Фестиваль «Maschinenfest 2002» Industrial soundscapes for collapsing peoplе
4-6 октября, "AZ — Auto-nomes Zentrum", Аахен/Германия
Для начала несколько "вводных слов", возможно, сумбурно-абстрактных и затянутых, но необходимых, на мой взгляд, для "погружения" в атмосферу праздника электронных машин, которую я постараюсь вам передать с помощью сегодняшнего специального репортажа. Честно говоря, хоть с момента окончания феста и до написания этих строк прошло уже более месяца (достаточно времени, чтобы успокоиться), мои эмоции и чувства при одном только воспоминании об этом событии становятся настолько яркими и даже телесно ощутимыми, что ооочень трудно найти в себе силы сделать этот материал насыщенным и полезным не только с эмоциональной стороны, но еще и с информационно-содержательной. Тем не менее, я попытаюсь, хотя в нашем случае на все сто работает пароль "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Итак, "праздник машин" — Maschinenfest — один из самых стильных и высоко ценимых фестивалей экспериментальной электронной нойз-индустриальной музыки, проводится в самом центре так называемого "европейского треугольника" (приграничная область на стыке Германии, Бельгии и Нидерландов) — славном немецком городишке Аахене в октябре каждого года, начиная с 1999. Несмотря на относительную молодость, "всемирный съезд электроиндустриальных нойз-машинистов" уже приобрел культовый статус среди электрофриков и кибер-русалок со всего мира. В этом году четвертый по счету фестиваль, как и два предыдущих, состоялся в "AZ — Autonomes Zentrum" — огромном бункере-бомбоубежище времен "холодной войны", находящемся под совершенно неприметной одноэтажной панельной коробкой буквально в двухстах метрах от центрального железнодорожного вокзала. Пройдя через массивную металлическую дверь и спустившись по крутой и глубокой бетонной лестнице примерно на два этажа вниз, попадаешь в совершенно другую реальность и систему координат: эстетически оправданный минималистичный естественный дизайн "подземного царства машин" с многочисленными переплетениями труб коммуникаций, проводов, голыми бетонными стенами, окрашенными в оксидные тона преимущественно ядовито-желтого, красного, бордового и вишневых оттенков, местами покрытыми эклектичными по своему содержанию граффити. Бункер, помимо основного "машинного зала", включает в себя несколько менее объемных "катакомбных" помещений, связанных между собой в единую сеть небольшими переходами. В этой "сети", помимо бара и чилл-аута с горячей кухней, разместилась большая площадка для мерчендайза — вытянутый зал с диджейским оборудованием, огромным вентилятором в самом дальнем его конце и рядами T-shirts на стенах, огромным выбором дисков и сопутствующих товаров признанных лейблов "сцены", причем по очень привлекательным ценам, особенно в сравнении с прайсами "наверху", т.е. в обычных CD-шопах. Потолкавшись у столов, можно купить не только парочку приглянувшихся релизов, но и понаблюдать всех музыкантов-участников феста буквально на расстоянии мизинца в общей толпе, подверженной спокойному "броуновскому" движению, с остановками на разговоры со старыми друзьями или знакомства с новыми. Если есть желание, то можно познакомиться и пообщаться со своими музыкальными "фаворитами" — никаких проявлений "звездной болезни", принципиальное игнорирование (и тем самым фактически ее отсутствие, несмотря на формальное наличие) back-stage, в общем, теплая домашняя атмосфера единомышленников, приехавших со всего мира на электро-нойз-индустриальный пикник длинною в три вечера, плавно переходящих в ночь и заканчивающихся каждый раз ближе к утру. Это время "от заката до рассвета" протекало для всех присутствующих динамично и стремительно, иногда неторопливо и загадочно (настолько завораживающими и кристально-красивыми были эмбиентные пассажи саунд-машинистов), иногда как в "сталеплавильном" цехе (настолько мощными были массовые выбросы энергии и адреналина, инспирированные электронными молотобойцами и кузнецами).
Пятница, 4 октября, день первый: SONIC DRAGOLGO, SYNTH-ETIK, SINA, M2, KLANGSTABIL feat. Salt, SOMATIC RESPONSES, HYPNOSKULL, WINTERKALTE
В Аахен я приехал за два часа до "doors open", причем без шансов приобрести на месте фестивальный билет на три предстоящих дня — все было распродано еще за полтора месяца до начала феста через Интернет примерно в количестве тысячи штук экземпляров (пара знакомых электрофриков из Минска вынуждены были отменить свои планы на поездку в Аахен, так как это удовольствие требует определенных финансовых вливаний и было бы обидно "оказаться в пролете" по причине невозможности приобрести билеты уже на месте в вечерней кассе). Несколько отправленных в августе из Минска запросов по "мылу" по поводу получения аккредитации также канули в вечность, оставшись без ответа. Тем не менее, настроен я был решительно и в пятницу 4 октября, в результате синтеза судьбы и желаний, оказался в городе, где в давние времена короновались на престол германские короли.
Оставив вещи в отеле (благо он был заказан и оплачен заранее), я отправился к фестивальному бункеру в надежде получить журналистскую аккредитацию непосредственно у организаторов методом "face to face". Все произошло легко и быстро: в катакомбах бункера наблюдались музыканты, занятые подготовкой к выступлениям, и представители лейблов, выполняющие последние приготовления на своих столах и стендах по мерчендайзу. Спросив у первого попавшегося на глаза чела, как найти Томаса (он со своей подругой Грит заправляли всем на фестивале), через пару минут я уже общался с ним по поводу аккредитации, а через пять минут стильная зеленая карточка с символикой фестиваля болталась на моей шее. До заявленного на 19.00 открытия оставалось около часа, и я решил поужинать, так как вечер и ночь обещали быть очень интересными и не хотелось затем из-за чревоугодия что-нибудь пропустить.
В начале восьмого я снова стоял перед входом в бункер, двери пока еще были закрыты, на площадке перед входом уже расположилась колоритная публика, терпеливо и миролюбиво ожидающая доступа в электромашинные казематы. Примерно через минут десять массивные металлические двери издали скрипящий звук и все неторопливо стали спускаться в бункер. Я отправился в зал мерчендайза, чтобы пообщаться со знакомыми и познакомиться с новыми музыкантами, а также кинуть взгляд на новые релизы лейблов электро-нойз-индустриальной сцены. Через полчаса из основного "машинного" зала послышались звуки первого проекта.
SONIC DRAGOLGO. "Веселенькое" начало — на сцене этакий миниатюрный гибрид самурая и ковбоя. От самурая — японская внешность и размеры, от ковбоя — фермерский прикид: небрежно спущенная рубашка, спортивные штаны с лампасами "made in USSR" (первый парень на деревне — наш колхозный тракторист) да ковбойская шляпа. "Маленькое японское чудо" что-то там извергало из себя в микрофон, периодически выжимая "тум-тум-тумы" из такой же миниатюрной электромашинки. Забавно, но не более того. В музыкальном плане, с моей субъективной точки зрения, полный отстой. Но смотреть было почему-то очень весело, для раскачки публики в самом начале, возможно, и оправданный ход организаторов программы.
SYNTH-ETIK. На сцене снова проект машиниста-одиночки, по-моему, из Бельгии. Все еще пока весело просто смотреть, но уже моментами пробивается интерес и к музыкальной составляющей. За несколько большей по размерам машиной, чем у предыдущего товарища, склонился "электронный Винни-Пух" соответствующих габаритов с лихо сдвинутой назад бейсболкой. Прямолинейный бит, с нойзовыми пробуксовками, по нарастающей переходящими в ритм кузнечного пресса с очень плотным саундом. Несколько сыро и примитивно, но к концу сета публика уже двигалась в такт, а не просто наблюдала. Молодо-зелено, но, в тоже время, искренне и уже качественно.
SINA. С этого момента для меня и начался по-настоящему "Maschinenfest": помимо радости для глаз и стимула для ушей, инстинктивные телодвижения становились настойчивее и энергичнее. Устоять перед харизмой немецкого дуэта было невозможно, особенно перед призывами очаровательной и раскрепощенной фронтменши SINA. Танцевальный ритмический нойз из жестких, дистортированных трип-хоп/drum-n-noise-ритмструктур, с взрывоподобными техноидными перкуссионными атаками, прохладными машинными лупами, скрежетом и развлечениями с электронными битами и эффектами заставили публику самоотверженно "рубиться" на одном дыхании. Агрессивный вокал Sina не имеет ничего общего с привычной мелодикой женского голоса, больше напоминает подвергнутые мутациям через дисторшн и эхо-эффекты крики-речитативы, упакованные в эмоциональные, мрачные, кибернетические спецэффекты техноидного происхождения. "Гостья из будущего" с окрашенными в малиновый цвет стрижеными волосами, в черном костюме футуристической космической рейнджерши с небрежно накинутым на шею черным классическим мужским галстуком увлекала за собой всю аудиторию, с циничным юмором призывая ее "умереть за свою жизнь", как в актуальном боевике "Die Your Life". Адреналиновый индустриально-техноидный экшн, усиленный модерновым цветовым оформлением и игрой со светом, удался на славу!
M2. Cайд-проект германского drum-n-bass-террориста PANACEA, любителя дизайнерской одежды, автомобиля "Порше" и перевоплощений, окутал зал мрачным, шаманским, четкопрописанным индустриально-техноидным эмбиентом с вкраплениями шизофренических сэмплов и галлюцинаций, кристально чистых электронных текстур, прерываемых то плавно и неторопливо, то стремительно и резко взрывами тяжеленных битов. Соответствующим был и внешний вид электронных алхимиков — в этот раз Матиас выступал дуэтом: сам в красной рубашке и черном галстуке, его партнер в черной рубашке и красном галстуке, на головах у обоих некое подобие объемных солнцезащитных козырьков, которые скрывали черты и выражения лиц музыкантов, склонившихся и колдовавших перед машинами и "эпл макинтошами", связанными между собой бесконечным количеством проводов. Фактически публике пришлось пройтись по всем стадиям гипноза музыкальной природы. Было очень хорошо!
KLANGSTABIL feat. Salt. Выступление данной коллаборации лидера инновативного лейбла Ant-Zen Stefan Alt и дуета KLANGSTABIL позволило на все сто насладиться высокохудожественным арт-перфомансом аудиовизуального "от кутюр". В глубине сцены за машинами — Salt, по обе стороны от него были установлены светомузыкальные установки в виде огромных вертикальных неоновых ламп в количестве четырех штук на каждой платформе, причем они были не статичны, а подвижны. Их перемещения и манипуляции партнерами по перфомансу коррелировались со звуковыми текстурами и партитурами удивительного по красоте, мрачно-загадочного по духу, очень искреннего электро-нойз-индустриального эмбиента. "На собственной шкуре" пришлось ощутить, насколько убедительной может быть высокая сила искусства. Кульминация первой фестивальной ночи!
SOMATIC RESPONSES. Представители "туманного Альбиона" — той его части, которая зовется Уэльс, — братья-близнецы John и Paul Healy выдали "на гора" типичный для них техноидный индастриэл с накрученными ритмами и экспериментальными саунд-структурами. Электронные архитекторы прямо на сцене проектировали замысловатые саунд-конструкции, насыщенные комплексными ритмами, ломаными битами, лоскутами нойза и экспериментальными включениями синтезаторных проигрышей как бы в противовес ритм-секции. На этот раз мне показалось, что в "живом" варианте музыканты слишком уж увлекались "разрушением мелодичности" и брейкбитами. Ничего нового братья Healy не предложили, но качественную дозу ритмичной атмосферной high-tech-электроники публика получила.
HYPNOSKULL. Проект бельгийского электро-нойз-террориста Patrick Stevens по-прежнему остается одной из самых инновативных и харизматичных электро-формаций сцены. Фирменная, бескомпромиссная и супертанцевальная смесь из дистортированных перкуссионных атак, техно-грувов и драйва аналоговой электромеханики, от которой даже мурашки на теле бросаются в пляс, обеспечила "адреналиновый угар" абсолютно всем присутствовавшим в машинном зале. Фактически, HYPNOSKULL представил дух ритмического нойза во плоти. А когда на сцену выбежали подруга Patrick Stevens Mieke M. и лидер PANACEA Matias, чтобы усилить окончание сета live-речитативами в танцевальном боевике "Electronic Music Means War To Us", коллективный "контейнер человеческого разума" был на время полностью превращен в один гигантский power noise-организм. На сцене в этот момент как никогда актуальным для меня стало программное заявление музыканта: "Электронная музыка означает для меня войну, и я собираюсь драться сурово и беспощадно!" И очень кстати показался еще один его призыв: "Your Future Is My Past".
WINTERKALTE. Электронные молотобойцы завершали первый день. Руководствуясь принципом "не скучной вам ночи", дуэт устроил настоящий электронный драм-террор, прямолинейное "рубилово" смогло еще на один час отодвинуть желание уткнуться в подушку, чтобы набраться сил на следующий фестивальный день. Когда мне удалось это сделать, на часах была уже половина пятого утра…
Суббота, 5 октября, день второй: CONFIG.SYS, TARMVRED, ROGER ROTOR, DEUTSCH NEPAL, PLACID, PANACEA vs. NEEDLE SHARING, KLINIK, ARS MORIENDI
В этот день фестивальная программа должна была начаться в 18.30, поэтому в помещения бункера я спустился за полчаса до выступления первого проекта. Время прошло быстро и интересно в общении с музыкантами и исследовании рядов с дисками и прочей продукции мерчендайза.
CONFIG.SYS. Новое для меня имя. Техноидно-индустриальный тяжелый ритмический саунд по нарастающей прогрессии с четко прописанными битами и зубодробильным лязгом машин. Если в двух словах: дуэт играет очень прогрессивную по своей энергетике и техноидности музыку и делает это качественно и высокопрофессионально, в будущем надо обратить на них более пристальное внимание.
TARMVRED. Проект Jonas Johanson выступал на этот раз в расширенном составе. По ходу действия его партнер то колдовал над термовоксом, извлекая путем манипуляций ладонями в эфирном поле этого легендарного музыкального инструмента таинственные звуки, то усаживался за электронные барабаны. Саунд шведов от этого только выиграл: музыканты, облаченные в белые медицинские халаты, подобно электрохирургам разрезали электронным звуковым скальпелем атмосферные пространства тяжелого ритмического нойза с прогрессивно развивающимися по ходу треков битовыми структурами. Электрохирургическая операция прошла успешно, все пациенты из числа публики остались целы, невредимы и здоровы.
ROGER ROTOR. Еще одно из самых приятных впечатлений фестиваля. Швейцарец затянул за собой аудиторию в увлекательное путешествие по массивным и наэлектризованным ритмичным саунд-конструкциям, базирующимся на полиритмических техноидных фундаментах и синусоидальных индустриально-трэнсовых линиях. Сеанс танцевальной терапии с гипнотизирующими низкочастотными битовыми инъекциями на фоне фирменного пульсирующего минимализма характеризовался эластичностью, подвижностью, непрерывностью игривого механического драйва. По своему настроению, предложенное сауд-рандеву оказалось совсем не мрачным, а скорее задорным и юморным.
DEUTSCH NEPAL. Фронтмена легендарного проекта по кличке "Der General" ждали. Я не отношу себя к фэнам этой формации, тем не менее, простое любопытство заставило подойти поближе к сцене. Генерал выглядел несколько уставшим, немного располневшим, с намечающимся животиком, постоянно подкреплялся глотком пива из находящейся в поле его зрения на расстоянии не больше вытянутой руки бутылки или затягивался сигаретой. На белой майке была минималистичная надпись "New York 11.09.2002". Лично меня мартиальные напевы не впечатлили, похоже, самого генерала тоже, так как он прервал свое выступление намного раньше заявленного часа.
PLACID. Нойз-индустриальная команда из Мадрида PROYECTO MIRAGE в составе Alicia H. Willen и Francisco Planellas представила на этот раз свой сайд-проект PLACID, где музыканты попробовали объединить жесткие дистортированные электронные ритмы с блэк-метал-хоп-вокалом и "живой" бас-гитарой. Горячей испанской крови выплеснули с избытком, бесшабашная Alicia — вся в черном на этот раз — была на бэк-вокале, фронтмен Hauptmuell в облике "тупака-шакура" из ада чего только не вытворял, гитарист с красным логотипом "садист" на черной майке также с успехом его оправдывал, а Francisco еле успевал рулить "машинами". Было мрачно-весело, живо и сыро, но не оригинально.
PANACEA vs. NEEDLE SHARING и KLINIK я наблюдал отрывочно, так как познакомился с ребятами из Литвы и Латвии и мы немного поболтали о наших "домашних" сценах, а также поделились впечатлениями от происходящего на празднике машин. Но проект, который был заявлен на конец второй фестивальной ночи, никто из нас пропустить не собирался, поэтому минут за десять до начала мы уже стояли перед сценой в ожидании интернациональной коллаборации ARS MORIENDI германского нойз-фетишиста Andreas Schramm и его друзей из SYNAPSCAPE, MORGENSTERN и MONOKROM.
ARS MORIENDI. Концептуальная оргия электронных машин, моментами усиленная "живыми" гитарами, спец-драм-средствами в виде двух металлических 200-литровых бочек из-под машинного масла, по которым удары наносились как "колотушками", так и железными массивными цепями, атмосферу Армагеддона нагнетали чередующиеся потусторонние женские и мужские вокалы. На сцене одновременно работали 5 музыкантов. В выступлении нашли свое отражение практически все известные ритмическо-текстурные разновидности жесткой и авангардной нойз-музыки. Призрачно-эмбиентными щупальцами коснулись каждого в публике, в зале повис мрачный плотный нойзовым туман. Из которого по нарастающей прогрессии сначала пошел тревожный дождь, переросший в ливень многотонной тяжести сурового ритмического нойз-индастриэла с сильно искаженными вокодерами. Затем вообще обрушился настоящий град из дистортированных костедробильных ритмов. Благо на фесте была подготовленная публика, поэтому выжили все. Более того, музыкантов не хотели отпускать и Andreas Schramm пришлось снова выйти на сцену и некоторое время в одиночку импровизировать с машинами, затем его поддержали ребята из SYNAPSCAPE и получился еще на минут сорок незапланированный индустриальный джэм. Когда "в конце концов" я взглянул на часы, была снова половина пятого утра…
Воскресенье, 6 октября, день третий: DIE NEUE SACHLICHKEIT, THIS MORN OMINA, XABEC, MIMETIC, MENTAL DISTRUCTION, VENETIAN SNARES vs. FANNY vs. HECATE, IMMINENT, VROMB
DIE NEUE SACHLICHKEIT и THIS MORN OMINA я пропустил, так как проспал, а последний день феста начинался в 15.00. Да и еще одно очень приятное знакомство с кибер-русалкой из Риги с красивым именем Эвия доставило немало приятных минут общения. Поэтому я сразу "попал" на сеанс музыкальной терапии XABEC.
XABEC. На меня комбинация экспериментального эмбиента с минималистскими звуковыми ландшафтами произвела неизгладимое впечатление прежде всего из-за своей искренности и теплоты. Manuel G. Richter имеет диплом музыкального терапевта и применяет навыки на практике. Музыку он лепит с помощью самодельных акустических инструментов, камней, фильтров, систем аналоговых модуляций, аналоговых и цифровых синтезаторов, сэмплеров, компьютера, звуков природы, натурных записей и различные электронных приборов. Звуковые абстракции, атмосферные звуки, мелодичные эмбиентные эскизы, пульсации и минималистичные нойзы позволили почувствовать себя очень комфортно.
MIMETIC. Здесь я ограничусь просто тремя словами, так как в ближайшем номере вы сможете прочитать эксклюзивный материал об этом проекте и новом альбоме, который был великолепно отыгран в "живом" варианте на фестивале: супер, супер и еще раз супер!
MENTAL DESTRUCTION. "Шведы с понятиями", на мой взгляд, несколько не вписались в программу феста, так как "блэк-рычание" и страшилки вокалиста на фоне электронных атак и запилов бас-гитары были смазаны проблемами с саундом, что-то ребята перемудрили и фронтмену приходилось орать в микрофон, который периодически отрубался, чего нельзя было сказать о поведении брутальных викингов, они продолжали играть и по ходу бороться с техническими неполадками...
VENETIAN SNARES. Безостановочные мутации электронного саунда канадца Aaron Funk и особенно неповторимые бит-синусоиды VENЕTIAN SNARES подобно всем "цветам радуги" электронной музыки сияли и переливались неповторимыми оттенками тотальной импровизации: от интенсивных порций авангардного джаза, воздушных ритмических атак огромной деструктивной силы, отвязанных сэмплов до извержения экстремальных нойз-вулканов. Поступь абсурдистского hi-tech-динозавра с отпечатками агрессивного мега-брейккора, жесткого текстепа и пулеметного drum-n-bass оставила аудиосиняки в сознании многих фэнов. Ритмические пульсации, упакованные в мрачно кривляющиеся композиции, до предела забиты сюрреалистическими нойзами, скрэтчами, отрывками оркестровой классики, "съехавшими по фазе" частотными модуляциями, забавными сэмплами, проблесками рэп-речитативов, а также психоделичными джазовыми проигрышами на пианино, саксофоне и шизофреническими "запилами" на скрипках, виолончелях и контрабасе. Танцевать под такой саунд очень сложно, легче сойти с ума...
IMMINENT. Бельгиец Оливье Моро сразу же заставил публику двигаться в ритме техноидно-нойз-индустриальных атак! Я решил немного отдохнуть и подготовить себя к "волшебству" канадца Hugo Girard.
VROMB. Монреальский саунд-архитектор Hugo Girard подарил публике "праздника машин" изумительно красивый звуковой экшн экспериментального плана. Фактически, все были пусть и пассивными, но соучастниками выстраивания технологической цепочки по выращиванию машинного саунда: кристально-чистые техноидные ритмы, миниатюрные эмбиентные бит-инсталляции, разнообразные частотные модуляции, сюрреалистические звуки, которые то затихают, то нарастают, но не прекращаются ни на секунду, заставляя всех находиться на гребне отличного звукового драйва, мутирующего в состояние жесткого транса. Ритмично "капающие" электронные звуки, то пульсирующие, то вибрирующие или шуршащие, увлекают за собой в мир чистой механики, атмосферу тотального техногипнотизма и мрачной фантастики. Обострение всех пяти человеческих чувств достигает своего апогея и разливает по телу странные электрические токи и вибрации. Звучание VROMB очень физиологичное, его чувствуешь каждым лоскутком тела, и в какой-то момент наступает коллапс и окончательная потеря чувства реальности происходящего...
Цель "Maschinenfest" достигнута: industrial soundscapes for collapsing peoplе.
Для начала несколько "вводных слов", возможно, сумбурно-абстрактных и затянутых, но необходимых, на мой взгляд, для "погружения" в атмосферу праздника электронных машин, которую я постараюсь вам передать с помощью сегодняшнего специального репортажа. Честно говоря, хоть с момента окончания феста и до написания этих строк прошло уже более месяца (достаточно времени, чтобы успокоиться), мои эмоции и чувства при одном только воспоминании об этом событии становятся настолько яркими и даже телесно ощутимыми, что ооочень трудно найти в себе силы сделать этот материал насыщенным и полезным не только с эмоциональной стороны, но еще и с информационно-содержательной. Тем не менее, я попытаюсь, хотя в нашем случае на все сто работает пароль "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Итак, "праздник машин" — Maschinenfest — один из самых стильных и высоко ценимых фестивалей экспериментальной электронной нойз-индустриальной музыки, проводится в самом центре так называемого "европейского треугольника" (приграничная область на стыке Германии, Бельгии и Нидерландов) — славном немецком городишке Аахене в октябре каждого года, начиная с 1999. Несмотря на относительную молодость, "всемирный съезд электроиндустриальных нойз-машинистов" уже приобрел культовый статус среди электрофриков и кибер-русалок со всего мира. В этом году четвертый по счету фестиваль, как и два предыдущих, состоялся в "AZ — Autonomes Zentrum" — огромном бункере-бомбоубежище времен "холодной войны", находящемся под совершенно неприметной одноэтажной панельной коробкой буквально в двухстах метрах от центрального железнодорожного вокзала. Пройдя через массивную металлическую дверь и спустившись по крутой и глубокой бетонной лестнице примерно на два этажа вниз, попадаешь в совершенно другую реальность и систему координат: эстетически оправданный минималистичный естественный дизайн "подземного царства машин" с многочисленными переплетениями труб коммуникаций, проводов, голыми бетонными стенами, окрашенными в оксидные тона преимущественно ядовито-желтого, красного, бордового и вишневых оттенков, местами покрытыми эклектичными по своему содержанию граффити. Бункер, помимо основного "машинного зала", включает в себя несколько менее объемных "катакомбных" помещений, связанных между собой в единую сеть небольшими переходами. В этой "сети", помимо бара и чилл-аута с горячей кухней, разместилась большая площадка для мерчендайза — вытянутый зал с диджейским оборудованием, огромным вентилятором в самом дальнем его конце и рядами T-shirts на стенах, огромным выбором дисков и сопутствующих товаров признанных лейблов "сцены", причем по очень привлекательным ценам, особенно в сравнении с прайсами "наверху", т.е. в обычных CD-шопах. Потолкавшись у столов, можно купить не только парочку приглянувшихся релизов, но и понаблюдать всех музыкантов-участников феста буквально на расстоянии мизинца в общей толпе, подверженной спокойному "броуновскому" движению, с остановками на разговоры со старыми друзьями или знакомства с новыми. Если есть желание, то можно познакомиться и пообщаться со своими музыкальными "фаворитами" — никаких проявлений "звездной болезни", принципиальное игнорирование (и тем самым фактически ее отсутствие, несмотря на формальное наличие) back-stage, в общем, теплая домашняя атмосфера единомышленников, приехавших со всего мира на электро-нойз-индустриальный пикник длинною в три вечера, плавно переходящих в ночь и заканчивающихся каждый раз ближе к утру. Это время "от заката до рассвета" протекало для всех присутствующих динамично и стремительно, иногда неторопливо и загадочно (настолько завораживающими и кристально-красивыми были эмбиентные пассажи саунд-машинистов), иногда как в "сталеплавильном" цехе (настолько мощными были массовые выбросы энергии и адреналина, инспирированные электронными молотобойцами и кузнецами).
Пятница, 4 октября, день первый: SONIC DRAGOLGO, SYNTH-ETIK, SINA, M2, KLANGSTABIL feat. Salt, SOMATIC RESPONSES, HYPNOSKULL, WINTERKALTE
В Аахен я приехал за два часа до "doors open", причем без шансов приобрести на месте фестивальный билет на три предстоящих дня — все было распродано еще за полтора месяца до начала феста через Интернет примерно в количестве тысячи штук экземпляров (пара знакомых электрофриков из Минска вынуждены были отменить свои планы на поездку в Аахен, так как это удовольствие требует определенных финансовых вливаний и было бы обидно "оказаться в пролете" по причине невозможности приобрести билеты уже на месте в вечерней кассе). Несколько отправленных в августе из Минска запросов по "мылу" по поводу получения аккредитации также канули в вечность, оставшись без ответа. Тем не менее, настроен я был решительно и в пятницу 4 октября, в результате синтеза судьбы и желаний, оказался в городе, где в давние времена короновались на престол германские короли.
Оставив вещи в отеле (благо он был заказан и оплачен заранее), я отправился к фестивальному бункеру в надежде получить журналистскую аккредитацию непосредственно у организаторов методом "face to face". Все произошло легко и быстро: в катакомбах бункера наблюдались музыканты, занятые подготовкой к выступлениям, и представители лейблов, выполняющие последние приготовления на своих столах и стендах по мерчендайзу. Спросив у первого попавшегося на глаза чела, как найти Томаса (он со своей подругой Грит заправляли всем на фестивале), через пару минут я уже общался с ним по поводу аккредитации, а через пять минут стильная зеленая карточка с символикой фестиваля болталась на моей шее. До заявленного на 19.00 открытия оставалось около часа, и я решил поужинать, так как вечер и ночь обещали быть очень интересными и не хотелось затем из-за чревоугодия что-нибудь пропустить.
В начале восьмого я снова стоял перед входом в бункер, двери пока еще были закрыты, на площадке перед входом уже расположилась колоритная публика, терпеливо и миролюбиво ожидающая доступа в электромашинные казематы. Примерно через минут десять массивные металлические двери издали скрипящий звук и все неторопливо стали спускаться в бункер. Я отправился в зал мерчендайза, чтобы пообщаться со знакомыми и познакомиться с новыми музыкантами, а также кинуть взгляд на новые релизы лейблов электро-нойз-индустриальной сцены. Через полчаса из основного "машинного" зала послышались звуки первого проекта.
SONIC DRAGOLGO. "Веселенькое" начало — на сцене этакий миниатюрный гибрид самурая и ковбоя. От самурая — японская внешность и размеры, от ковбоя — фермерский прикид: небрежно спущенная рубашка, спортивные штаны с лампасами "made in USSR" (первый парень на деревне — наш колхозный тракторист) да ковбойская шляпа. "Маленькое японское чудо" что-то там извергало из себя в микрофон, периодически выжимая "тум-тум-тумы" из такой же миниатюрной электромашинки. Забавно, но не более того. В музыкальном плане, с моей субъективной точки зрения, полный отстой. Но смотреть было почему-то очень весело, для раскачки публики в самом начале, возможно, и оправданный ход организаторов программы.
SYNTH-ETIK. На сцене снова проект машиниста-одиночки, по-моему, из Бельгии. Все еще пока весело просто смотреть, но уже моментами пробивается интерес и к музыкальной составляющей. За несколько большей по размерам машиной, чем у предыдущего товарища, склонился "электронный Винни-Пух" соответствующих габаритов с лихо сдвинутой назад бейсболкой. Прямолинейный бит, с нойзовыми пробуксовками, по нарастающей переходящими в ритм кузнечного пресса с очень плотным саундом. Несколько сыро и примитивно, но к концу сета публика уже двигалась в такт, а не просто наблюдала. Молодо-зелено, но, в тоже время, искренне и уже качественно.
SINA. С этого момента для меня и начался по-настоящему "Maschinenfest": помимо радости для глаз и стимула для ушей, инстинктивные телодвижения становились настойчивее и энергичнее. Устоять перед харизмой немецкого дуэта было невозможно, особенно перед призывами очаровательной и раскрепощенной фронтменши SINA. Танцевальный ритмический нойз из жестких, дистортированных трип-хоп/drum-n-noise-ритмструктур, с взрывоподобными техноидными перкуссионными атаками, прохладными машинными лупами, скрежетом и развлечениями с электронными битами и эффектами заставили публику самоотверженно "рубиться" на одном дыхании. Агрессивный вокал Sina не имеет ничего общего с привычной мелодикой женского голоса, больше напоминает подвергнутые мутациям через дисторшн и эхо-эффекты крики-речитативы, упакованные в эмоциональные, мрачные, кибернетические спецэффекты техноидного происхождения. "Гостья из будущего" с окрашенными в малиновый цвет стрижеными волосами, в черном костюме футуристической космической рейнджерши с небрежно накинутым на шею черным классическим мужским галстуком увлекала за собой всю аудиторию, с циничным юмором призывая ее "умереть за свою жизнь", как в актуальном боевике "Die Your Life". Адреналиновый индустриально-техноидный экшн, усиленный модерновым цветовым оформлением и игрой со светом, удался на славу!
M2. Cайд-проект германского drum-n-bass-террориста PANACEA, любителя дизайнерской одежды, автомобиля "Порше" и перевоплощений, окутал зал мрачным, шаманским, четкопрописанным индустриально-техноидным эмбиентом с вкраплениями шизофренических сэмплов и галлюцинаций, кристально чистых электронных текстур, прерываемых то плавно и неторопливо, то стремительно и резко взрывами тяжеленных битов. Соответствующим был и внешний вид электронных алхимиков — в этот раз Матиас выступал дуэтом: сам в красной рубашке и черном галстуке, его партнер в черной рубашке и красном галстуке, на головах у обоих некое подобие объемных солнцезащитных козырьков, которые скрывали черты и выражения лиц музыкантов, склонившихся и колдовавших перед машинами и "эпл макинтошами", связанными между собой бесконечным количеством проводов. Фактически публике пришлось пройтись по всем стадиям гипноза музыкальной природы. Было очень хорошо!
KLANGSTABIL feat. Salt. Выступление данной коллаборации лидера инновативного лейбла Ant-Zen Stefan Alt и дуета KLANGSTABIL позволило на все сто насладиться высокохудожественным арт-перфомансом аудиовизуального "от кутюр". В глубине сцены за машинами — Salt, по обе стороны от него были установлены светомузыкальные установки в виде огромных вертикальных неоновых ламп в количестве четырех штук на каждой платформе, причем они были не статичны, а подвижны. Их перемещения и манипуляции партнерами по перфомансу коррелировались со звуковыми текстурами и партитурами удивительного по красоте, мрачно-загадочного по духу, очень искреннего электро-нойз-индустриального эмбиента. "На собственной шкуре" пришлось ощутить, насколько убедительной может быть высокая сила искусства. Кульминация первой фестивальной ночи!
SOMATIC RESPONSES. Представители "туманного Альбиона" — той его части, которая зовется Уэльс, — братья-близнецы John и Paul Healy выдали "на гора" типичный для них техноидный индастриэл с накрученными ритмами и экспериментальными саунд-структурами. Электронные архитекторы прямо на сцене проектировали замысловатые саунд-конструкции, насыщенные комплексными ритмами, ломаными битами, лоскутами нойза и экспериментальными включениями синтезаторных проигрышей как бы в противовес ритм-секции. На этот раз мне показалось, что в "живом" варианте музыканты слишком уж увлекались "разрушением мелодичности" и брейкбитами. Ничего нового братья Healy не предложили, но качественную дозу ритмичной атмосферной high-tech-электроники публика получила.
HYPNOSKULL. Проект бельгийского электро-нойз-террориста Patrick Stevens по-прежнему остается одной из самых инновативных и харизматичных электро-формаций сцены. Фирменная, бескомпромиссная и супертанцевальная смесь из дистортированных перкуссионных атак, техно-грувов и драйва аналоговой электромеханики, от которой даже мурашки на теле бросаются в пляс, обеспечила "адреналиновый угар" абсолютно всем присутствовавшим в машинном зале. Фактически, HYPNOSKULL представил дух ритмического нойза во плоти. А когда на сцену выбежали подруга Patrick Stevens Mieke M. и лидер PANACEA Matias, чтобы усилить окончание сета live-речитативами в танцевальном боевике "Electronic Music Means War To Us", коллективный "контейнер человеческого разума" был на время полностью превращен в один гигантский power noise-организм. На сцене в этот момент как никогда актуальным для меня стало программное заявление музыканта: "Электронная музыка означает для меня войну, и я собираюсь драться сурово и беспощадно!" И очень кстати показался еще один его призыв: "Your Future Is My Past".
WINTERKALTE. Электронные молотобойцы завершали первый день. Руководствуясь принципом "не скучной вам ночи", дуэт устроил настоящий электронный драм-террор, прямолинейное "рубилово" смогло еще на один час отодвинуть желание уткнуться в подушку, чтобы набраться сил на следующий фестивальный день. Когда мне удалось это сделать, на часах была уже половина пятого утра…
Суббота, 5 октября, день второй: CONFIG.SYS, TARMVRED, ROGER ROTOR, DEUTSCH NEPAL, PLACID, PANACEA vs. NEEDLE SHARING, KLINIK, ARS MORIENDI
В этот день фестивальная программа должна была начаться в 18.30, поэтому в помещения бункера я спустился за полчаса до выступления первого проекта. Время прошло быстро и интересно в общении с музыкантами и исследовании рядов с дисками и прочей продукции мерчендайза.
CONFIG.SYS. Новое для меня имя. Техноидно-индустриальный тяжелый ритмический саунд по нарастающей прогрессии с четко прописанными битами и зубодробильным лязгом машин. Если в двух словах: дуэт играет очень прогрессивную по своей энергетике и техноидности музыку и делает это качественно и высокопрофессионально, в будущем надо обратить на них более пристальное внимание.
TARMVRED. Проект Jonas Johanson выступал на этот раз в расширенном составе. По ходу действия его партнер то колдовал над термовоксом, извлекая путем манипуляций ладонями в эфирном поле этого легендарного музыкального инструмента таинственные звуки, то усаживался за электронные барабаны. Саунд шведов от этого только выиграл: музыканты, облаченные в белые медицинские халаты, подобно электрохирургам разрезали электронным звуковым скальпелем атмосферные пространства тяжелого ритмического нойза с прогрессивно развивающимися по ходу треков битовыми структурами. Электрохирургическая операция прошла успешно, все пациенты из числа публики остались целы, невредимы и здоровы.
ROGER ROTOR. Еще одно из самых приятных впечатлений фестиваля. Швейцарец затянул за собой аудиторию в увлекательное путешествие по массивным и наэлектризованным ритмичным саунд-конструкциям, базирующимся на полиритмических техноидных фундаментах и синусоидальных индустриально-трэнсовых линиях. Сеанс танцевальной терапии с гипнотизирующими низкочастотными битовыми инъекциями на фоне фирменного пульсирующего минимализма характеризовался эластичностью, подвижностью, непрерывностью игривого механического драйва. По своему настроению, предложенное сауд-рандеву оказалось совсем не мрачным, а скорее задорным и юморным.
DEUTSCH NEPAL. Фронтмена легендарного проекта по кличке "Der General" ждали. Я не отношу себя к фэнам этой формации, тем не менее, простое любопытство заставило подойти поближе к сцене. Генерал выглядел несколько уставшим, немного располневшим, с намечающимся животиком, постоянно подкреплялся глотком пива из находящейся в поле его зрения на расстоянии не больше вытянутой руки бутылки или затягивался сигаретой. На белой майке была минималистичная надпись "New York 11.09.2002". Лично меня мартиальные напевы не впечатлили, похоже, самого генерала тоже, так как он прервал свое выступление намного раньше заявленного часа.
PLACID. Нойз-индустриальная команда из Мадрида PROYECTO MIRAGE в составе Alicia H. Willen и Francisco Planellas представила на этот раз свой сайд-проект PLACID, где музыканты попробовали объединить жесткие дистортированные электронные ритмы с блэк-метал-хоп-вокалом и "живой" бас-гитарой. Горячей испанской крови выплеснули с избытком, бесшабашная Alicia — вся в черном на этот раз — была на бэк-вокале, фронтмен Hauptmuell в облике "тупака-шакура" из ада чего только не вытворял, гитарист с красным логотипом "садист" на черной майке также с успехом его оправдывал, а Francisco еле успевал рулить "машинами". Было мрачно-весело, живо и сыро, но не оригинально.
PANACEA vs. NEEDLE SHARING и KLINIK я наблюдал отрывочно, так как познакомился с ребятами из Литвы и Латвии и мы немного поболтали о наших "домашних" сценах, а также поделились впечатлениями от происходящего на празднике машин. Но проект, который был заявлен на конец второй фестивальной ночи, никто из нас пропустить не собирался, поэтому минут за десять до начала мы уже стояли перед сценой в ожидании интернациональной коллаборации ARS MORIENDI германского нойз-фетишиста Andreas Schramm и его друзей из SYNAPSCAPE, MORGENSTERN и MONOKROM.
ARS MORIENDI. Концептуальная оргия электронных машин, моментами усиленная "живыми" гитарами, спец-драм-средствами в виде двух металлических 200-литровых бочек из-под машинного масла, по которым удары наносились как "колотушками", так и железными массивными цепями, атмосферу Армагеддона нагнетали чередующиеся потусторонние женские и мужские вокалы. На сцене одновременно работали 5 музыкантов. В выступлении нашли свое отражение практически все известные ритмическо-текстурные разновидности жесткой и авангардной нойз-музыки. Призрачно-эмбиентными щупальцами коснулись каждого в публике, в зале повис мрачный плотный нойзовым туман. Из которого по нарастающей прогрессии сначала пошел тревожный дождь, переросший в ливень многотонной тяжести сурового ритмического нойз-индастриэла с сильно искаженными вокодерами. Затем вообще обрушился настоящий град из дистортированных костедробильных ритмов. Благо на фесте была подготовленная публика, поэтому выжили все. Более того, музыкантов не хотели отпускать и Andreas Schramm пришлось снова выйти на сцену и некоторое время в одиночку импровизировать с машинами, затем его поддержали ребята из SYNAPSCAPE и получился еще на минут сорок незапланированный индустриальный джэм. Когда "в конце концов" я взглянул на часы, была снова половина пятого утра…
Воскресенье, 6 октября, день третий: DIE NEUE SACHLICHKEIT, THIS MORN OMINA, XABEC, MIMETIC, MENTAL DISTRUCTION, VENETIAN SNARES vs. FANNY vs. HECATE, IMMINENT, VROMB
DIE NEUE SACHLICHKEIT и THIS MORN OMINA я пропустил, так как проспал, а последний день феста начинался в 15.00. Да и еще одно очень приятное знакомство с кибер-русалкой из Риги с красивым именем Эвия доставило немало приятных минут общения. Поэтому я сразу "попал" на сеанс музыкальной терапии XABEC.
XABEC. На меня комбинация экспериментального эмбиента с минималистскими звуковыми ландшафтами произвела неизгладимое впечатление прежде всего из-за своей искренности и теплоты. Manuel G. Richter имеет диплом музыкального терапевта и применяет навыки на практике. Музыку он лепит с помощью самодельных акустических инструментов, камней, фильтров, систем аналоговых модуляций, аналоговых и цифровых синтезаторов, сэмплеров, компьютера, звуков природы, натурных записей и различные электронных приборов. Звуковые абстракции, атмосферные звуки, мелодичные эмбиентные эскизы, пульсации и минималистичные нойзы позволили почувствовать себя очень комфортно.
MIMETIC. Здесь я ограничусь просто тремя словами, так как в ближайшем номере вы сможете прочитать эксклюзивный материал об этом проекте и новом альбоме, который был великолепно отыгран в "живом" варианте на фестивале: супер, супер и еще раз супер!
MENTAL DESTRUCTION. "Шведы с понятиями", на мой взгляд, несколько не вписались в программу феста, так как "блэк-рычание" и страшилки вокалиста на фоне электронных атак и запилов бас-гитары были смазаны проблемами с саундом, что-то ребята перемудрили и фронтмену приходилось орать в микрофон, который периодически отрубался, чего нельзя было сказать о поведении брутальных викингов, они продолжали играть и по ходу бороться с техническими неполадками...
VENETIAN SNARES. Безостановочные мутации электронного саунда канадца Aaron Funk и особенно неповторимые бит-синусоиды VENЕTIAN SNARES подобно всем "цветам радуги" электронной музыки сияли и переливались неповторимыми оттенками тотальной импровизации: от интенсивных порций авангардного джаза, воздушных ритмических атак огромной деструктивной силы, отвязанных сэмплов до извержения экстремальных нойз-вулканов. Поступь абсурдистского hi-tech-динозавра с отпечатками агрессивного мега-брейккора, жесткого текстепа и пулеметного drum-n-bass оставила аудиосиняки в сознании многих фэнов. Ритмические пульсации, упакованные в мрачно кривляющиеся композиции, до предела забиты сюрреалистическими нойзами, скрэтчами, отрывками оркестровой классики, "съехавшими по фазе" частотными модуляциями, забавными сэмплами, проблесками рэп-речитативов, а также психоделичными джазовыми проигрышами на пианино, саксофоне и шизофреническими "запилами" на скрипках, виолончелях и контрабасе. Танцевать под такой саунд очень сложно, легче сойти с ума...
IMMINENT. Бельгиец Оливье Моро сразу же заставил публику двигаться в ритме техноидно-нойз-индустриальных атак! Я решил немного отдохнуть и подготовить себя к "волшебству" канадца Hugo Girard.
VROMB. Монреальский саунд-архитектор Hugo Girard подарил публике "праздника машин" изумительно красивый звуковой экшн экспериментального плана. Фактически, все были пусть и пассивными, но соучастниками выстраивания технологической цепочки по выращиванию машинного саунда: кристально-чистые техноидные ритмы, миниатюрные эмбиентные бит-инсталляции, разнообразные частотные модуляции, сюрреалистические звуки, которые то затихают, то нарастают, но не прекращаются ни на секунду, заставляя всех находиться на гребне отличного звукового драйва, мутирующего в состояние жесткого транса. Ритмично "капающие" электронные звуки, то пульсирующие, то вибрирующие или шуршащие, увлекают за собой в мир чистой механики, атмосферу тотального техногипнотизма и мрачной фантастики. Обострение всех пяти человеческих чувств достигает своего апогея и разливает по телу странные электрические токи и вибрации. Звучание VROMB очень физиологичное, его чувствуешь каждым лоскутком тела, и в какой-то момент наступает коллапс и окончательная потеря чувства реальности происходящего...
Цель "Maschinenfest" достигнута: industrial soundscapes for collapsing peoplе.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2002 год в рубрике музыкальная газета