ОдС # 6, лето-осень 2000
(c) 2001 Екатерина Ишкова, Волгоград
Тираж — 200 экз., 68 с.
Новый виток в истории самиздатовского движения на территории России, Беларуси и Украины (а, возможно, и других республик бывшего СССР) приходится приблизительно на середину 90-х гг. минувшего столетия. Что-то рождается, что-то умирает — процесс вполне нормальный и естественный. А кое-что доходит издалека (что весьма радует).
У меня в руках шестая книжка волгоградского самиздатовского рок-альманаха "ОдС". Издание зародилось в 1998 году под названием "Одинокое Солнце Сюрреализма". Вскоре последнее слово отпало за ненадобностью.
По виду и форме "ОдС" напоминает фэнзин: формат А5, компьютерная верстка, ксероксный способ размножения, небольшой тираж, невысокая цена (15 руб.). Тем не менее "ОдС" — далеко не фэнзин, о чем свидетельствуют пространные, глубокие по смыслу материалы, выходящие далеко за пределы чистой информативности.
Прежде, чем приступить к обзору альманаха, отмечу его существенные стороны: во-первых, издание посвящено исключительно русскому (вернее, русскоязычному) андерграундному року. На его страницах открываются имена, о которых официозная рок-пресса (тот же "Fuzz", к примеру) если и пишет, то как-то робко, скупо, односложными характеристиками, словно боясь о них испачкаться. Во-вторых, как указано в редакционном приветствии, все альбомы и концертные записи, о которых идет речь на страницах альманаха, можно получить БЕСПЛАТНО, отправив в адрес редакции кассеты и деньги на почтовые расходы. Стало быть, не перевелись еще энтузиасты на земле русской. И я не склонен ставить знак равенства между подвижничеством и биением рыбы об лед: сам такой.
На первый взгляд, может показаться странным отсутствие в издании материалов, посвященных местной сцене. Но этому есть объяснение: в приватном телефонном разговоре с вашим покорным слугой главный редактор Катя Ишкова (она же — Волга) поведала о том, что волгоградские музыканты, теоретически заинтересованные в публикациях, на практике не прилагают к этому даже мало-мальских усилий. А на "нет" и суда нет.
Так, героями номера стали ивановцы Александр Непомнящий и Владимир Аникин, актюбинец Николай Вдовиченко (АДАПТАЦИЯ, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ), ярославец Захар Потемкин (НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ) и москвич Александр Прахов. У большинства интервью есть один несущественный недостаток — приверженность штампам в постановке вопросов. Так, Волга, задавая собеседникам одни и те же вопросы, даже не потрудилась изменять если не смысл, то хотя бы последовательность слов. Сами материалы от этого, впрочем, нисколько не пострадали. Наряду с интервью читатель имеет возможность ознакомиться и с некоторыми текстами указанных авторов.
Альманах содержит 15 рецензий на аудиозаписи групп и исполнителей, лишь 1/3 которых известна, выражаясь архаически, всесоюзному меломану: УМКА И БРОНЕВИЧОК, Ольга Арефьева и КОВЧЕГ, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, ставшая культовой еще в начале 90-х барнаульская ТЕПЛАЯ ТРАССА и набирающая обороты АДАПТАЦИЯ (чьи альбомы в настоящее время выпускаются Отделением Выход и студией "Хор"). Все остальное является достоянием лишь узкого круга посвященных: МИНИСТЕРСТВО ЛЮБВИ (Питер), Олег Медведев (Иркутск), Евгений Смирнов и Алексей Абакшин (Александров, Владимирская обл.), ТРОПА (Воронеж), СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ (Москва), Максим Крижевский (Одесса), ДРУЗЬЯ БУДОРАГИНА (Кинешма). Даты выхода отрецензированных записей — от 1998 до 2000 года. И тут дело вовсе не в низкой оперативности альманаха. Как написала Волга во вступительном обращении к читателю под названием "Ура! Мы живы!": "Настоящее не имеет ни временных, ни каких-либо других границ. Оно в Вечности" (с. 4). Высшими положительными характеристиками, с точки зрения "ОдС", являются два прилагательных — "Живой" и "Настоящий" (с чем трудно не согласиться). Но ведь у каждого может быть своя точка зрения на творчество того или иного автора. Однако вернемся к рецензиям. На мой субъективный взгляд, рецензиям, которые писали Волга и ее собратья по перу Дюша, П. Стручилин, Н. Стрельникова и М. Александрова, как раз недостает информативности. Это скорее передача личных впечатлений и переживаний от услышанного (маленький минусик тебе, Волга, как главному редактору). Но здорово уже то, что обзоры этих альбомов хоть ГДЕ-ТО публикуются.
Нашлось место в альманахе и фестивальным хроникам. "Балаклея" (Белгородская обл.), "Оскольская лира" (Старый Оскол), "Лестница" (Питер) и "Калининград In Rock" (все — 2000 г.).
Самый худший материал номера — статья о калининградском фестивале. У меня складывается такое впечатление: дало руководство задание автору (Архипу) написать статью о фесте. Он и написал, лишь бы отвязаться. Описание выступлений участников (далеко не всех, кстати) грешит излишней сухостью: у автора напрочь отсутствует личное отношение к увиденному. Что ж, главному редактору видней.
Конечно, беглый обзор не может дать полное представление о рецензируемом издании. Все-таки лучше один раз увидеть артефакт собственными глазами, чем прочитать рецензии на него в десятке изданий. А посему — ищите да обрящете.
Тираж — 200 экз., 68 с.
Новый виток в истории самиздатовского движения на территории России, Беларуси и Украины (а, возможно, и других республик бывшего СССР) приходится приблизительно на середину 90-х гг. минувшего столетия. Что-то рождается, что-то умирает — процесс вполне нормальный и естественный. А кое-что доходит издалека (что весьма радует).
У меня в руках шестая книжка волгоградского самиздатовского рок-альманаха "ОдС". Издание зародилось в 1998 году под названием "Одинокое Солнце Сюрреализма". Вскоре последнее слово отпало за ненадобностью.
По виду и форме "ОдС" напоминает фэнзин: формат А5, компьютерная верстка, ксероксный способ размножения, небольшой тираж, невысокая цена (15 руб.). Тем не менее "ОдС" — далеко не фэнзин, о чем свидетельствуют пространные, глубокие по смыслу материалы, выходящие далеко за пределы чистой информативности.
Прежде, чем приступить к обзору альманаха, отмечу его существенные стороны: во-первых, издание посвящено исключительно русскому (вернее, русскоязычному) андерграундному року. На его страницах открываются имена, о которых официозная рок-пресса (тот же "Fuzz", к примеру) если и пишет, то как-то робко, скупо, односложными характеристиками, словно боясь о них испачкаться. Во-вторых, как указано в редакционном приветствии, все альбомы и концертные записи, о которых идет речь на страницах альманаха, можно получить БЕСПЛАТНО, отправив в адрес редакции кассеты и деньги на почтовые расходы. Стало быть, не перевелись еще энтузиасты на земле русской. И я не склонен ставить знак равенства между подвижничеством и биением рыбы об лед: сам такой.
На первый взгляд, может показаться странным отсутствие в издании материалов, посвященных местной сцене. Но этому есть объяснение: в приватном телефонном разговоре с вашим покорным слугой главный редактор Катя Ишкова (она же — Волга) поведала о том, что волгоградские музыканты, теоретически заинтересованные в публикациях, на практике не прилагают к этому даже мало-мальских усилий. А на "нет" и суда нет.
Так, героями номера стали ивановцы Александр Непомнящий и Владимир Аникин, актюбинец Николай Вдовиченко (АДАПТАЦИЯ, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ), ярославец Захар Потемкин (НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ) и москвич Александр Прахов. У большинства интервью есть один несущественный недостаток — приверженность штампам в постановке вопросов. Так, Волга, задавая собеседникам одни и те же вопросы, даже не потрудилась изменять если не смысл, то хотя бы последовательность слов. Сами материалы от этого, впрочем, нисколько не пострадали. Наряду с интервью читатель имеет возможность ознакомиться и с некоторыми текстами указанных авторов.
Альманах содержит 15 рецензий на аудиозаписи групп и исполнителей, лишь 1/3 которых известна, выражаясь архаически, всесоюзному меломану: УМКА И БРОНЕВИЧОК, Ольга Арефьева и КОВЧЕГ, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, ставшая культовой еще в начале 90-х барнаульская ТЕПЛАЯ ТРАССА и набирающая обороты АДАПТАЦИЯ (чьи альбомы в настоящее время выпускаются Отделением Выход и студией "Хор"). Все остальное является достоянием лишь узкого круга посвященных: МИНИСТЕРСТВО ЛЮБВИ (Питер), Олег Медведев (Иркутск), Евгений Смирнов и Алексей Абакшин (Александров, Владимирская обл.), ТРОПА (Воронеж), СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ (Москва), Максим Крижевский (Одесса), ДРУЗЬЯ БУДОРАГИНА (Кинешма). Даты выхода отрецензированных записей — от 1998 до 2000 года. И тут дело вовсе не в низкой оперативности альманаха. Как написала Волга во вступительном обращении к читателю под названием "Ура! Мы живы!": "Настоящее не имеет ни временных, ни каких-либо других границ. Оно в Вечности" (с. 4). Высшими положительными характеристиками, с точки зрения "ОдС", являются два прилагательных — "Живой" и "Настоящий" (с чем трудно не согласиться). Но ведь у каждого может быть своя точка зрения на творчество того или иного автора. Однако вернемся к рецензиям. На мой субъективный взгляд, рецензиям, которые писали Волга и ее собратья по перу Дюша, П. Стручилин, Н. Стрельникова и М. Александрова, как раз недостает информативности. Это скорее передача личных впечатлений и переживаний от услышанного (маленький минусик тебе, Волга, как главному редактору). Но здорово уже то, что обзоры этих альбомов хоть ГДЕ-ТО публикуются.
Нашлось место в альманахе и фестивальным хроникам. "Балаклея" (Белгородская обл.), "Оскольская лира" (Старый Оскол), "Лестница" (Питер) и "Калининград In Rock" (все — 2000 г.).
Самый худший материал номера — статья о калининградском фестивале. У меня складывается такое впечатление: дало руководство задание автору (Архипу) написать статью о фесте. Он и написал, лишь бы отвязаться. Описание выступлений участников (далеко не всех, кстати) грешит излишней сухостью: у автора напрочь отсутствует личное отношение к увиденному. Что ж, главному редактору видней.
Конечно, беглый обзор не может дать полное представление о рецензируемом издании. Все-таки лучше один раз увидеть артефакт собственными глазами, чем прочитать рецензии на него в десятке изданий. А посему — ищите да обрящете.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2002 год в рубрике музыкальная газета