Скоморохи
Памяти безвременно ушедших из жизни музыкантов группы СКОМОРОХИ “Кота”, “Толстого”, “Клима” посвящается…

Июль 1968 года. Экспедиция СКОМОРОХОВ к "руинам русской избы".
Слева направо: Шмуля, Лысый, Витен, Толстый, Боб, Энди.


В конце 60-х годов Москву захлестнула эпидемия рока. Бит-клубы возникали чуть ли не каждый месяц, но тут же закрывались опасливым начальством. Людям в строгих костюмах было от чего прийти в ужас... Такого не было ни до, ни после... Сотни дворовых групп, тысячи гитар, сотни тысяч поклонников и поклонниц. Натуральный бум, сродни стихийному бедствию. День рождения одного из бит-клубов в столице вызвал к жизни список из более чем 250 названий коллективов.

Ситуация была во многом схожа со Штатами образца 1964 года. Тогда, под влиянием BEATLES, ROLLING STONES и других "Героев Британского Вторжения", американские подростки тоже решили играть музыку собственного сочинения. Движение приняло мощный всеамериканский характер и вошло в историю рок-музыки под названием "гаражный рок". В каждом заштатном городишке могло существовать от нескольких десятков до нескольких сотен подобных групп. Для более яркой картины приведем такой пример. Во времена расцвета бит-бума только в Британии, в одном Ливерпуле, базировалось около 400 только известных коллективов. Благодаря местным региональным независимым студиям грамзаписи, от американских "гаражников" сохранилось достаточно много самого разного материала, который стал доступен массовому слушателю благодаря сериям таких сборников, как "Pebbles", "Sixties Rebellion", "Back From The Grave", "Nuggets", "Garage Punk Unknowns", "Sixties Archives", "Girls In Garage" и многим другим.

В свою же очередь от отечественных (читай от московских и питерских в большинстве своем) коллективов того же периода записей практически не осталось, за редким исключением. Сохранились легенды, фотографии, реликвии, воспоминания, немногочисленные упоминания в прессе и литературе. История и легенды отечественного бит-бума подменяются юбилейными торжествами "патриархов русского рока". Мы постараемся познакомить вас с тем материалом об отечественной биг-битовой сцене конца 60-х годов, который нам удалось "раскопать".
Название СКОМОРОХИ у большинства прочно ассоциируется с группой, с которой в 70-х работал Великий И Ужасный Александр Градский. Однако коллективов с подобным названием в Москве было как минимум два. Факт до недавнего времени известный лишь музыкантам-участникам "других" СКОМОРОХОВ, их соратникам-сотоварищам, да тем, кто еще помнит концерты и "сейшны" 60-х.
История второй группы, скорее всего, так и осталась бы неизвестной для широкой аудитории, а возможные упоминания о коллективе относились бы скорее к именитым "двойникам". Если бы не счастливая случайность, благодаря которой мы получили архивный материал (в том числе и фото) непосредственно из рук одного из участников "других" СКОМОРОХОВ — барабанщика "Энди".
История группы СКОМОРОХИ началась в 1966 году на станции "Чкаловская" Северной железной дороги Московской области, в одноименном поселке. Самый первый состав назывался THE BUMBLE-BEES. Ансамбль играл на "самопальных" электрогитарах и примитивной ударной установке, состоявшей из пионерского барабана и единственной тарелки. В состав группы входили одноклассники, учащиеся 10 класса школы # 12: Владимир Витенко, "Петя", "Витен" — лидер-гитара, вокал; Борис Архипенко, "Боб" — ритм-гитара, лидер-вокал; Михаил Ашитков, "Майкл О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Шиит" — бас-гитара; Андрей Патаракин, "Энди Таккер" — ударные.

Естественно, что коллектив собрался под влиянием BEATLES, и в репертуар группы входили композиции BEATLES, ROLLING STONES, SHADOWS, BEACH BOYS и TROGGS. Однако команда просуществовала недолго (примерно до середины 1967 года), по причине того, что басист оставил Московский лесотехнический институт — сокращенно МЛТИ — и летом 67-го пополнил ряды Вооруженных Сил.
Параллельно THE BUMBLE-BEES существовал другой состав (название которого не сохранилось), на базе школы # 14, также состоящий из одноклассников, учеников 11 класса: Петр Мезенцев, "Пит" — лидер-гитара; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Дмитрий Попов, "Шмуля" — бас-гитара, вокал; Юрий Попов, "Кюрий" — ударные.
Эта группа исполняла песни BEATLES и ANIMALS. Она также просуществовала недолго, поскольку лидер-гитарист ушел из группы, поступив в Сасовское училище гражданской авиации.
На обломках этих двух самодеятельных ансамблей и родился коллектив, названный ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ, который быстро поменял название на СКОМОРОХИ. Все члены группы были выпускниками средних школ 1966 года, и к концу 1967 года состав СКОМОРОХОВ стабилизировался в следующем виде: Борис Архипенко, "Боб" — лидер-вокал; Владимир Витенко, "Петя", "Витен" — лидер-гитара, вокал; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Валерий Сотов, "Толстый" — электроорган, фортепиано, гитара, вокал; Дмитрий Попов, "Шмуля" — бас-гитара, вокал; Андрей Патаракин, "Энди Таккер" — ударные.
Репетиционным помещением группы являлась все та же школа # 12, аппаратурные проблемы коллектива были также решены, что называется, "с опорой на собственные силы". Являясь студентами Московского лесотехнического института, СКОМОРОХИ входили в состав агитбригады под эгидой Мытищинского РК ВЛКСМ и активно выступали с концертами в Москве и Можайском районе Московской области...
Появление в составе органиста и басиста "Шмули" стал важным событием для коллектива. Во-первых, это позволило расширить репертуар — к старым рок-н-ролльным и битовым боевикам прибавились композиции THE DOORS, APHRODITE\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S CHILD, PROCOL HARUM. Также изменились и аранжировки вещей. Песню ROLLING STONES "Paint It Black" стало возможным исполнять в версии, близкой к варианту Eric Burdon с альбома "Winds Of Change". Во-вторых, группа получила возможность знакомиться в кратчайшее время со всеми новинками, появлявшимися на мировом музыкальном рынке. Дело в том, что матушка "Шмули" была профессиональной переводчицей с итальянского языка и имела возможность привозить из Италии самые свежие пластинки. Кроме того, она могла "с голоса" переносить на бумагу тексты песен, которые СКОМОРОХИ потом включали в свою концертную программу. Таким образом, в "арсенале" группы присутствовали номера не только на английском, но и на итальянском языках, в отличие от множества других команд того времени, певших на непонятном "тарабарском" наречии и коряво пытавшихся фонетически воспроизвести английский текст песен.

Во многом, именно благодаря матушке басиста "Шмули" и сформировался репертуар СКОМОРОХОВ 1968-1969 годов. Выглядел он примерно следующим образом: "Bring It On Home To Me" — THE ANIMALS, "The House Of Rising Sun" — THE ANIMALS, "Please Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Let Me Be Misunderstood" — THE ANIMALS, "End Of The World" — APHRODITE\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S CHILD, "And I Love Her" — THE BEATLES, "O\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Key" — DAVE, DEE, DOZY, BEAKY, MICK & TEACH, "Christal Ship" — THE DOORS, "Delilah" — Tom Jones, "Sunny Afternoon" — THE KINKS, "Trouble And Tears" — MANFRED MANN, "We Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Care Say Goodbye" — PETER AND GORDON, "A Whiter Shade Of Pale" — PROCOL HARUM, "Just Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Stand It No More" — Rocky Roberts, "Paint It Black" — THE ROLLING STONES, "(I Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Get No) Satisfaction" — THE ROLLING STONES, "Ruby Tuesday" — THE ROLLING STONES, "Wooly Booly" — SAM THE SHAM AND THE PHARAONS, "Love Potion Number 9" — THE SEARCHERS, "Gimme Some Lovin\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'" — SPENCER DAVIS GROUP, "Even The Bad Times\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Good" — THE TREMELOES, "Wild Thing" — THE TROGGS, "For Your Love" — THE YARDBIRDS/HERMAN\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S HERMITS, "Auschwitz" — EQUIPE-84 (на итальянском), "Bang Bang" — EQUIPE-84 (на итальянском), "La Bambola" — Patty Pravo (на итальянском), "Ma Che Copa Abliamo Noi" — THE ROKES (на итальянском), "Rock\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Roll In States".

Кроме того: "Черные очи" — эта композиция не имела ничего общего с общеизвестной "Очи черные". Она исполнялась СКОМОРОХАМИ на армянском языке во время их концертов в Бакуриани в 1969-70 годах. "Темная ночь" — инструментальная версия. История появления этого номера в "обойме" группы весьма интересна. Во времена существования коллектива концертная программа специально утверждалась соответствующими органами и обязательно должна была содержать какое-то количество песен советских композиторов. Выбор СКОМОРОХОВ пал на "Темную ночь", а чтобы адаптировать вещь, было решено исполнять ее в инструментальной версии и звучание максимально приблизить к SHADOWS. Получился своеобразный slow dance. "Будет ласковый дождь" — собственная песня группы. Вальс на переведенные стихи из одноименного рассказа Рэя Брэдбери из "Марсианских хроник", автор — Владимир Дектярев. "Подорожник" — также творение коллектива. Слова написаны барабанщиком "Энди" и ритм-гитаристом "Лысым" в ноябре 1970 года. Полностью она называлась "Грустный взгляд подорожника". "Энди": "В то время я уже не играл в группе, но отношения с ребятами сохранились. Однажды ко мне в гости зашел "Лысый" и попросил помочь с песней. Я попробовал, что-то получилось. Это было третье или четвертое стихотворение, которое я сам написал. Сейчас их уже около тысячи".
Записей коллектива, к сожалению, не сохранилось.
Группа использовала следующие музыкальные инструменты и оборудование: бас-гитара: "Fender jazz-bass", гитара: "Иолана-стар", орган: "Юность", ударные: "Трова", бубен, усилители: "Кинап", "самострок".
Также не сохранилось никакой информации о колонках, микрофонах и тарелках. А с бас-гитарой была связана очень интересная история.
Во время одной из командировок в Италию, мать бас-гитариста "Шмули" попала на концерт группы EQUIPE-84, проходивший в небольшом клубе. После концерта, в разговоре с лидером команды Маурицио, переводчица поведала, что ее сын в СССР играет в бит-группе, исполняющей в том числе и композиции EQUIPE-84. Но, к сожалению, группа играет на самодельных инструментах. Так, в качестве дара от EQUIPE-84, к СКОМОРОХАМ попал уникальный для советских бит-групп 60-х годов инструмент "Fender jazz-bass". Однако, в декабре 1968 года "Шмуля" оставил группу, предпочтя учебу в "Строгановке", и был заменен "Котом". В это же время в армию забрали "Витена", и на его место пришел Сергей Славутский — "Гызя". Теперь все члены группы были студентами МЛТИ. Состав группы (уже предпоследний) стал выглядеть следующим образом: Борис Архипенко, "Боб" — лидер-вокал; Сергей Славутский, "Гызя" — лидер-гитара; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Валерий Сотов, "Толстый" — электроорган, фортепиано, гитара, вокал; Константин Фирсов, "Кот" — бас-гитара, вокал; Андрей Патаракин, "Энди Таккер" — ударные.

СКОМОРОХИ стали членами Московского бит-клуба, со штаб-квартирой в кафе "Молодежное" — сокращенно КМ — где они регулярно выступали с концертами.
Музыкантам посчастливилось быть свидетелями выступления культовой московской команды тех времен — СОКОЛОВ, которые стали признанными лидерами в бит-клубе КМ еще в 1967 году. "Энди": "Концерт был просто отличным. Но особенно меня потрясла их мощная версия композиции STRANGE BREW, с альбома CREAM "Disraeli Gears"... Из огромнейшего числа групп, с кем нам пришлось выступать в одно время, мне запомнились АРГОНАВТЫ, ПИЛИГРИМЫ, СКИФЫ, АЛЛЕГРО..."
Также выступления СКОМОРОХОВ проходили и в alma mater коллектива — Московском лесотехническом институте. Sessions организовывались в Москве и по области. Концерты группы периодически разгонялись, как это и было принято в то время, ревнителями социалистической законности и морали. Один раз СКОМОРОХИ играли в легендарном заведении "Времена года". Это было кафе, расположенное в парке ЦПКиО имени Горького. Работало оно до глубокой ночи, и любой желающий мог за 1 р. 50 коп. получить там коктейль и современную музыку — свою "живую" и западную в придачу. Фактически это был первый настоящий европейский дансинг, то, что впоследствии назовут дискотекой. В те времена это кафе фактически выполняло роль рок-клуба.
В составе агитбригады студенческого стройотряда МЛТИ ансамбль выступал в поселке Варда, Холмогорского района Архангельской области. СКОМОРОХИ совмещали студенческие "капустники", агитработу, концерты, игру на танцах с трудом на лесосплаве. Тогда же было написано следующее двустишие: "Мы с товарищем работали на Северной Двине/Ни х... не причиталось ни товарищу, ни мне!"
В зимние студенческие каникулы 1969 и 1970 годов СКОМОРОХИ "работали" на горнолыжном курорте Бакуриани (по линии Мытищинского РК ВЛКСМ). Но выступления 1970-го прошли уже без "Энди", который покинул группу в январе того года. Временно он ушел из музыки, но его история на этом не закончилась. Летний сезон 1974 года "Энди" отыграл в Чкаловском доме офицеров со следующим составом (название которого, к сожалению, не сохранилось): Сергей Сбоев — лидер-гитара, вокал (ранее он играл в группе КЛЮЧИ, также связанной с МЛТИ и станцией "Чкаловская". Ориентировочное время их активной творческой деятельности — 1968-1971 годы); Александр Адамович, "Адамо" — гитара, вокал; Юрий Бекетов, "Чарли старший" — бас-гитара; Андрей Патаракин "Энди" — ударные.
Репертуар ансамбля на был тот момент достаточно стандартным — BEATLES, ROLLING STONES, EQUALS, SLADE, MONKEES, и кое-что из "арсенала" ЦВЕТОВ ("Звездочка моя ясная" и т.д.).

Вторая поездка СКОМОРОХОВ в Бакуриани (1970 год) прошла в следующем составе: Борис Архипенко, "Боб" — лидер-вокал, тамбурин; Сергей Славутский, "Гызя" — лидер-гитара; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Валерий Сотов, "Толстый" — электроорган, фортепиано, гитара, вокал; Константин Фирсов, "Кот" — бас-гитара, вокал; Эдуард Климов, "Клим" — ударные.
Этот состав СКОМОРОХОВ стал последним. Зимой 1971 года группа приняла участие в рок-фестивале "Горький-71", на который коллектив отправился с "известным музыкальным критиком" (по словам Боба) Аркадием Петровым. На фестивале также играли и московские СКОМОРОХИ в составе Градский/Фокин/Саульский, поэтому наши герои "временно" переименовались в АЭРОПОРТ. Название возникло по ассоциации с Чкаловским аэродромом и одноименным произведением Артура Хейли.
"Боб": "Также на фестивале выступали АРИЭЛЬ, еще какие-то группы, названия которых уже стерлись в памяти... Почти дословно помню статью в местной газете: "После самобытной композиции "Подорожник" подмосковный АЭРОПОРТ разочаровал слушателей отдающей пошлятиной редакцией армянской народной песни "Черные очи"..."
В 1971 году группа активно играла в Москве и Московской области на концертах и танцах. Выступления коллектива проходили в клубе "Мелодия и ритм", расположенном в здании церкви на Большой Ордынке, а сами музыканты были кандидатами в члены клуба. Также группа предприняла попытку записать "Подорожник" в Государственном доме радиовещания и звукозаписи — сокращенно ГДЗР — расположенном на Малой Никитской улице.
В 1972 году по различным причинам группа СКОМОРОХИ прекратила свое существование. В настоящее время "Шмуля" уехал в США, "Кота", "Клима" и "Толстого" уже нет в живых, "Лысый" живет в Королеве, "Гызя" — в Москве, а "Энди" и "Боб" по-прежнему живут в Чкаловском.

P.S. Текст песни "Подорожник":

Слышите скрип трехколесной телеги,
Подков о бетон инвалидный стук?
С кем же теперь по безножью коллеги –
Лошадь и цокот, разрезавший слух?...

Припев:
Как мне добраться до синего моря,
Как очутиться в долине чудес,
Где пряный запах желтого зноя,
Где розы падают прямо с небес?

Снег не растает, еще не родившись,
Желтые бельма разбухших солнц
Им не остудят больные ресницы,
Слез выливая приторный морс.

Припев

В безветрии тлеет безмолвье дороги,
На листьях застыла пыльная муть...
Из подорожников светятся ноги
Жизни, присевшей в кювет отдохнуть...

Припев


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета