System Of A Down
Система совсем не в «дауне»

Первый альбом этих американских армян пролетел мимо нас, практически не тронув основные массы "потяжелевших" меломанов. Не посчитали нужным наши пираты вкладывать деньги в "очередных" нью-металистов, а СМИ лишь кратко отметили тот факт, что SOAD — из страны бывшего СССР. Только в 2001 году после выхода "Toxicity" все заахали да заохали: что ж за гусь такой?

Начиналось почти как у всех…

Удивительный факт, но в SOAD собрались действительно все армяне. Однако, кроме Шавараша "Шаво" Оладжяна (бас-гитара), никто не родился у себя на исторической родине. Родители же Шаво давно уже переехали в США на постоянное место жительства. Серж Танкян (вокал) и Джон Долмаян (ударные) родились вообще в Ливане. И только отец и мать Дарона Малакяна (гитара) решили выбрать Америку местом рождения своего сына. Корни группы уходят в 1993 год, когда на одной из репетиционных студий Лос-Анджелеса абсолютно случайно встретились два незнакомых друг другу человека — Серж Танкян и Дарон Малакян. Они тут же просекли, что имеют общие корни и быстренько сошлись благодаря этому. А вот когда стало известно, что музыкальные вкусы у них практически совпадают, то решено было создавать новую армянскую диаспору. Ответственным за рупор стал Серж, тональность задавал Дарон, а ритм — Андраник Хачатурян. Название конторе решили дать SOIL.

Группа SOIL однажды очень сильно понравилась некому Шаварашу Оладжяну, работавшему тогда в банке и иногда поигрывавшему на басу. В коллективе в то время уже был собственный терзатель четырехструнной гитары, и потому Шаво начинает заниматься делами группы, по-ихнему менеджментом или пиаром. В 1995 году коллектив содрогают мелкие творческие разногласия. Как итог: уход барабанщика и замена его Джоном Долмаяном и переход Шаво с призрачного поста менеджера на более весомую должность басиста. Тут музыканты узнали, что группа с таким же названием, как и у них, уже есть. Американцы ж знаете какие люди: дрожат перед законом, но свои права знают. В данном случае Фемида была явно не на их стороне, и потому вывеску пришлось сменить на SYSTEM OF A DOWN. На русский можно перевести как КРАХ СИСТЕМЫ или ОТСТАЛАЯ СИСТЕМА, но на деле все намного сложнее. "Victims Of A Down" — так называлась поэма, которую сочинил гитарист Дарон и тут же предложил аналогично назвать банду. Все согласно закивали головами, но Серж внес небольшую корректировку, результатом чего стала замена "victim" на "system". Слово виновнику перемен: "Да, Дарон предложил нам это название, и мы выбрали слово "System" как более точное, сильное слово, оно придает названию смысл "целого" вместо отдельных людей, это общество". В конце концов, Серж предлагает людям "найти свой собственный смысл нашего названия. Это как когда мы выставляем свое произведение и говорим "что вы об этом думаете?". Тут много разных вещей на личном, на политическом уровне. Мы оставляем название свободным для толкования". Американская ментальность дала о себе знать даже в таком пустяшном деле как вывеска: "К тому же теперь наш альбом будет в секции "S", сразу после SLAYER!"

Первый концерт обновленного коллектива состоялся в легендарном клубе "Roxy" в Голливуде. Шаво, вспоминая тот сейшн, часто говорит о том, что дебют решил всю их дальнейшую судьбу как музыкантов: "Организаторы выдали нам пачку билетов для продажи, но мы в конечном счете продали в 2 раза больше. Тогда на нас обратили внимание такие группы как MANHOLE, HUMAN WASTE PROJECT и ENGINES OF AGGRESSION, мы стали получать множество положительных отзывов, и началась вся эта шумиха". Надо отметить, что рождению новой звезды нью-метала поспособствовали различные музыкальные и околомузыкальные СМИ, которые восторженно (надо сказать, вполне заслуженно) писали в то время о SOAD. "Los-Angeles Times", например, присвоили Сержу со товарищи звание "клубных взрывателей", а журнал "Hits" вообще написал, что группа — явный фаворит на открытие года. Кстати, все три выпущенные демо-записи (одна в 1996 и две в 1997) также получили очень неплохие отзывы в прессе.

…продолжалось немного по-другому…
SOAD действительно вели себя крайне энергично на сцене, чем всегда заводили публику. Но однажды они "завели" не кого-нибудь, а самого Рика Рубина, главу American Recordings. На концерт он попал случайно: его привел друг Гай Озери, босс Maverick Records. Шаво вспоминает, что в тот вечер в "Viper Room" (клуб такой в Голливуде) SYSTEM OF A DOWN произвели неизгладимое впечатление на Рубина. В зале было много других работников разных лейблов, но они дипломатично молчали насчет музыки коллектива, и только Рик подошел и почти что признался в любви к SOAD. Мол, давай, мужики, подписывай контракт. Ан не тут-то было! Гордая армянская кровь взыграла в жилах американцев, и предложение было отвергнуто. Надо сказать, что отказано было не ему одному, а еще парочке-другой менеджеров, что вдруг стали проявлять интерес к коллективу после Рубина. В чем была причина тех отказов, история не сохранила. Ну и поделом. Однако главный босс American Recordings покорил музыкантов тем, что продолжал ходить на все концерты SOAD как обычный фан. Даже пришел на сейшн после того, как музыканты объявили ему, что подписали контракт с другой конторой. Рика это не смутило, и он ждал. Замечу только то, что больше ничего не предлагал, видимо, выжидал МХАТ'овскую паузу.

Проницательный продюсер оказался прав на все 100%. SOAD попросились под крыло American Recordings уже совсем скоро. Рик взялся продюсировать первый альбом с названием "SYSTEM OF A DOWN", готовясь в 1998 году представить его на суд публики.
Стиль SOAD невозможно определить однозначно. В целом — это рок. Музыка SOAD уникальна в своем роде, и сравнить ее не с чем. Среди направлений, повлиявших на творчество музыкантов — практически все, начиная дэз-трэшем, хардкором, панк-роком и готикой через хип-хоп, джаз, танцевальную музыку и заканчивая электроникой, фанком, классическим роком. В музыке коллектива очень много и народной музыки от "поставщиков" из Америки, Европы, Армении, Среднего Востока. Среди фаворитов на фолковой сцене — Харут Пампукджян, культовый армянский певец. На творчество SOAD повлияло такое количество групп, что правильнее будет не называть ни одной, потому что перечислить их невозможно. Известно, что Дарон и Шаво в юности слушали разнообразный метал, панк и были фанатами KISS. Серж в детстве слушал классический рок, а также Billy Joel, Chris De Burgh, ABBA, EARTH, WIND AND FIRE, BEE GEES и т.д. Как вы думаете, что можно слепить из такого разнообразия? Я представляю, как Рик почесал репу перед рекорд-сессией и сказал примерно такое: "Мужики, в общем, этава, пишите, что в голову влезет, а?" Серж и компания бодренько влезли в студию и наваяли песен штук двадцать пять, из чего выбрали, по их мнению, самое лучшее.
Летом 1998-го наконец-то увидел свет первый полноформатник. Точно можно сказать, что успех этого альбома был спланированным. И не только благодаря широкомасштабной рекламной кампании, но и работоспособности музыкантов, постоянно устраивавших "чес" по клубам Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и других мегаполисов Америки. Также члены SOAD постоянно участвовали в каких-то компиляциях, трибьютниках и на альбомах коллег по цеху. Так что имя SYSTEM OF A DOWN уже было на слуху. Релиз по результатам продаж стал золотым в США и Европе.

Тексты SOAD — особая песня. За их создание ответственным назначен Серж. Тут у него полный полет фантазии, где Танкян раскрывается с другой стороны. Со стороны любителя двойных метафор и образов. Серж говорит так: "Темы наших песен — от политики и социальных проблем до любви и ненависти, до наркотиков" или так: "Мы открыты для любых тем. Несмотря на то, что мы считаемся тяжелой группой, мы можем, например, сделать песню о любви", а то и: "Мы не сосредотачиваемся на агрессивных эмоциях, хотя они у нас есть. Злость становится более злобной, когда вы спокойны вначале. В этом ключ к нашей динамике". Уффф, после такой философии впору просто не открывать буклет с лирикой альбома, но сделать это стоит, потому что за простотой рифмы скрываются очень интересные идеи. Как это ни странно, SOAD аполитичны. Их политика — свобода и все, что с ней связано. Свобода от интересов церкви, политиканов, корпораций даже во имя призрачных благ в будущем. Они против контроля наших тел государством. Только не надо путать с анархизмом, потому что в данном случае речь идет о "неоправданном" контроле. Но свобода в лирике Сержа все-таки имеет ограничения. Они продиктованы моральными принципами любого здравомыслящего человека: нет наркотикам, нет войнам, нет национальным розням. В песне "Needles" Танкян строит образ некоего "глиста" (образ наркотика в теле), который растет, требует все большего и в конце концов убивает организм. Серж истерично кричит в припеве: "Pull the tape worm out of your ass... HEY!" Хотя, с другой стороны, SOAD частенько имеют проблемы с полицией в связи с употреблением марихуаны.
После выхода альбома — турне, раздачи автографов и прочие купания в славе. Однако SOAD оказались до ужаса продуктивной группой, успев до выхода своего второго альбома поучаствовать в куче саундтреков ("Крик 3", "Хэви-метал 2000", "Проект ведьма Блэйр 2"), трибьютов (в "Nativity In Black 2: BLACK SABBATH" с легендарной песней "Snowblind", а также в "Loud Rocks: WU-TANG CLAN Tribute" с композицией "Shame On Tha Nigga") и нескольких компиляциях. За время перерыва между альбомами Серж "спелся" с KITTIE, (hed) P.E. и Томми Айомми, а Шаво немного "побасил" на новом полноформатнике SOULFLY. Также решено было издать два сингла с этого альбома. Ими стали "Sugar" (1998) и "Spiders" (2000).

Но настало время подумать и о втором релизе, ведь музыкантам очень важно постоянно поддерживать интерес к себе. Тем более, Рик Рубин уже устал ждать получки и начал проявлять живой интерес к состоянию дел в коллективе. В банде же все шло хорошо: песни сочинялись, концерты игрались, пиво пилось. К моменту входа в студию было написано более 30 композиций, которые решено было зафиксировать на носителе, дабы в будущем снять сливки. Рик Рубин снова стал мешать свой колдовской коктейль на основе музыкальных пристрастий коллектива... и снова оказался в выигрыше! 26 июня 2001 года на прилавки буржуйских музыкальных магазинов был выкинут свежий релиз от SOAD, и тут же сметен толпой фанатов. Такого поворота событий не ожидал даже дальновидный продюсер. Альбом за считанные месяцы становится платиной, а на концерты коллектива невозможно купить билеты, не отстояв многометровые очереди.
В интервью, предшествовавших альбому, Серж говорит, что "был бы рад даже тому, что мы продадим 50 копий", а Дарон вторит: "я буду горд за тех двух парней, что осмелятся купить наш альбом". Армянские хлопцы, конечно же, лукавили, но и сами не ожидали, что проснутся звездами. Дарон наконец-то осуществил свою давнюю мечту: выбраться из крошечной квартиры, где жил всю жизнь, купить хорошую гитару и дать с ее помощью чаду на сцене! Серж же философствует: "Я просто счастлив".

Тексты снова наворочены. В лирическом и идеологическом плане наиболее интересна композиция "A.T.W.A." о Чарльзе Мэнсоне, том самом, который создал религиозную секту, совершавшую ритуальные убийства. Но стихи не о том. Серж попытался рассказать о положительной стороне этого ужасного человека. "A.T.W.A." расшифровывается как "Animals, Trees, Water, Air". Такую организацию создал Чарльз до своего пожизненного попадания в места не столь отдаленные. У Танкяна, оказывается, есть свой таракан в голове: он боится больших городов (хоть и живет в одном из них), часто указывает людям, что для них "природа — это парк в центре города". Попытка раскрыть образ одного из загадочнейших людей современной истории — это ответ на вопрос "Почему люди начинают бесчинствовать? Может, им не хватает просто чистых синих облаков на небе или зеленой травки, не выращенной по генной технологии?" Кстати, о травке. В одной из песен на новом альбоме ("Prison Song") Серж продолжает бороться за легализацию марихуаны, пытаясь хотя бы снизить срок за ее хранение. Тема наркотиков актуальна для современной Америки, причем тема не только легких, но тяжелых. Позиция SOAD осталась неизменной: тяжелым наркотикам однозначное "нет!".
Второй альбом "системы" также проникнут темой музыкального и духовного развития. Слово Дарону, гитаристу SOAD: "Я хотел бы развиваться как композитор, и я считаю, что если мне это удастся, то я стану вполне неплохим гитаристом. Под стремлением стать хорошим гитаристом я понимаю не только необходимость мышечного развития пальцев, — скорее духовное саморазвитие. Каждый стремится по-своему достичь совершенства игры на гитаре. Если кто-то добивается этого путем становления сумасшедшим гитаристом чисто в физическом плане, то это как-то бездушно выглядит. Это не самый верный способ достижения цели". Стоит отметить, что музыкантам это удалось. "Toxicity" если и не кардинально, то отличается от своего предшественника. Мелодизм? Да, есть такое. Агрессия? Более чем!

Самой известной композицией стала одноименная с названием полноформатника. Она является хребтом основного лейтмотива всего альбома: окружающая среда и все, что с ней связано. Серж опять натужно кричит: "Disorder! Disorder", что по-нашему значит "беспорядок". Только он не дает ответ на вопрос, беспорядок ли это в окружающей среде или в наших головах? Хотя ответ и так ясен...
Группа решает снимать видео на две песни с пластинки. Выбор пал на хит "Toxicity" и более спокойную "Aerialis". Я думаю, что вы видели эти ролики, так что сюжет объяснять не стоит. Добавлю только, что активное участие в их создании принимал Серж (сразу видна его "философскость" подхода к выражению мыслей). После релиза были выпущены два сингла: "Chop Suey! (Suicide)" в 2001 году и "Toxicity" в 2002.
11 сентября 2001 года произошли сами знаете какие события. SOAD тут же откликнулись на происходящее в их стране. По слухам, одна песня их будущего альбома будет посвящена трагическим происшествиям во Всемирном торговом центре. Серж даже написал краткий пресс-релиз о его отношении к терактам в Нью-Йорке. Вот небольшой отрывок оттуда: "Я высоко ценю факт, что я могу делать то заявление, которые вы читаете сейчас. Потому что я живу в свободной стране! Всю неделю после 9/11 я обзванивал своих друзей из Нью-Йорка, задавая им только один вопрос: "С тобой все о'кей?" Удостоверившись, успокаивался. В данный момент нам всем нужно сконцентрировать свои усилия на свершении правосудия над преступниками. Я не пел бы свои песни, не жил бы вообще, не спаси добрые люди моего дедушку во времена армянского геноцида 1915 года. Давайте будем добрыми". (Последняя фраза немного противоречит мнению Сержа насчет правосудия. — От авт.)
Тем временем в делах SOAD все же произошли неприятные вещи. Еще во время записи второго альбома из студии пропали некоторые недоработанные треки. Все бы ничего, да вот какой-то хитрый товарищ догадался выложить эти композиции в Интернете, да еще и бесплатно! Само собой, интерес к ним сразу же появился. Серж и компания поначалу очень злились, просили не скачивать треки в плохом качестве, а вскоре пришли к обратному: мол, это неплохо, что люди могут услышать какие-то их наработки. А все дело заключалось в следующем: для "Toxicity" SOAD наваяли аж 33 композиции, и 16 из них остались не у дел (то есть не вышли на пластинке). Само собой, неизданные композиции представляли интерес для фанатов команды. Их смикшируют, немного обновят и выпустят отдельным альбомом.
В 2001 году SOAD стали хэдлайнерами на главном "тяжелом" фестивале — "Ozzfest". Само собой, после старикашки Ozzy. По словам Дарона, его очень сильно прет от таких больших сборных концертов, потому что на них можно вести себя, как в детском лагере, только с поправкой на алкоголь. Да, что тут сказать, все мы в какой-то степени дети…

...и пока не заканчивается
На данный момент ведется работа над новым альбомом. Точно известно, что в него войдет песня, исполненная вместе с WU-TANG CLAN "Shame". Остальное пока что хранится в тайне: никто не знает название пластинки, трек-лист, дату выхода. Но участники SOAD обещают, что выйдет она уже скоро. Что ж, пожелаем удачи нашим бывшим соотечественникам, тем более что играют они честную музыку. Честную во всех отношениях.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета