Duke, Andrew
фантазии в стиле техно

Время индустриальных динозавров постепенно проходит, и на авансцену современной электроники выходят новые герои. Andrew Duke принадлежит к новому поколению канадских музыкантов, смело экспериментирующих со звуком. Недавно сразу несколько техноидных треков артиста появилось на различных компиляциях, в том числе на пятом диске важной для глобальной андерграундной электро-сцены серии "Bip-Hop Generation", однако главным событием лета 2002 года для нашего героя стало издание нового альбома "Sprung" на французском лейбле Bip-Hop.
Несмотря на то, что Andrew Duke на протяжении последних двух лет проявляет повышенную активность в сольной и коллаборационной сферах творчества, только в прошлом июне состоялся его дебют на европейской электронной сцене. Добро пожаловать на борт, Andrew! На CD "Sprung" музыкант приглашает слушателей совершить путешествие по черно-белому миру техно-фантазий. Канадец вынес на суд аудитории оригинальный микс, скомпанованный из элементов атмосферного эмбиента, минималистского техно, click-n-cuts, ритмического нойза и абстрактной laptop-электроники. Вы должны сами услышать эту странную музыку! Я же свою основную задачу сегодня вижу в том, чтобы поближе познакомить вас с Andrew Duke как личностью и подробно рассказать о его последней работе "Sprung".

vAlien: Andrew Duke — это ваше настоящее имя или псевдоним? Мне оно показалось очень английским по звучанию.
Andrew Duke: Andrew Duke — это мое настоящее имя.
v: Ваше музыкальное кредо?
AD: Быть уникальным и все время делать разные вещи — будь то моя собственная музыка, продюсирование других артистов, создание ремиксов или живые выступления.
v: Вы активны как музыкант и радио-ди-джей с 1987 года. Вы научились чему-то интересному за прошедшие годы?
AD: Я научился получать удовольствие от различных музыкальных стилей и узнавать о них много полезных вещей. Например, не столь важна личная жизнь артистов, сколько создаваемая ими музыка (меня не интересуют их дни рождения, с кем они занимаются сексом и т. п.). Грустно, что некоторым людям просто нравится слушать коммерческих артистов и совершенно не хочется познакомиться с музыкой неизвестных групп. Иногда людей слишком легко удовлетворить. Лично я предпочитаю развиваться и искать новое.
v: Легко ли творческой личности выживать в современных условиях музыкального бизнеса?
AD: Если вы креативны, потому что у вас есть потребность в творчестве, то вы всегда будете счастливы. Но если вы в музыкальном бизнесе, чтобы прославиться и сделать деньги, то, по-моему, ваша мотивация неправильна.
v: Вы живете в Канаде, стране, которую многие люди считают настоящим бастионом инновативной электронной и индустриальной музыки. Вы чувствуете особую электронную ауру вокруг вас?
AD: Я не чувствую особую ауру, но я очень рад видеть, как все больше канадских электронных музыкантов получают признание в мире.
v: Какие источники звуков вы использовали при создании CD "Sprung"?
AD: Я использовал комбинацию сэмплов из чужих записей (JONZUN CREW на "Hell Yeah!", Stevie Wonder на "Crablike", SHRIEKBACK на "Shark Circles", плюс детские пластинки и библиотеки звуковых эффектов), "стандартные" электронные звуки (например, синтезатор "Roland Juno 106", драм-машины 606, 808 и 909 для трека "Siamese"), записанные на натуре органичные звуки (гром, вода, дождь и т. д.) и множество звуков собственного производства (на базе редакторов 2Ableton Live", "Acid", "Reaktor", "Audiomulch", "Sound Forge", "Cool Edit").
v: Какой атмосферой вы хотели наполнить треки альбома "Sprung"?
AD: Я хотел, чтобы альбом звучал как одно целое произведение с начала и до конца, а не как коллекция или компиляция треков. Важна каждая песня, существует связь между всеми треками, особая текучесть музыки. Я также не хотел делать длинный альбом; иногда люди издают 74-78-минутные программы, что не всегда работает, потому что часть материала ради общей концепции можно было бы и попридержать, даже если он хороший.
v: Какова была изначальная звуковая концепция "Sprung" и менялась ли она на протяжении работы?
AD: Моя концепция заключалась в том, чтобы удачно смешать на одном альбоме несколько стилей. Мне не хотелось 11 раз делать одну и ту же песню. Некоторые из моих песен являются отражениями друг друга (например, "Inbox и "RSVP"), в то время как другие полностью уникальны. Электронный саунд трека "Hell Yeah!" словно открывает ворота альбома, а последний трек "Ut Ut" холодно завершает работу, оставляя слушателю пространство для размышлений. Philippe Petit с лейбла Bip-Hop помогал мне компоновать треки и разбираться в том, чего же я собственно хочу.
v: CD "Sprung" отражает ваши последние музыкальные влияния?
AD: Я всегда пытался делать что-то новое, несмотря на то, что делают другие. Конечно, на меня влияют слышимые вокруг звуки, — начиная от гудения рефрижератора и пения птиц и заканчивая хип-хопом, соулом, роком, электроникой, — я не записываю свою музыку на базе чужих наработок. Сегодня просто невозможно избежать влияний и трендов, но по крайней мере я не пытаюсь осознанно копировать чей-то саунд.
v: Как вы думаете, что заставляет людей слушать экспериментальную электронную музыку вроде вашей либо AUTECHRE, COIL, LUSTMORD или Kit Clayton?
AD: Люди — разумные создания, которые нуждаются в постоянном развитии. Мы ценим комфорт, но нам всегда нужно пробовать новые вещи — в этом заключаются маленькие радости жизни. Отсюда желание слушать экспериментальные и новые звуки вместо музыки, которая нам уже хорошо известна.
v: Как вы пришли к этим странным и авангардным звуковым формам?
AD: Я вырос в маленьком городе, где была одна единственная радиостанция; она передавала много рок- и поп-музыки 80-х годов, которая мне не нравилась, но иногда они играли электронику, например ранних DEPECHE MODE, EURYTHMICS, HUMAN LEAGUE, от которых я действительно балдел. Я начал искать и покупать электронные записи, читать специальную прессу и делать собственную музыку. Радиопрограмма "Brave New Waves" (выходила ежедневно на CBC — национальное радио Канады) познакомила меня в тинейджерском возрасте с такими артистами, как FRONT 242, NITZER EBB, SKINNY PUPPY, SCRAPING FOETUS OFF THE WHEEL (Jim Thirlwell), NURSE WITH WOUND, COIL и многими другими. Я часто засиживался до глубокой ночи, слушая эту программу.
v: Вы и другие экспериментальные музыканты ищите новые звуки, ритмы, структуры и часто находите весьма любопытные образцы. Иногда это выглядит как соревнование: кто откроет более оригинальный, свежий, безумный саунд. А потом известные поп-артисты с помощью продюсеров и мейджор-лейблов включают парочку таких новых идей в свои песни — и модерновые поп-хиты готовы. Ваш комментарий?
AD: Я бы не называл это соревнованием, да и другие артисты так не считают; я переписываюсь с людьми, музыка которых мне нравится; например, я фанат Kit Clayton, а он мой поклонник. Мы взаимно получаем удовольствие от нашей музыки и поддерживаем друг друга. Так что это не соревнование, а скорее братство электронных музыкантов. Я был фанатом музыки Mitchell Akiyama с тех пор, как впервые услышал ее, и поэтому был очень рад, когда в мае выступал с ним на одной сцене в Монреале. Мы все одна большая семья электронных музыкантов. Я согласен, что поп-музыка действительно использует много идей из электронной музыки, но я не думаю, что это плохо. Мне очень нравится поп/ритм-энд-блюз/хип-хоп-продюсеры вроде THE NEPTUNES и Timbaland (Aaliyah является одной из моих фавориток, и после ее смерти я посвятил ей песню), и я знаю, они в свою очередь также влияют на электронную музыку. Я не копирую звучание THE NEPTUNES и Timbaland, но мне нравится их работа со звуком, структуры песен и поэтому, имея такие замечательные примеры перед глазами, я стараюсь улучшить качество и своих треков. Иногда поп-музыка сама по себе хороша, но манера пения вокалистов и лирика ужасны; например, THE NEPTUNES написали и спродюсировали "Slave 4 U" для Britney Spears; мне не нравится Britney Spears, но я люблю инструментальную версию этой песни. THE NEPTUNES проделали великолепную работу с Kelis, мне нравится их коллабрация с Babyface на "There She Goes". Также ремикс Soulpower на песню Usher "U Got It Bad" просто восхитителен. Я получаю удовольствие от песен Missy Elliot, TWEET, India.Arie, Amel Larrieux, THE ROOTS, Maxwell и других артистов. Кроме того, я считаю, что это классно, когда Madonna и Bjork, которые могут позволить себе записывать все что захотят, выбирают в партнеры электронных продюсеров. Иногда людям нравится выставлять напоказ свои элитарные вкусы и говорить: "Я не люблю поп-музыку". Но ведь это так печально — музыка остается музыкой; не важно поп это или экспериментал; вопросы надо ставить так: "Хорошая это музыка или плохая? Нравится она или нет?" Мне нравятся все типы музыки, старая и новая, поп, рок, экспериментал, электроника и т. д. Важно быть open minded и получать наслаждение от любой хорошей музыки.
v: Как вы оказались на французском лейбле Bip-Hop?
AD: Мне нравились все релизы, издаваемые на Bip-Hop с момента его основания. Поэтому позапрошлым летом я выслал Philippe Petit свое демо. Музыка ему понравилась, и он попросил меня написать трек для "Bip-Hop Generation v.5" и альбом. Отклики на композицию "Alphabetic" и альбом "Sprung" были положительны. Я также надеюсь поучаствовать в серии "Reciprocess" между лейблами Bip-Hop и Fallt и в проекте "Sound Toys" вместе с Tonne. C Bip-Hop замечательно работать; Philippe очень любит музыку и много время уделяет ее промоушну. Так что я очень рад издаваться на Bip-Hop.
v: Вы представляете интересы лейбла в Канаде?
AD: Я единственный канадец, выпустивший альбом на Bip-Hop. Я не партнер и не представитель лейбла в Канаде, просто я хочу помочь Bip-Hop и продвигаю его продукцию здесь; как и Philippe, я высылаю промо-диски канадским журналистам, радиостанциям, журналам и т. д. TWINE помогают лейблу в США, SI-CUT.DB — в Англии; мы делаем это, потому что заботимся о Bip-Hop и издаваемой им музыке.
v: Расскажите о стилистике ваших новых альбомов "Consumer Versus User", "Physical And Mental Health", "More Destructive Than Organized", "Highest Common Denominator"?
AD: "Physical And Mental Health" вышел на лейбле Folding Cassettes/Dial Records (dialrecords.com); это симбиоз разных экспериментальных стилей, начиная от манипулирования органичными звуками и заканчивая glitchy-материалом, мрачным эмбиентом, и даже новая версия трека, который я записал в 1994 для сингла "Ashes And Ceremony" (Cognition Audioworks). Был издан "More Destructive Than Organized". Запись доступна через Bake/Staalplaat (staalplaat.com). Это два взаимоотражающихся коротких кусочка музыки, рассказывающие о том, как мы уничтожаем друг друга в войнах и в повседневной мирной жизни (ментально и физически), плюс один длинный трек. "Highest Common Denominator" вышел в ноябре на Piehead Records (pieheadrecords.com). Это ритмичный материал, но отличный от треков "Sprung". "Consumer Versus User" будет издан в этом году на Phthalo (phthalo.com). Это будет смесь ритмичных стилей, иногда жестких и экспериментальных, временами легких и слушабельных. Я использую кучу идей на этом диске и, возможно, включу в него несколько ремиксов. Но работа также еще не закончена.
v: Количество новых записей говорит о том, что сегодня вы продуктивны как никогда?
AD: Мне нравится создавать новые звуки и треки. Мне приходилось быть очень занятым в своей жизни другими вещами (работа, семья, друзья), когда у меня не оставалось времени на дизайн нового саунда и работу над песнями. Также случалось делать музыку много часов подряд. Так что все зависит от моего расписания и количества свободного времени в нем. Но я стараюсь, чтобы каждый мой альбом звучал по-новому, так что люди получат уникальный опыт с каждой пластинкой Andrew Duke.
v: Это правда, что у вас будет коллаборация с Nicole Elmer aka NEUTRAL на берлинском лейбле Ad Noiseam? Какие сюрпризы вы готовите вместе?
AD: У нас с Nicole есть по треку на сборнике "Integral Components" (2001, Component) и мне очень нравится ее песня и альбом, который также был издан на Mad Monkey Records. Я связался с ней, и она сказала, что хотела бы поработать со мной. Нам осталось только найти время для этого (у нас еще не было возможности сделать что-либо вместе, и мы не обсуждали будущий релиз с заинтересованными лейблами). В Монреале я работал с I8U (лейблы Bake, Staalplaat, Mutek, Oral, Piehead), потом — в Торонто, в студии POLMO POLPO (Substractif, Audi Sensa). Если позволит время, я также что-нибудь запишу вместе с Mike Donovan (работал с Kit Clayton и O.S.T) и Anne Sulikowski. Мне нравятся коллаборации — классно обмениваться идеями и звуками, а потом слышать удачный результат. Примерно по этой же причине я люблю делать ремиксы — вы используете то, что было создано другими артистами, в качестве отправной точки и получаете что-то совершенно новое; так я сделал ремикс для THE BLAMESHIFTER (famefame.com), записал ремиксы вместе с CHICKS ON SPEED. Мне нравится ремикшировать артистов разных стилей. Когда я был моложе, я мог записать целую кассету ремиксов ради забавы. Когда я играл свои DJ-сеты, то часто измывался над песнями других артистов (DOORS, TWEET, Usher, Missy Elliot). В прошлом мае меня попросили сделать ремикс на песню PINK FLOYD для нового норвежского лейбла TV5. Это должно быть интересно. В общем, я всегда открыт всему новому!
v: Вы бывали в Европе с концертами?
AD: Еще нет. Меня пригласили поиграть в Англии, так что я надеюсь прокатиться по Европе в начале этого года. Промоутеры могут присылать мне предложения на e-mail cognition@techno.ca.
v: Каковы ваши интересы помимо музыки? Какие фильмы вам нравятся?
AD: Мне нравится пробовать новые блюда, проводить время с семьей и друзьями, играть с животными, учиться и заниматься спортом, читать, путешествовать, смотреть фильмы, но особенно встречаться с новыми людьми и пробовать новое. Я как акула, мне надо двигаться (отсюда название трека "Shark Circles"). Я не люблю брать напрокат видео, скорее я пойду в кинотеатр и посмотрю фильм на большом экране. Мне нравятся разные фильмы, но предпочтение отдаю независимым работам.
v: Вы находитесь в оппозиции чему-либо?
AD: Я думаю, что люди должны просто наслаждаться жизнью и позитивно воспринимать мир. Вокруг так много негативных людей, и это нехорошо. Фразы вроде "life's a bitch" не имеют для меня смысла; почему вы несчастливы оттого, что живы? Некоторые люди трагично погибают, молодыми, в войнах, несчастных случаях или от болезней. Если бы мы могли спросить этих людей, то никто бы из них не ответил, что счастлив оттого, что умер! Так почему же мы постоянно жалуемся на жизнь? Нужно менять свое отношение к жизни, делать больше доброго. Я не религиозен, но я верю в добро. Вы можете быть носителем позитивной или негативной энергии в мире, выбор за вами. (Я не читаю проповедь, просто я так чувствую.)
v: Какие звуки раздражают вас?
AD: У меня есть проблемы со слухом (болен внутренний ушной канал, поэтому я иногда плохо слышу и раньше ощущал сильные боли), так что меня раздражают сильно "сдвинутые" звуки. Часто, когда люди говорят тихо, я не могу расслышать сказанное; некоторые люди говорят, что я говорю слишком громко, но не потому что я хочу обратить на себя внимание, просто я не осознаю, что говорю громко. В детстве у меня были такие серьезные проблемы со слухом, что мне пришлось научиться читать слова по губам. Даже сегодня я часто не слышу, что люди говорят мне, и иногда это приводит к забавным ситуациям, или наоборот. А вообще-то, мне не нравится любая глупая музыка, сделанная исключительно ради продажи и получения денег. Я предпочитаю музыку, в которой есть душа и творческая идея. Я не фанат сфабрикованных банд, участники которых не являются авторами песен; они похожи на марионеток — это музыкальный фастфуд.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета