Zuco 13
Грация бразилектро

Бытует мнение, что бразильская музыка — лучшая в мире. Мои изыскания в этой области также говорят в пользу данного утверждения. Сегодня Бразилия является не только ведущей футбольной державой, но и по праву претендуют на общемировое лидерство в сфере музыки. О некоторых интересных артистах я попытаюсь рассказать вам на страницах газеты — в основном это открытия, которые я сделал для себя за последние три года. Lilian Vieira приехала в Голландию из Рио-де-Жанейро в 1989 году, чтобы учиться пению в консерватории Роттердама. Как это ни странно, но именно вдали от родины девушка серьезно увлеклась музыкальной культурой Бразилии. Поначалу она выступала с музыкантами, которые также были выходцами из Южной Америки. Затем она начала пробовать смешивать ритмы традиционной самбы и красивые мелодии босса-новы с европейскими танцевальными стилями. В результате родился проект ZUCO 103 в составе бразильской вокалистки Lilian Vieira, немецкого синтезаторщика Stefan Schmidt и голландского барабанщика Stefan Kruger.

На счету группы имеется два полноформатных альбома “Outro Lado” (1999) и “Tales Of High Fever” (2002), а также ремиксовый CD “The Other Side Of Outro Lado” (2001). Все работы были изданы на бельгийском лейбле Ziriguiboom, европейской резиденции таких замечательных бразильских исполнителей как Bebel Gilberto, Suba, BOSSACUCANOVA, THE TRIO MOCOTO и Cibelle. В США альбомы ZUCO 103 издает лейбл Six Degrees Records. ZUCO 103 много гастролируют, их эклектичные электро-джазовые треки пользуется большим спросом у продвинутых по латинской линии ди-джеев, фанатов бразильских грувов и электрофриков.

Вначале предоставлю слово музыкантам. Stefan Kruger: “Я рано осознал, что не существует такого понятия как стиль. Все не заканчивается просто джазом, фанком, босса-новой или drum-n-bass. Музыка, которую мы делаем, является миксом из всех известных вам музыкальных жанров или, по крайней мере, нашей интерпретацией такового. Мы оставили свой музыкальный опыт далеко позади и постоянно открываем свежие звуки и новые грувы. Конечно, наибольшего драйва мы добиваемся, когда нам удается уловить ритм вокалов Lilian. Существует ли так называемая “новая бразильская сцена”? Наверняка, но мы не играем новую бразильскую музыку, хотя и смешиваем бразильские фолковые ритмы с современными... все началось как эксперимент — ведь мы все являемся джазовыми музыкантами, а джаз — это смесь всего. Могу сказать, что мой коллега Stefan увлекается латинской музыкой в целом, особенно глубокими ритмами... маракату, коку, босса, самбы...”. Stefan Schmidt: “Я начинал как джазовый пианист. Но я оставил уроки по совершенствованию техники игры на пианино и изучению аккордовых прогрессий, когда начал работать над музыкой ZUCO 103. Сегодня я хочу уйти настолько далеко, насколько это возможно от того, чем я занимался в прошлом”. Lilian Vieira: “Можете себе представить бразильскую девушку, которая только что прилетела из Рио... они дали мне кассету и спросили, что я могу сделать с их материалом? В тот момент у меня было странное чувство... но я ведь тоже такая странная по жизни”. ZUCO 103: “Танцевальная сцена в Голландии довольно ограничена, поэтому мы настаиваем на том, что концерты в других европейских городах являются необходимым фактором для выживания группы. Нас лучше знают за пределами страны, потому что здесь доминирует рок-культура. Мы не ощущаем поддержки со стороны местных лейблов, несмотря на то, что амстердамский клуб, в котором мы выступаем, каждый понедельник ночью всегда заполнен людьми. Мы по-прежнему находимся в глубоком андерграунде. Жители Голландии еще не воспринимают нас серьезно. Однако здесь так интересно перемешаны различные культуры, что создается очень здоровая атмосфера для творчества”.

Продолжу высказываниями из зарубежной прессы: “На CD “Outro Lado” содержится здоровая доза экспериментальной электроники и жирные босса-биты. Голос Lilian является откровением, а музыка группы не перестает исследовать мириады звуковых авеню. Группа не ищет легких путей к слушателю и преподносит один сюрприз за другим. Эти ребята достойны нести знамя Новой Бразильской волны. 10 баллов!”; “Уже поздно. Мы находимся в клубе “Cabaret Sauvage”, расположенном на периферии футуристических ландшафтов научного музея в северном Париже. Сегодня здесь проходит одна из лучших клубных вечеринок планеты под названием “Les Nuits Fauves”, вокруг много молодых, глобально мыслящих парижан, приветствующих фанк, самбу и электро-джаз. На сцене находится амстердамская группа ZUCO 103. Рожки, вертушки, барабаны и бас, гитары и бас, дух боссы и самбы в голосе Lilian Vieira, кружащейся вокруг Stefan Schmid и Stefan Krugers. Винегрет 2000!”; “На альбомах ZUCO 103 странным образом стираются границы между world music, джазом и электроникой”; “Группа является кросскультурной коллаборацией бразильской певицы Lilian Vieira, немецкого клавишника Stefan Schmid и голландского барабанщика Stefan Kruger. Душевные и медовые португальские вокалы Vieira обдают теплотой downtempo инструментальные треки, в которых присутствуют ритмы босса-новы, самбы, drum-n-bass, хип-хопа, фанка и даба”; “Это просто изумительно — музыка группы объединяет фанатов world music и бразильских грувов, поклонников танцевальной культуры и электрофриков”.

В заключение я предлагаю вам краткий обзор всех трех дисков ZUCO 103.
1.
CD “Outro Lado” укомплектован 14 свежими и элегантными песнями в богатых электронно-джазовых аранжировках. На альбоме очень интересно и инновативно смешаны ритмы drum-n-bass, фанка, боссы, самбы, хип-хопа и африканских стилей. Мелодический аспект усиливается глубокими перкуссионными линиями и теплыми синтезаторными проигрышами. Скрэтчинг, органичный нойз и яркая модерновая электроника здесь на своем месте. Голос Lilian Vieira необычайно глубок, женственен, чувствителен, идеально соответствует музыке ZUCO 103. Ее вокальные перфомансы можно сравнить с приключениями бразильской Алисы в Стране Электронных Чудес. Пластинка отличается разноплановостью репертуара и высоким полетом фантазии и эмоций. Среди песен альбома я бы выделил просто шикарную мелодичную бразильскую боссу “Fame Total” со скрипками, перкуссионными поглаживаниями, жирным басом, нежными гитарами и лиричным пением Lilian; футуристический инструментальный кроссовер из самбы, drum-n-bass и idm-электроники “Brazilectro”, такой горячий клубный номер; адреналиновые и ультраскоростные танцевальные фейерверки “Zabumba No Mar” и “Um Coco”, где во всей красе и мощи предстают современные афро-бразильские ритмы, помноженные на виртуозную европейскую технику ди-джеинга; сексуальный приджазованный титульный трек “Outro Lado” и флиртующий электро-джазовый хит
“O Homem Da Gravata Florida”; веселую и заводную easy listening мелодию “No Bar No Samba” в приятной ретро-аранжировке с характерными синтезаторными звуками и манга-настроениями; продвинутый хип-хоп “Aqua Mineral”, демонстрирующий потрясающие возможности смешения “Нового Бразильского” звучания и хип-хоповых битов; наконец, совершенно фантастическую и трудноидентифицируемую психоделично-улетную мелодичную песенку “Frustracao” с великолепными вокалами Lilian, навороченной аранжировкой, жирными басами, прогрессивными drum-n-bass-построениями. Альбом является образцово-показательным гибридом из джаза, бразильских грувов и альтернативных европейских клубных стилей.

2.CD “The Other Side Of Outro Lado” содержит ремиксы на треки из дебютного альбома. Все они ориентированы на клубные танцполы, но при этом ничего не потеряли (скорее, только приобрели!) в мелодизме, и сделаны с любовью, выдумкой, — просто великолепно. Оригинальный материал совсем не пострадал, в него словно вдохнули вторую жизнь. Где нужно, биты и брейкбиты стали глубже, быстрее и жестче, также удачно добавились красивые гитарные соло, звуки гармоник, easy listening “фишки”, электронные эффекты и синтезаторные пассажи. Lilian Vieira не поет, а живет в музыке! Наверное, именно так выглядит романтичный, мелодичный и жесткий андерграундный бразильский электро-джаз. Диск звучит очень модерново, слушается на одном дыхании и мне нравится даже чуточку больше, чем первый альбом. Лучшие ремиксы сделаны Ewan Pearson, FUNKY LOWLIVES, Hans Ravestein, DJ Git Hyper и Stefan Schmidt, Charles Webster, Tony Colman и Chris Goss.

3.Последний альбом “Tales Of High Fever” в своем звучании немножко отдалился от бразильских корней и еще глубже растворился в европейских танцевальных стилях (думайте о Dido, DE-PHAZZ, MORCHEEBA и прочем “махровом” лаундж/easy listening-мэйнстриме). Бразильские ритмы и мелодика, а также фолковая (“африканская”) манера пения Lilian все еще в достаточном количестве присутствуют в таких треках как “Peregrino”, но в музыке ZUCO 103 также появились “вражеские” элементы ритм-энд-блюза и соула. А в целом все сделано на высоком уровне. Электронные биты, джаз, трип-хоп, афробиты, комплексные и танцевальные аранжировки, запоминающиеся мелодии и яркие хиты — все это есть на альбоме. Однако мне кажется, что в жертву “модности” ZUCO 103 отчасти принесли самое ценное — бразильскую звуковую эстетику. Лучшие песни на альбоме: “Brief Passions”, “Bebete Vambora”, “Morro Eletrico” и “I Came, But…”.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета