Mystique
За дымом заводских труб

Скромность — великая добродетель, но для жизни малопригодная. Особенно тяжело быть скромным людям творческим. Ведь чтобы тебя услышали, нужно доказать звукозаписывающим компаниям, администраторам клубов, журналистам, что ты — гений. Иначе судьба твоя будет заключаться в написании музыки для себя. А это уж очень грустное занятие. Чтобы "выбиться в люди", нужно пообивать много порогов, познакомиться с нужными людьми, позиционировать себя на рынке музыкальной продукции, подстроиться где-то под потребности слушателя. Тогда тебя начнут хвалить, издавать. Да и то не факт. И тем более удивительно, когда хвалят того, кто не пробивается локтями на сцену, не требует, чтобы его называли гением, расчищали место в истории для него, любимого. Согласитесь — это редкость. Намного чаще мы встречаем противоположное. Либо презрительно-снисходительный взгляд из-за вертушек, либо завистливые возгласы вроде "Как это, ППК издали, а меня, гениального, — нет?! Чем я хуже Ди-Джеймса? Эх, жили бы в другой стране…"

Но давно уже потихонечку шуршит минская электронная тусовка по поводу одного скромного, но очень талантливого парня из Новополоцка. Тусовка шуршит, тепло о нем отзывается, рекламу посильную дает, у кого-то даже идеи издать его на лейбле интересном появляются, а новополоцкое чудо и в ус не дует! Честно в Минск приедет, отыграет — и домой, музыку писать. Главное-то для него — писать музыку, а все остальное — будь как будет.
А началось все с того, что на окруженной несколькими скандалами сборке "Overdoze" поместили композицию малоизвестного проекта MYSTIQUE. Трек ярко выделялся на сборке. Чем-то дымным, темным и в то же время свежим веяло от него. Так заявил о себе провинциально-индустриальный Новополоцк — индустриальный город, в котором кругом заводы, дым темный валит, а с ним и темные мысли. Название проекта тогда даже никто правильно прочитать не мог. А музыканту это нравилось. Но когда по всему миру начали плодиться коммерческие проекты с подобными именами, название было решено сменить. Теперь проект существует под разными марками. Треки музыканта часто кардинально друг от друга отличаются по звучанию, поэтому, чтобы людей не смущать, было решено существовать в разных ипостасях. Самой раскрученной маркой, правда, на сегодняшний день является IDECS. (Запомните это имя, — оно является гарантом приятного проведения времени в минском клубе.)
Кстати, MYSTIQUE прославился еще и тем, что не использовал компьютер в работе — только аналоговый звук. А сама идея писать электронную музыку возникла у IDECS не на пустом месте. Работать со звуком будущий электронщик начал еще в детстве…

— Мой отец — музыкант, дома постоянно были какие-то инструменты: древние электроорганы, гитары с самодельными "примочками", магнитофоны. Естественно, мне было интересно крутить всякие ручки и нажимать на клавиши. Но что-то осознанное я сделал в 93-м году. Я взял в школе два синтезатора, драм-машинку, микрофон и ревербератор. Просто стал записывать какие-то звуки. Проект MYSTIQUE появился в 96-м. Сначала я записывал шумы с радиоприемника, используя вместо микрофона старый телефон. Точно так же записал разговоры, шумы с улицы. Собственно треки появились в конце 97-го. Все они были записаны на основе именно тех шумов. Использовал только синтезатор "Roland JW-50" и микшерный пульт. Никаких компьютеров. Сводилось все "вживую".
— Сколько параллельных проектов с твоим участием работает на данный момент?
— Есть проект IDECS (или I/DEX). Практически это уже не сайд-проект, потому что именно такая музыка у меня сейчас пишется. Использую только игровую приставку "Sony Playstation". Больше ничего. Поэтому треки для I/DEX пишутся довольно быстро. А эмбиент отнимает очень много времени. Кроме I/DEX, есть очень много "одноразовых" проектов, в том числе с "живыми" музыкантами. Но пока еще рано что-либо говорить об этом.
— Пишешь ли ты еще музыку под маркой MYSTIQUE?
— Под этой маркой — нет. MYSTIQUE — это один CD. Это, скорее, даже название диска, а не проекта. Я записал продолжение MYSTIQUE в 1999-м. По звучанию эта работа напоминала предыдущую. Проект назывался SPECULUM. Сейчас я заканчиваю запись третьего эмбиентного диска. Он отличается от предыдущих и по звучанию, и по содержанию; скорее, близок к BIOSPHERE. На мой взгляд, одна из самых удачных работ. Название проекта — HARMASH: (hibernatoria).
— Как бы ты охарактеризовал свои проекты?
— С первым проектом все ясно: ambient. По поводу I/DEX ничего не могу сказать. Просто электронная музыка. Остальные проекты — все, что угодно.
— Какую музыку ты слушаешь? Есть ли исполнители, на которых ты ориентируешься?
— AUTECHRE, BIOSPHERE, BOARDS OF CANADA, Frank Bretschneider, GESCOM, JEGA, MASSIVE ATTACK, MOKIRA, MOUSE ON MARS, MUSLIMGAUZE, ORB, OVAL, POLE, RADIOHEAD, Richard Devine, SCORN, SPEEDY J, SQUAREPUSHER, UNDERWORLD, ZOVIET FRANCE. Не знаю, на кого ориентируюсь. Раньше, когда в Германии жил, — на KRAFTWERK.
— Как ты себя ощущаешь в контексте белорусской электронной сцены? Есть ли у нас, по-твоему, достойные проекты?
— Про белорусскую электронную сцену ничего не знаю, поэтому никак себя не ощущаю. Но может быть, где-нибудь в Минске она и есть. А достойные проекты, конечно, есть. Очень хорошая музыка у -ED, MILKMAN, h.h.t.p., витебских D*ISKORD и CAUSE L.
— Электронная музыка — удел одиночек (да и по сути, как само творчество). Но все же, поддерживаешь ли ты контакты с другими музыкантами-электронщиками?
— Был совместный проект с CAUSE L (LESS). Просто контактирую с -ED, MILKMAN, AUTISM, ENERGUN22, h.h.t.p., D*ISCORD, CAUSE L.
— Не тяжело ли жить в Новополоцке при отсутствии понимания музыки, которой ты занимаешься?
— Жить в Новополоцке тяжело. Но если бы я жил, например, в Минске, я не писал бы именно такую музыку. Именно такие условия и помогают творческому процессу. В Новополоцке очень много талантливых музыкантов, художников. И понимание музыки тоже есть. Естественно, не на уровне масс, но есть определенный круг слушателей.
— Что ты предпочитаешь: выступления перед публикой или сочинение музыки в тихой обстановке домашней студии?
— Редко выступаю перед публикой. Наверное, слишком много времени трачу на написание самой музыки. В Новополоцке выступать негде. В Минске, опять же, бываю редко. Правда, недавно выступал в "Разгуляе". Еще играли h.h.t.p., -ED, MILKMAN... Все было хорошо организовано. Еще — спасибо Андрею Савицкому за видео.
— Раз уж затронута тема видео, то хотелось бы узнать, какое кино ты любишь? Тебе больше по душе техно-sci-fi (в духе "Матрицы", "Блэйд-2") или фэнтэзи вроде "Властелина колец" и "Гарри Поттера"?
— Ни то, ни другое. Скорее, "Deadman" Джармуша. Люблю кино, а не спецэффекты. А от "матриц" меня клонит в сон.
— Расскажи о своих альбомах, и вообще, сделанных тобой записях.
— Первым был записан "MYSTIQUE" в 1998 году (издан в 2000-м на Delta 9), затем SPECULUM в 1999-м (не издавался), IDECS "Deform" в 2000-м (почти стал "D025 Delta 9 CD"), IDECS "lo_fi_tape_clicker_ep" в 2001-м (нигде не издавался), I/DEX "seq:xp" — новая работа, не похожая на остальные под маркой IDECS. Может быть, где-нибудь и выйдет. HARMASH "Hibernatoria" почти готов.
— Поделись своими планами.
— Планы — где-нибудь издать "seq:xp", закончить "Hibernatoria", написать еще что-нибудь.

Такой вот скромный и лаконичный музыкант. Ведь и правда, слова нужно беречь, как и звуки. Вы не найдете лишнего в треках IDECS. Все четко расставлено по своим местам. Все должно быть ясно, как черное и белое, и немного таинственно, если хотите — мистично. Черное и белое упомянуты не просто — это цвета, которые привлекают музыканта. Он не может объяснить причину, но дело, скорее всего, в контрастности. Не потому ли скромный IDECS так ярко выделяется на фоне серого дымного Новополоцка и кичливых бесталанных людей.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета