J_Морс Web-дизайновые сны
Минская группа J-МОРС выпустила макси-сингл "Web-дизайн". С одной стороны, эта работа хорошо вписывается в череду релизов множества новоявленных модных коллективов, представителей гитарного поп-рока. С другой — какие-то оригинальные черты у этой работы есть. В первую очередь то, что в пластинку вошли шесть неплохих "живых" композиций и пять ремиксов, сделанных разными минскими ди-джеями (четыре из них — на заглавную песню "Web-дизайн"). Лидер коллектива — Владимир Пугач, второй основной участник группы — известный белорусский музыкант Роман Орлов. В гостях у "МГ" — Владимир Пугач.
— У вас изменился состав во время подготовки альбома, появились новые люди. Что они привнесли в группу?
— Да, Артем Ледовский, с которым мы основали группу, временно не занимается музыкой. Новый музыкант — Макс Ивашин. Он принес легкость, это отражается как в самом творческом процессе, так, видимо, и в результате. Но это уже не мне судить. Сергей Храмцов и Кирилл Сенин уже давно с нами играют. Этот новый альбом — результат работы, которая шла последние полтора года. Мы записали вместе шестнадцать "живых" песен, в альбом вошло только шесть, остальные — ремиксы.
— Зачем вам нужен был этот "хитрый" ход..?
— Со стороны это выглядит как такой… маркетинговый ход. В какой-то степени, так оно и есть. Это макси-сингл, а не альбом. Шесть "живых" композиций и пять ремиксов. Мы хотели показать ремиксы. Они, как выяснилось, пользуются не меньшим спросом, а где-то и большим, чем сами композиции. А вслед за этим, может быть, ближе к весне, выйдет полный альбом, куда войдут одиннадцать "живых" песен, в том числе и те, что есть на этом альбоме.
— Итак, сингл у вас получился модный, это то, что сейчас пользуется популярностью и наиболее востребовано. Чего вы теперь хотите?
— Чего мы хотим достичь, выпустив этот альбом? Самореализоваться, как и все музыканты, которые записывают, фиксируют свое творчество. Почему получился модным… Оформлением занимался Влад Казоновский, я не видел ни одной плохой его работы.
— Я про музыку говорю…
— Мы занимались жестокой селекцией и переписыванием. Мы сами заведомо поставили себя в жесткие рамки, нам было важно, чтобы альбом был актуальным на момент осени 2002 года. Надеюсь, мы угадали, не во всех песнях, но в большинстве, в тенденциях, по меньшей мере. Мы не конъюнктурщики, записываем песни от души. Но потом очень жестоко, с учетом требований рынка, их отбираем. То, как песни будут в конце концов выглядеть, зависит от общих аранжировок, которые мы делаем в студии. Мы постарались сделать их актуальными.
— Ну и что значит этот загадочный дизайн?
— Альбом называется "Web-дизайн", это раздел дизайна, такая графическая беллетристика. Многие от такого дизайна шарахаются — мол, эклектика, сочетание несочетаемого. Многих он раздражает, кого-то привлекает, но равнодушным никто не остается. Мне уже делали комплименты, только не по адресу, это же не я делал… Когда узнают, что группа белорусская, очень удивляются.
— Одна песня в альбоме на белорусском языке — "Прапа Nova". У тебя к ней есть какое-то особенное отношение?
— Нравится она мне. Я бы такую не написал. Я просто не могу, не умею такие песни писать. А Рома умеет. С ней произошла история. Саша Помидоров с Романом Орловым выясняли авторство этой композиции. Саша говорил, что якобы ему принадлежит авторство части… Я даже не знаю саму суть спора. По крайней мере, Саша злился на Рому из-за того, что там какие-то фразы или гитарный рифф… Но это ближе действительно к творчеству Саши Помидорова получилось, чем к моему личному. Эксперимент. Думаю, будем еще в этой области экспериментировать, может быть, чуть мягче, но будем.
— Сложилось такое впечатление, что пеня "Прапа Nova" может звучать как поп-панк…
— Вариантов много. Мы репетировали уже после записи, делали разные варианты. Она может звучать как свинг, как поп-панк, может звучать очень жестко. Зависит от настроения коллектива.
— С Артемом Ледовским ты будешь в дальнейшем сотрудничать?
— Да. У нас же много совместного материала, который не вошел в альбом потому, что Артем в данный момент музыкой не занимается, а без него эти песни я не хочу публиковать. Мы с ним решили, когда появится возможность, когда он будет в Минске опять, мы выпустим наш альбом. У нас еще готовится к выпуску концерт, который мы записали полтора года назад в клубе "Тоннель" с Петром Подгородецким. Его, я думаю, мы тоже выпустим в следующем году.
— Ты по-прежнему являешься представителем компании "Союз" в Беларуси..?
— Как раз этим я и занимаюсь больше всего. Только не "Союзом", ведь сейчас эта кампания называется "Первое музыкальное издательство". В Москве студия "Союз" разделилась на две части. Одна компания — с прежним названием, а я работаю с той, которая стала "Первым музыкальным издательством". Еще я руковожу "Белорусским музыкальным агентством", которое занимается авторскими правами, лицензированием, антипиратской деятельностью. Это моя основная работа.
— С лицензионной западной продукцией у нас очень плохо. Если российских исполнителей и белорусских хоть как-то легально издают, то диски и кассеты западных исполнителей в основном выпускают только "пираты"…
— С зарубежными исполнителями, с дальним зарубежьем, да — лицензионной продукции мало. Я уже много раз говорил, что у любой записи есть свой хозяин. Его нельзя незаконно тиражировать не только потому, что законодательство не разрешает, а потому, что у записи есть хозяин. И если он не следит за тем, что творится на рынке, его продукцию в наших условиях спокойно тиражируют и продают. Поскольку хозяин сам не следит, правоохранительные органы доказать, что это пиратская продукция, не могут. Потому что нет заявления потерпевшей стороны. Правообладатели, например Universal Music, следят за тем, как продаются записи группы RAMMSTEIN в Беларуси, и нелицензионного RAMMSTEIN здесь мало. А такая крупная компания как Sony Music не следит за своей продукцией, наш рынок им не интересен, их продукция, естественно, незаконно тиражируется.
— Вы, J-МОРС, предпринимали какие-то попытки выйти на российский рынок?
— Я — нет. Рома занимается продвижением. Но наша философия не сводится к тому, чтобы непременно попасть на российский рынок. Мы далеки от дешевого карьеризма. Рома такой человек, который очень сильно верит в белорусский шоу-бизнес. Нам интереснее работать здесь. Это не единственный наш источник дохода, мы не зависим от него настолько, чтобы непременно продавать все, ехать в Россию и пытаться заработать денег. Мы это делаем, потому что нам это нравится. И нам хочется, чтобы наши альбомы продавались здесь, чтобы в Беларуси слушали свою музыку. Нам нравится, как продается "Крамбамбуля", альбом Саши Помидорова, "Народны альбом", НЕО, ЧЕХОВ и др. Хорошо, что это есть, что их показывают по телевидению, народ знает своих героев в лицо. И люди слушают не только российскую или западную музыку.
— Какие песни войдут в ваш новый альбом?
— Кое-что из того, что не вошло в сингл, часть песен из сингла и есть наметки нового материала. Я бы не сказал, что все песни в вышедшем сингле похожи одна на другую, они немножко по-разному сделаны. Думаю, новое тоже по-другому сделаем, возможно, будет больше программинга, будем экспериментировать с электронными группами. Нам это интересно. В "Web-дизайне" больше моих песен. Рома сейчас увлекается творчеством группы ЧЕХОВ, у них подъем, они пишут вместе со Славой Бондаренко песни. А тут больше я сам пишу песни. Такая у нас форма работы. Хотя Рома принимает живейшее участие в аранжировках и прочем.
— Мне запомнилась песня "Время года", точнее — ремикс. Про какой город в ней поется? Мне показалось, не про Минск.
— Она про Гамбург, вообще-то. Это мой любимый город, я много времени прожил и проучился там. Он такой дождливый-предождливый, холодный-прехолодный. Так что песня про него. Она есть в "живом" варианте и, скорее всего, войдет в новый альбом, а ремикс мы пустили вперед. Его сделал DJ Boston, молодой минский, интересно мыслящий ди-джей. Совершенно не танцевальное у него мышление, я называю то, что он делает, — умными ремиксами. Это не единственная песня, которую он нам сделал, но в альбом мы включили именно ее.
— Стопроцентный хит на альбоме — песня "Айсберги", — как мне показалась, рассчитана на таких… маленьких девочек...
— Да, именно так. Когда мы ее записывали в ноябре прошлого года, мы представляли себе разные вещи, моделировали ситуации с этой песней и от души веселились. Она такая, да. Но почему бы не дать душе повеселиться?..
— У вас изменился состав во время подготовки альбома, появились новые люди. Что они привнесли в группу?
— Да, Артем Ледовский, с которым мы основали группу, временно не занимается музыкой. Новый музыкант — Макс Ивашин. Он принес легкость, это отражается как в самом творческом процессе, так, видимо, и в результате. Но это уже не мне судить. Сергей Храмцов и Кирилл Сенин уже давно с нами играют. Этот новый альбом — результат работы, которая шла последние полтора года. Мы записали вместе шестнадцать "живых" песен, в альбом вошло только шесть, остальные — ремиксы.
— Зачем вам нужен был этот "хитрый" ход..?
— Со стороны это выглядит как такой… маркетинговый ход. В какой-то степени, так оно и есть. Это макси-сингл, а не альбом. Шесть "живых" композиций и пять ремиксов. Мы хотели показать ремиксы. Они, как выяснилось, пользуются не меньшим спросом, а где-то и большим, чем сами композиции. А вслед за этим, может быть, ближе к весне, выйдет полный альбом, куда войдут одиннадцать "живых" песен, в том числе и те, что есть на этом альбоме.
— Итак, сингл у вас получился модный, это то, что сейчас пользуется популярностью и наиболее востребовано. Чего вы теперь хотите?
— Чего мы хотим достичь, выпустив этот альбом? Самореализоваться, как и все музыканты, которые записывают, фиксируют свое творчество. Почему получился модным… Оформлением занимался Влад Казоновский, я не видел ни одной плохой его работы.
— Я про музыку говорю…
— Мы занимались жестокой селекцией и переписыванием. Мы сами заведомо поставили себя в жесткие рамки, нам было важно, чтобы альбом был актуальным на момент осени 2002 года. Надеюсь, мы угадали, не во всех песнях, но в большинстве, в тенденциях, по меньшей мере. Мы не конъюнктурщики, записываем песни от души. Но потом очень жестоко, с учетом требований рынка, их отбираем. То, как песни будут в конце концов выглядеть, зависит от общих аранжировок, которые мы делаем в студии. Мы постарались сделать их актуальными.
— Ну и что значит этот загадочный дизайн?
— Альбом называется "Web-дизайн", это раздел дизайна, такая графическая беллетристика. Многие от такого дизайна шарахаются — мол, эклектика, сочетание несочетаемого. Многих он раздражает, кого-то привлекает, но равнодушным никто не остается. Мне уже делали комплименты, только не по адресу, это же не я делал… Когда узнают, что группа белорусская, очень удивляются.
— Одна песня в альбоме на белорусском языке — "Прапа Nova". У тебя к ней есть какое-то особенное отношение?
— Нравится она мне. Я бы такую не написал. Я просто не могу, не умею такие песни писать. А Рома умеет. С ней произошла история. Саша Помидоров с Романом Орловым выясняли авторство этой композиции. Саша говорил, что якобы ему принадлежит авторство части… Я даже не знаю саму суть спора. По крайней мере, Саша злился на Рому из-за того, что там какие-то фразы или гитарный рифф… Но это ближе действительно к творчеству Саши Помидорова получилось, чем к моему личному. Эксперимент. Думаю, будем еще в этой области экспериментировать, может быть, чуть мягче, но будем.
— Сложилось такое впечатление, что пеня "Прапа Nova" может звучать как поп-панк…
— Вариантов много. Мы репетировали уже после записи, делали разные варианты. Она может звучать как свинг, как поп-панк, может звучать очень жестко. Зависит от настроения коллектива.
— С Артемом Ледовским ты будешь в дальнейшем сотрудничать?
— Да. У нас же много совместного материала, который не вошел в альбом потому, что Артем в данный момент музыкой не занимается, а без него эти песни я не хочу публиковать. Мы с ним решили, когда появится возможность, когда он будет в Минске опять, мы выпустим наш альбом. У нас еще готовится к выпуску концерт, который мы записали полтора года назад в клубе "Тоннель" с Петром Подгородецким. Его, я думаю, мы тоже выпустим в следующем году.
— Ты по-прежнему являешься представителем компании "Союз" в Беларуси..?
— Как раз этим я и занимаюсь больше всего. Только не "Союзом", ведь сейчас эта кампания называется "Первое музыкальное издательство". В Москве студия "Союз" разделилась на две части. Одна компания — с прежним названием, а я работаю с той, которая стала "Первым музыкальным издательством". Еще я руковожу "Белорусским музыкальным агентством", которое занимается авторскими правами, лицензированием, антипиратской деятельностью. Это моя основная работа.
— С лицензионной западной продукцией у нас очень плохо. Если российских исполнителей и белорусских хоть как-то легально издают, то диски и кассеты западных исполнителей в основном выпускают только "пираты"…
— С зарубежными исполнителями, с дальним зарубежьем, да — лицензионной продукции мало. Я уже много раз говорил, что у любой записи есть свой хозяин. Его нельзя незаконно тиражировать не только потому, что законодательство не разрешает, а потому, что у записи есть хозяин. И если он не следит за тем, что творится на рынке, его продукцию в наших условиях спокойно тиражируют и продают. Поскольку хозяин сам не следит, правоохранительные органы доказать, что это пиратская продукция, не могут. Потому что нет заявления потерпевшей стороны. Правообладатели, например Universal Music, следят за тем, как продаются записи группы RAMMSTEIN в Беларуси, и нелицензионного RAMMSTEIN здесь мало. А такая крупная компания как Sony Music не следит за своей продукцией, наш рынок им не интересен, их продукция, естественно, незаконно тиражируется.
— Вы, J-МОРС, предпринимали какие-то попытки выйти на российский рынок?
— Я — нет. Рома занимается продвижением. Но наша философия не сводится к тому, чтобы непременно попасть на российский рынок. Мы далеки от дешевого карьеризма. Рома такой человек, который очень сильно верит в белорусский шоу-бизнес. Нам интереснее работать здесь. Это не единственный наш источник дохода, мы не зависим от него настолько, чтобы непременно продавать все, ехать в Россию и пытаться заработать денег. Мы это делаем, потому что нам это нравится. И нам хочется, чтобы наши альбомы продавались здесь, чтобы в Беларуси слушали свою музыку. Нам нравится, как продается "Крамбамбуля", альбом Саши Помидорова, "Народны альбом", НЕО, ЧЕХОВ и др. Хорошо, что это есть, что их показывают по телевидению, народ знает своих героев в лицо. И люди слушают не только российскую или западную музыку.
— Какие песни войдут в ваш новый альбом?
— Кое-что из того, что не вошло в сингл, часть песен из сингла и есть наметки нового материала. Я бы не сказал, что все песни в вышедшем сингле похожи одна на другую, они немножко по-разному сделаны. Думаю, новое тоже по-другому сделаем, возможно, будет больше программинга, будем экспериментировать с электронными группами. Нам это интересно. В "Web-дизайне" больше моих песен. Рома сейчас увлекается творчеством группы ЧЕХОВ, у них подъем, они пишут вместе со Славой Бондаренко песни. А тут больше я сам пишу песни. Такая у нас форма работы. Хотя Рома принимает живейшее участие в аранжировках и прочем.
— Мне запомнилась песня "Время года", точнее — ремикс. Про какой город в ней поется? Мне показалось, не про Минск.
— Она про Гамбург, вообще-то. Это мой любимый город, я много времени прожил и проучился там. Он такой дождливый-предождливый, холодный-прехолодный. Так что песня про него. Она есть в "живом" варианте и, скорее всего, войдет в новый альбом, а ремикс мы пустили вперед. Его сделал DJ Boston, молодой минский, интересно мыслящий ди-джей. Совершенно не танцевальное у него мышление, я называю то, что он делает, — умными ремиксами. Это не единственная песня, которую он нам сделал, но в альбом мы включили именно ее.
— Стопроцентный хит на альбоме — песня "Айсберги", — как мне показалась, рассчитана на таких… маленьких девочек...
— Да, именно так. Когда мы ее записывали в ноябре прошлого года, мы представляли себе разные вещи, моделировали ситуации с этой песней и от души веселились. Она такая, да. Но почему бы не дать душе повеселиться?..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2002 год в рубрике музыкальная газета