Gabriel, Peter Up
(p) & (c) 2002 Peter Gabriel Ltd.
11tks/71minsНу что? Честно признайтесь, страшно ведь? Настоящий первый студийный альбом Питера Гэбриэла за последние 10 долгих лет. Прошлый альбом — ярко-красный "Us", наполненный грустью неземной и мелодиями мудрыми. Родной до боли. Была еще музыка к миллениум-шоу "Ovo", отягощенная навороченными телегами и комиксами, но это ведь не альбом. А тут 11 песен, сочиненных за последние лет семь. Держите вы этот диск с красивыми прозрачными капельками в ладони дрожащей и не можете ничего придумать, вообще ничего. Глаза щурите и поскрипываете дрожащим мозгом. Там этническая музыка разных народов, наверное? — ведь эти десять лет Гэбриэл только и делал, что "world music" с масс-культурой сливал, афро-кельтами нас радовал и Дживаном Гаспаряном. Или нет — там, видимо, электронно-эмбиентный альбом. Или что-то в духе NINE INCH NAILS — мало ли? Или арт-рок многослойный, как кочан капусты? Гэбриэл тут же становится чем-то вроде Дэвида Боуи, от которого можно ожидать и киргизских акынов, и house-music. Человек, пропустивший через себя такой количество музыки, просто не способен выразить это все на одном альбоме. Сконцентрировать эту энергию глубинную в одном диске — нет, это невозможно, это ведь можно просто взорваться!
Спокойно, спокойно. Да, альбом начинается со ВЗРЫВА. Это заметно невооруженным глазом. Сначала вы слышите один большой взрыв, потом вас душат взрывами поменьше, тресками и шумами, диким напряжением. И где-то на заднем плане поет Гэбриэл. И первое впечатление — от альбома веет какой-то смурной тревожностью. Неспокойно очень и как-то непонятно. Вы слушаете один раз, второй — и ничего не понимаете. Могут возникнуть совершенно противоположные мнения. Кто-то может решить, кто в альбоме почти нет запоминающихся мелодий, что Гэбриэл повторяется (в самом деле, на этом альбоме есть отчетливые мини-клоны "Don't Give Up" и "Sledgehammer" — сами найдете, если захотите) и ведет себя странно. Кто-то скажет, что альбом гениален — и будет прав. Потому что я не знаю, кто еще мог бы такое записать. Диск звучит просто идеально. Если вы будете все время увеличивать громкость, например, то сможете расслышать все больше и больше незаметных слоев. Это даже не диск — это скорей какая-то звуковая книга, где собраны странные картинки, фотографии мелких блестящих предметов и кусочки разноцветных бумажек шероховатых фактур. И все мировые культуры, в единый кисель смешанные. Иногда думается, что Гэбриэла так переполняла эта музыка, что он хотел записать сразу ВСЕ на одном альбоме. Все свои звуковые идеи. Все странные мелодические ходы, все необычные инструменты, которые явно надарили ему подопечные музыканты из жарких стран. Все свои мысли, все вибрации мозга. Получилось слишком сложно — альбом можно слушать девяносто девять раз и врубиться только на сотый. Если бы Питер выпускал по альбому в год, эмпирического и музыкального материала, выраженного на "Up", ему бы хватило. Вот такая вот многослойность. Прислушивайтесь, прислушивайтесь, — вы найдете все, что нужно. Там даже дудук есть армянский и песня из фильма "Город ангелов", и даже шаманские танцы есть (много), а еще — Питер периода "So" ("Burn You Up, Burn You Down"), а еще — трип-хоп и фанк, и электроника, и даже баллады простые, как дождик.
А если отвлечься от всех этих слоев, остается довольно грустный альбом, состоящий из простых песен обо всем. Если послушать много раз, обязательно будут любимые. Например, первая песня-взрыв очень хороша. "Don't Leave" — просто слов нет! "More Than This" — может быть, это и есть самая Главная Песня альбома, кто его знает... Все песни очень разные (от сумасшедшего нойза до простого сочетания "голос-рояль", как в "The Drop") и иногда плохо сочетаются. Еще они плохо запоминаются, потому что очень сложные, в них целая Вселенная — сами понимаете, аршином общим не измерить. Можно только верить. А кому еще верить? Филу Коллинзу, что ли? Этот альбом — не такой яркий, как предыдущие, но гораздо более глубокий. Он не хрестоматийный, как "Us", и в чем-то ему уступает. Но, честно, он очень глобальный, и потом, — черт побери, в конце концов, это же Новый Альбом Питера Гэбриэла!..
11tks/71minsНу что? Честно признайтесь, страшно ведь? Настоящий первый студийный альбом Питера Гэбриэла за последние 10 долгих лет. Прошлый альбом — ярко-красный "Us", наполненный грустью неземной и мелодиями мудрыми. Родной до боли. Была еще музыка к миллениум-шоу "Ovo", отягощенная навороченными телегами и комиксами, но это ведь не альбом. А тут 11 песен, сочиненных за последние лет семь. Держите вы этот диск с красивыми прозрачными капельками в ладони дрожащей и не можете ничего придумать, вообще ничего. Глаза щурите и поскрипываете дрожащим мозгом. Там этническая музыка разных народов, наверное? — ведь эти десять лет Гэбриэл только и делал, что "world music" с масс-культурой сливал, афро-кельтами нас радовал и Дживаном Гаспаряном. Или нет — там, видимо, электронно-эмбиентный альбом. Или что-то в духе NINE INCH NAILS — мало ли? Или арт-рок многослойный, как кочан капусты? Гэбриэл тут же становится чем-то вроде Дэвида Боуи, от которого можно ожидать и киргизских акынов, и house-music. Человек, пропустивший через себя такой количество музыки, просто не способен выразить это все на одном альбоме. Сконцентрировать эту энергию глубинную в одном диске — нет, это невозможно, это ведь можно просто взорваться!
Спокойно, спокойно. Да, альбом начинается со ВЗРЫВА. Это заметно невооруженным глазом. Сначала вы слышите один большой взрыв, потом вас душат взрывами поменьше, тресками и шумами, диким напряжением. И где-то на заднем плане поет Гэбриэл. И первое впечатление — от альбома веет какой-то смурной тревожностью. Неспокойно очень и как-то непонятно. Вы слушаете один раз, второй — и ничего не понимаете. Могут возникнуть совершенно противоположные мнения. Кто-то может решить, кто в альбоме почти нет запоминающихся мелодий, что Гэбриэл повторяется (в самом деле, на этом альбоме есть отчетливые мини-клоны "Don't Give Up" и "Sledgehammer" — сами найдете, если захотите) и ведет себя странно. Кто-то скажет, что альбом гениален — и будет прав. Потому что я не знаю, кто еще мог бы такое записать. Диск звучит просто идеально. Если вы будете все время увеличивать громкость, например, то сможете расслышать все больше и больше незаметных слоев. Это даже не диск — это скорей какая-то звуковая книга, где собраны странные картинки, фотографии мелких блестящих предметов и кусочки разноцветных бумажек шероховатых фактур. И все мировые культуры, в единый кисель смешанные. Иногда думается, что Гэбриэла так переполняла эта музыка, что он хотел записать сразу ВСЕ на одном альбоме. Все свои звуковые идеи. Все странные мелодические ходы, все необычные инструменты, которые явно надарили ему подопечные музыканты из жарких стран. Все свои мысли, все вибрации мозга. Получилось слишком сложно — альбом можно слушать девяносто девять раз и врубиться только на сотый. Если бы Питер выпускал по альбому в год, эмпирического и музыкального материала, выраженного на "Up", ему бы хватило. Вот такая вот многослойность. Прислушивайтесь, прислушивайтесь, — вы найдете все, что нужно. Там даже дудук есть армянский и песня из фильма "Город ангелов", и даже шаманские танцы есть (много), а еще — Питер периода "So" ("Burn You Up, Burn You Down"), а еще — трип-хоп и фанк, и электроника, и даже баллады простые, как дождик.
А если отвлечься от всех этих слоев, остается довольно грустный альбом, состоящий из простых песен обо всем. Если послушать много раз, обязательно будут любимые. Например, первая песня-взрыв очень хороша. "Don't Leave" — просто слов нет! "More Than This" — может быть, это и есть самая Главная Песня альбома, кто его знает... Все песни очень разные (от сумасшедшего нойза до простого сочетания "голос-рояль", как в "The Drop") и иногда плохо сочетаются. Еще они плохо запоминаются, потому что очень сложные, в них целая Вселенная — сами понимаете, аршином общим не измерить. Можно только верить. А кому еще верить? Филу Коллинзу, что ли? Этот альбом — не такой яркий, как предыдущие, но гораздо более глубокий. Он не хрестоматийный, как "Us", и в чем-то ему уступает. Но, честно, он очень глобальный, и потом, — черт побери, в конце концов, это же Новый Альбом Питера Гэбриэла!..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2002 год в рубрике музыкальная газета