Янушкевич, Андрей & Пополам Пополам
(p) 2001 "Green House studio"
16tks/59mins
В последнее десятилетие в белорусском бардовском движении отчетливо обозначились две тенденции: 1) создание больших и малых ансамблей, исполняющих авторские песни; 2) если в конце 70-х гг. авторская песня оказала существенное влияние на интеллектуальную основу отечественной рок-музыки, то с начала 90-х наблюдается обратный процесс — рок-музыка и рок-поэзия влияют на авторскую песню. Так что уже можно говорить о возникновении нового жанра — "альтернативной авторской песни".
Наглядное подтверждение вышесказанному — проект молодого брестчанина Андрея Янушкевича (музыка, аранжировки, почти все тексты, акустическая гитара, вокал), в реализации которого приняли участие его жена Ира (бэк-вокал), Катя Хасаншина (аранжировки, электро- и акустическая гитары, бэк-вокал) и "садист-воландерист" Толик Харитонов (звук, аранжировки, электрогитара, клавишные, перкуссия).
Названию альбома (и проекта) можно давать разные толкования. Так, большая часть аранжировок принадлежит Андрею и Кате. Первая половина материала была записана в декабре 2000 г., вторая — в августе 2001-го. Символично и изображение на передней стороне обложки двух половинок яблока с лицами Андрея и Иры.
В текстах Андрея получили своеобразное преломление традиции таких поэтов как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова и Марина Цветаева. Но при всем различии литературно-художественных направлений творчество этих поэтов обладает одним качеством — музыкальностью стиха (что не могло не сказаться и на текстах Андрея). Хотя он, по собственному признанию, предпочитает не сковывать себя стилевыми и концептуальными условностями.
Это-то и определило тематическую пестроту материала. Христианские мотивы отразились в песнях "Иуда" и "Подари мне", написанных Андреем совместно с Александром Сорокиным, известным по лидской группе АВЕСТА. Образы, так характерные для русского фольклора, присутствуют в песнях "Соловейка" и "Конь". В ряде песен нашла место извечная тема несогласия индивида с окружающей действительностью ("Пополам", "Мазохизм") и обществом ("Все, что угодно", "Беглец", "Ошибка"). Песня "6655321" (потенциальный хит, кстати!) написана от лица главного героя экзистенциального романа Энтони Берджесса "Заводной апельсин". Вальс "Афелландия" — не бегство от действительности, а скорее свободный полет крылатой мысли к невидимому, неизведанному, доселе неизвестному. Наиболее сильная композиция — монументальная, почти арт-роковая "Белый свет" — представляет собой погружение в мир мрачных мистических образов. "Стеклянный круг", "Край неба" и "С добрым утром" — разные по настроению, но абстрактные композиции, как бы отражающие особенности сознания человека конца XX века, которому присущи фрагментарность, раздробленность, восприятие окружающего мира в единстве хаотических составляющих. Фразы и отдельные слова задают цепочку образов, складывающихся в воображении перципиента в целостную картину. Перечисленные характеристики позволяют классифицировать эти композиции как постмодернистские. К явным неудачам можно отнести песню "Годы молодые": трагизм предсмертного есенинского стихотворения передан Андреем в музыке недостаточно выразительно, мелодия грешит монотонностью, "топтанием на месте". Но эта песня — один из первых опытов Андрея (если не самый первый) на поприще сочинительства, написана им еще в восьмом классе. А посему не будем слишком строги.
Характеризуя альбом, нельзя оставить без внимания гибкие, пластичные, легко запоминающиеся мелодии, сильный, поставленный, интонационно богатый вокал, прозрачные подпевки, мягкие клавишные (в "Афелландии"), изящные гитарные соло, великолепные аранжировки (отдельное спасибо Кате Хасаншиной!) и безупречное качество записи (отдельное спасибо Толику Харитонову!) Работа выполнена с тончайшим вкусом. Все учтено до мелочей.
Попытка прогноза: на периферии Беларуси многие талантливые музыканты обречены на прозябание в безвестности. Есть опасение (вполне обоснованное), что и проект Андрея Янушкевича будет вынужден распространять свой альбом давно испытанным способом — при помощи обыкновенного бытового двухкассетного магнитофона либо — для приверженцев качественного звука — компьютерной техники. Поэтому трудно не согласиться с Еленой Казанцевой, написавшей:
Поэтов не надо раскручивать.
Поэзия — не карусель.
Поэтов надо заучивать
Отсель и досель.
16tks/59mins
В последнее десятилетие в белорусском бардовском движении отчетливо обозначились две тенденции: 1) создание больших и малых ансамблей, исполняющих авторские песни; 2) если в конце 70-х гг. авторская песня оказала существенное влияние на интеллектуальную основу отечественной рок-музыки, то с начала 90-х наблюдается обратный процесс — рок-музыка и рок-поэзия влияют на авторскую песню. Так что уже можно говорить о возникновении нового жанра — "альтернативной авторской песни".
Наглядное подтверждение вышесказанному — проект молодого брестчанина Андрея Янушкевича (музыка, аранжировки, почти все тексты, акустическая гитара, вокал), в реализации которого приняли участие его жена Ира (бэк-вокал), Катя Хасаншина (аранжировки, электро- и акустическая гитары, бэк-вокал) и "садист-воландерист" Толик Харитонов (звук, аранжировки, электрогитара, клавишные, перкуссия).
Названию альбома (и проекта) можно давать разные толкования. Так, большая часть аранжировок принадлежит Андрею и Кате. Первая половина материала была записана в декабре 2000 г., вторая — в августе 2001-го. Символично и изображение на передней стороне обложки двух половинок яблока с лицами Андрея и Иры.
В текстах Андрея получили своеобразное преломление традиции таких поэтов как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова и Марина Цветаева. Но при всем различии литературно-художественных направлений творчество этих поэтов обладает одним качеством — музыкальностью стиха (что не могло не сказаться и на текстах Андрея). Хотя он, по собственному признанию, предпочитает не сковывать себя стилевыми и концептуальными условностями.
Это-то и определило тематическую пестроту материала. Христианские мотивы отразились в песнях "Иуда" и "Подари мне", написанных Андреем совместно с Александром Сорокиным, известным по лидской группе АВЕСТА. Образы, так характерные для русского фольклора, присутствуют в песнях "Соловейка" и "Конь". В ряде песен нашла место извечная тема несогласия индивида с окружающей действительностью ("Пополам", "Мазохизм") и обществом ("Все, что угодно", "Беглец", "Ошибка"). Песня "6655321" (потенциальный хит, кстати!) написана от лица главного героя экзистенциального романа Энтони Берджесса "Заводной апельсин". Вальс "Афелландия" — не бегство от действительности, а скорее свободный полет крылатой мысли к невидимому, неизведанному, доселе неизвестному. Наиболее сильная композиция — монументальная, почти арт-роковая "Белый свет" — представляет собой погружение в мир мрачных мистических образов. "Стеклянный круг", "Край неба" и "С добрым утром" — разные по настроению, но абстрактные композиции, как бы отражающие особенности сознания человека конца XX века, которому присущи фрагментарность, раздробленность, восприятие окружающего мира в единстве хаотических составляющих. Фразы и отдельные слова задают цепочку образов, складывающихся в воображении перципиента в целостную картину. Перечисленные характеристики позволяют классифицировать эти композиции как постмодернистские. К явным неудачам можно отнести песню "Годы молодые": трагизм предсмертного есенинского стихотворения передан Андреем в музыке недостаточно выразительно, мелодия грешит монотонностью, "топтанием на месте". Но эта песня — один из первых опытов Андрея (если не самый первый) на поприще сочинительства, написана им еще в восьмом классе. А посему не будем слишком строги.
Характеризуя альбом, нельзя оставить без внимания гибкие, пластичные, легко запоминающиеся мелодии, сильный, поставленный, интонационно богатый вокал, прозрачные подпевки, мягкие клавишные (в "Афелландии"), изящные гитарные соло, великолепные аранжировки (отдельное спасибо Кате Хасаншиной!) и безупречное качество записи (отдельное спасибо Толику Харитонову!) Работа выполнена с тончайшим вкусом. Все учтено до мелочей.
Попытка прогноза: на периферии Беларуси многие талантливые музыканты обречены на прозябание в безвестности. Есть опасение (вполне обоснованное), что и проект Андрея Янушкевича будет вынужден распространять свой альбом давно испытанным способом — при помощи обыкновенного бытового двухкассетного магнитофона либо — для приверженцев качественного звука — компьютерной техники. Поэтому трудно не согласиться с Еленой Казанцевой, написавшей:
Поэтов не надо раскручивать.
Поэзия — не карусель.
Поэтов надо заучивать
Отсель и досель.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике музыкальная газета