо мне не скажет, что ему не нравится мое творчество, так как у меня очевидно есть свой уникальный стиль. Однако есть другая проблема: отдавая должное моему искусству, некоторые люди считают, что я растрачиваю свой талант, воспевая кровь и насилие. Эти ребята предпочитают мои более "мирные" работы и комиксы (например, "Club Zero G"). С другой стороны, многие люди узнают меня именно по брутальным комиксам, которые я рисую с детства. В колледже мои жестокие самиздатовские комиксы сделали меня популярной личностью, все просто балдели от моих карикатур на учителей. Однажды я даже продал партию изготовленных дома маек. Ну, а потом я начал публиковать серию комиксов "Zombie Commandos".
v: Будучи "мрачным художником" вы также создали несколько cd-artwork для различных электро-индустриальных групп. Вы работаете только с теми музыкантами, музыка которых вам нравится или необязательно? Каковы ваши предпочтения в современной электронике: future pop, EBM, rhythmic noise, трэнс, IDM, эмбиент? Назовите ваши любимые группы.
S: Нет особых стилистических предпочтений, просто мне нравится электронная музыка и я часто ее слушаю. Я бы хотел сделать обложки для альбомов метал-банд, потому что с художественной точки зрения здесь больше всего простора для настоящего искусства. Когда меня просят разработать обложку, то обычным фотографиям я предпочитаю свои иллюстрации. Мои музыкальные вкусы постоянно и сильно меняются. Сегодня я больше слушаю мрачный эмбиент (Steve Roach, Robert Rich, LUSTMORD, Jeff Greinke, AH CAMA-SOTZ...) и электроакустическую экспериментальную музыку. Но я по-прежнему под настроение слушаю трэнс и ЕВМ. Я никогда не прекращал слушать классику типа MINISTRY и PSYCHOPOMPS, иногда включаю death-метал (мне очень нравится группа DEATH). Я сравнительно недавно открыл для себя rhythmic noise и пытаюсь найти идеальный гибрид из нойза и death-метала, так как периодически мне нравится экстремальная музыка. В этом отношении неплохо звучит группа DISSECTING TABLE, но ей недостает энергии метала. Вообще-то я могу говорить на эту тему часами. Прямо сейчас я слушаю записи TANGERINE DREAM...
v: Существует связь между вашим стилем и городскими граффити, в основном это заметно по тяжелым и жирным линиям в ваших работах. Как вы прокомментируете это?
S: Я согласен. Забавно, но я лишь однажды попробовал написать граффити и после нескольких попыток бросил это занятие. Жирные линии в моих работах обусловлены использованием специальных маркеров. Это часть моего стиля. Картины Mike Mignola, Frank Miller, Brute и искусство русского конструктивизма показали мне, как жирные и угловатые линии рождают в изображениях мощь. Однако я редко использую линейки и прямые линии.
v: "Zombie Commandos From Hell" является вашей единственной серией комиксов? Вы рисуете их с помощью компьютера?
S: В данный момент я также работаю над "Club Zero G", серией sci-fi-комиксов по сценарию Douglas Rushkoff, для "BPM Culture Magazine" (djmixed.com). Первые восемь эпизодов в этом году также выйдут в виде отдельных книг. Это история о парне по имени Zeke, генетически разработанном военными для проникновения в параллельное измерение Club Zero G, сюрреалистический мир, созданный психическими мутантами из будущего. Эта серия не похожа на "Zombie Commandos From Hell", в ней больше психоделии и действуют реальные люди. Обе серии я рисовал чернилами, затем изображения были сканированы и обработаны на компьютере.
v: На основе комиксов о Zombie Commandos можно было бы снять крутой кибер-трэш-боевик. Кому из следующих режиссеров вы бы доверили сделать такое кино: Пол Андерсон, Дэвид Кроненберг, Джеймс Кэмерон, братья Вачовски, Дэвид Финчер или Даррен Ароновски?
S: Конечно, мысли о таком фильме посещали меня! Я еще не думал о каком-то конкретном режиссере, но точно знаю, каким должен быть фильм: эпическое кино со множеством элементов, характерных для фильмов класса B, с классической двухмерной анимацией в случае крупномасштабных боевых сцен (лучше всего смешать натурные съемки с анимацией). В отличие от нынешних высокобюджетных фильмов, мой будет иметь категорию R (избыток кровавых сцен, шумный и жесткий саундтрек, нецензурные выражения и эротические сцены). Теперь о персонажах: роль The Blood Queen я бы отдал пышногрудой азиатской порноактрисе, а главную героиню по имени Tatiana доверил сыграть сексапильной Кэрри Вурер, предварительно нарастившей мускулы, как Сана Коннор из второго "Терминатора". Я бы включил в фильм кучу сумасшедших спецэффектов, а толпы киборгов разъезжали бы в нем на футуристических грузовиках. Черт побери, если бы я мог, то сам бы снял такой фильмI Это точно был бы крупнобюджетный фильм класса В.
v: В ваших комиксах много юмора. Вы принципиально избегаете серьезной подачи материала?
S: Мне нравится гипертрофированность моего действия. Если бы я хотел сделать серьезный комикс, то не смог бы использовать избыточное насилие и такие яркие образы, потому что мне пришлось бы поддерживать определенный уровень реализма. Комиксы — это же чистое веселье, и юмор является здесь ключевым элементом. Юмор, похожий на мой, вы могли наблюдать, например, в фильме "Зловещие мертвецы: Армия Тьмы". Ну как можно всерьез воспринимать комиксы, в которых Бог Земли и сатана сообща истребляют людей?
v: Персонажи ваших комиксов срисованы с реальных людей (например, ваших друзей или родственников)?
S: Друзья, родственники и даже моя жена постоянно видят себя в моих героях. Но я в этом не уверен. Персонажи моих комиксов являются, скорее, собирательными образами нескольких людей. Как я уже говорил, Tatiana — это классическая крутая женщина в духе героинь таких фильмов, как "Чужие" или "Терминатор 2". С другой стороны, с персонажами "Club Zero G" все обстоит именно так, как вы сказали выше: главный герой (Zeke) является моим автопортретом, а основной женский образ (Serena) напрямую срисован с моей жены Nancy. Потому этих героев мне рисовать гораздо легче, чем остальных!
v: Кому первому пришла в голову идея параллельно с новым комиксом издать CD-компиляцию и как формировался список артистов-участников?
S: Забавно, но вроде бы никто не делал такого раньше. Поэтому я обнародовал планы на саундтрек на своем веб-сайте и вскоре получил первые отклики. Я отказывал многим группам, потому что мне нужны были только эксклюзивные треки. Постепенно к проекту начали проявлять интерес известные электронные команды, а далее пошла цепная реакция. Некоторое время ушло на то, чтобы собрать все треки вместе, но результат стоил того. Сейчас я занимаюсь промоушном конечного продукта.
v: Какие треки на диске вам нравятся больше всего? (Мой выбор пал на композиции MILLIGRAMME, HEADSCAN, MIMETIC, CAGE DECAY и MLADA FRONTA.)
S: Все необходимое есть в треке HEADSCAN: высокая энергия, отличный текст и куча сэмплов. Также мне очень нравится трек EMPUSAE, который идеально представляет войну с зобми. Немногие люди в курсе того, что три трека и интро содержат сэмплы с моим голосом (я наговорил и накричал фразы из комикса). HEADSCAN классно использовали их и таким образом смогли передать атмосферу комикса. Еще отличились NEGATIVE FORMAT и IMPLANT (изначально идея засэмплировать меня исходила от Alex Matheu).
v: Чем еще вы занимаетесь как художник?
S: Помимо комиксов и иллюстраций я занимаюсь веб-дизайном и интеграцией. Я также изучаю Flash-анимацию и хотел бы больше заняться живописью. Мне всегда нравится делать обложки дисков для групп. В данный момент я разрабатываю много корпоративных логотипов и занимаюсь рекламным дизайном.
v: Вы когда-нибудь злобно шутили (делали мелкие пакости) над людьми, особенно над девчонками?
S: Какой жуткий вопрос! Да, я много пакостил в школе и колледже и сегодня люблю подшутить над своим братом. Мы оба делаем это, чтобы развеселить себя. Дома жертвой моих проделок часто становится моя жена... хе-хе.
v: Вы верите в то, что вокруг нас бродят зомби?
S: Конечно, они повсюду! Но они не похожи на разъяренных Zombie Commandos. В нашем мире можно встретить много огрубевших, черствых зомби, преисполненных безразличия к бедствиям других людей. Особенно много зомби сегодня на телевидении.
vAlien: Когда вы обнаружили у себя талант художника, иллюстратора и графического дизайнера и как вы оттачивали свою технику?
Steph: Я рисовал с раннего детства и мои родители скоро заметили, что мне это занятие нравится. Впоследствии они всячески поддерживали и развивали мой талант и отдали меня в художественную школу. Увлечение графическим дизайном стало следующим логическим шагом после рисования комиксов, затем я стал интересоваться цифровым искусством. Мой стиль обусловлен влияниями извне и используемыми инструментами. Например, я всегда работал с хорошими толстыми маркерами, что потом отразилось на моих компьютерных работах.
v: Откуда растут корни вашего интереса к horror/sci-fi/cyber-темам? Что думают о ваших работах окружающие вас люди?
S: Ужастики меня привлекали с детства, но по-настоящему я увлекся жанром horror и научной фантастикой в колледже, когда начал читать много книг по данной теме. Некоторое время я играл в компьютерные игрушки, и это также повлияло на меня. Киберпанк вошел в мою жизнь позже, когда я стал слушать электронную музыку. У людей разные мнения о моей работе. Конечно, никто прямо в лицо мне не скажет, что ему не нравится мое творчество, так как у меня очевидно есть свой уникальный стиль. Однако есть другая проблема: отдавая должное моему искусству, некоторые люди считают, что я растрачиваю свой талант, воспевая кровь и насилие. Эти ребята предпочитают мои более "мирные" работы и комиксы (например, "Club Zero G"). С другой стороны, многие люди узнают меня именно по брутальным комиксам, которые я рисую с детства. В колледже мои жестокие самиздатовские комиксы сделали меня популярной личностью, все просто балдели от моих карикатур на учителей. Однажды я даже продал партию изготовленных дома маек. Ну, а потом я начал публиковать серию комиксов "Zombie Commandos".
v: Будучи "мрачным художником" вы также создали несколько cd-artwork для различных электро-индустриальных групп. Вы работаете только с теми музыкантами, музыка которых вам нравится или необязательно? Каковы ваши предпочтения в современной электронике: future pop, EBM, rhythmic noise, трэнс, IDM, эмбиент? Назовите ваши любимые группы.
S: Нет особых стилистических предпочтений, просто мне нравится электронная музыка и я часто ее слушаю. Я бы хотел сделать обложки для альбомов метал-банд, потому что с художественной точки зрения здесь больше всего простора для настоящего искусства. Когда меня просят разработать обложку, то обычным фотографиям я предпочитаю свои иллюстрации. Мои музыкальные вкусы постоянно и сильно меняются. Сегодня я больше слушаю мрачный эмбиент (Steve Roach, Robert Rich, LUSTMORD, Jeff Greinke, AH CAMA-SOTZ...) и электроакустическую экспериментальную музыку. Но я по-прежнему под настроение слушаю трэнс и ЕВМ. Я никогда не прекращал слушать классику типа MINISTRY и PSYCHOPOMPS, иногда включаю death-метал (мне очень нравится группа DEATH). Я сравнительно недавно открыл для себя rhythmic noise и пытаюсь найти идеальный гибрид из нойза и death-метала, так как периодически мне нравится экстремальная музыка. В этом отношении неплохо звучит группа DISSECTING TABLE, но ей недостает энергии метала. Вообще-то я могу говорить на эту тему часами. Прямо сейчас я слушаю записи TANGERINE DREAM...
v: Существует связь между вашим стилем и городскими граффити, в основном это заметно по тяжелым и жирным линиям в ваших работах. Как вы прокомментируете это?
S: Я согласен. Забавно, но я лишь однажды попробовал написать граффити и после нескольких попыток бросил это занятие. Жирные линии в моих работах обусловлены использованием специальных маркеров. Это часть моего стиля. Картины Mike Mignola, Frank Miller, Brute и искусство русского конструктивизма показали мне, как жирные и угловатые линии рождают в изображениях мощь. Однако я редко использую линейки и прямые линии.
v: "Zombie Commandos From Hell" является вашей единственной серией комиксов? Вы рисуете их с помощью компьютера?
S: В данный момент я также работаю над "Club Zero G", серией sci-fi-комиксов по сценарию Douglas Rushkoff, для "BPM Culture Magazine" (djmixed.com). Первые восемь эпизодов в этом году также выйдут в виде отдельных книг. Это история о парне по имени Zeke, генетически разработанном военными для проникновения в параллельное измерение Club Zero G, сюрреалистический мир, созданный психическими мутантами из будущего. Эта серия не похожа на "Zombie Commandos From Hell", в ней больше психоделии и действуют реальные люди. Обе серии я рисовал чернилами, затем изображения были сканированы и обработаны на компьютере.
v: На основе комиксов о Zombie Commandos можно было бы снять крутой кибер-трэш-боевик. Кому из следующих режиссеров вы бы доверили сделать такое кино: Пол Андерсон, Дэвид Кроненберг, Джеймс Кэмерон, братья Вачовски, Дэвид Финчер или Даррен Ароновски?
S: Конечно, мысли о таком фильме посещали меня! Я еще не думал о каком-то конкретном режиссере, но точно знаю, каким должен быть фильм: эпическое кино со множеством элементов, характерных для фильмов класса B, с классической двухмерной анимацией в случае крупномасштабных боевых сцен (лучше всего смешать натурные съемки с анимацией). В отличие от нынешних высокобюджетных фильмов, мой будет иметь категорию R (избыток кровавых сцен, шумный и жесткий саундтрек, нецензурные выражения и эротические сцены). Теперь о персонажах: роль The Blood Queen я бы отдал пышногрудой азиатской порноактрисе, а главную героиню по имени Tatiana доверил сыграть сексапильной Кэрри Вурер, предварительно нарастившей мускулы, как Сана Коннор из второго "Терминатора". Я бы включил в фильм кучу сумасшедших спецэффектов, а толпы киборгов разъезжали бы в нем на футуристических грузовиках. Черт побери, если бы я мог, то сам бы снял такой фильмI Это точно был бы крупнобюджетный фильм класса В.
v: В ваших комиксах много юмора. Вы принципиально избегаете серьезной подачи материала?
S: Мне нравится гипертрофированность моего действия. Если бы я хотел сделать серьезный комикс, то не смог бы использовать избыточное насилие и такие яркие образы, потому что мне пришлось бы поддерживать определенный уровень реализма. Комиксы — это же чистое веселье, и юмор является здесь ключевым элементом. Юмор, похожий на мой, вы могли наблюдать, например, в фильме "Зловещие мертвецы: Армия Тьмы". Ну как можно всерьез воспринимать комиксы, в которых Бог Земли и сатана сообща истребляют людей?
v: Персонажи ваших комиксов срисованы с реальных людей (например, ваших друзей или родственников)?
S: Друзья, родственники и даже моя жена постоянно видят себя в моих героях. Но я в этом не уверен. Персонажи моих комиксов являются, скорее, собирательными образами нескольких людей. Как я уже говорил, Tatiana — это классическая крутая женщина в духе героинь таких фильмов, как "Чужие" или "Терминатор 2". С другой стороны, с персонажами "Club Zero G" все обстоит именно так, как вы сказали выше: главный герой (Zeke) является моим автопортретом, а основной женский образ (Serena) напрямую срисован с моей жены Nancy. Потому этих героев мне рисовать гораздо легче, чем остальных!
v: Кому первому пришла в голову идея параллельно с новым комиксом издать CD-компиляцию и как формировался список артистов-участников?
S: Забавно, но вроде бы никто не делал такого раньше. Поэтому я обнародовал планы на саундтрек на своем веб-сайте и вскоре получил первые отклики. Я отказывал многим группам, потому что мне нужны были только эксклюзивные треки. Постепенно к проекту начали проявлять интерес известные электронные команды, а далее пошла цепная реакция. Некоторое время ушло на то, чтобы собрать все треки вместе, но результат стоил того. Сейчас я занимаюсь промоушном конечного продукта.
v: Какие треки на диске вам нравятся больше всего? (Мой выбор пал на композиции MILLIGRAMME, HEADSCAN, MIMETIC, CAGE DECAY и MLADA FRONTA.)
S: Все необходимое есть в треке HEADSCAN: высокая энергия, отличный текст и куча сэмплов. Также мне очень нравится трек EMPUSAE, который идеально представляет войну с зобми. Немногие люди в курсе того, что три трека и интро содержат сэмплы с моим голосом (я наговорил и накричал фразы из комикса). HEADSCAN классно использовали их и таким образом смогли передать атмосферу комикса. Еще отличились NEGATIVE FORMAT и IMPLANT (изначально идея засэмплировать меня исходила от Alex Matheu).
v: Чем еще вы занимаетесь как художник?
S: Помимо комиксов и иллюстраций я занимаюсь веб-дизайном и интеграцией. Я также изучаю Flash-анимацию и хотел бы больше заняться живописью. Мне всегда нравится делать обложки дисков для групп. В данный момент я разрабатываю много корпоративных логотипов и занимаюсь рекламным дизайном.
v: Вы когда-нибудь злобно шутили (делали мелкие пакости) над людьми, особенно над девчонками?
S: Какой жуткий вопрос! Да, я много пакостил в школе и колледже и сегодня люблю подшутить над своим братом. Мы оба делаем это, чтобы развеселить себя. Дома жертвой моих проделок часто становится моя жена... хе-хе.
v: Вы верите в то, что вокруг нас бродят зомби?
S: Конечно, они повсюду! Но они не похожи на разъяренных Zombie Commandos. В нашем мире можно встретить много огрубевших, черствых зомби, преисполненных безразличия к бедствиям других людей. Особенно много зомби сегодня на телевидении.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2003 год в рубрике музыкальная газета