Видеоклипы
ВИРТУОЗНО И ВИРТУАЛЬНО: смеяться, право, не грешно

Сегодняшний выпуск "Виртуозно и виртуально" посвящен юмору в видеоклипах. Электронных, разумеется. Хотя жаль отсекать, например, яркую политическую сатиру, всегда актуальную в поп-музыке ("Shoot The Dog" Джорджа Майкла, немецкая пародия на "Ketchup Song", Эминем и так далее). Что действительно смешного, забавного или просто "с фигой в кармане" ценители "электронного арт-хауса" видели в 2002 году?

Ниже приведены названия проектов, затем — клип (в скобках указан альбом) и краткий комментарий. Все проекты рекомендованы к прослушиванию и просмотру.

MR. SCRUFF, "Sweetsmoke" ("Trouser Jazz"). Веселое свингующее uptempo с фирменным мультом: забавные округлые персонажи, нарисованные жирным фломастером.

RALPH MYERZ AND THE JACK HERRON BAND, "Nikita" ("A Special EP"). Изящный easy listening служит сентиментальным фоном к истории о девушке, которая работает продавщицей, но мечтает победить на соревнованиях по бодибилдингу.

S.I.FUTURES, "We\\\\\\\\\\\\'re Not A Rockband" ("The Mission Statement"). На деловом собрании дают установку: "Мы — не рок-группа". Строгий стиль, музыкальный инструмент — компьютер, никаких гитар и выбрасывания мебели из гостиничных номеров.

ROYKSOPP, "Remind Me" ("Melody A.M."). Очень изобретательный клип, до отказа набитый графиками, схемами, диаграммами, и справедливо получивший звание лучшего танцевального клипа на "MTV Europe Music Awards 2002".

FISCHERSPOONER опять удивили. Их "The 15th" ("# 1") — великолепная имитация электронной неоромантики а-ля ранний DEPECHE MODE, SOFT CELL, ULTRAVOX. Мы слышали (и видели) уже и FELIX DA HOUSECAT, и PLAYGROUP, и FUNK FOR SALE, и JAN GAZAR-RA… Никто из них так последовательно и сосредоточенно не возвращался в 80-е. Плюс самоироничный ход в конце, когда из уезжающей машины доносится "Emerge" (первый хит FISCHERSPOONER).

Много хороших, остроумных, да и просто вызывающих улыбку видеоработ делается в Германии. SEELENLUFT, "Manila" ("Out Of The Woods"). Клип интересен одним приемом: под инструментальную пьесу негритенок поет в real-time. Или это очень удачный lip-synch. MARTINI BROS, "Dance Like It Is OK" ("Play"). Эти немецкие юмористы под бодрый техно-ритм пародируют телерекламы гимнастических тренажеров. ROCKO SCHAMONI, "Heart Of Plastic (Egoexpress rmx)". Юмор для парней с лицом попроще. Дурновато, но весело. LA BOOM, "Cause We Need Some Boom" ("Atarihuana"). Дуэт из Ганновера любит космическую и НЛО-тематику. Клип запоминается веселой музыкой и обилием компьютеров вместо голов. 2RAUMWOHNUNG, "Ich Weiss Warum" ("In Wirklich"). История о молодом контролере, безбилетной девушке и ее очаровательном бульдоге (не менее трогательная подоплека у нового клипа старины Moby "In This World" ("18"), в котором крошечные инопланетяне безуспешно пытаются установить контакт с человеческой расой; но не будем покидать пределы техно-Фатерлянда).

SCHNEIDER TM, "Reality Check" ("Zoomer"). После "уродливого" мультфильма "Frogtoise" (также "Zoomer") немецкий "гений из спальни" Шнайдер выпустил очень продуманный клип о смешении реальности и виртуальности, с ироничным финалом. Эту музыку характеризует насыщенный и красивый звук. Еще в 2001 году в похожем по музыке стиле был выдержан клип "Pick Up The Phone" от THE NOTWIST. Если пока нет термина pop-IDM, то его надо придумать! Например, для определения стиля двух нижеследующих групп.
KUNSTLER TREU, "Postcard From A Foreign Strand" ("My Sketchbook Of Whack"). Черный юмор этого видеоклипа более всего уместен на Хэллоуин. Романтичная девушка в белом одеянии отправляется на прогулку в лес, там она встречает странных красных существ. Она знакомится с ними и весело играет. Но вдруг настроение в песне резко меняется, меняется и картинка. Все становится бледным, красные существа оказываются злобными лесными мутантами, они преследуют бедную девушку, в итоге настигают ее и жестоко убивают. Финал клипа — окровавленная девушка весело допевает песню.

CONSOLE, "Suck And Run" ("Reset The Preset"). Все видеоработы этих немцев, как и их более известных собратьев MOUSE ON MARS, отличаются веселым сюрреалистическим настроением, положенным на основу искусной, порой сложной по форме, "электронной поп-музыки". На этот раз участник группы в нелепом костюме космонавта "достает" девушку-вокалистку. Похоже, он к ней неравнодушен. Хотя он живет на другой планете, но является ей то по телевизору, то на рекламном постере, то как рисунок на майке или наклейка на бутылке. Передвигается он прыжками, как насекомое, и использует для телепорта хитроумные локаторы. Но девушке это так надоедает, что она разбирается с незадачливым поклонником, послав к нему в качестве ангела-истребителя динамик, очень громко играющий песню "Suck And Run"…

В 2002 году также вышли несколько интересных экспериментальных хип-хоп-клипов. Во-первых, это PUPPETMASTAZ, "Pet Sound". Действительно смешной видеоклип, главные герои которого — игрушечные зверьки из папье-маше. Невозможно не упомянуть очень смешной клип DR. EVIL "Hard Knock Life" (хотя он и не совсем такой уж "электронный"). Это персонаж Майка Майерса из последнего "Остина Пауэрса". Пожалуй, раньше не было более удачной пародии на субкультуру рэпа/хип-хопа! Более традиционный подход используют непривычно дружелюбные, по-хорошему "беспонтовые" хип-хопперы INTERNATIONAL PONY feat. STEPCHILD, "Hangin\\\\\\\\\\\\' Around\\\\\\\\\\\\'02" ("We Love Music") и талантливый 2-stepper из THE STREETS, "Don\\\\\\\\\\\\'t Mug Yourself" ("Original Pirate Material").


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета