Сети СПЛИН — достаточно авторитарная группа
— У тебя такой солидный график: гастроли, репетиции, группа СПЛИН, теперь группа СЕТИ, как ты умудряешься все это совмещать?
— А с СЕТЯМИ очень просто, мы писали альбом, когда у СПЛИНА был отпуск зимой, как раз весь январь СПЛИН отдыхал, все кто куда разъехались, а мы в это время были в Москве, писали альбом. А что касается концертов группы СЕТИ — мы же пока еще не выступаем, поэтому и репетировать программу еще не начали. То есть, я сейчас целиком и полностью занимаюсь группой СПЛИН. А СЕТИ — все, мы записались, сняли клип, клип крутится, песня крутится по радио. Осенью, если будут предложения о концертах, тогда уже и будем думать, как это все совмещать.
— Давно ли у тебя появилась идея проекта СЕТИ и вообще сольного проекта?
— Проект у меня существовал всю жизнь, мы просто дали себе передышку на два с лишним года. Я просто играл в СПЛИНЕ, кайфовал от того, что играю в СПЛИНЕ, а потом настал момент, когда я понял, что надо уже что-то делать и со своими собственными песнями, которых до фига к этому моменту накопилось. Соответственно, мы собрались заново и стали записывать альбом.
— Не было ли никогда такого разговора, что ты споешь какую-нибудь вещь в составе СПЛИНА?
— Свою?
— Да, это же клево, когда одну вещь поет МакКартни, другую — Харрисон.
— Я понимаю, да. Мы просто с Сашкой — не тот дуэт для этого. СПЛИН — достаточно авторитарная группа, которая заточена и сделана для одного человека. Тем более, мы с ним пишем абсолютно разные по жанру и по настроению песни. У нас были с ним попытки совместить наши творческие идеи, но кончили тем, что каждый останется при своем: будет группа СПЛИН и там будут только Сашкины песни, будет группа СЕТИ и там будут мои песни. Мы пробовали, я предложил Сашке сделать одну песню, мы поняли, что эта песня совершенно выпадает из контекста "сплиновского" альбома, это не то. И, более того, меня совершенно не устаивает то, как играет группа СПЛИН мои песни, для этого нужны другие музыканты.
— У поклонников твоего таланта теперь возникают опасения: ну, вот, смотри, какой он сам по себе крутой, зачем ему теперь СПЛИН? Будешь ли ты дальше работать в группе СПЛИН? Понятно, что это уже… такой вопрос…
— Да нет, вопрос абсолютно нормальный. Я уже говорил, что все зависит от того, насколько у группы СЕТИ будет плотный гастрольный график. Если гастролей будет много, я просто не смогу совмещать: СПЛИН будет во Владивостоке, а мы будем в Краснодаре, и тогда придется уходить. А в том случае, если у нас не будет концертов, зачем мне уходить из группы СПЛИН?
— У Саши Васильева к этому нормальное отношение, он тебя понимает?
— По крайней мере, внешне он ведет себя абсолютно конкретно и никаких резких высказываний по поводу того, что я делаю еще что-то помимо группы СПЛИН, он себе не позволяет, за что я ему очень благодарен.
— Теперь несколько слов по альбому. Кто помогал, где записывали?
— Писали в Москве, на студии Андрея Бочко.
— Хорошая студия?
— Отличная студия для "живой" музыки. Электронные проекты здесь не записываются, а для "живой" музыки — это идеальный вариант, здесь очень много аналоговых инструментов (для музыкантов это скажет очень много), старых аналоговых инструментов, которые можно найти только здесь. Причем они предоставляются совершенно бесплатно, а на других студиях тебе могут дать какой-то хороший инструмент, но возьмут с тебя за это деньги. Здесь, в этом плане, работают альтруисты, и нам с ними очень комфортно.
Что касается "помогал" — серьезный помощник был один, барабанщик Андрей Шатуновский, с ним мы записали пять песен из двенадцати. Еще шесть песен сыграл наш барабанщик, который раньше играл в составе группы СЕТИ, но потом ушел — не сошлись мы с ним характерами. Еще одну песню записал Дима Севастьянов — это джазовый, очень хороший московский барабанщик. Все остальное сыграно музыкантами группы СЕТИ, спродюсировано, звуковая картинка сделана тоже нами, при участии работников студии, конечно. В одной из песен поет наш продюсер Саша Пономарев. Очень забавно, по крайней мере, для людей, знающих Пономарева, это очень хороший подарок, они слушают и гогочут — и песня дурацкая, смешная, и он смешно поет.
Он два раза приезжал на запись: в первый раз приехал — ему не понравилось, сказал, что смогу лучше спеть. Дома, насколько я понимаю, репетировал в туалете, потом не пил холодного пива, приехал во второй раз и, действительно, спел значительно лучше.
— В общем, профессиональный подход к работе. А по поводу музыкантов твоих, там один человек…
— Володя Коляда — это мой бессменный гитарист, еще со времен ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА мы с ним играем. А два других человека — клавишник Стас Шалимов и басист Тема Вахитов — пришли из питерской группы РАДИО, которая уже долгое время не существует, они некоторое время сидели вообще без группы, но тут появились мы с Володей и перетащили их к себе. Я безумно доволен, потому что парни молодые и очень толковые.
— Кстати, по поводу РАДИО: это, вроде, проект парня из МУЛЬТFИЛЬМОВ…
— Да, это именно так. Это гитарист МУЛЬТFИЛЬМОВ, раньше они у него, у Женьки, играли, а сейчас у меня.
— Сколько времени прошло с момента записи ролика, и, наверное, ты натренировался этим жестам?..
— Да ну, ничего я не выдумывал, достаточно концертной практики со СПЛИНОМ, чтобы уже не задумываться, как я себя веду в кадре. Это тот случай, когда я вел себя естественно. Я каждый раз удивляюсь, когда вижу себя по телевизору, потому что внутренне ощущаю себя спокойным и уравновешенным человеком, но, когда вижу себя в записи, понимаю, что я и гримасничаю и веду себя совершенно неестественным образом.
— А что, у тебя мощная энергетика для нашей эстрады.
— Выходит, так. Короче, мы специально не готовились для съемки, приехали, послушали то, что сказал режиссер, и сделали. Режиссером был Михаил Сигал, тот же самый человек, который снимал "Пластмассовую жизнь" СПЛИНА и "Мой рок-н-ролл" "бидвашникам".
— Как работали?
— Один съемочный день был: вечером начали, поздно ночью закончили. Все очень складненько: сам Сигал, видно, очень хорошо подготовился, девочки, которые там улыбались, делали все забавно. На мой вкус, клипа даже маловато, то есть, слишком большой акцент сделан на эту серьезную комиссию, очень мало улыбающихся девчонок, а они все были очень обаятельными и смешными.
— Ты говорил, что это был идея Мистерии — выпустить сингл…
— Совсем недавно появилась такая штука, как сингл, на нашем рынке. МУМИЙ ТРОЛЛЬ был здесь первопроходцем. Мы выпустили сингл, СПЛИН тоже готовится выпустить сингл.
— Би-сайды?
— Би-сайды, да. Хорошие, нормальные, качественные песни, и это тоже редкость, потому что на синглах зачастую выходят только одни ремиксы неинтересные.
— Заглавная вещь "Голкипер" или "Гандбол"?
— Мы еще не выбрали. Там песни четыре, мы выберем две — какие, я еще боюсь говорить, это вопрос к Саше Васильеву.
— Мы говорили о сингле СЕТЕЙ…
— Мистерия звука пошла на такой шаг, чтобы не останавливаться, когда уже началась какая-то раскрутка, промоушн группы СЕТИ, и выяснилось, что по срокам мы не успеваем выпустить альбом до лета, а летом выпускать альбом плохо, потому что все на дачах и мало кто следит за тем, что происходит в мире. И, чтобы не замораживать, они пошли на такой "отчаянный шаг". Мы специально для этого пригласили трех ди-джеев: два ди-джея и барабанщик группы СПЛИН Сергей Наветный, который попросил меня, чтобы он сделал ремикс. В результате очень хороший ремикс получился, мы его тоже включили в состав вместе с теми, которые сделали Da*Pop и Юра Мураш. Этих людей мне порекомендовал Шура из группы Би-2, они делали ему ремикс, и он сказал, что это очень толковые ребята.
— У Мураша много танцевальных вещей, а что сделали Наветный и Da*Pop?
— Наветный сделал то, что называется даун темпо, но не в чистом виде, а трип-хоповый вариант песни "Smile" — медленный, красивый, задумчивый. А Da*Pop сделал такую очень смешную босса-нову, смешную дурацкую латину с такими смешными игрушечными звуками. Ну, это надо просто послушать.
В альбом она войдет, то есть, мы не пожертвуем песней "Планета". Просто она очень хорошо сочетается с песней "Smile", она очень хорошо записана. И, поскольку люди покупают, и у людей складывается какое-то первое впечатление, мы решили, что пусть она будет, пусть сложится такое впечатление о группе СЕТИ, а потом мы немного удивим. Мы начнем с песни "Деньги" и всех удивим, представление о нашей группе снова изменится.
— Ты следил за футбольным чемпионатом?
— Днем не получалось следить на студии, а утром смотрел.
— За бразильцев болел?
— За англичан. Испания на втором месте у меня была. Мне очень нравилось, как играл Сенегал, мне понравилась эта история про шамана, который им шаманил на удачу. Шаманские дела — это красиво. Футбол — сам по себе шаманская игра, и когда сюда примешиваются еще и оккультные дела — очень интересно. А вот немцев я не люблю.
— Твое отношение к этим событиям ужасным, которые произошли в Москве, сначала после матча с Японией, потом с Бельгией. Что это: мы так переживаем из-за поражения нашей команды или это скинхеды и прочая мразь, им много дали власти и слишком распустили?
— Ну, это всегда же было в нашей стране.
Грубо говоря, русские люди, когда они массово собраны, не очень культурно себя ведут. И традиций, когда большой компанией что-то отмечать — нет. Накапливается какая-то критическая масса, например, свадьба, — драка неминуема. В данном случае это откровенная ситуация, когда настроение толпы прохлопала наша милиция. Мне не хочется думать, что это был заказ, я думаю, это случайно все.
— Не стоило устанавливать мониторы?
— Конечно, надо было устанавливать, массовые праздники никогда не вредили никакой стране. Просто надо качественно обеспечивать безопасность и предотвращать пронос каких-то предметов, какими можно было бы пораниться, так делается во всем мире. Я вспоминаю, как неопытна была наша милиция, когда состоялся грандиозный концерт в Тушино в 91-м году, с METALLICA, с AC/DC, когда там собралось полмиллиона народа.
— Ты был там?
— Да, мы специально приехали из Питера. И миллионными "тиражами" продавались минеральная вода и пиво в стеклянных бутылках. Как следствие, эти бутылки, конечно же, полетели в сторону милиции. Как следствие, наша милиция полезла мочить всех налево и направо. Я сам каким-то чудом увернулся от дубинки, которая летела в мою сторону, хотя просто стоял и слушал музыку, а им было все равно, кого бить, точно так же, как другим было все равно, куда кидать.
С тех пор это всегда как-то отслеживалось, в том числе и все эти фестивали типа "Крыльев" и, несмотря на то, что там продается большое количество пива, оно только в пластике, благодаря этому все там более-менее.
— …Правительству Москвы надо иногда ездить на рок-фестивали, чтобы там учиться…
— Это великолепная школа. Вспомнить хотя бы "Нашествие": сколько там было народу, и при этом инцидентов криминальных было очень немного, для того скопища людей выпивших — совсем мало. Это хорошая школа — как управлять огромной толпой. А здесь везде продавалось пиво в стекле. Мы были в Минске, по какому-то поводу туда приехал Ю. М. Лужков, так вот, Лукашенко на время его пребывания в городе вообще запретил продавать в городе спиртное. Мы хотели пива выпить — фиг два, но это уже перегиб в обратную сторону. Но я имею в виду, что административными мерами такой вопрос можно решить.
— Вернемся к твоей персоне. Тебя узнают на улице? Если ты едешь на велосипеде и тебе кто крикнет "Smile, mother fucker..!" — не обидишься?
— Сомневаюсь, что кто-нибудь узнает меня, когда я еду на велосипеде. Мне очень многие говорили, что в клипе я другой.
— У тебя имидж там немножко такой… отъевшегося Морриса.
— Ну да, есть такое.
— Классный имидж.
— На велосипеде меня пока еще никто не узнавал, в метро — да.
— Ну, Бог с ним, с велосипедом, а все-таки, когда тебя узнают, наверняка происходят какие-то ситуации, большинство из них скорее приятные, но бывают и обратные. Может, ты какую-нибудь историю расскажешь?
— Не было у меня пока никаких неприятных моментов, к счастью. Просто, как я отметил для себя, если меня кто-то и узнает, то это люди, которым понравился наш клип, наши выступления, это люди, которые еще ходили на концерт ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. А мы играем такую музыку, что если она нравится людям, то мне хочется верить, что это — нормальный человек. Поэтому до сих пор, тьфу-тьфу, каких-то случаев агрессии — "Ну, че, ты, артист типа, а че, ты в клипе какие-то слова говоришь нехорошие" — не было. Единственная история, это когда девочки достаточно агрессивно в питерском метро говорили: "Какой же ты гад, что ушел играть в СПЛИН и забросил нашу любимую группу ЭДИПОВ КОМПЛЕКС". То есть, как будто я был обязан ради этих двух девчонок…
— Было неприятно…
— Это было очевидно неприятно, если бы это они мне сказали с сожалением, а это был тот случай, когда они подошли не поздороваться со мной, а просто высказать свое "фе". Я им сказал: "Девчонки, ладно, ждите". Надеюсь, что теперь они дождались.
— А помимо велосипеда у тебя какие-то еще хобби имеются, ну там, кройка, шитье?
— Нет. Как ни странно, до сих пор моим единственным хобби была группа СЕТИ: мы сочиняли, готовились к записи нового альбома, сидели дома с Володей и писали в компьютер какие-то новые кусочки, все это дело слушали, обставляли. Это было, в принципе моим хобби. А все остальное достаточно традиционно — я хожу в кино и читаю, как мне кажется, хорошие книжки. Сейчас к этому подключился еще велосипед, мы с Сашей Морозовым из группы СПЛИН купили себе одновременно велосипеды и с ним вдвоем гоняем по Питеру или по пригородам — занимаемся спортом.
— Какую пластинку ты купил себе в последний раз?
— Я уже давно потерял счет, потому что если я захожу в "компашечный" магазин, я покупаю десять пластинок за раз, я меломан.
— Сколько у тебя пластинок приблизительно?
— Ну, где-то триста пятьдесят. Из того, что зацепило в последнее время, — пластинка группы BUSH, тяжелая, очень честная, искренняя. И, пожалуй, STAKKA BO.
— МакКартни?..
— А вот это уже не мой вкус, но я эту пластинку слушал многократно, потому что наш продюсер — фанат BEATLES, фанат МакКартни, и он без ума от этой пластинки.
С момента распада BEATLES мне почти все остальные работы МакКартни не нравились, не люблю их, не могу объяснить почему. Но, наверное, из последних альбомов этот лучший. А так… не могу объяснить, меня не цепляет и все. Это субъективно.
— …STROKES...
— STROKES я еще не купил… Клипы уже видел, но пластинку целиком еще не слышал.
Есть пластинка, которая прошла у нас, но не была оценена, это пластинка ОКЕАНА ЕЛЬЗИ "Модель". Я считаю, что эта великолепная пластинка с беспрецедентными мелодиями. Звук, подход, все они с такой любовью сделали. Видно, что люди жили этим альбомом, пока делали, он такой искренний, удивительный. Если бы меня попросили назвать лучший постсоветский альбом за последние несколько лет — это ОКЕАН ЕЛЬЗИ, "Модель", хотя я нашу музыку слушаю очень мало.
— А КВАРТАЛ?
— Да, конечно, я очень дружен с Аликом Пилявиным (интервью было взято до гибели Пилявина — Прим. ред.), он мне безумно симпатичен, а что касается самой группы, то это немножко не мой стиль, хотя там все безупречно.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Мне бы очень хотелось начать играть концерты с СЕТЯМИ, начать выступать и увидеть читателей этого материала на концерте в хорошем настроении.
— Конечно, они будут улыбаться, как ты им завещал…
— А не будут, — заставим.
— В СЕТЯХ вы с Володей, как Леннон-МакКартни?
— Мы не Леннон-МакКартни, в этом смысле песни пишу я, а Володя — это человек… Ну, я не играю на гитаре, во-первых. Кроме флейты, я не играю ни на одном музыкальном инструменте, я сочиняю музыку в голове, напеваю мелодию Володе, а он все это гармонизирует на гитаре, облекает мою мелодию уже аккордами так, что это можно показывать дальше. И выходит, что я эту мелодию так "записал", а после того, как он ее сделает, она становится интересней, богаче — другой. Я сам удивляюсь, как такая штука вообще получается.
В ЭДИПОВОМ КОМПЛЕКСЕ была, кстати, пара песен, "начальная точка" в которых была поставлена Володей: он сочинил какую-то гармонию, последние аккорды, а мелодию сочинил потом. Вот этот альбом весь изначально сочинен мной, а потом уже вместе с Володей собран. Остальные ребята тоже чего-то добавляли.
— То есть духа деспотизма в группе нет?
— Не, это не в моем характере абсолютно. Сколько раз я пытался тянуть одеяло на себя, говорить, как надо играть, и всякий раз я убеждался, что получается какое-то фуфло. Если не прислушиваешься к тому, что предлагают партнеры, то получается очевидная гадость, однобоко и скучно. Песни группы СЕТИ — это продукт коллективного творчества. Я умею признавать свои ошибки.
— А с СЕТЯМИ очень просто, мы писали альбом, когда у СПЛИНА был отпуск зимой, как раз весь январь СПЛИН отдыхал, все кто куда разъехались, а мы в это время были в Москве, писали альбом. А что касается концертов группы СЕТИ — мы же пока еще не выступаем, поэтому и репетировать программу еще не начали. То есть, я сейчас целиком и полностью занимаюсь группой СПЛИН. А СЕТИ — все, мы записались, сняли клип, клип крутится, песня крутится по радио. Осенью, если будут предложения о концертах, тогда уже и будем думать, как это все совмещать.
— Давно ли у тебя появилась идея проекта СЕТИ и вообще сольного проекта?
— Проект у меня существовал всю жизнь, мы просто дали себе передышку на два с лишним года. Я просто играл в СПЛИНЕ, кайфовал от того, что играю в СПЛИНЕ, а потом настал момент, когда я понял, что надо уже что-то делать и со своими собственными песнями, которых до фига к этому моменту накопилось. Соответственно, мы собрались заново и стали записывать альбом.
— Не было ли никогда такого разговора, что ты споешь какую-нибудь вещь в составе СПЛИНА?
— Свою?
— Да, это же клево, когда одну вещь поет МакКартни, другую — Харрисон.
— Я понимаю, да. Мы просто с Сашкой — не тот дуэт для этого. СПЛИН — достаточно авторитарная группа, которая заточена и сделана для одного человека. Тем более, мы с ним пишем абсолютно разные по жанру и по настроению песни. У нас были с ним попытки совместить наши творческие идеи, но кончили тем, что каждый останется при своем: будет группа СПЛИН и там будут только Сашкины песни, будет группа СЕТИ и там будут мои песни. Мы пробовали, я предложил Сашке сделать одну песню, мы поняли, что эта песня совершенно выпадает из контекста "сплиновского" альбома, это не то. И, более того, меня совершенно не устаивает то, как играет группа СПЛИН мои песни, для этого нужны другие музыканты.
— У поклонников твоего таланта теперь возникают опасения: ну, вот, смотри, какой он сам по себе крутой, зачем ему теперь СПЛИН? Будешь ли ты дальше работать в группе СПЛИН? Понятно, что это уже… такой вопрос…
— Да нет, вопрос абсолютно нормальный. Я уже говорил, что все зависит от того, насколько у группы СЕТИ будет плотный гастрольный график. Если гастролей будет много, я просто не смогу совмещать: СПЛИН будет во Владивостоке, а мы будем в Краснодаре, и тогда придется уходить. А в том случае, если у нас не будет концертов, зачем мне уходить из группы СПЛИН?
— У Саши Васильева к этому нормальное отношение, он тебя понимает?
— По крайней мере, внешне он ведет себя абсолютно конкретно и никаких резких высказываний по поводу того, что я делаю еще что-то помимо группы СПЛИН, он себе не позволяет, за что я ему очень благодарен.
— Теперь несколько слов по альбому. Кто помогал, где записывали?
— Писали в Москве, на студии Андрея Бочко.
— Хорошая студия?
— Отличная студия для "живой" музыки. Электронные проекты здесь не записываются, а для "живой" музыки — это идеальный вариант, здесь очень много аналоговых инструментов (для музыкантов это скажет очень много), старых аналоговых инструментов, которые можно найти только здесь. Причем они предоставляются совершенно бесплатно, а на других студиях тебе могут дать какой-то хороший инструмент, но возьмут с тебя за это деньги. Здесь, в этом плане, работают альтруисты, и нам с ними очень комфортно.
Что касается "помогал" — серьезный помощник был один, барабанщик Андрей Шатуновский, с ним мы записали пять песен из двенадцати. Еще шесть песен сыграл наш барабанщик, который раньше играл в составе группы СЕТИ, но потом ушел — не сошлись мы с ним характерами. Еще одну песню записал Дима Севастьянов — это джазовый, очень хороший московский барабанщик. Все остальное сыграно музыкантами группы СЕТИ, спродюсировано, звуковая картинка сделана тоже нами, при участии работников студии, конечно. В одной из песен поет наш продюсер Саша Пономарев. Очень забавно, по крайней мере, для людей, знающих Пономарева, это очень хороший подарок, они слушают и гогочут — и песня дурацкая, смешная, и он смешно поет.
Он два раза приезжал на запись: в первый раз приехал — ему не понравилось, сказал, что смогу лучше спеть. Дома, насколько я понимаю, репетировал в туалете, потом не пил холодного пива, приехал во второй раз и, действительно, спел значительно лучше.
— В общем, профессиональный подход к работе. А по поводу музыкантов твоих, там один человек…
— Володя Коляда — это мой бессменный гитарист, еще со времен ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА мы с ним играем. А два других человека — клавишник Стас Шалимов и басист Тема Вахитов — пришли из питерской группы РАДИО, которая уже долгое время не существует, они некоторое время сидели вообще без группы, но тут появились мы с Володей и перетащили их к себе. Я безумно доволен, потому что парни молодые и очень толковые.
— Кстати, по поводу РАДИО: это, вроде, проект парня из МУЛЬТFИЛЬМОВ…
— Да, это именно так. Это гитарист МУЛЬТFИЛЬМОВ, раньше они у него, у Женьки, играли, а сейчас у меня.
— Сколько времени прошло с момента записи ролика, и, наверное, ты натренировался этим жестам?..
— Да ну, ничего я не выдумывал, достаточно концертной практики со СПЛИНОМ, чтобы уже не задумываться, как я себя веду в кадре. Это тот случай, когда я вел себя естественно. Я каждый раз удивляюсь, когда вижу себя по телевизору, потому что внутренне ощущаю себя спокойным и уравновешенным человеком, но, когда вижу себя в записи, понимаю, что я и гримасничаю и веду себя совершенно неестественным образом.
— А что, у тебя мощная энергетика для нашей эстрады.
— Выходит, так. Короче, мы специально не готовились для съемки, приехали, послушали то, что сказал режиссер, и сделали. Режиссером был Михаил Сигал, тот же самый человек, который снимал "Пластмассовую жизнь" СПЛИНА и "Мой рок-н-ролл" "бидвашникам".
— Как работали?
— Один съемочный день был: вечером начали, поздно ночью закончили. Все очень складненько: сам Сигал, видно, очень хорошо подготовился, девочки, которые там улыбались, делали все забавно. На мой вкус, клипа даже маловато, то есть, слишком большой акцент сделан на эту серьезную комиссию, очень мало улыбающихся девчонок, а они все были очень обаятельными и смешными.
— Ты говорил, что это был идея Мистерии — выпустить сингл…
— Совсем недавно появилась такая штука, как сингл, на нашем рынке. МУМИЙ ТРОЛЛЬ был здесь первопроходцем. Мы выпустили сингл, СПЛИН тоже готовится выпустить сингл.
— Би-сайды?
— Би-сайды, да. Хорошие, нормальные, качественные песни, и это тоже редкость, потому что на синглах зачастую выходят только одни ремиксы неинтересные.
— Заглавная вещь "Голкипер" или "Гандбол"?
— Мы еще не выбрали. Там песни четыре, мы выберем две — какие, я еще боюсь говорить, это вопрос к Саше Васильеву.
— Мы говорили о сингле СЕТЕЙ…
— Мистерия звука пошла на такой шаг, чтобы не останавливаться, когда уже началась какая-то раскрутка, промоушн группы СЕТИ, и выяснилось, что по срокам мы не успеваем выпустить альбом до лета, а летом выпускать альбом плохо, потому что все на дачах и мало кто следит за тем, что происходит в мире. И, чтобы не замораживать, они пошли на такой "отчаянный шаг". Мы специально для этого пригласили трех ди-джеев: два ди-джея и барабанщик группы СПЛИН Сергей Наветный, который попросил меня, чтобы он сделал ремикс. В результате очень хороший ремикс получился, мы его тоже включили в состав вместе с теми, которые сделали Da*Pop и Юра Мураш. Этих людей мне порекомендовал Шура из группы Би-2, они делали ему ремикс, и он сказал, что это очень толковые ребята.
— У Мураша много танцевальных вещей, а что сделали Наветный и Da*Pop?
— Наветный сделал то, что называется даун темпо, но не в чистом виде, а трип-хоповый вариант песни "Smile" — медленный, красивый, задумчивый. А Da*Pop сделал такую очень смешную босса-нову, смешную дурацкую латину с такими смешными игрушечными звуками. Ну, это надо просто послушать.
В альбом она войдет, то есть, мы не пожертвуем песней "Планета". Просто она очень хорошо сочетается с песней "Smile", она очень хорошо записана. И, поскольку люди покупают, и у людей складывается какое-то первое впечатление, мы решили, что пусть она будет, пусть сложится такое впечатление о группе СЕТИ, а потом мы немного удивим. Мы начнем с песни "Деньги" и всех удивим, представление о нашей группе снова изменится.
— Ты следил за футбольным чемпионатом?
— Днем не получалось следить на студии, а утром смотрел.
— За бразильцев болел?
— За англичан. Испания на втором месте у меня была. Мне очень нравилось, как играл Сенегал, мне понравилась эта история про шамана, который им шаманил на удачу. Шаманские дела — это красиво. Футбол — сам по себе шаманская игра, и когда сюда примешиваются еще и оккультные дела — очень интересно. А вот немцев я не люблю.
— Твое отношение к этим событиям ужасным, которые произошли в Москве, сначала после матча с Японией, потом с Бельгией. Что это: мы так переживаем из-за поражения нашей команды или это скинхеды и прочая мразь, им много дали власти и слишком распустили?
— Ну, это всегда же было в нашей стране.
Грубо говоря, русские люди, когда они массово собраны, не очень культурно себя ведут. И традиций, когда большой компанией что-то отмечать — нет. Накапливается какая-то критическая масса, например, свадьба, — драка неминуема. В данном случае это откровенная ситуация, когда настроение толпы прохлопала наша милиция. Мне не хочется думать, что это был заказ, я думаю, это случайно все.
— Не стоило устанавливать мониторы?
— Конечно, надо было устанавливать, массовые праздники никогда не вредили никакой стране. Просто надо качественно обеспечивать безопасность и предотвращать пронос каких-то предметов, какими можно было бы пораниться, так делается во всем мире. Я вспоминаю, как неопытна была наша милиция, когда состоялся грандиозный концерт в Тушино в 91-м году, с METALLICA, с AC/DC, когда там собралось полмиллиона народа.
— Ты был там?
— Да, мы специально приехали из Питера. И миллионными "тиражами" продавались минеральная вода и пиво в стеклянных бутылках. Как следствие, эти бутылки, конечно же, полетели в сторону милиции. Как следствие, наша милиция полезла мочить всех налево и направо. Я сам каким-то чудом увернулся от дубинки, которая летела в мою сторону, хотя просто стоял и слушал музыку, а им было все равно, кого бить, точно так же, как другим было все равно, куда кидать.
С тех пор это всегда как-то отслеживалось, в том числе и все эти фестивали типа "Крыльев" и, несмотря на то, что там продается большое количество пива, оно только в пластике, благодаря этому все там более-менее.
— …Правительству Москвы надо иногда ездить на рок-фестивали, чтобы там учиться…
— Это великолепная школа. Вспомнить хотя бы "Нашествие": сколько там было народу, и при этом инцидентов криминальных было очень немного, для того скопища людей выпивших — совсем мало. Это хорошая школа — как управлять огромной толпой. А здесь везде продавалось пиво в стекле. Мы были в Минске, по какому-то поводу туда приехал Ю. М. Лужков, так вот, Лукашенко на время его пребывания в городе вообще запретил продавать в городе спиртное. Мы хотели пива выпить — фиг два, но это уже перегиб в обратную сторону. Но я имею в виду, что административными мерами такой вопрос можно решить.
— Вернемся к твоей персоне. Тебя узнают на улице? Если ты едешь на велосипеде и тебе кто крикнет "Smile, mother fucker..!" — не обидишься?
— Сомневаюсь, что кто-нибудь узнает меня, когда я еду на велосипеде. Мне очень многие говорили, что в клипе я другой.
— У тебя имидж там немножко такой… отъевшегося Морриса.
— Ну да, есть такое.
— Классный имидж.
— На велосипеде меня пока еще никто не узнавал, в метро — да.
— Ну, Бог с ним, с велосипедом, а все-таки, когда тебя узнают, наверняка происходят какие-то ситуации, большинство из них скорее приятные, но бывают и обратные. Может, ты какую-нибудь историю расскажешь?
— Не было у меня пока никаких неприятных моментов, к счастью. Просто, как я отметил для себя, если меня кто-то и узнает, то это люди, которым понравился наш клип, наши выступления, это люди, которые еще ходили на концерт ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. А мы играем такую музыку, что если она нравится людям, то мне хочется верить, что это — нормальный человек. Поэтому до сих пор, тьфу-тьфу, каких-то случаев агрессии — "Ну, че, ты, артист типа, а че, ты в клипе какие-то слова говоришь нехорошие" — не было. Единственная история, это когда девочки достаточно агрессивно в питерском метро говорили: "Какой же ты гад, что ушел играть в СПЛИН и забросил нашу любимую группу ЭДИПОВ КОМПЛЕКС". То есть, как будто я был обязан ради этих двух девчонок…
— Было неприятно…
— Это было очевидно неприятно, если бы это они мне сказали с сожалением, а это был тот случай, когда они подошли не поздороваться со мной, а просто высказать свое "фе". Я им сказал: "Девчонки, ладно, ждите". Надеюсь, что теперь они дождались.
— А помимо велосипеда у тебя какие-то еще хобби имеются, ну там, кройка, шитье?
— Нет. Как ни странно, до сих пор моим единственным хобби была группа СЕТИ: мы сочиняли, готовились к записи нового альбома, сидели дома с Володей и писали в компьютер какие-то новые кусочки, все это дело слушали, обставляли. Это было, в принципе моим хобби. А все остальное достаточно традиционно — я хожу в кино и читаю, как мне кажется, хорошие книжки. Сейчас к этому подключился еще велосипед, мы с Сашей Морозовым из группы СПЛИН купили себе одновременно велосипеды и с ним вдвоем гоняем по Питеру или по пригородам — занимаемся спортом.
— Какую пластинку ты купил себе в последний раз?
— Я уже давно потерял счет, потому что если я захожу в "компашечный" магазин, я покупаю десять пластинок за раз, я меломан.
— Сколько у тебя пластинок приблизительно?
— Ну, где-то триста пятьдесят. Из того, что зацепило в последнее время, — пластинка группы BUSH, тяжелая, очень честная, искренняя. И, пожалуй, STAKKA BO.
— МакКартни?..
— А вот это уже не мой вкус, но я эту пластинку слушал многократно, потому что наш продюсер — фанат BEATLES, фанат МакКартни, и он без ума от этой пластинки.
С момента распада BEATLES мне почти все остальные работы МакКартни не нравились, не люблю их, не могу объяснить почему. Но, наверное, из последних альбомов этот лучший. А так… не могу объяснить, меня не цепляет и все. Это субъективно.
— …STROKES...
— STROKES я еще не купил… Клипы уже видел, но пластинку целиком еще не слышал.
Есть пластинка, которая прошла у нас, но не была оценена, это пластинка ОКЕАНА ЕЛЬЗИ "Модель". Я считаю, что эта великолепная пластинка с беспрецедентными мелодиями. Звук, подход, все они с такой любовью сделали. Видно, что люди жили этим альбомом, пока делали, он такой искренний, удивительный. Если бы меня попросили назвать лучший постсоветский альбом за последние несколько лет — это ОКЕАН ЕЛЬЗИ, "Модель", хотя я нашу музыку слушаю очень мало.
— А КВАРТАЛ?
— Да, конечно, я очень дружен с Аликом Пилявиным (интервью было взято до гибели Пилявина — Прим. ред.), он мне безумно симпатичен, а что касается самой группы, то это немножко не мой стиль, хотя там все безупречно.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Мне бы очень хотелось начать играть концерты с СЕТЯМИ, начать выступать и увидеть читателей этого материала на концерте в хорошем настроении.
— Конечно, они будут улыбаться, как ты им завещал…
— А не будут, — заставим.
— В СЕТЯХ вы с Володей, как Леннон-МакКартни?
— Мы не Леннон-МакКартни, в этом смысле песни пишу я, а Володя — это человек… Ну, я не играю на гитаре, во-первых. Кроме флейты, я не играю ни на одном музыкальном инструменте, я сочиняю музыку в голове, напеваю мелодию Володе, а он все это гармонизирует на гитаре, облекает мою мелодию уже аккордами так, что это можно показывать дальше. И выходит, что я эту мелодию так "записал", а после того, как он ее сделает, она становится интересней, богаче — другой. Я сам удивляюсь, как такая штука вообще получается.
В ЭДИПОВОМ КОМПЛЕКСЕ была, кстати, пара песен, "начальная точка" в которых была поставлена Володей: он сочинил какую-то гармонию, последние аккорды, а мелодию сочинил потом. Вот этот альбом весь изначально сочинен мной, а потом уже вместе с Володей собран. Остальные ребята тоже чего-то добавляли.
— То есть духа деспотизма в группе нет?
— Не, это не в моем характере абсолютно. Сколько раз я пытался тянуть одеяло на себя, говорить, как надо играть, и всякий раз я убеждался, что получается какое-то фуфло. Если не прислушиваешься к тому, что предлагают партнеры, то получается очевидная гадость, однобоко и скучно. Песни группы СЕТИ — это продукт коллективного творчества. Я умею признавать свои ошибки.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2002 год в рубрике музыкальная газета