Napalm Death
В вашем распоряжении всего одна жизнь

Новый альбом одной из древнейших и легендарнейших дэз-метал-групп подлунного мира, великих NAPALM DEATH — это всегда событие… а для нас — лишний повод пообщаться с людьми, чьими руками (ногами, головами, голосами) создавалась история экстремальной музыки. Шейн Эмбери, безусловно, из их числа… "Напалмовский" старожил — он в этой группе уже пятнадцать лет, подумать только! И представить… Плюс — попутно — если помните, в жизни Шейна имели место такие группы как UNSEEN TERROR (грайндкор, сыгранный совместно с товарищами из HERESY), MEATHOOK SEED (индастриел — со злобарями из OBITUARY), BRUJERIA (death, приправленный латинскими мелодиями — с участниками FEAR FACTORY и FAITH NO MORE), LOCK UP… Разносторонний музыкант, разносторонний человек… впрочем, хватит представлений! Есть имена, которые говорят сами за себя, и слова, которые ничем не заменить…

-- Мои приветствия, Шейн! Огромное спасибо, что при всей своей занятости выделил энное количество времени, чтобы ответить на наши вопросы… Что, кстати, на данный момент больше всего тревожит "напалмовские" умы? Удалось ли хоть немного отдохнуть этим летом?
— Честно говоря, не очень-то: летом я катался с LOCK UP по Японии, участвовали в нескольких метал-фестивалях… одним словом, гастроли вместо отдыха. А сейчас… по выходу нового альбома занимаемся промо-работой, раздаем направо и налево интервью и все такое прочее.
— Каковы основные темы вашего нового альбома? С Earache "расквитались", что теперь?
— Вообще-то, об этом лучше спросить Барни: его лирика, ему и разбираться в ней, но, насколько я могу судить, одними из наиболее актуальных тем являются последние события на Ближнем Востоке, угроза глобальной войны, а также самые близкие сердцу англичанина вопросы, связанные с монархией в нашей стране и некоторыми другими политико-социальными проблемами.
— Самый, на твой взгляд, удачный релиз, в котором тебе доводилось принимать участие? И, наоборот: диски, которыми ты не очень доволен…?
— Наиболее удачный? Наверное, "Harmony Сorruption", несмотря на то, что в момент выпуска мы абсолютно не были в нем уверены… и, да! Еще, конечно, "Utopia Banished". Это лучшие. А что касается не самых успешных… не знаю, что до меня, то я всегда счастлив тем, что делаю, а если остаются маленькие крупинки неудовольствия, то просто выслушиваю мнения остальных участников группы, и мы вместе приходим к какому-то выводу. Например, к тому, что жаловаться не на что, хех!
— Основные идеи, которые хотелось бы донести до своих слушателей?
— Таких идей очень много, но степень их усвояемости сильно зависит от того, желают ли слушатели это воспринимать. Мы не собираемся брать на себя ответственность духовных или политических лидеров, чему-то настойчиво учить... ни в коем случае. Такого намерения не было и нет. Все, чего действительно хотелось бы достигнуть, — это пробуждения сознательного интереса со стороны публики. Мы хотим, чтобы люди немного задумались над тем, что происходит вокруг них, что вообще происходит в этом мире. Наша планетка, конечно, катится в полный беспредел, но все же… старайтесь не утонуть в этом потоке. Будьте Личностями и умейте принимать индивидуальные решения.
…Я согласен с мнением, что музыка — это отличный способ влиять на людей, но все-таки голосую за то, чтобы эти люди умели думать собственными головами. Чтобы могли разобраться, что такое хорошо и что такое плохо — для них самих и для общества в целом. Пускай, кто-то будет в чем-то не согласен с нами — прекрасно! Я вполне допускаю, что наши мнения тоже не идеальны и мы подвержены ошибкам в такой же степени, как и все прочие простые смертные. А музыка… Для меня лично — это прежде всего свобода, возможность отвлечься от всего, от всех и вся. Просто отвлечься и творить.
— Правы ли те, кто называет NAPALM DEATH в ряду политических групп? И… как ты относишься к этому специфическому виду музыкантов?
— Безусловно, ND — политическая группа, что, впрочем, необязательно касается каждого из ее участников. Я, к примеру, не считаю себя политиком, предпочитая не распространяться на тему своих мнений и идеалов, а держать их при себе. Барни другой…Он обожает политические рассуждения, в то время как я стремлюсь к максимальной концентрации на музыке. Музыка привела меня к "напалму", и музыка волнует меня в первую очередь. А что касается других политических команд, то мне, в принципе, все равно. У меня с ними проблем не возникает… единственное, о чем надо помнить — о величине коробки с мылом, которую эти ребята подставляют под ваши ноги: среди них много лицемеров, которые с пеной у рта защищают вещи, которые на самом деле совершенно не поддерживают.
— Тут мы, кажется, подходим к щекотливой теме ответственности музыканта за тех, кого он "приручил"… Как ты думаешь, имеет место такая штука или нет?
— Трудно сказать… это и правда вопрос нелегкий. С одной стороны, мы, конечно, не отвечаем за действия наших фэнов… Просто… просто вспоминаю себя в юности. Я тоже ходил на концерты своих любимых коллективов, млел от их музыки, а потом, уходя домой, испытывал невероятно радостное чувство… что это был чудесный вечер и я здорово его провел. Вот и все. Я не стал бы совершать диких поступков, оправдывая их каким-то абстрактным "влиянием". Более того: какими бы "умными" ни были те или иные группы, все они (мы) люди, все мы склонны к разным слабостям, у всех есть свои проблемы и нет ультимативного права решать проблемы других. Именно поэтому я всегда старался держать свои взгляды при себе и сильно их не выпячивать. Я НЕ ХОЧУ этой ответственности (если кому-то вздумается ее навязывать), поскольку на высшую правду не претендую и, к тому же, всегда боюсь быть интерпретированным неправильно.
— Вещи, которые тебя особенно раздражают в деле шоу-бизнеса?
— Ммм… я пришел сюда из любви к музыке, а потом, по ходу, пришлось столкнуться с разными проявлениями шоу-бизнеса и разными проявлениями человеческой вони. Я думал, что, занимаясь творчеством, удастся избежать отвратительных мышиных скачек, проделываемых людьми в течение их жизни, мышиных бегов за зарплатой, карьерой, званиями, репутацией и престижем. Я был наивен. Прошло несколько лет, прежде чем пришлось осознать, что шоу-бизнес — это та же возня, немного отличная от "нормальной", но еще более безнравственная и жестокая. Иногда наступают счастливые минуты забвения, чувства "отрешенности" от реального мира, и это здорово, но гораздо чаще я ощущаю страх. Страх, что однажды приближусь к этой реальности слишком близко, упаду в нее и… погибну.
— Самая большая ошибка человечества — это, на твой взгляд, что?
— Создание религии, которая, служа целям многих людей, выбивает из колеи непозволимо большее количество народу…
— Что думаешь на тему терроризма?
— Без комментариев.
— О'кей, возвращаемся к музыке. NAPALM DEATH — группа, пережившая большое количество внутренних перемен, смен состава и т.д. Кого бы ты хотел увидеть в сегодняшнем "напалмовском" коллективе? Быть может, есть музыканты, которых хотелось бы к себе "заманить"?
— Я совершенно доволен командой, которая подобралась и укрепилась на день сегодняшний. Мы пережили немало трудностей, и это стало суровым испытанием прочности и преданности своему делу. Люди оставили свои дома в Америке, чтобы иметь возможность быть здесь… тоже о многом говорит, разве нет? Сейчас такой самоотверженности еще поискать… и это невозможно не оценить. Трудности сплотили нас в единое целое, что сказалось как на личных взаимоотношениях, так и на техничности, сыгранности коллектива. Поэтому никаких перемен больше не надо.
— Кроме NAPALM DEATH хочется уделить немного внимания остальным проектам/группам, с которыми так или иначе связано твое имя. Просто небольшой комментарий, хорошо?
— Да, без проблем.
AZAGTOTH. Я помогал этой группе в 1987 году, подыгрывая им на барабанах. Мы записали одно-единственное демо… В Японии есть человек, который хочет его выпустить, так что, вполне возможно, вы тоже его услышите.
WARHAMMER. Самая первая банда, в которой мне довелось принимать участие вместе с товарищем по имени Митч Дикинсон. Это была дэз-метал-группа, сформированная в 1984 году, я — семнадцати лет отроду… Очень весело и прикольно. Записано, снова-таки, всего одно демо ("Abbattoir Of Death"), которое тоже может увидеть свет. Когда-то. Возьмем да и выпустим его смеху ради!
BLOOD FROM THE SOUL. Экспериментальный опыт тех времен, когда я и Лу из SICK OF IT ALL увлеклись нестандартной музыкой (я, например, прочно "висел" на HELMET) и решили сделать что-то свое, непохожее на материал основных коллективов. И сделали! Этот проект впоследствии оказал большое влияние на "напалмовский" саунд и на меня самого, так как для его записи пришлось учиться играть на разных инструментах (вся музыкальная часть BFTS исполнялась мной!).
BRUJERIA… Не могу говорить об этой группе…
MALFORMED EARTHBORN. Еще один вид безумного экспериментаторства, на этот раз под влиянием SKINNY PUPPY. В проекте также принимали участие Дэнни и Скотт из BRUTAL TRUTH: тонны удовольствия в процессе работы, приколы тоже разные… Публика, конечно, недоумевала, но это только раззадоривало наши творческие устремления. Я ж говорю: музыка — это свобода. Ты плывешь, куда хочешь, и плевать хотел на все оценки…
MEATHOOK SEED. За этим названием стоит, по большей части, Митч Харрис, а я просто подыграл ему на басу. Просто по-дружески. И людям приятно и мне интересно: очередной способ расширить свои музыкальные горизонты, как в плане техническом (игра на басухе), так и по любознательности — снова что-то новенькое…
UNSEEN TERROR. Наследник WARHAMMER, я и Митч Дикинсон, но уже под другим названием и с новым, гораздо более скоростным и разнообразным материалом. Самим любопытно было посмотреть, насколько мы "выросли" в музыкальном плане… выпущенный альбом ясно отразил эту прогрессию — к лучшему или, может, наоборот…
LOCK UP. Проект в стиле "возвращение к корням", сформированный совместно с Ником Баркером (он в то время еще был в CRADLE OF FILTH). Мы стремились к воссозданию духа старых команд: записать материал как можно более быстрый и, главное, "ухватить" истинный дух, присущий великим бандам прошлого. Очень здорово…
— Не сложно ли "распыляться" на такое количество коллективов? Не лучше ли действовать по принципу: мало, да хорошо… (в плане, полноценно)?
— Нет, это немного не то… Мне нравится быть занятым, а также работать с интересными людьми, создавать что-то новое и интересное. Это позволяет оставаться живым, энергичным, поддерживать нормальный ритм жизни. Ну и потом… большинство из вышеназванных банд и проектов остались в далеком прошлом, их уже нет: по-настоящему "долгоиграющим" коллективом оказался лишь основной, замечательный NAPALM DEATH.
— Имеются ли на сегодняшний день еще какие-то "сайд"-планы?
— Да, в настоящий момент я работаю над исключительно "мягким" и спокойным альбомом, который, вполне возможно, вскоре увидит свет… а, может, и нет. Может, не увидит его никогда. Эта музыка, в принципе, создается только для меня самого, она играет своего рода терапевтическую роль… поскольку сейчас я переживаю не самый светлый период своей жизни. Одиночество, тоска… думаю, каждый когда-то сталкивался с такими проявлениями и может понять, что это такое. Когда накатывает волна депрессии, я беру в руки гитару, начинаю что-то наигрывать и потихоньку записывать — пока что исключительно для "внутреннего" пользования. Что будет дальше, покажет только время…
— Доводилось ли тебе слышать какие-либо трибьюты NAPALM DEATH, кавер-версии песен, все такое? И… любишь ли ты переигрывать чужие вещи?
— Конечно, люблю — потому что никто за это не несет никакой ответственности, и, работая над песней, можно извращаться как угодно: для каверов правил не существует. А что касается "напалмовских" перепевок, то я слышал только "Suffer The Children" в исполнении DECAPITATED, и… очень даже неплохо. Понравилось. Приятно.
— Как бы ты охарактеризовал нынешних участников ND (одно существенное определение, самая яркая черта…)?
— Митч — одухотворенный, нетерпеливый; Джесси — склонный к крайностям и "переборам"; Барни — всегда чем-то озадаченный, легко впадающий в состояние серой скуки; Дэнни — тихий, загадочный, часто непонятный и… непонятый.
— Каким бы ты хотел увидеть современное общество — просто проснувшись рано утром и...?
— Одному богу известно… не знаю! Наверное, спокойным, мирным и терпимым ко всем культурам. Но это просто мечта… знаю. Я просто размечтался.
— Часто ли приходилось сталкиваться с такой вещью, как разочарование?
— У каждого, наверное, есть свой печальный опыт… и я не исключение. Совсем недавно я перестал общаться с одним из самых лучших и близких (я так думал!) друзей, и это очень грустно, почти трагично, потому что вина в том, по большей части, моя. Он даже не смог заставить себя выслушать мои извинения… мне действительно безумно жаль, так как мы и правда были близкими друзьями. Наверное, это как-то повлияет и на музыкальное творчество, пока не знаю… печально все это. Но, как бы там ни было, жизнь продолжается — надо жить и учиться на своих ошибках, потому что иного выхода просто нет. В другой стороне тупик…
— Ты по-прежнему живешь в Бирмингеме? Чем, кстати, интересен этот город, какие места можно порекомендовать в качестве достопримечательностей?
— Да, я все еще живу тут, а что касается достопримечательностей… это сложно! Переехав жить в этот город, я провел несколько лет в безудержном пьянстве по пабам и клубам, не особенно замечая красоту окрестных мест. Ты бы лучше у Митча спросила… Хммм… Здесь есть чудные каналы и музеи, памятники старой архитектуры… а недалеко от Бирмингема расположен древний индустриальный город, называемый здесь "Черной страной"… он привлекает много туристов. Что еще…? Больше я, пожалуй, ничего не знаю…
— Есть ли у тебя собственная семья?
— Нет, если не считать родителей и сестру. Наверное, надо будет когда-то обзавестись и собственной, пока еще не поздно — я не против, да вот как-то пока никак…
— Какими работами (кроме музыки) приходилось заниматься в течение жизни, после того, как закончил школу?
— Можно ли сказать, что я ее закончил? Вряд ли… я бы не стал использовать это слово, потому что свалил оттуда в 16 лет, нанявшись на работу строителем. На практике заодно и учился, потом, в течение трех лет, испробовал на себе еще несколько незначительных работ, пока, в девятнадцать, не присоединился к NAPALM DEATH. С тех пор, к счастью, не работаю, несмотря на то, что временами приходится довольно-таки кисло. Однако, какие бы сложности ни возникали, всегда есть стимул и силы идти вперед — хотя бы потому, что музыка — это то, чем я ХОЧУ заниматься. Это, если хотите, судьба и призвание.
— Друзья/музыканты/коллеги награждали тебя когда-нибудь прозвищем, кличкой?
— Да, конечно. Их было много! Самое лучшее прозвище, которое прочно за мной укрепилось по сегодняшний день — это "Embo". Мне оно нравится… в отличие от некоторых других…
— На скольких инструментах умеешь играть? Судя по набору коллективов, ты мультиинструменталист…
— Громко сказано. Я начал играть на барабанах, потом "переключился" на бас-гитару, сейчас, в основном, играю на гитаре — и это нравится больше всего. Ну… пробовал повозиться также с сэмплами и клавишами, но только совсем чуть-чуть: на это пока не хватает времени…
— Интересно, что ты ответишь на просьбу назвать пятерку самых мощных и эпохальных дэз-метал-альбомов?
— Наверное, это будет выглядеть следующим образом: POSSESSED — "Seven Churches", REPULSION — "Horrified", MORBID ANGEL — "Altars Of Madness", OBITUARY — "Slowly We Rot", CELTIC FROST — "Morbid Tales".
— Сколько людей можно увидеть на "напалмовском" концерте (приблизительно)? Как эта цифра меняется от страны к стране?
— Подсчитать будет очень сложно, поскольку эта цифра на самом деле сильно меняется и зависит от многих факторов — в том числе и территориальных. Бывают маленькие концерты (около 200 человек), а бывают по-настоящему сильные — когда число пришедших зашкаливает за тысячу. Так хорошо дело идет, как правило, в "незажравшихся" странах, куда вообще мало кто когда ездит. Люди голодные и ведут себя по-настоящему дико…
— Как, на твой взгляд: есть ли что-то общее между хардкором музыкальным и порнографическим?
— Не знаю! Многим музыкантам нравится суровая порнуха и еще… экстремальность, наверное! Объединяющий ФАКтор…
— Последние релизы, которые особенно обрадовали?
— На Relapse недавно вышла потрясающая компиляция под названием "Swedish Assault", запечатлевшая массу отличных шведских хардкоровых (sic! — Авт.) коллективов; крут был последний альбом ORIGIN… это, кажется, все, что я слушал из нового. Жду не дождусь возможности "пощупать" новенький MYRSKOG — их дебютник буквально сразил меня наповал и заставил ждать продолжения…!
— Жизненный девиз, кредо, которым хотелось бы поделиться со всеми окружающими?
— Помните: в вашем распоряжении всего одна жизнь, поэтому постарайтесь прожить ее как можно лучше… будьте собой!
— Скажи, а остались ли еще вещи, которых тебе не хватает, чего бы еще хотелось достигнуть?
— Мне кажется, я уже достиг многого, о чем мог только мечтать: я езжу в турне по всему миру, играю любимую музыку… чем не повод для счастья? Дальше… не знаю, пускай жизнь идет своим чередом. Будут новые свершения… Я не ставлю долгосрочных целей — во всяком случае, пока.
— Не поделишься какой-нибудь интересной тур-историей напоследок?
— Из свеженького… Не знаю, насколько вам это интересно, но могу рассказать о нашем "Еnemy…"-турне 2000 года, которое сопровождалось хроническими неприятностями и разного рода поломками. Уже после двух дней с начала путешествия сломался наш автобус… на третий день Митч поломал ступню… но мы не сдались. Мы были вынуждены добираться до заявленных мест в двух маленьких грузовичках — несколько тысяч миль, 10 дней трясучки и бессонницы… это был сущий кошмар! Дикое напряжение, которого, уверен, большинство коллективов не вынесло бы… но мы пошли на принцип и сделали свое дело. Даже Митч не стонал и не жаловался…
— Молодцы, что тут еще сказать… А теперь еще пару слов, пожалуйста, просто в качестве финальной точки…
— Громадное спасибо всем тем, кто поддерживал нас в течение многих лет: мы это ценим и, будем надеяться, сможем выразить свою благодарность лично, приехав и отыграв отличный концерт! Еще раз спасибо! Всего вам хорошего!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета