Lovin' Spoonful, The Ложка, полная любви

Хотя начиналось все просто здорово. Начиналось с Джона Себастьяна, который в начале шестидесятых подыгрывал на гитаре гигантам фолка — Фреду Нилу, Тиму Хардину и Джоан Коллинз. Мастерство паренька не осталось незамеченным продюсерами фирмы грамзаписи Elektra Полом Ротшильдом и Эриком Джейкобсеном, частенько прибегавшим к его услугам. Джейкобсен как-то и услыхал пение Джона и, не удержавшись, посоветовал приятелю попытаться что-нибудь сочинить. Овладение этим искусством могло затянуться, не появись в феврале 1964-го неожиданный катализатор.
Февраль 1964-го запомнился американцам как месяц битломании. В тот самый вечер, когда ливерпульский квартет впервые появился на шоу Эда Салливана, перед телевизором в нью-йоркской квартире певицы Мамы Касс Эллиот сгрудилась куча народа. Был там и Себастьян — хозяйка обещала познакомить его с Ринго Старром. Разумеется, Ринго оказался ненастоящим — впрочем, длиной носа и волос Залман Яновски заезжего барабанщика очень даже напоминал. Только на барабанах он не играл — Зал был гитаристом, и новые знакомые вдоволь набренчались на гитарах по окончании телетрансляции.
Знакомство быстро переросло в дружбу и, поиграв немного с Касс и Яновски в одном из вашингтонских клубов, Джон набрал номер Джейкобсена, чтобы сообщить о том, что у них с Залом заваривается группа и владелец клуба Боб Кавальо собирается стать ее менеджером. Продюсер и менеджер — это, конечно, хорошо, однако состав необходимо было доукомплектовать ритм-секцией. Задача простая только на первый взгляд, ибо богема Гринвич-Вилледж рок-н-роллу предпочитала фолк. Фолк играла и команда под названием THE KINGSMEN, в отсутствие части состава временно сменившая вывеску на THE SELLOUTS и шутки ради исполнявшая более жесткую музыку, а потому именно к THE SELLOUTS обратились Яновски и Себастьян с просьбой порекомендовать кого-нибудь. В результате, THE KINGSMEN лишились басиста Стива Буна и барабанщика Джо Батлера, а новому квартету оставалось только позаимствовать из блюза Миссиссиппи Джона Харта фразу The Lovin\\\\\\\\' Spoonful — "Ложка, полная любви". Вполне в духе времени — приближалась эра хиппи.
То, что новый ансамбль ожидает большое будущее, было ясно всем, кого заносило в клуб "The Night Owl". Музыка квартета завораживала, несмотря на клоунаду Зала, строившего публике рожи, в то время как Джон робел и не решался оторвать взгляд от пола.
А когда Себастьян все-таки взглянул в зал, его взору предстало дивное зрелище самозабвенно кружащейся в танце шестнадцатилетней девушки. Под впечатлением от увиденного Джон в тот же вечер написал "Do You Believe In Magic". Именно эта песня и помогла четверке подписать контракт с Kama Sutra Records — никто больше, как ни странно, в группу не поверил. Даже Elektra — при том, что для этой фирмы SPOONFUL уже записали несколько песен, которые продюсер Джек Хольцман решил выпустить годом позже — когда, по его расчетам, команда должна была взлететь на вершину, что позволило бы ему на этих записях хорошо навариться. Действительно, в 1965-м квартет пошел на взлет. В августе "Magic" заняла подобающее ей место в "горячей десятке" хит-парада, став первым из семи успешных синглов, последовавших в ближайшие шестнадцать месяцев.
Все это время команда непрестанно гастролировала, неизменно сводя аудиторию с ума, — только вот, попытавшись повторить успех THE BEATLES, парни отнюдь не рассчитывали на то, что поклонницы станут бросаться и на них.
Но такой уж притягательной была музыка — смесь фолка, блюза, блюграсса и легкого джаза. К сожалению, хиты вроде "Did You Ever Have To Make Up Your Mind", "Rain On The Roof" и "Nashville Cats" затмили вышедшие в 1966-м альбомы "Daydream" и "Hums Of THE LOVIN\\\\\\\\' SPOONFUL" — работы намного более зрелые. В том же году поступили и заказы от будущих грандов кинематографа, вылившиеся еще в две пластинки. Напряжение не могло не отразиться на коллективе — причем не лучшим образом.
Началось все опять-таки с Себастьяна — блестящий композитор, он стал перетягивать одеяло на себя, что не могло прийтись по вкусу своенравному Яновски. Джон то нанимал симфонический оркестр, оставляя на долю Зала исполнение простейшего ритма, то обращался к услугам посторонних музыкантов, и дружеские отношения в коллективе начали сменяться деловыми. К тому же, члены SPOONFUL больше времени стали проводить в кругу семьи — ну а то, что Себастьян женился на бывшей подруге Яновски, дало последнему обильную пищу для шуток в адрес тихого и не слишком разговорчивого партнера. Но если коллеги терпели острый язык Зала,
то хиппи оказались менее лояльными по отношению к гитаристу, стоило тому оступиться.
Проступок Яновски в глазах поклонников выглядел совершенно непростительным: будучи арестованным в конце 1966-го за хранение "травы", Зал выдал имя своего поставщика. А что ему еще оставалось под угрозой незамедлительной депортации по месту прописки — в Канаду? Он же не мог подвести команду! Остальные трое поступок коллеги оценили и, если бы сданный им дилер не отказался от их предложения нанять хорошего адвоката, все было бы хорошо. А так...
Из всеобщего любимца Зал в одночасье превратился в "стукача". Публика его освистывала, он в отместку врубал гитару в три раза громче, чем следовало, и выступления срывались одно за другим. В июне 1967 года Яновски получил расчет — сменил его старый приятель Джерри Йестер, игравший на пианино еще в "Do You Believe In Magic".
Обид не было. Мало того, что Йестер чуть позже выступил в качестве сопродюсера диска Зала "Alive And Well In Argentina", в который входила и песня, сочиненная Себастьяном, но и сам Яновски стремился всячески продемонстрировать свое теплое отношение к SPOONFUL: во время первой фотосессии нового состава он обязательно оказывался в кадре.
Впрочем, уход Зала показал, что дело вовсе не в нем. Дело было в Себастьяне, постепенно утрачивавшим интерес к своему детищу. Последним альбомом с участием Джона стала пластинка 1968-го "Everything Playing". Нет, песни получились отличными — одна "Yonger Generation" чего стоит! — просто выступать артист больше не хотел. К тому же, он хотел вырваться из рамок ансамбля — его манила сольная карьера.
Распрощался Джон Себастьян летом того же 1968-го — чтобы годом позже предстать на Вудстоке в роли акустического трубадура. Несмотря на уход лидера, SPOONFUL не распались, и втроем выпустили еще пару синглов — в ипостаси вокалиста выступал Джо Батлер — и альбом "Revelation: Revolution \\\\\\\\'69". Батлер, Йестер и Бун попытались вернуть Яновски, но он возвратился в Канаду, где открыл собственный ресторан, и у них ничего не вышло. А потому не вышло больше и пластинок.
Квартет собирался еще дважды: в 1980-м, чтобы появиться в фильме Пола Саймона "One Trick Pony", и двадцатью годами позже, когда группу торжественно вводили в Зал славы рок-н-ролла. Впрочем, новая встреча с THE LOVIN\\\\\\\\' SPOONFUL вполне может состояться, ибо Джерри Йестер, Джо Батлер и Стив Бун время от времени выступают вместе, а в недавнее свое скандинавское турне Джон Себастьян пригласил и Зала Яновски. Так что, все может случиться, особенно сейчас, когда справедливость по отношению к ансамблю наконец-то восстановлена.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2003 год в рубрике музыкальная газета