Novel 23
Новый электронный роман


23 августа в минском ресторане "Разгуляй" прошла вечеринка "Easy to listen. Not-1". Но это была даже не вечеринка, а скорее фестиваль. Не то чтобы музыка представленных композиторов отличалась легкостью, но что поприсутствовать на этом действе было приятно — факт. Главное, там можно было послушать и просто встретить много известных в электронно-экспериментальных кругах товарищей: AUTISM (виртуально, правда), — ED, h.h.t.p. (Андрей Савицкий), JDPS, UNC-ON (по последним данным, он переименовался в UN-OU), Fazil Tforski, DREAMLIN, Maks Retort, Combi (в роли ди-джея)… А музыка была представлена совершенно разная в диапазоне от дичайших экспериментов до мелодичных и танцевальных номеров. Спасибо организаторам за умный тактический ход: вечернюю часть программы отдали на растерзание музыкантам, а ночью уже колбасили ди-джеи. Таким образом, публика не грузилась всю ночь напролет, а попивала коктейльчики, отходя от вечернего экспериментального урагана. Хэдлайнером всего этого действа выступил московский проект NOVEL 23. Неудивительно, что в проекте одно действующее лицо — Роман Белоусов, ведь электронные музыканты чаще всего работают в одиночку. Уж такая специфика.

— Рома, расскажи, с какой программой ты приехал в Минск, какую музыку ты представил на вечеринке.

— Это что-то среднее между electro и IDM. С последнего альбома пару вещей, с нового пару вещей, и кое-что с предыдущих релизов.
— В каком стиле выдержана твоя музыка?
— Это, как я уже сказал, electro и IDM, перемешанные с детскими мелодиями.
— Как ты начал свой творческий путь? Когда пришла идея серьезно заниматься музыкой и записывать ее?
— Сначала я просто увлекался музыкой. Конечно, хотелось попробовать самому ее писать, но для этого долгое время не предоставлялось возможности. Казалось, все сложно, надо кучу синтезаторов. К тому же я был увлечен синти-поп-музыкой и думал, что обязательно надо петь романтические песни, с их помощью передавать свои чувства. А потом я через компьютерную сеть познакомился с Solar X. Он показал мне свою музыку, и это стало для меня большим открытием. Я понял, что можно передавать чувства и без слов, просто с помощью музыки. А главное, он уже тогда активно проповедовал создание электронной музыки при помощи компьютера. Конечно, тогда еще не было таких хороших звуковых карт, кучи программ, которые есть сейчас, но он заглядывал в будущее и никогда не сомневался, что все это будет. Компьютер у меня в тот момент уже был, и я понял, что компьютер — это очень много. Поэтому, имея PC и несколько старых советских синтезаторов, я начал эксперименты, записал несколько первых треков и показал их уже своему другу Solar X. Он все это послушал, сказал, что не ожидал такого услышать, и это надо срочно выпускать. Таким образом, в 1997 году, у меня вышел первый альбом на Art-Tek. Он был издан только на кассете, получил резонанс, многому меня научил (я понял, где чего надо поправить, над чем надо поработать). Через некоторое время я записал второй альбом, и он был уже более доработанным, продуманным, на мой взгляд. Он вышел на американском лейбле Pitchcadet. Туда я попал тоже случайно. Друзья вокруг мне говорили: "Почему ты не пошлешь свою музыку куда-нибудь на западный лейбл? Она вполне достойна, чтобы там выпускаться". А я всегда отмахивался: да ну, что вы, никому она не нужна. Чтобы успокоить своих друзей, я решил: ладно, пошлю. Послал всего четыре демо-кассеты на маленькие лейблы. Могу сказать, что у начинающего музыканта больше шансов попасть на маленький лейбл, чем на большой. Большие лейблы, как правило, потом переманивают и перекупают группы с маленьких лейблов. Так вот, с одного из лейблов, куда я послал демо, пришел ответ, что они хотели бы это выпустить. И действительно, они напечатали винил, он быстро разошелся. К сожалению, в нашей стране винил не очень популярен. Но я надеюсь, что мой следующий альбом выйдет на CD, и его услышат в России и близлежащих странах. Кроме этого, не так давно я открыл собственный лейбл. "Любой техно-музыкант должен открыть свой лейбл", — есть такое мнение. Я подумал, что пора открывать. А толчком послужило то, что вокруг появилось много друзей, музыкантов, музыка которых очень нравилась. Этих людей никто не горел желанием выпускать, а их музыка мне показалась очень даже подходящей для выпуска. Все музыканты зачастую очень ленивые, и если за ними не бегать, не просить: "А ну, дописывай альбом! Давай, делай демо!" — то на свет никакая музыка не появится.
— Для ротации в программе "Локомотив" ты предоставил несколько дисков. Расскажи, что каждый из них представляет?
— Первый релиз нашего лейбла был двенадцатидюймовой сплит-пластинкой NOVEL 23 и AMBIDEXTROUS (это мой старый друг, мы как раз вдвоем с ним основали лейбл). На этом виниле мы сделали по ремиксу друг на друга и по два своих трека. Получился так называемый cross-split. Мы попытались сделать его более танцевальным. Я отремикшировал AMBIDEXTROUS как раз в электро-джангловом стиле, плюс написал два электро-трека, вполне танцевальных. И AMBIDEXTROUS тоже сделал такое electro с вокодером, и один альбомный трек свой взял. Было много положительных рецензий (западных, в основном).
Следующим релизом стал альбом AMBIDEXTROUS, по стилю — классический IDM последней волны, с хрустящими неторопливыми ритмами, мелодиями, сыгранными на колокольчиках (по этим звукам часто можно узнать AMBIDEXTROUS).
Затем вышел альбом СИНТЕТИКИ. Это питерская семейная пара, Лена и Владик. На мой взгляд, очень талантливые люди. Непосредственно все мелодии сочиняет именно Лена, которая имеет музыкальное образование (что довольно редко среди техно-музыкантов). Считается, что музыкальное образование техно-музыканту не очень нужно, но Лене из СИНТЕТИКИ оно очень помогает. Действительно, когда слушаешь их музыку, понимаешь, что это — музыка. Ее можно охарактеризовать как эмбиент. Там есть, конечно, ритмы, но они очень мягкие и ненавязчивые. Основной упор сделан на мелодичность. Это просто ночная музыка. Их альбом тоже получил много хороших отзывов. Конечно, он не несет ничего принципиально нового, такую музыку писали и в 94-м году. Но потому что сейчас так никто не пишет, а людей, которые любят ту эпоху, немало, есть смысл ее сейчас выпускать.
Следующий релиз лейбла — проект SP. По-русски можно расшифровать как СХЕМА ПРОЕЗДА. Это более танцевальная музыка, построенная на электро-ритмах и мелодике, чем-то напоминающая группу ORBITAL. Тоже совершенно случайно мне попало в руки это демо. Как-то раз на работе у нас был вечер, чей-то день рождения, и поставили музыку, сказав: "У меня друг пишет такую музыку". Я услышал ее и подумал: надо же, какая замечательная музыка. Нашел этого человека, и вскоре его альбом вышел на моем лейбле. На него пока нет отзывов, потому что он вышел недавно, но, думаю, кому-то он понравится.
Уже есть много идей на будущее. Есть несколько интересных демо-материалов. Должен выйти альбом питерской группы ВЕСНА. Это новое имя из города, который известен благодаря FIZZARUM. Затем были ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ, и вот теперь — ВЕСНА. У ВЕСНЫ на американском лейбле должен выйти альбом, а другая, более мелодичная работа, выйдет у нас. Та музыка, которая у них более жесткая, с хрустящими ритмами, она как раз более востребована американцами.
— Новации чаще приживаются в Европе, например, в Англии. Но вас расслышали и выпустили именно в Америке. А с европейскими лейблами есть связи?
— Конечно. Например, мой новый альбом должен выйти во Франции. В сентябре выходит пластинка, тоже на французском лейбле, за ней должен последовать альбом. Есть предложения от английских лейблов, так что интерес из Европы есть. Более того, я считаю, что Европа к нам ближе, и выпускаться в Европе более привлекательно, чем в Штатах. Просто так получилось, что тот же Solar X свои первые пластинки выпустил в Штатах. В какой-то мере проще записаться в Америке, чем в более закрытой Европе. А европейские лейблы заметили эту музыку и обратили внимание на нас. Нормальный процесс.
— Можешь ли ты спрогнозировать развитие музыки? Замечаешь ли ты какие-то тенденции, которые становятся популярными, модными?
— Сейчас, наверное, наиболее яркое и интересное направление в экспериментальной электронике — это, как ни странно, пост-рок. Может, люди устали от электронного звука. Может, захотелось большего. По крайней мере, сейчас в Англии и на многих европейских лейблах вышло много довольно ярких альбомов, построенных именно на пост-роковой основе. Конечно, там и IDM отметился, то есть, по сути, получилось сочетание IDM-ритмов и пост-роковых гитар (размазанные гитары, которые создают мелодически красивую атмосферу). Вот, пожалуй, самое новое веяние. Сколько оно продержится, сложно спрогнозировать, но я думаю, в ближайшие два года в этом стиле что-то интересное еще появится.
— А ты мог бы назвать один новый альбом в этом стиле, который тебе нравится? Я не припомню ничего, кроме TORTOISE.
— Наверное, самый яркий альбом вышел у TELEFON TEL AVIV, он называется "Fahrenheit Fair Enough". Есть такой лейбл Hefty, он специализируется как раз на пост-роке. И дебютный альбом их группы TELEFON TEL AVIV — одна из мощнейших работ последнего времени.
— Вернемся к твоему творчеству. Какое достижение в твоей музыкальной карьере ты считаешь наивысшим? Есть ли что-то, к чему ты стремишься? Или музыка для тебя стоит на втором плане, а в жизни ты занимаешься чем-то другим?
— Нет, музыка — это самое главное увлечение. Но она не является ни работой, ни тем более средством, которое приносит деньги. Наоборот, она скорее требует денег. А чтобы были деньги на это увлечение, приходится много работать. Больше всего я был рад, когда мы сделали собственную пластинку на своем лейбле, нам удалось договориться с заводом, с дистрибьюторами, все от начала до конца сделать самим.
— Какие сейчас у тебя планы?
— Наконец дождаться выхода этого альбома. Потом последует серия концертов. Уже задумано еще два альбома, и они находятся в работе. Их надо выпустить, а там — надо подумать, куда двигаться дальше.
— Ты упомянул, что раньше слушал синти-поп. Возвращаешься ли ты к этому увлечению, или же занимаешься исключительно электронной музыкой? Какую музыку ты слушаешь сейчас?
— Синти-поп я люблю до сих пор, это музыка юности. Как была любимой группой DEPECHE MODE, так она и осталась. Я сейчас, конечно, их слушаю не так часто, как раньше, но зато с неменьшим удовольствием. А помимо электроники я с удовольствием слушаю неоклассику, готику, кельтскую музыку. То есть на электронике я никоим образом не зацикливаюсь, и в любой музыке есть мелодика или вообще дух, который меня интересует.
— Как ты относишься к танцевальной музыке?
— Нормально. Просто для меня самая танцевальная музыка — это electro, nu skool breakz, тяжелый IDM (смесь нойза и перегруженных ритмов). К ней я замечательно отношусь, хотя не все разделяют мое мнение. Периодически мне приходится ди-джеить с пластинок, и в таком случае я ставлю именно эту музыку.
— Как ты попал на белорусский фестиваль?
— Сюда меня позвал Сергей, промоутер, который очень увлечен этой музыкой. Он захотел собрать музыкантов, чтобы они хотя бы посмотрели друг на друга, как-то объединились. Ну и интерес к этой музыке привлечь. Потому что потенциальных слушателей, я не сомневаюсь, много. Они просто не знают либо о музыкантах, либо об этой музыке. Таким образом я попал в Минск (в первый раз). Это для меня радостное событие. Я с большим интересом походил, полюбовался. Приятно, что это связано с музыкой. Не будь музыки, я бы вряд ли сюда попал. Спасибо Сергею за приглашение.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета