Asia
Время “Азии”

Эта комбинация не должна была сработать, но сработала. Четыре мастера сложнейшего жанра — прогрессивного рока — объединились и вернули миру живую популярную музыку. Почти двадцать лет назад была создана первая супергруппа восьмидесятых —ASIA
Все началось с виртуознейшего бас-гитариста и певца Джона Уэттона. Пройдя в предыдущее десятилетие через ряды таких замечательных британских ансамблей, как FAMILY, ROXY MUSIC, KING CRIMSON, URIAH HEEP и U.K., Джон завершил семидесятые выпуском сольного альбома "Caught In The Crossfire" и понял, что не знает, куда двинуться дальше. Работать без коллектива Уэттон не мог, а с коллективом его новые песни не совмещались никак — в этом музыкант убедился, затеяв быстротечный роман с WISHBONE ASH. И он решил начать все заново.
Джон знал, к кому обратиться. Продюсер Джон Калоднер обхаживал его вот уже несколько лет, а с менеджером Брайаном Лейном, в офисе которого работала супруга Уэттона Джилл, и вовсе виделся чуть ли не ежедневно. Вот в начале 1981 года он и отправился в Лос-Анджелес к своему тезке Калоднеру, занимавшемуся в то время подбором артистов для только что созданной фирмы грамзаписи Geffen и уже придумавшему, с кем лучше всего состыковать Уэттона, — с южноафриканцем Тревором Рабином. Однако общего музыкального языка Джон и Тревор так и не нашли, и потому Лейн предложил другой вариант. Первое место в списке его подопечных занимала группа YES, обстановка в которой не устраивала гитариста Стива Хау — так что на его место отправился Рабин, а Хау было предложено попытать счастья в компании Уэттона.

Представлять их друг другу необходимости не было, ибо познакомились Стив с Джоном еще в 1969-м, когда проходили прослушивание в ATOMIC ROOSTER. Принять их не приняли, но с барабанщиком Карлом Палмером подружились и вспомнили про него, когда, сочинив песню "Without You" и доработав отвергнутую WISHBONE ASH "Here Comes The Feeling", поняли, что сработаются. Палмер, ничем особо не занятый с момента распада ELP — то есть вот уже четыре года, — с готовностью согласился. Дополнил состав молодой клавишник Джефф Даунс, записавший с YES альбом "Drama", но так в коллектив и не вписавшийся. Уэттон с ним знаком не был, он знал Джеффа исключительно по хитовой песенке "Video Killed The Radio Star" — ее Даунс сочинил, когда играл в дуэте THE BUGGLES, — но этой мелодии хватило, чтобы Джон углядел в новичке единомышленника. К его удовольствию, работа с Даунсом выливалась в похожие по красоте на "битловские" трехминутные поп-песенки с роскошными многоголосыми припевами, посему — коли речь зашла о многоголосии — продюсера пригласили соответствующего: Майка Стоуна, набившего руку на работе с QUEEN. К неудовольствию Хау, продолжительных гитарных соло эти песенки не предусматривали, и его роль в группе оказалась сведенной к минимуму. Впрочем, забегать вперед он не хотел, тем более что у команды даже названия еще не было. Песни были — Джефф с Джоном уже наваяли "Wildest Dreams", "Heat Of The Moment", "Only Time Will Tell" и "Soul Survivor" — все как на подбор потенциальные хиты, а названия не было. Придумал его Лейн. При всей безотносительности слова ASIA к музыке Уэттону оно понравилось: четыре буквы и четыре музыканта, намеревавшихся занять в музыкальном мире такое же положение, как Азия на карте мира физического. Визуальный образ нового ансамбля создал знаменитый художник Роджер Дин, желавший сменить графическую технику, в которой он работал над оформлением пластинок YES, на живописную. Запоминающийся логотип, венчавший появившуюся на обложке еженедельника "Melody Maker" фотографию квартета, не мог не привлечь внимания публики, затаившей дыхание в ожидании первого альбома команды, и критиков, готовых этот самый альбом разнести в пух и прах. Что они и сделали в 1982 году, как только на прилавках магазинов появилась программа, без претензий названная "ASIA".
К мощному "фе" отвернувшихся от рок-динозавров критиков группа была готова — не были готовы музыканты к тому, что скорость продажи пластинки способна достичь восьмидесяти тысяч копий в день и альбом моментально займет первое место в американском хит-параде. В списки хитов благодаря поддержке радио попали шесть из девяти песен "ASIA". Казалось бы, радуйся, но только неожиданный успех загнал команду в тупик: не ехать на гастроли при такой популярности нельзя было никак, а материала на концерт нормальной продолжительности просто-напросто не хватало. В ход пошли соло Даунса, Палмера и Хау и номера Уэттона из репертуара CRIMSON и U.K. Личных отношений нервное состояние отнюдь не улучшало, потому завершить турне попытались как можно быстрее, чтобы отправиться в студию для записи новой программы, "Alpha". Вышедшая в 1983-м пластинка отразила угасавший интерес Стива — за исключением принадлежавшей перу Джона "The Smile Has Left Your Eyes" все песни были написаны дуэтом Уэттон-Даунс, для таланта Хау места просто не хватило. Несмотря на успех сингла "Don\\\\\\'t Cry", давшая жизнь ASIA искра исчезла.

Последней каплей стало придуманное MTV мероприятие под названием "ASIA In Asia" — токийский концерт квартета, который должен был в прямом эфире транслироваться на весь мир 6 декабря 1983 года. Представление состоялось, но без Уэттона, за два месяца до вылета в Японию узнавшего о своем увольнении. Поводом стало то, что второй альбом продавался из рук плохо — в сравнении с первым, естественно, ибо в первую пятерку таблиц популярности диск попал так или иначе. "Алчность и лживость зачали на ложе предательства дитя — и имя ему ASIA", — так отреагировал Джон на эту новость. Заменили его старым приятелем Грегом Лейком — тоже басистом, тоже певшим в KING CRIMSON, да в придачу работавшим с Палмером в ELP. Замена оказалась вполне адекватной, только при всей схожести голосов некоторые песни Грег вытянуть не мог, и потому их пришлось играть в другой тональности. Никто, однако, не роптал, понимая, что все это временно.
Неизвестно, что сталось бы с квартетом в дальнейшем, не возобнови Джефф совместное творчество с Уэттоном, которого менеджмент из своих цепких лап не выпустил даже после изгнания. Джона попросили вернуться, он согласился, поставив условием увольнение Хау. Тут проблем не возникло, так как пара совместных репетиций показала, что эти двое вместе не уживутся, а Стив все равно собирался уходить. Альбом "Astra" появился в продаже в 1985-м, и — как заметил один из критиков — кроме того, что название пластинки снова начиналось с "А", ничего примечательного в нем не было. Нет, гитарист Менди Майер из швейцарской метал-группы KROKUS со своими обязанностями справился отлично — не было той самой искры. Песни получились какими-то вымученными, и среди них выделялась разве что "Rock\\\\\\'N\\\\\\'Roll Dream". Даже вступительная "Go", по совету Geffen написанная в духе "Jump" VAN HALEN, не поднялась выше сорок шестого места. Разумеется, компания незамедлительно утратила всяческий интерес к ASIA.

Палмер объединил свои силы с коллегой по ELP Китом Эмерсоном в группе 3, Даунс занялся продюсированием ансамбля GTR с участием Хау, а Уэттон... Уэттон записал песню "Gypsy Soul" к фильму "Over The Top" с участием Сильвестра Сталлоне, обозначив ее как произведение ASIA, и после участия в проекте "Phenomena" решил передохнуть. Только поклонники про ASIA забывать не желали никак, и стоило Джону выйти на сцену в компании Карла на одном из благотворительных концертов, как публика затребовала исполнения любимых песен. И в 1989 году название из четырех букв снова появилось на афишах. Поначалу Даунс не хотел иметь с этим ансамблем ничего общего, и вместо него играл друг Уэттона Джон Янг, но передумал, как только Geffen снова подписал с командой контракт. Если б только музыкантов не торопили! А так им пришлось вытянуть из архивов отбракованную ранее песню "Am I In Love?", записать три новые (первоклассные — одна "Prayin\\\\\\' 4 A Miracle" чего стоит) и, добавив к ним хиты из первых трех пластинок, выпустить полуальбом-полусборник "Then & Now". Мировое турне с участием американского гитариста Пэта Тролла, захватившее и Японию, и СССР, прошло "на ура", но показало, что время ASIA прошло.
Нет, группа не распалась, — Джефф Даунс набрал новый состав, с которым работает и до сих пор и на записях которого гостили в разное время Кард Палмер и Стив Хау. Но многие считают эту ASIA ненастоящей: недаром вышедший недавно сборник "Anthologia" включает в себя только песни — все песни! — созданные с участием Джона Уэттона. Предпринятая шесть лет назад попытка возродить старый квартет тоже не удалась. Потому что время ASIA прошло.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета